World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

Обзор итогов весеннего аниме-сезона 2019 годадругие сезоны



Весной 2019 года в Японии произошла смена императора. Всю Золотую неделю японцы провожали тридцатилетнюю «эру установления мира» Хэйсэй и встречали эпоху Рэйва, «эру прекрасной гармонии». Оставим ученым толковать эти символы, а сами вернемся в мир аниме и решим для себя: отпраздновали ли создатели и продюсеры смену эпох чем-то выдающимся или «все прошло как всегда»? Чтобы ответить на данный вопрос, мы проанализировали доступные ТВ-рейтинги аниме на экранах Японии с 1 апреля по 30 июня 2019 г., продажи первых дисков аниме нового сезона с 27 мая по 14 июля 2019 г., а также изучили мнения авторов 10 наиболее авторитетных англоязычных аниме-блогов по данным порталов Animeblogger и Blogmetrics. В обсуждаемую выборку не вошли иностранные мультфильмы, музыкальные проекты, короткометражные аниме, произведения для маленьких зрителей, а также новые ОВА и фильмы, не выходившие весной на ТВ. При подготовке обзора использованы материалы ANN, Crunchyroll, AnimeSuki, Oricon и официальных сайтов аниме весеннего сезона. Как и в предыдущем сезоне, желая сохранить удобочитаемый формат обзора, мы ограничили объем выборки и включили в обсуждение только самые популярные сериалы, которые расположили в порядке зрительских симпатий и маркетинговых показателей.





все кадры | ролики

Kimetsu no Yaiba (Kimetsu no Yaiba )

Известная студия Ufotable среди знатоков японской анимации прочно связана с историями Nasuverse, «Насу-вселенной», к которой принадлежат франшизы Fate и Kara no Kyoukai. На деле же творцы из Накано за 19 лет работы участвовали во множестве проектов, удачных и неудачных, и вот прошедшей весной они отошли от войн Грааля и представили на суд зрителей адаптацию популярной сёнэн-манги Kimetsu no Yaiba. Разумеется, в этом жанре японскую и зарубежную публику трудно удивить, но у студии уже был опыт с амбициозным «Торико», так что продюсеры рискнули – и не прогадали. Сюжет о борьбе с демонами и очередной школе бойцов трудно назвать оригинальным, но сёнэну таковой и не нужен – там главное герои! А герои оказались что надо, начиная с заглавной пары Тандзиро-Нэдзуко, заканчивая эксцентричным коллективом охотников на демонов. Суровые будни и отчаянные бои были нарисованы в фирменном ярком и текучем стиле, компьютерные эффекты оказались органично вписаны в общую канву анимации, а незабываемая музыка Юки Кадзиуры, штатного композитора Ufotable, еще больше украсила сериал. Сюжет был рассчитан на два сезона, но и по весенней части критикам и зрителям было что сказать. Обозреватели, прежде всего, хвалили тщательность визуальной адаптации, энергичного и ответственного главного героя, отличное музыкальное оформление. Недостатками многие сочли медленное, неторопливое начало действия – но куда спешить, если впереди 26 серий, да и манга еще не окончена? В целом, критики достигли консенсуса – сериал сильный и во многим «поднимает» на себе сезон. Зрители же, повторяя эти и другие аргументы на форумах и дискуссионных площадках, как всегда, голосовали иеной – «Клинок» стал чемпионом весеннего сезона по предзаказам, уже продано более 10 тысяч первых дисков, которые выйдут в конце июля. Показатель серьезный, так что ждем продолжения!*



Атака титанов (Shingeki no Kyojin Season 3 Part 2)

Если «Клинок, рассекающий демонов» стал нежданным фронтменом весны 2019 года, то очередную часть саги под названием Shingeki no Kyojin Season 3 Part 2 от Wit Studio поклонники ждали осознанно, ждали и надеялись. Кстати, в мире-за-стенами недавно тоже сменилась власть в рамках правящей династии, но дело было не в этом. Зрители, принципиально не читающие мангу, верили, что действие наконец-то покинет душные городские кварталы и выйдет на простор, к героям вернутся размах и удаль – за что мы и полюбили «Атаку титанов». Первый круг замыкается, и главные герои возвращаются в Шинганшину, на стену Мария, с которой и началась вся история. Впрочем, получить ответы в «подвале дяди Гриши» не так-то просто – на пути встают не только полчища гигантов, но также засланные казачки и потерянные родственники, а за ними поднимаются куда более могучие фигуры… В целом, третий сезон завершился достойно, многие загадки разгаданы, герои обрели силу и власть идти дальше и разбираться с теми, кто обрек их народ на бегство и самоизоляцию. Стоит заметить, что на данном сюжетном отрезке хорошо проявил себя Эрен, он впервые действовал как главный герой, а не как «мальчик-который-выжил» и которым все вертят как хотят. Качество анимации критики оценили как всегда высоко, а вот музыка подкачала. К примеру, опенинг Doukei to Shikabane no Michi дежурная группа Revo исполнила под ту же мелодию, что и открывающую композицию первого сезона Guren no Yumiya – людям просто надоело такое слушать. Первые диски сериала должны выйти буквально на днях, но предварительные цифры заказов в 6 тысяч копий как бы намекают, что до охотников за демонами охотники за титанами этой весной не дотянутся.



все кадры | ролики





все кадры | ролики

Сарадзаммай (Sarazanmai)

Всем известный создатель Утэны Икухара Кунихико окончательно вышел из творческого отпуска и начал регулярно радовать мир своими творениями. В предыдущих сюжетах мэтра в центре неизменно были девушки – но ведь сейчас эпоха политкорректности, и в новом сериале Sarazanmai от содружества студий MAPPA/Lapintrack все главные герои – юноши… и каппы! Правда, юноши, как легко догадаться, своеобразные, а уж главный сюжетный механизм на редкость оригинальный - но ведь это Икухара-сэнсэй! В его творчестве все немного не то, чем кажется, обычные мирские дела имеют второе и третье дно, а уж если официально привлекаются фольклор и мистика – простор для трактовок возрастает, словно в римановом пространстве. Что ж, в блоке Noitamina простые вещи не показывают. Мнения обозревателей, как всегда, разделились. Кто-то ограничился легковесным: «В этом аниме все через…», кто-то серьезно пытался анализировать затронутые проблемы взросления и человеческих отношений, но мне лично больше понравилось третье мнение. Его сторонники соглашаются и с первыми, и со вторыми коллегами, а потом скромно замечают, что многого от «Трех тарелок» и не ждали. Почему? Время ушло! Сэнсэй снял свой шедевр 20 лет назад, и в ту же реку войти больше не смог. «Барабан» сверкнул лишь отблесками гения, «Юрикума» - аниме слабое и уже подзабытое, капп и их друзей ждет та же участь. Сейчас Икухаре 55 лет, и что? Миядзаки-старший в этом возрасте только подошел к своей трилогии шедевров, а режиссер «Саразаммай», похоже, давно расслабился и лишь получает удовольствие. Верно ли это мнение? История рассудит, а пока зрители после двух недель продаж приобрели 5,3 тысячи копий первых дисков сериала – похоже, больше из уважения к знатному режиссеру!



Великий из бродячих псов (Bungou Stray Dogs Season 3)

Предыдущее аниме с каппами и «заднешариками» было воистину японским, но вот сериал Bungou Stray Dogs Season 3 от студии Bones – японский в квадрате, ибо, как все мы помним, рассказывает о приключениях супергероев, созданных на основе японских писателей и поэтов, при этом творчески обыграны мотивы их произведений и части реальной биографии. Для русского такое выглядело бы как лубок, где Федор Михалыч берет верный топорик, Лев Николаич вешает на плечо якорную цепь, Антон Палыч снимает со стены два ствола – и все дружно идут защищать добро и справедливость, отпинывая по дороге всяких Генрихов да Вильямов. Жителям островов «Псы от литературы» понравились, не зря идет уже третий ТВ-сезон, снят полнометражный фильм, а популярность не спадает. Жителям же других стран и культур, по понятным причинам, творящееся в «Бродячих псах» абсолютно не интересно, но продюсеры не унывают, им хватает и местной аудитории, которая за две недели продаж обеспечила реализацию 4,8 тысяч первых дисков. Может, и нам пора таким образом возродить популяризацию великой русской литературы, а то школьное обучение имеет абсолютно обратный эффект?

все кадры | ролики





все кадры | ролики

Ванпанчмен (One Punch Man Season 2)

В «Бродячих псах» герои были до мозга костей японскими, а вот в долгожданном One Punch Man Season 2 от J.C. Staff чемпионы правосудия словно списаны с американских комиксов, да и клички у них все больше англоязычные. Первый сезон Ванпанчмена был удачен, и многие поклонники считали, что и продолжение имеет шансы стать лидером весеннего сезона, возможно в борьбе с теми же «Титанами». Более же опытные поклонники невозмутимого лысого парня сразу указали на два сомнительных обстоятельства. Во-первых, смена студии – сколько проектов на этом сломались! Стиль MadHouse (одно название чего стоит!) отлично подходил крикливому и раздолбайскому аниме про Сайтаму, а вот что могли взамен предложить J.C. Staff - короли штамповки и посредственности? Второе, но тоже важное соображение – опыт шоу-бизнеса, где продолжение чего-то в 99% случаев хуже начала. Оба опасения оправдались – второй сезон Ванпанчмена разочаровал поклонников. Для масштабного полотна понятна необходимость расширения мира, но такое надо органично вписывать в сюжет, а у авторов сценария вышли какие-то обрывки. Ниоткуда появляется и крепнет Ассоциация монстров, по Зет-сити бродит отморозок Гаро, так называемые герои оказываются самозванцами, слабаками, лицемерами, а где Сайтама? А Сайтамы в сюжете почти нет, разве что на турнир боевых искусств зачем-то записался (это как гроссмейстеру прийти на первенство двора). Порадовали и «японские креативные товарищи»** - критики в один голос отмечали, что графика в аниме бюджетная, с преобладанием повторных и статичных кадров, о музыке сказать просто нечего. Хоть какие-то усилия создатели приложили к последней серии сезона – но, простите, зачем тогда снимали оставшиеся 11? Увы, ответа зрители не дождались, и в итоге сериал оценили невысоко – первые диски выйдут в конце августа, но число предварительных заказов не подошло даже к 3 тысячам.



Заботливая 800-летняя жена! (Sewayaki Kitsune no Senko-san)

Хватит боевиков, хватит демонов и юношей неясной ориентации; ибо весна – пора романтики, и тут нам поможет сериал Sewayaki Kitsune no Senko-san от крепких профи со студии DogaKobo. Эти парни из Нэримы звезд с неба не хватают, но за 45 лет работы научились «делать красиво», и с комедиями у них все нормально – «Лилии на ветру» подтверждают. Итак, бодрая веселая история под названием «Заботливая лисица Сэнко-сан» повествует о молодой (всего-то 800 лет) кицунэ по имени Сэнко, мастерице на все руки, посланной с небес хранить и защищать Курото Накано, ничем не примечательного мужчину средних лет, достойного представителя офисного планктона. Красавица и умница Сэнко готовит, стирает, убирает, всячески обихаживает непутевого Накано, сочетая достоинства идеальной жены и матери. Разумеется, небесный мир не оставляет посланницу без помощи, вскоре к ней присоединяются младшая и старшая кицунэ… стоп, а не слишком ли это напоминает франшизу «О, богиня!»? Да какая разница, на идеи авторского права нет, и должны же японские трудоголики-сараримэны хоть немного почувствовать себя людьми?! Никто не спорит, должны, вот и Сэнко-сан получила честно заслуженное одобрение публики, которая оформила около 3 тысяч предварительных заказов на первые диски сериала – таким образом, в сфере продаж ушастая полубогиня сможет честно конкурировать с лысым суперменом!



все кадры | ролики





все кадры | ролики

Корзинка фруктов (Fruits Basket)

При всем уважении к лисам-оборотням, заботливую Сэнко трудно приписать к романтическому жанру, это скорее иясикэй. Где же настоящая романтика весеннего аниме-сезона 2019 года (с оборотнями, разумеется)? Увы, идеи у современных авторов давно кончились, и хоть для какого-то представительства в данной категории студии TMS Entertainment пришлось воскрешать классику жанра - Fruits Basket. «Корзинка фруктов» - чудесное аниме, которое должно было напомнить, как снимать подобные вещи. С момента выхода оригинала от StudioDeen прошло 18 лет, выросло целое поколение, так что ремейк имеет право на жизнь, тем более что авторы обещали продлить историю, ведь «Корзинка» - это целая семейная сага. В общем, ситуация, подобная ремейку «Охотников», внушала оптимизм – и тут, разнообразия ради, ожидания зрителей и критиков оправдались. Конечно, TMS – не гранды анимации, но это старая и опытная студия, они сумели «осовременить» рисовку и поработать над сценарием – в итоге, поступки героев стали проще, понятнее, а поведение ряда персонажей – менее экзальтированным. Неутомимая оптимистка Тору Хонда, центр и двигатель сюжета, на своих хрупких плечах вытащила весеннюю часть сериала, показав, как действует настоящая романтическая героиня. Ну а потом к девушке подключился такой ансамбль семьи Сома, что... надо смотреть, и все! Тем не менее, стоит согласиться с критиками в том, что при всем великолепии, «Корзинка фруктов (2019)» имеет один существенный недостаток – это ремейк. Многим хочется обновить любимую историю, но незабываемые впечатления получаются только раз. Возможно, этим обусловлены невысокие цифры продаж первых дисков новой версии – не более 2,6 тысяч копий за первую неделю.



Штурмовые ведьмы: 501-й отряд поднимается в небо! (Strike Witches)

Что такое наглое, ничем не прикрытое выжимание денег из удачной франшизы? Это современный шоу-бизнес, а за примерами далеко ходить не надо, достаточно глянуть еще один весенний проект Strike Witches: 501 Butai Hasshin Shimasu! от содружества студий Acca effe/Giga Production. Все по законам маркетинга, проверенных еще на «Еве» - сначала ТВ-сериал, потом фильмы, ну а рассматриваемое аниме – следующий шаг, отвязная самопародия в стиле deformed. Верно говорили в бессмертной «Эксель-саге» - «простите, идеи кончились, сейчас будет все то же самое». Смешные сценки, доходящие до абсурда, раскрывают нам новые грани жизни 501-й эскадрильи на базе в перерывах борьбы с Невроями. Хозяйственная Ёсика, юмористка Эрика, аккуратистка Труди, самурайка Мио, грудастая Шарлотта и вечно спящая Саня – сколько часов вы уже на них потратили? И все мало? Что ж, любители франшизы получили новую порцию удовольствия, а продюсеры потирают руки – у них уже запланированы новые сериалы с новыми группами ведьм, только для публики объявили расклад на два ближайших года, а для себя им, думаю, ясно и на 10 лет вперед. Мы вам рассказывали, что одна из эскадрилий базируется в суровом Челябинске? Чувствую, до них тоже дойдет! А пока что за неделю продаж ценители аниме и голоногих ведьмочек закупили 2,3 тысячи первых дисков, почти сравнявшись с новой «Корзинкой фруктов».



все кадры | ролики





все кадры | ролики

Микс (Mix: Meisei Story)

Внимательные читатели могли заметить, что в данном обзоре мы почти не говорим о ТВ-рейтинге свежих весенних аниме. Говорить, увы, было не о чем – большинство новинок просто слабоваты, а нестандартные вещи вроде Kimetsu no Yaiba из-за сцен насилия показывали в ночном блоке. Но среди сериалов нового сезона оказался уникальный представитель, с ходу ворвавшийся в общеяпонскую десятку и смело потеснивший тамошних завсегдатаев – различных «деток-конфеток» и щелкунчиков Китаро. Все верно, сериал Mix: Meisei Story от студии OLM только в самом населенном округе Канто смотрели в каждом двадцатом доме. Студия Oriental Light and Magic, повелитель покемонов и молний, трудилась не зря - достаточно глянуть на крепких лобастых парней в бейсбольной форме и сразу ясно, что перед нами аниме по мотивам очередной манги Адати Мицуру, на этот раз – вольное продолжение саги Touch. Как следует из подзаголовка, действие происходит в старшей школе Мэйсэй, которую когда-то герои «Касания», два брата-акробата Тацуя и Кадзуя привели к победе в чемпионате страны. Тридцать лет спустя уже два сводных брата Тома и Сойтиро вспоминают про великих предшественников, да и отцы их, как выяснилось, неплохо кидали мячик в школьной команде, так что сам Будда велел - повторить. Родители, сестра и подруги героев, как принято у Адати, активно помогают на пути в Косиэн, вот только путь туда неблизкий и в весеннем сезоне только начинается. Что ж, порадуемся за исключительную популярность бейсбола и Адати-сэнсэя в Стране Восходящего солнца, нам этого не понять. Что до выпуска первых дисков, то он намечен на конец сентября, и предзаказы пока не превышают тысячи копий. Мы уже говорили, что бесконечные сериалы в Японии предпочитают смотреть, но не покупать.



Пропавшие феи (Fairy Gone)

У молодой, но уже известной студии P.A. Works из префектуры Тояма есть множество положительных черт. Одно плохо – боссы студии ввели политику делать анимацию по оригинальным сценариям и уже три года не могут «попасть в лузу». Первые четыре работы «прогрессивных аниматоров» были хороши, потом пошла полоса неудач, когда на одно достойное аниме приходилось 2-3 разочарования. В 2018 году смартфонная игра Pretty Derby принесла неожиданный успех, но вместо его развития руководство предпочло вернуться к испытанной работе с сельхозинструментом. Очередным сеансом прыжков на грабли, иначе не назовешь, стал последний сериал Fairy Gone. Сюжет на этот раз придумал Ао Дзюмондзи, автор ранобэ и манги «Гримгал». Чтобы переломить злую судьбу, ставить аниме пригласили неплохого режиссера Кэнъити Судзуки, ранее на студии не работавшего. Графика обещала быть как всегда, на высоком уровне, с плавной анимацией и сложными эффектами. За музыку отвечали целых три проверенных композитора. Так каков же был итог первой половины сериала? Думаю, вы уже угадали: полный провал и крах надежд немногих оптимистов. Все усилия создателей «Фей» пропали впустую, эпик о воителях с какими-то недо-Персонами не взлетел. Достаточно привести мнение лишь некоторых критиков: «неплохое начало и полное разочарование», «с 4-й серии действие скатилось в скуку и посредственность», «нормальные авторы так характеры не прописывают», «эту франшизу не спасти». Почему продюсеры P.A.Works не понимают, что красивая картинка и толпа персонажей в современной анимации не решают ничего – тайна сия велика есть. Уже объявленный второй сезон «Пропавших фей» выйдет осенью, убытки гарантированы, ибо первый диск первого сезона поступил в продажу на днях, и пока что не реализовано даже 700 копий.



все кадры | ролики



Итоги


Традиционно в календаре японской анимации весной выходят ударные продолжения раскрученных франшиз и новые амбициозные проекты, с нетерпением ожидаемые публикой. От них ждут повышенного зрительского внимания, водопада оценок критиков и минимум пятизначных продаж. Где же все это было прошедшей весной 2019 года? Наверное, там же, где надежды на экранизацию «Евы» в живом игровом кино. Единственным сериалом, как-то подходящим под высокие весенние стандарты, оказался Kimetsu no Yaiba, новая сага о юных охотниках на демонов. Честь и хвала студии Ufotable, их творение заслуженно стало лидером сезона. Конкуренцию лидеру честно пытался составить новый сезон «Титанов» - что ж, он хотя бы оказался лучше предыдущего. Больше, увы, претендентов не было. Главным достоинством Sarazanmai стоит признать имя режиссера, продолжение Ванпанчмена вышло пресноватым, «Бродячие псы» и «Микс» - чисто японские феномены. Но все эти (и многие другие) весенние сериалы хотя бы держат марку среднего класса, что показывает – мастерство у создателей есть, просто куда-то ушли азарт и вдохновение. Те вещи, что сразу задумывались как пустышки, такими и вышли, никто не удивился. А вот разочарование в сезоне состоялось – это Fairy Gone от P.A. Works, проект, что пал жертвой хронического неумения продюсеров выбирать сюжеты и нанимать хороших сценаристов. Больно видеть, как отлично начавшая молодая студия, потенциальный мейджор японской анимации, страдает от детских болезней, рецепты лечения которых хорошо известны. Целители из Precure не подойдут, тут резать надо!

Уже второй весенний сезон подряд не соответствует традициям и высоким ожиданиям ценителей аниме, при этом весенние сериалы текущего года в целом оказались куда слабее таких же сериалов года предыдущего. В чем причина? Временное это явление или часть системного кризиса? Сейчас ответить на такой вопрос трудно: надо, как завещал граф Монте-Кристо, «ждать и надеяться»!



* маркетологи считают, что продажа 2-2,5 тыс. копий дисков аниме-сериала составляет предел окупаемости, продажа от 3 до 9 тыс. копий – умеренный успех, от 10 до 30 тыс. копий – несомненный коммерческий успех. Рубеж в 30 тысяч копий переходят только выдающиеся аниме.
** напомним, что примерно так расшифровывается название студии J.C.Staff



© автор текста Hollow, World Art
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции





Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура