World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

Обзор итогов осеннего аниме-сезона 2020 годадругие сезоны



Япония – страна незыблемых традиций, а традиции Востока утверждают, что весь мир – это Великое Колесо. Гнев богов, разгул стихии, капризы високосного года – все пройдет и вернется на круги своя, снова будут алеть клены-момидзи, а молодые олени в Окаяме выпрашивать еду у туристов. Осень завершает год. Это знаковый сезон для японской анимации, и нам интересно, поддержала ли осень уходящего года Белой Крысы традиции шоу-бизнеса? Чтобы ответить на данный вопрос, мы проанализировали доступные ТВ-рейтинги аниме на экранах Японии с 7 сентября по 27 декабря 2020 г., продажи первых дисков нового сезона с 28 ноября 2020 г. по 17 января 2021 г., а также изучили мнения авторов 10 наиболее авторитетных англоязычных аниме-блогов по данным порталов Feedspot и Blogging.org. В обсуждаемую выборку не вошли иностранные мультфильмы, повторные трансляции известных франшиз, мультимедийные музыкальные проекты, короткометражные аниме, произведения для маленьких зрителей, ОВА и фильмы, не выходившие осенью на ТВ, а также сериалы, чья трансляция началась слишком поздно, к примеру, в декабре – они относятся уже к зимнему сезону. При подготовке обзора использованы материалы ANN, Crunchyroll, AnimeSuki, Oricon и официальных сайтов аниме осеннего сезона. Как и в предыдущих обзорах, желая сохранить удобочитаемый формат, мы ограничили объем выборки и включили в обсуждение только самые популярные сериалы, которые расположили в порядке зрительских симпатий и маркетинговых показателей. Критики резонно указывают, что в эпоху стриминга и засилья цифрового контента продажи аниме-дисков постепенно теряют актуальность, но пока старые добрые Blu-ray и DVD не сдают позиции, да и более надежного долгосрочного показателя популярности еще не придумали.





все кадры | ролики

Принцессы-полудемоны (Yashahime: Princess Half-Demon)

Прошедшей осенью лидер японского ТВ-рейтинга определился быстро и безоговорочно – конечно же, первенство захватили симпатичные героини из сериала Hanyou no Yashahime: Sengoku Otogizoushi от студии Sunrise. Боевые девчата Това, Сэцуна и примкнувшая к ним Мороха не просто с ходу ворвались в абсолютную десятку японского анимационного ТВ-чарта, но и прочно прописались там, тесня не только всяких хитрых котяр, веселых целительниц и непонятных детективов – они на «Ван Пис» замахнулись! Каждую неделю осени приключения принцесс-полудемонов смотрели в каждом двадцатом японском домохозяйстве – и в гонке за третьим-четвертым местом рейтинга то пираты Соломенной шляпы вырывались вперед на доли процента, то бравые охотницы отыгрывали лидерство. Конечно же, успех «Принцесс» был хорошо подготовлен опытными мастерами Sunrise, которые не только «Гандамов» снимать умеют – рецепты-то давно известные. Сюжет «принцесс» основан на популярной манге «Инуяся» авторства Румико Такахаси, начавшей выходить еще в 1996 году. В сериале действуют дочери главных героев, а поддерживают их хорошо знакомые персонажи, ведь за дизайн отвечает сама мангака. При этом девушки легко прыгают между нашим временем и эпохой Сэнгоку, помогают людям, истребляют «плохих» демонов, при этом сценарий балансирует между стандартными «монстрами недели» и более глубокими ходами с разгадкой тайн прошлого и прочими «скандалами, интригами, расследованиями». Между прочим, героини ведут себя на редкость корректно, лишнего не позволяют – все же трансляция идет в прайм-тайм субботы, детское, можно сказать, время. Критики единодушно отметили, что вливание «свежей крови» помогло оживить франшизу, что не удалось сериалу 2009 года. Стоит заметить, что зарубежных зрителей рассказ о дочерях Сессёмару и Инуяси особо не тронул, но на это и расчета не было, прицел стоял исключительно на внутренний рынок. Что ж, создатели достигли цели и могут не торопиться с выпуском дисков – бокс-сет с первой половиной сериала намечен на март 2021 года.



Кролика заказывали? (Gochuumon wa Usagi Desuka? Bloom)

Конец года – не только «в багрец и золото одетые леса», это еще частая промозглая погода, сырость и слякоть, которые так хорошо бывает пересидеть за чашечкой чего-нибудь горяченького в уютном кафе. Неудивительно, что осенним чемпионом по продажам дисков стало лучшее «кафейное» аниме всех времен, а именно Gochuumon wa Usagi Desuka? Bloom от студии Encourage Films. Третий сезон «заказанного кролика» поменял ведущую студию, но магия кофе и сладостей, девичьей дружбы и простых житейских радостей никуда не делась, и уютная «Кроличья нора» в стране Небыляндии по-прежнему радушно встречает гостей. Да, с одной стороны, на манеже все те же во главе с неутомимой Кокоа и, казалось бы, про каждую героиню сериала за два предыдущих сезона мы узнали буквально все, только… раз за разом создатели доказывают, что это не так! Оказывается, железная и невозмутимая Ризэ тоже способна на подростковый бунт, Тия – самая упорная из всей компании, а малышку Тино давно мучает неочевидная проблема выбора. При этом аниме все-таки снято в жанре «моэ», потому 16-17-летние девушки периодически выглядят младшими школьницами, но, когда они поступают правильно, по-взрослому, их словам и поступкам хочется верить! Разумеется, драмы в «Кролике» совсем немного, как корицы в хорошо сваренном капучино, а большую часть сюжетного времени занимают хорошо знакомые и любимые нами общение, посиделки, незлые шутки и расслабленное времяпровождение. В целом, как поется в открывающей песне третьего сезона, в «небесном кафетерии» без перемен и истина скрыта где-то на дне чашки. Зрителям и критикам Востока и Запада аниме понравилось одинаково – приятно, что признанный столп жанра не трещит, не качается, а только растет и крепнет. Первые диски сериала вышли на европейское Рождество, и всего за две недели благодарные зрители приобрели более 7,5 тысяч копий, что сделало «Кролика в цвету» коммерческим лидером сезона*. Для экранизации манги-ёнкомы совсем неплохо, будем ждать новых встреч!



все кадры | ролики





все кадры | ролики

Волейбол (Haikyuu!! To the Top)

Вторая часть четвертого сезона популярной волейбольной саги Haikyuu!! To the Top от студий Production I.G. и V-sign также ожидаемо числилась среди фаворитов осени. Чему удивляться? Мы уже писали, что старт сериала про Сёё Хинату со товарищи закономерно оказался лидером весны-2014, последующие части эпопеи тоже достойно выступали в аниме-рейтингах. Манга-первоисточник Фурудатэ Харуити последнее время стабильно держится в десятке хит-парада, к примеру, в 2020 году реализовано 7,2 млн. томов. Но вернемся к аниме. Первая часть четвертого сезона Haikyuu!! повествовала про подготовку к большим сражениям, оказалась немного затянута и не блистала среди произведений зимы-2020, но осенью сюжет прибавил темп, начались игры с сильными соперниками и зрительское внимание вернулось. Мужской волейбол в Стране восходящего солнца в 1960-70-е был неплох, сейчас же он в глубоком кризисе, так что сериал про молодых чудо-игроков выполняет не только развлекательную, но и мотивирующую функцию! Новый «Волейбол» (как и свежий GochiUsa), одинаково высоко оценили зрители и критики Японии и зарубежья – обе аудитории отметили фирменную графику, интересные характеры, напряженную интригу, да и образовательную роль спортивного аниме не забыли. «Осенний отрезок лучше», «любимый спокон», «рекомендую всем» - вот типичные высказывания с хорошо известных ресурсов. Впрочем, если мнение зрителей из-за пределов Японии отразилось только благоприятными отзывами и голосованиями на тематических сайтах, то жители островов проголосовали звонкой иеной. По итогам двух недель продаж было реализовано более 6,9 тысяч копий первых дисков сериала. Игроки школы Карасуно этой осенью совсем немного отстали от лидера продаж, но у них все впереди!



Непутевый ученик в школе магии (Mahouka Koukou no Rettousei: Raihousha Hen)

Верные поклонники грандиозной эпопеи о магическом мире будущего с нетерпением ждали продолжения истории Тацуи и Миюки – и спустя шесть лет их мечты сбылись. Конечно, в промежутке был полнометражный фильм, но только сериал Mahouka Koukou no Rettousei: Raihousha Hen от студии 8-bit стал полноценным продолжением проекта. Знатоки франшизы были в курсе, что «арка визитеров» является промежуточной и не очень зрелищной, в ней только проявляются корни новых проблем, которые все больше привязывают юных героев к большому «взрослому» миру. Казалось бы, зная все это, сценаристы должны наизнанку вывернуться, но изложить сюжет, чтобы зрителям было интересно – ведь в 9-11 томах ранобэ Цутому Сато есть и бои, и погони, на арену выходят новые антагонисты, которые будут противостоять героям до самого эпического финала. Увы, «мастера адаптации» во главе с женщиной-режиссером Рисако Ёсида сделали все наоборот, перенося на экран авторский текст дословно, без всяких прикрас. В итоге по столице уныло бродят некие «неуловимые Джо», знакомые школьники из Первой магической косплеят по ночам марвеловских супергероев, Миюки поднимается на новые вершины обожания «братика», а Тацуя не делает вообще ничего – для него охотиться на заезжих вампиров что стрелять из пушки по воробьям. Прилетевшая на огонек американская дива мало того, что отхватила от всех по очереди, так еще чуть не попала в гарем – хорошо хоть на родину вовремя отозвали. В самом сценарии среди бестолковой суеты персонажей зияют сюжетные дыры: к примеру, одного из антигероев вычеркнули, про другого лишь упомянули, и зрители забыли его через минуту. Кое-как разобравшись с «визитерами», авторы вдруг вспомнили, кто тут Бог магии – и выдали филлер, где Тацуя силой мысли создает заново Токийскую башню. Ну, без Токийской башни, как известно, аниме не аниме, но Mahouka заслуживала большего. «Что это было?» - такой оказалась тягостная реакция большинства зарубежных зрителей. Японская аудитория, лучше знакомая с франшизой, оценила новое пришествие Сибы Тацуи куда выше, приобретя более 6,5 тысяч первых дисков всего за неделю продаж. Вдохновленные продюсеры уже объявили об экранизации «зеркальной» манги о Миюки в 2021 году.



все кадры | ролики





все кадры | ролики

Штурмовые ведьмы: На Берлин (Strike Witches: Road to Berlin)

«Сколько можно?» - устало спрашивают критики. «Столько, сколько нужно!» - бодро отвечают продюсеры и в очередной раз запускают в небо бригаду «штурмовых ведьм» в кителях и трусиках, с пропеллерами на лодыжках. Да, речь идет об очередном сезоне франшизы под длинным названием Dai 501 Tougou Sentou Koukuu Dan Strike Witches: Road to Berlin, а произвела его на свет студия David Production. Любой старожил мира аниме, прочитав такое название, уверенно ответит, что в небе над Европой действует доблестная 501-я ведьминская эскадрилья во главе с матерью-командиршей Минной-Детлиндой Вильке (чей оригинал Вольф-Дитрих Вильке сбил 162 самолета, в том числе 137 на Восточном фронте). Борются же храбрые летчицы, естественно, не с людьми, а с безликими захватчиками-Невроями, которые мало того, что явились неизвестно зачем, так еще почем зря палят красными лучами (чисто ситхи!), а после поражения красиво разлетаются белой пылью. Правда, до белой пыли надо долго стараться и превозмогать, но на то наши воительницы и воплощения лучших воздушных асов Второй мировой! По сюжету очередной отрезок хроники посвящен воздушному прикрытию марша сухопутных армий союзников на Берлин, но смотреть на избиение Невроев зрителям давно надоело, так что главную ценность сериала, как всегда, составляют угадывание оригиналов новых персонажей, повседневная жизнь, уставные и неуставные отношения, юмор и фирменные «закидоны» полюбившихся героинь. В принципе, «Мировые ведьмы» - продукт того же жанра, что и «Флотская коллекция», но тут хотя бы мировую, а не только японскую новейшую историю изучать можно. Всего через неделю продаж любители, э-э… новейшей истории приобрели почти 4,6 тысяч первых дисков с аппетитными формами «штурмовых ведьмочек» на обложках. Добрые продюсеры уверяют, что те, кому не хватило, смогут насладиться очередным сезоном полетов «мировых ведьм» уже наступившей зимой.



Магическая битва (Jujutsu Kaisen)

Сравнительно новая сёнэн-манга Jujutsu Kaisen обрела немалую популярность в Японии – к примеру, по итогам 2020 года продано более 6,7 миллионов экземпляров. Конечно, это почти в 13 раз меньше, чем у феномена последних лет, абсолютного лидера Kimetsu no Yaiba, но «Магическая битва» тоже заслужила экранизацию, и вот прошедшей осенью на малые экраны вышел одноименный сериал от студии MAPPA. Основополагающая сюжетная идея избранного, хорошего парня, несущего внутри частичку черного мага, мягко говоря, не нова. Автор манги явно вдохновлялся мальчиком-со-шрамом, да и вообще японцы к темным силам относятся проще нашего. Публика с энтузиазмом приняла бодрое боевое зрелище, а обозреватели уже после нескольких серий стали намекать, что в «Магической битве» с избытком есть то, чего не хватает анемичному второму сезону Mahouka. Что именно? Дух сёнэна! Стихия борьбы, напряжение, витающее в воздухе, сильные соперники, непредсказуемые повороты, да и бюджет анимации, по мнению опытных ценителей графики, вполне соответствовал насыщенности действия. Когда сюжет с магической школой окончательно «разогнался», строгие критики начали уже сравнивать «Битву» с Kimetsu no Yaiba, а такое сравнение дорого стоит. В целом, складывается впечатление, что студия MAPPA после «Юри на льду», последнего сезона «Титанов» и нынешнего многообещающего сёнэна медленно, но верно выходит в лигу аниме-мейджоров, что не может не радовать верных поклонников. Сериал рассчитан на два «курса», но первые диски выходят буквально на днях, и довольные продюсеры уже заявили о цифрах предзаказов на уровне 20 тысяч копий. Если информация окажется правдивой, придется менять коммерческого лидера сезона!



все кадры | ролики





все кадры | ролики

Путешествие Элейны (Majo no Tabitabi)

Сюжет и название сериала Majo no Tabitabi от студии С2С словно бы сложены из двух известных аниме – Kino no Tabi и Majo no Takkyuubin. Конечно, в первую очередь автор ранобэ Сираиси Дзёги вдохновлялся «Путешествием Кино» - он создал свою героиню Элейну, которая, ударными темпами постигнув ведьминскую науку, в 16 лет отправилась в собственное странствие, свободная как ветер, нигде надолго не задерживающаяся и ни к чему не привязывающаяся. Подобный прием описания мира с точки зрения стороннего наблюдателя, конечно, не нов, но Сирайси-сэнсэй, начав с «самиздата» на Амазоне, постепенно заинтересовал редакторов и стал популярным писателем, а серия про странствующую ведьму ныне насчитывает более 15 романов. Аниме-адаптация «Путешествия Элейны» вышла неровной – одни эпизоды понравились большинству зрителей, другие оказались явно проходными, как с «берлинской стеной», но критики и опытные ценители единодушно отметили отменную графику и неистощимую авторскую фантазию. Не зря Сирайси, по его собственным словам, в поисках вдохновения неустанно штудирует каналы путешествий во главе с National Geographic. Но, бесспорно, главную роль в успехе аниме играет ведущая героиня – несмотря на молодость, она умная, талантливая, по-житейски хитрая, в то же время может увлечься и помочь «по доброте душевной». Интересно, что создатель оригинала очень просил съемочную группу не портить произведение лишним фансервисом – и верно, в этом «роуд муви» вы не найдете ни одного «панцушота». И так есть на что посмотреть! Пока что продюсеры объявили о предзаказе примерно 5 тысяч боксов первой половины сериала, которые выходят в конце января. Если прогноз сбудется, появится надежда на продолжение, томов-то еще много!



Красавица: Унеси меня на Луну (Tonikaku Kawaii: Fly Me to the Moon)

Пока что в нашем обзоре были сплошные приключения и сюжеты с энергичным действием, а где же классическая романтика? Разумеется, ни один аниме-сезон без этого вечного жанра не обходится, и прошедшей осенью мы могли наблюдать за его достойным представителем под названием Tonikaku Kawaii: Fly Me to the Moon от студии Seven Arcs. Достаточно одного взгляда на героев и становится ясно – манга принадлежит перу Кэндзиро Хаты, создателя «Боевого дворецкого Хаятэ», а главные герои внешне – слегка переработанные версии двух ключевых персонажей его opus magnum**. Однако внутренне Наса и Цукаса совсем другие, не зря подзаголовок намекает как на известную песню Ф. Синатры (эндинг «Евангелиона», между прочим!), так и на знакомую каждому японцу легенду о принцессе Кагуе. Для оживления читательского внимания автор щедро разбросал в манге намеки на мистику, но сериал показывает лишь начало истории, где ребята встретились, поженились, а потом стали жить вместе, благодаря судьбу, которая их свела. Оба героя явно выбиваются из возрастных стереотипов – Наса суховат и рационален, Цукаса мудра и загадочна, но каждый способен удивлять других, слушать свое сердце, заботиться о любимом и укреплять новую ячейку общества – что еще нужно? Поиски жилья, знакомство с окружением каждого из молодоженов, поездка к родителям – обстановка в сериале, как сейчас принято говорить, «теплая и ламповая», как у лучших представителей старой школы! Критики похвалили создателей Tonikawa за четкое следование манге, ладно скроенный и крепко сшитый сюжет – ни убавить, ни прибавить. Зрители обоего пола и разных стран в полном объеме получили заряд положительных эмоций, а продюсеры наметили выпуск дисков сериала одним боксом в конце февраля. Информация о предзаказах пока что противоречива, но больших цифр никто не ожидает.



все кадры | ролики





все кадры | ролики

Держись крепче! Скалолазки (Iwa Kakeru! Sport Climbing Girls)

Одним из фаворитов обсуждаемого сезона было аниме про мужской волейбол, но этим список осенних споконов не исчерпывается. Интересное произведение Iwa Kakeru! Sport Climbing Girls от содружества Blade и WIT Studio рассказывало о клубе спортивного скалолазания женской старшей школы Ханамия. Покорение стенок – гость на экранах довольно редкий, но вот с фансервисом тут все в порядке – фигуристые школьницы в обтягивающих шортах и топиках ничем не уступают мастерицам тенниса или, скажем, любительницам пляжного волейбола. История же «Скалолазок» повествует о девушке по имени Кономи, которая, имея базовую балетную подготовку и отличные навыки анализа, развитые компьютерными играми, увлеклась новым спортом и добилась впечатляющих успехов, приведя школьный клуб к победе в национальном турнире. По сложившейся традиции мангака Рюдай Исидзака постарался дать каждой из основных героинь собственный неповторимый стиль восхождения – кто надеется на рост, кто на технику рук, кто на гибкость, кто на голую «физику», а еще надо правильно подбирать экипировку, уметь рассчитывать силы, грамотно использовать преимущества и скрывать слабости в командной борьбе. В общем, готовое пособие для новичков – хоть сейчас беги в магазин и ищи подходящий скалодром. Что до интриги, то ее особо и не было – с первой серии стало ясно, что чемпионками «наши» будут, осталось увидеть как. Критики снисходительно писали, что не стоит ругать молодого мангаку за штампы – превозмогание, фантастические способности и «сюжетную броню» - иначе непонятно, как команда Ханамии без сильнейшей участницы смогла «в одну калитку» обыграть всех местных звезд. Зрители получили свое зрелище, а продюсеры – шанс дальше развивать франшизу.



В подземелье я пойду, там красавицу найду!

Третий сезон известного аниме Dungeon ni Deai o Motomeru no wa Machigatte Iru Darouka III был выпущен опытнейшей студией J.C.Staff и рассказывал о новых приключении Белла и Гестии в славном городе Орарио, пристанище богов и искателей. Японские «креативные творцы» трудились не зря. Франшиза Danmachi относится к крепким середнякам фентезийного жанра, звезд с неба не хватает, но и своего не отдает. Чтобы не терять зрительский интерес, такие произведения должны все время искать новые повороты сюжета, ибо повторение одних и тех же ходов – верный путь в небытие. В представленном отрезке «семейной саги» авторы смогли удивить публику, обратившись к… монстрам! Как и сказано в названии, Белл пошел в подземелье и нашел там очередную красавицу, а она оказалась… ну, вы поняли. А что, чудовища тоже люди (см. новый жанр «девушки-монстры), тоже жить хотят, и вообще, что есть добро и зло? Тенденция, однако: толерантность и борьба за права коренных народов завоевывают аниме, а герои «Донжонов» смогли вволю поинтриговать, поприключаться и поучаствовать в финальной решающей битве, которая, конечно же, ничего не решила. Обозреватели сочли, что третий сезон слабее первого, но не хуже второго, и вообще, продолжение неизбежно. Если же говорить о предпочтениях широкой аудитории, то сериал больше понравился зарубежным зрителям. Хороших отзывов на тематических англоязычных форумах было много, а вот продажи первых дисков в Японии начались в конце декабря – и провалились, из-за мизерных цифр сайты-агрегаторы даже не смогли подсчитать статистику. Что ж, создатели в таких случаях всегда могут сказать, что аниме прорекламировало другие части франшизы, а большего и не требовалось.



все кадры | ролики



Итоги


Прошедший осенний аниме-сезон года начался в срок – и это хорошо. Что еще хорошего можно сказать про его представителей? Во-первых, мы получили бесспорного фаворита островных зрителей – Hanyou no Yashahime: Sengoku Otogizoushi, идейное продолжение культовой франшизы «Инуяся», на которой выросло уже второе поколение поклонников. Това, Сэцуна и Мороха капитально перетасовали верхнюю половину японской аниме-десятки и продолжают там оставаться. Хотя зарубежные зрители отнеслись к «принцессам-полудемонам» с меньшим энтузиазмом, все же «Сказание эпохи Сэнгоку» можно по праву назвать лидером осени.

Какой осенний сериал тогда стоит назвать победителем дискового чарта? Вопрос на самом деле непростой. Пока что на первом месте идет Gochuumon wa Usagi Desuka? Bloom, уникальный проект, каждый сезон которого не хуже предыдущего. Если же (а это дело нескольких дней) выяснится, что высокие ожидания продюсеров имели реальную основу, то коммерческим лидером осени придется объявить Jujutsu Kaisen: аниме новое, энергичное, заслужившее сравнение с Kimetsu no Yaiba – какие еще тут нужны рекомендации? В любом случае, продажи аниме-дисков падают, грандиозных 60-тысячных дебютов мы уже больше никогда не увидим.

Разочарованием сезона следует, скрепя сердце, признать Mahouka Koukou no Rettousei: Raihousha Hen. Весь съемочный коллектив понесло куда-то не туда, из первоисточника взяли все худшее, никак не попытавшись адаптировать оригинал. Не иначе, участвующие в действии паразиты сознания из иной вселенной достали продюсеров, режиссера и сценаристов. Теперь хочется узнать, во что превратится «перезагрузка» с точки зрения Миюки, намеченная на 2021 год. В случае успеха «примерной ученицы» возможно и продолжение основного сюжета.

Осенний сезон 2020 года не уронил свою плодотворную репутацию, явив зрителям несколько ярких событий в мире аниме. Так держать!



* маркетологи считают, что продажа 2-2,5 тыс. копий дисков аниме-сериала составляет предел окупаемости, продажа от 3 до 9 тыс. копий – умеренный успех, от 10 до 30 тыс. копий – несомненный коммерческий успех. Рубеж в 30 тысяч копий переходят только выдающиеся аниме.

** главное произведение, дело жизни (лат.)



© автор текста Hollow, World Art
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции





Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура