Первое упоминание о деревянной Невской пристани относится к 1719 г., поначалу она имела вид простых деревянных мостков с перилами. В 1753 г. пристань была перестроена. В 1777 г. в ходе облицовки крепости гранитом деревянная пристань была разобрана и на ее месте по проекту инженера Р. Р. Томилова построена каменная (первые проекты перестройки относятся к 1760-м годам). Каменная пристань была построена по схеме деревянной. Мостовое строение было возведено трехпролетным с ледорезами, восьмиугольная площадка — с закругленными краями и тремя спусками. В дальнейшем её неоднократно приходилось ремонтировать, наиболее серьезные повреждения были причинены наводнением 7 ноября 1824 г. Общая длина пристани с мостом от Невской куртины составляет 37 метров, ширина лестниц на спусках - 6,2 метра, ширина проезжей части - 6,3 метра. С Невской пристанью связана традиция установки футштоков для измерения уровня воды при наводнениях. Один из городских футштоков — «рейка» с указанием «горизонта ординарной и прибылой воды» — был прибит к специальной свае у Невской пристани (1789 г.). До революции 1917 г. пристань являлась парадным морским входом в крепость. В зимний период центральную лестницу пристани закрывали пологими сходнями, позволявшими экипажам съезжать из крепости на лед Невы и наоборот. © www.spbmuseum.ru |