World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

Обзор итогов осеннего аниме-сезона 2019 годадругие сезоны



Осенью в Японии можно не только насладиться яркими красками листопада и цветением хризантем, но и порадовать себя дарами нового урожая. Какой же урожай дали сады, луга и делянки аниме-студий, больших и маленьких, традиционных и экспериментальных? Прошедший год Свиньи на Востоке знаковый, замыкающий 12-летний цикл, он ведь должен в итоге принести что-то значимое в закрома японской анимации? Чтобы ответить на данные вопросы, мы проанализировали доступные ТВ-рейтинги аниме на экранах Японии с 30 сентября по 29 декабря 2019 г., продажи первых дисков аниме нового сезона со 2 декабря 2019 г. по 12 января 2020 г., а также изучили мнения авторов 10 наиболее авторитетных англоязычных аниме-блогов по данным порталов Animeblogger и Blogmetrics. В обсуждаемую выборку не вошли иностранные мультфильмы, ремейки известных франшиз, мультимедийные музыкальные проекты, короткометражные аниме, произведения для маленьких зрителей, а также новые ОВА и фильмы, не выходившие осенью на ТВ. При подготовке обзора использованы материалы ANN, Crunchyroll, AnimeSuki, Oricon и официальных сайтов аниме осеннего сезона. Уже традиционно, желая сохранить удобочитаемый формат, мы ограничили объем выборки и включили в обсуждение только самые популярные сериалы, которые расположили в порядке зрительских симпатий и маркетинговых показателей.





все кадры | ролики

Моя геройская академия (Boku no Hero Academia 4)

Осень 2019 года оказалась весьма предсказуемой в плане определения фаворита на родине аниме. Мало кто сомневался, что очередной, уже четвертый сезон Boku no Hero Academia снова, как и прежде, станет чемпионом зрительских симпатий в Стране восходящего солнца. Творцы студии Bones трудились не зря, им удалось «удержать планку», соблюдая все законы жанра, которые прекрасно известны любителям и профессионалам. Главный герой Идзуку Мидория развивался медленно, но верно. Знатоки и критики единодушно отметили, что теперь, на восьмом десятке серий перед нами уже не наивный юноша со взором горящим, а полноценный молодой воин, настоящий центр команды «хороших парней». Сериал о геройской академии всю осень провел в абсолютной десятке японского ТВ-рейтинга аниме, а это, как мы уже писали, дорого стоит - только в густонаселенном центре Японии приключения ребят в серых блейзерах смотрели в каждом двенадцатом-тринадцатом доме. Зеленоволосый поборник справедливости и его друзья в сезон опавших листьев по-хозяйски расположились в первой пятерке самых популярных аниме-шоу, потеснив и малыша Конана, и всяческих хитрых котов с покемонами. Лишь лихие пираты, подняв все паруса, не дали себя догнать – но «Ван Пис» всё же азиатский феномен, а «Академия» одинаково приглянулась и восточным, и западным зрителям. Осенний ТВ-сезон приключений юных героев проторил дорогу очередному полнометражному фильму, вышедшему под Рождество и уверенно ворвавшемуся в первую тройку японского бокс-офиса, в то же время манга стала бестселлером в Северной Америке. После таких успехов продюсеры могут спокойно позабыть о традиционно низких продажах дисков ТВ-сериала – вот и сейчас, перед самым выпуском первых DVD и Blu-ray заказано не более 2 тысяч копий.*



Голубая мечта Грана (Granblue Fantasy The Animation Season 2)

Невысокие продажи видеодисков «бесконечных сёнэнов» - достаточно известный феномен. «Нельзя быть сильным везде» - гласит восточная мудрость, потому создатели «Наруто» и «Ван Писа» вряд ли тревожатся, что средние цифры продаж каждого диска не выходят за пределы 2,5 тысяч. Какой смысл расстраиваться, если героев этих франшиз и так знает каждый, они давно превратились в символы восточной поп-культуры. Путей изъятия денег у поклонников много, видеодиски – лишь один из них, из продаж не нужно делать фетиш… но и недооценивать этот показатель не стоит. Так какое же аниме стало чемпионом продаж осеннего сезона 2019 года? Этой чести удостоился сериал Granblue Fantasy The Animation Season 2 от студии MAPPA. В целом, повторилась картина весны-2017: «Геройская академия» стала чемпионом рейтинга, а «Голубая мечта» - чемпионом маркетинга. Правда, динамика оказалась противоположной: Мидория с ребятами резко прибавил и вырос в рейтинге почти вдвое, а вот Гран со товарищи снизил продажи в 4 раза – но даже так за месяц было реализовано более 17 тысяч первых дисков GranBlue. В чем феномен успеха РПГ от Cygames, давшей основу сериалу? Знатоки и критики на такие вопросы никогда не отвечают единодушно, а итоги дискуссии обычно подводят следующим образом: «Публику зацепило, и это главное». Почему второй сезон «Мечты Грана» показал не феноменальные (70 тысяч), а всего лишь неплохие (17 тысяч) цифры продаж первых дисков? Здесь ответить проще – смена студии и пропажа эффекта новизны, да и сценаристы, по мнению ценителей игры, явно схалтурили в попытках «продлить удовольствие». Что ж, забегая вперед, скажем, что на момент написания обзора ни один из новых сериалов осени 2019 года, кроме GranBlue, не вышел на пятизначные цифры продаж. Похоже, всеобщая виртуализация скоро заставит даже видеодиски высокой четкости разделить печальную судьбу дискет, кассет и грампластинок!



все кадры | ролики





все кадры | ролики

Мастера меча онлайн: Алисизация - Война в Подмирье (SAO: Alicization - WoU)

Приключения Грана и его «пати» не зря перешли к студии MAPPA - ведь заслуженный мейджор A-1 Pictures взвалил на себя нелегкое обязательство экранизировать арку «Алисизация» из знаменитой франшизы SAO Рэки Кавахары. Прошедшей осенью мы смогли лицезреть очередную стадию грандиозного проекта под названием Sword Art Online: Alicization – War of Underworld. К подвигам Кирито в игровых мирах можно относиться по-разному, но нельзя не признать, что SAO – это событие в мире массовой культуры, что подтверждается шестизначными цифрами продаж романов, высокими рейтингами аниме и жаркими дискуссиями зрителей и критиков. Книги серии были недавно названы в Японии лучшими ранобэ десятилетия, а что можно сказать о новом сезоне «Алисизации»? Классическое боевое фэнтези с превозмоганием, роялями и богами из машины, что, судя по рекламным текстам на обложке, в очередной раз «затмевает Толкина»? Или просто качественное аниме с отличной графикой, полюбившимися героями и продуманным сюжетом? Как можно понять из многочисленных обзоров и высказываний критиков и знатоков жанра – на сей раз вышло нечто среднее. Свою роль сыграл и общий замысел автора – осенняя «Война в подмирье» стоит в середине цикла, первая сюжетная кульминация уже прошла, теперь сценаристы терпеливо ведут нас к грандиозному финалу, который начнется следующей весной. Именно поэтому первая часть «Подмирья» сыграла свою роль, но не стала шедевром или прорывом – она лишь готовит почву для чего-то подобного. В целом, зрители все равно высоко оценили сериал, приобретя за две недели продаж 9,8 тысяч первых дисков. Не исключено, что и эта «Алисизация» все же преодолеет знаковый 10-тысячный рубеж.



Лазурный путь (Azur Lane)

С каждым годом аниме-индустрия все чаще обращается к экранизации популярных игр, прошедшая осень не стала исключением. Сериал Azur Lane поставлен на основе франшизы, выросшей из китайской мобильной игры по мотивам KanColle, но потом как следует адаптированной на японской почве. Студия-новичок Bibury Animation Studios, созданная Мотоки Танакой, уже проявила себя, работая над чудесным фильмом М. Синкая «Дитя погоды», а после такого опыта дебютный телесериал оказался просто легкой прогулкой. Именно легкой, потому что невозможно напрягаться, рисуя рассказ о милых девочках, олицетворяющих могучие боевые корабли. Идея, мягко говоря, не нова, но для островной нации Императорский флот, гордые имена «Микаса» или «Нагато» – это святое, истинные подданные микадо произведения о войне на море готовы смотреть бесконечно. Впрочем, даже великому флоту нужны соперники, так что инкарнации кораблей ВМФ западных варваров нам обеспечены, а там и до переигрывания Второй мировой недалеко. Конечно же, большинство поклонников игры и аниме, глядя на милых девочек, вряд ли думают о политике и альтернативной истории, у них явно другая мотивация, что и показали цифры продаж – всего за две недели «флотоводцы» приобрели более 7 тысяч первых дисков «Лазурного пути». Дело «Флотской коллекции» и «Штурмовых ведьм» живет и побеждает!



все кадры | ролики





все кадры | ролики

Судьба: Великий приказ - Вавилония (Fate/Grand Order: Babylonia)

Сколько можно издеваться над удачной франшизой, пытаясь выжать воду из камня? Как показывают реалии современного шоу-бизнеса, процесс этот бесконечен, пускай каждая новая попытка будет хуже предыдущей, но пипл-то… вы поняли. Так произошло со «Звездными войнами», «Гарри Поттером», не обошла тенденция и популярную в Японии вселенную Fate. Она, как все помнят, выросла из визуального романа, а теперь тему развивают игры куда более легкого жанра. Очередное пришествие Мастеров и Слуг под названием Fate/Grand Order: Zettai Majuu Sensen Babylonia создано студией CloverWorks по мотивам мобильной игры, в которой честный японский парень отправляется в древнюю Месопотамию спасать мир от последствий магических битв за оскверненный Грааль. В общем, Кирицугу с Широ накрутили, а мы теперь выкручивайся… Выкручиваться поклонникам понравилось, недавно вышедшая игра пользуется в Японии большой популярностью, и аниме-сериал, где мы встречаем много старых знакомых, «борозды не испортил». Гильгамеш в рассвете славы, Рин в роли богини и другие яркие персонажи гарантировали зрительский успех. Критики могли только пожимать плечами, ведь история для авторов сюжета, как и для Дюма-старшего, «лишь гвоздь, на который вешают картину», а гвоздей, чтобы спасти мир, надо вбить еще много! Первые диски сериала выйдут в конце января, но по прогнозам продюсеров общая цифра заказов уже превысила 8,1 тысячу копий. Сбудутся прогнозы или нет, но продолжение истории уже запланировано.



Психопаспорт 3 (Psycho-Pass 3)

Имя студии Production I.G давно стало знаком качества в японской аниме-индустрии, так что их очередное творение Psycho-Pass 3 поклонники ждали с нетерпением. Напомним, что «Психопаспорт» - аниме оригинальное, программное, его сюжет создан Гэном Уробути под влиянием творчества Мамору Осии и таких знаменитых фильмов-антиутопий, как «Блейдраннер», «Эквилибриум» и «Особое мнение». Если первые сезоны и первый фильм были посвящены Аканэ Цунэмори и ее пути от новичка до матерого оперативника и борца с системой, то в третьем сезоне на первый план выходят молодые инспектора, которым только предстоит разобраться, что к чему. Неослабевающее напряжение, интриги и расследования, умные антагонисты, мастерски использующие «дыры в программе» - все это определило неплохой зрительский прием нового «Психопаспорта». Критики резонно заметили, что короткий (всего 8 серий) третий сезон – лишь зачин новой арки, которая будет раскрыта в трех полнометражных фильмах под общим названием «Грешники системы». Первые диски сериала выйдут буквально на днях, предварительные заказы оцениваются пока в 4,7 тысяч копий, что для аниме без поддерживающей франшизы не так уж плохо.



все кадры | ролики





все кадры | ролики

За мной, мои герои: Часть истины (Stand My Heroes Piece of Truth)

Студия M.S.C. двадцать лет назад выделилась из состава уже упомянутой Production I.G, и выпущенный ею сериал Stand My Heroes Piece of Truth тоже внешне чем-то похож на «Психопаспорт» - одинокая старательная героиня работает в мужском коллективе, да еще в компетентных органах. Вот только это не детектив, не нуар, не антиутопия, а банальный обратный гарем, основанный на мобильной игре для девушек. Красавцы-оперативники здесь занимаются вовсе не убийствами, а наркоконтролем, а главная героиня совмещает функции искателя талантов и живой наживки – ведь на нее не действует никакая химическая «дурь», зато сшибает с ног живое мужское обаяние! Критики могли лишь добавить, что обратные гаремы бывают и поинтереснее – достаточно вспомнить Hakuoki. Впрочем, надо честно признать, что на Studio DEEN, что ни говори, трудятся мастера романтики, а на M.S.C. – всего лишь ремесленники, но публике и такого хватает. Очевидно, что девушки-фудзёси прошедшей осенью сполна получили заслуженную долю удовольствия, а продюсеры студии могли потирать руки – уже после первой недели продаж было реализовано более 3,4 тысяч копий первых дисков, предел окупаемости перейден, а дальше можно и продолжение соорудить!



Семь смертных грехов 3 (Nanatsu no Taizai: Kamigami no Gekirin)

Если уж разговор пошел о Studio DEEN, то стоит заметить, что за последние годы им не удается подобрать для экранизации произведения в своем коронном комедийно-романтическом жанре – и результат налицо, больших успехов после второго сезона Konosuba не видно и не слышно. Минувшей осенью студия DEEN вместе с помощниками со студии Marvy Jack выпустила на малые экраны третий сезон «Семи смертных грехов», который они перехватили у A-1 Pictures (мы уже писали, почему А-1 сейчас очень занята). Новый сериал, вышедший под названием Nanatsu no Taizai: Kamigami no Gekirin, был рассчитан на два сезона и развивал основную линию манги. Популярный первоисточник, отличная предшествующая экранизация, неплохо прошедший полнометражный фильм – все это вселяло в продюсеров и критиков определенный оптимизм… до выхода первых эпизодов новых «Грехов». «Надоели неубиваемые герои», «зачем эти скачки во времени?», «новая студия все испортила» - вот лишь часть комментариев, заполнивших дискуссионные борды и форумы после начала трансляции. Рейтинг нового сезона Nanatsu no Taizai стремительно покатился вниз, и тенденция сохраняется до сих пор. Так ли виновата студия с ее иной специализацией или подкачали сценаристы – покажет время, ведь сюжет еще не завершился, но зрительское внимание уже не вернуть, что наглядно демонстрируют предварительные цифры заказов первых дисков. Релиз видео должен состояться в середине февраля, а по самым оптимистичным подсчетам предзаказ пока что не превышает 1000 копий.



все кадры | ролики





все кадры | ролики

Звёздная фантазия онлайн 2 (Phantasy Star Online 2: Episode Oracle)

Студия Gonzo в японском аниме-движении похожа на героя Марка Твена, которому все время приходится опровергать слухи о собственной кончине. Прошедшей осенью ветераны бизнеса вновь дали знать о себе, выпустив вместе с помощниками из Studio Kai сериал Phantasy Star Online 2: Episode Oracle. Рисовать космические приключения опытным творцам не привыкать, плюс исходная РПГ от Sega очень популярна, так что итог вышел вполне удовлетворительным и не разочаровал продюсеров. Бравые земляне летят осваивать галактику и бороться с коварными чужаками. Да, сюжетные ходы игры и сериала буквально с бору по сосенке позаимствованы откуда только можно, включая «Звездный герб», «Макросс» и т.д., но кого сейчас таким удивишь? «Назовем это переосмыслением классики» - иронизируют немногие критики, решившие что-то написать о «Звездной фантазии». Фанаты остались довольны и отмечали, что авторы аниме тщательно проработали игровой сценарий, бережно подошли к сюжетным ходам. После первой недели продаж было реализовано более 2,1 тысяч первых дисков, а большего для раскрутки игровой франшизы особо и не нужно.



Игра Тихайи 3 (Chihayafuru 3)

Преданные поклонники каруты и ее ярой пропагандистки Тихайи Аясэ ждали шесть лет и до последнего верили, что в новом сезоне Chihayafuru студия Madhouse даст ответ на ключевой вопрос франшизы – кого же выберет будущая королева: перспективного блондина или загадочного очкастого шатена? Наивные люди! Автор манги Юки Суэцугу только разогналась, все главные бои еще впереди, при чем тут какая-то романтика? Мангака даже пожертвовала часть своего гонорара на развитие каруты в японских школах, искренне считая, что должна сделать для любимой игры не меньше, чем Хикару сделал для го, Саки – для маджонга, а Сион – для сёги. Стоит сказать честно – зрители и в Японии, и за ее пределами ждали не этого, и после начала трансляции концентрироваться на первых слогах «Ста стихотворений» им быстро надоело. Критики логично указывают: добро бы карута, как го или сёги, на самом деле была общественным явлением, развитой индустрией, отдельным миром, где живут и взаимодействуют тысячи человек – тогда на этот стержень можно было нанизать любую историю, высокие чувства там не обязательны. Но на деле мир автором манги полностью выдуман (как и мир маджонга Саки), в реальной жизни карута в Японии имеет значение не больше, чем кружки кройки и шитья. В сериале же герои только и делают, что бегают с турнира на турнир, сидят на коленях и бросают карты, на свою жизнь им, похоже, наплевать. В общем, разочарование публики трудно описать словами, но легко описать цифрами – если средние цифры продаж дисков второго сезона составляли 3,3 тысячи, то продажи первых дисков сезона третьего за три недели не вышли даже за 1,3 тысячи копий, что означает грандиозный провал.



все кадры | ролики



Итоги


Подводя итоги обзора можно сказать, что осенний сезон года Земляной Свиньи не принес богатого урожая на полях японской анимации, которые заполонили сорняки и кормовые травы. Кризис жанра, кризис идей продолжается, и аниме-индустрия страдает от него так же, как и старшие братья из мира ТВ-сериалов и игрового кино. Бедность выбора подтверждается преобладанием игровых экранизаций – в нашей осенней десятке таких набралось 50%, и ни одна из них не стала событием в мире масс-культуры. Идейную бедность сезона подчеркивает и отсутствие интриги с выбором лидеров – еще до начала осени можно было уверенно предсказать, что «Моя геройская академия» останется фаворитом японских зрителей – так оно и случилось. Крупные продажи «Голубой мечты Грана» выглядят крупными лишь на фоне кризиса, да и обусловлены они популярностью игры, заслуги авторов аниме в этом нет. Сериал «Мастера меча онлайн: Алисизация - Война в Подмирье» из лиги тяжеловесов замкнул призовую тройку, но тут скорее «стабильность – признак класса», именно эта часть арки «Алисизации» уступает остальным.

Осенний аниме-сезон всегда включает проекты с большими ожиданиями, и разочарования тут неизбежны. На наш взгляд, главных разочарований прошедшей осенью было два. Специалисты по романтике со Studio DEEN взялись не за свой раздел работы – в итоге сериал «Семь смертных грехов» потерял позиции, завоеванные предыдущими удачными сезонами. Сериал «Игра Тихайи» студию не менял, но тут подвела мангака – если творец не желает слушать пожелания публики и писать про реальную жизнь, даже волшебники студии Madhouse бессильны. Очередной, третий сезон «Игры Тихайи» полностью растратил кредит доверия и кажется, что четвертого ждать нам придется очень долго.



* маркетологи считают, что продажа 2-2,5 тыс. копий дисков аниме-сериала составляет предел окупаемости, продажа от 3 до 9 тыс. копий – умеренный успех, от 10 до 30 тыс. копий – несомненный коммерческий успех. Рубеж в 30 тысяч копий переходят только выдающиеся аниме.



© автор текста Hollow, World Art
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции





Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура