Строительство нового обширного комплекса Библиотеки началось после трехкратного конкурса 1927—1929 годов, когда среди представленных проектов был выбран проект архитекторов В. Щуко и В. Гельфрейха. Авторы разместили разнообразные по назначению помещения библиотеки в ряде корпусов. Так, главный вход на углу Моховой и Воздвиженки ведет в общий читальный зал с подсобными помещениями. Со стороны Воздвиженки расположены научные и читальные залы, а также административные помещения. За ними вдоль Староваганьковского переулка высится параллелепипед книгохранилища. Все эти корпуса зрительно объединены широкой охватывающей их террасой с лестницами. Система вертикальных членений то в виде столбов (портик главного входа и галерея перед внутренним световым двориком), то в виде лопаток-пилястров служит основным лейтмотивом архитектуры здания. В результате создается сложная по композиции группа, похожая на здания большого городского квартала. В процессе постройки на фасаде здания, выходящего на проспект, появились аллегорические статуи рабочего, студента, ученого, солдата и т. д. В филенках межэтажных перекрытий-поясов были помещены скульптурные изображения великих писателей и ученых. На аттике портика сделан двухъярусный скульптурный, многофигурный фриз. По обилию скульптур здание Библиотеки занимает одно из первых мест в столице, уступая лишь зданию Московского университета. Внутренние помещения Библиотеки заканчивались отделкой позднее (вплоть до 50-х гг.). Поэтому тут появились различные классицистические детали, которые были столь распространены в эти годы. © М.А. Ильин, Москва, «Искусство», М., 1970 г. |