World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

Обзор итогов летнего аниме-сезона 2018 годадругие сезоны



Как бы время ни летело, а летняя жара не меняется. Этой мудрой фразой из культовой манги Дзина Кобаяси можно описать общее настроение визуально самого краткого аниме-сезона страны богини Аматэрасу. Впрочем, прошедшим летом помимо солнца, моря и спорта в аниме хватало и других мотивов. Что больше порадовало ценителей японской анимации среди раскаленных стен и удушающей жары: новинки или традиции, свежие идеи или испытанные продолжения? Чтобы ответить на данный вопрос, мы проанализировали доступные ТВ-рейтинги аниме на экранах Японии со 2 июля по 30 сентября 2018 г., продажи первых дисков аниме нового сезона с 2 сентября по 14 октября 2018 г., а также изучили мнения авторов 10 наиболее авторитетных англоязычных аниме-блогов по данным порталов Animeblogger и Blogmetrics. В обсуждаемую выборку не вошли иностранные мультфильмы, ремейки известных франшиз, музыкальные проекты, короткометражные аниме, произведения для маленьких зрителей, а также новые ОВА и фильмы, не выходившие летом на ТВ. При подготовке обзора использованы материалы ANN, Crunchyroll, AnimeSuki, Oricon и официальных сайтов аниме летнего сезона. Как и в предыдущем обзоре, желая сохранить удобочитаемый формат, мы ограничили объем выборки и включили в обсуждение только самые популярные сериалы, которые расположили в порядке зрительских симпатий и маркетинговых показателей.





все кадры | ролики

Вольный стиль 3 (Free! Dive to the Future)

Многочисленные поклонники отныне могут вздохнуть спокойно - маги и волшебники из Kyoto Animation окончательно встали на верный путь! Теперь студия поймала свой ритм – весной и осенью в оркестре, летом в бассейне, а в промежутках можно и поэкспериментировать. Итак, творцы из культурной столицы Японии вместе с Animation Do, своим филиалом в Осаке, вновь выпустили на дорожку испытанных бойцов вольного стиля в третьем ТВ-сезоне под названием Free! Dive to the Future. С полюбившимися героями все нормально – большая часть перешла из школы в университет, а там спортивную славу любят не меньше, чем академические успехи, материальная база несравнима, доступны лучшие тренеры мирового уровня. Так что плавают Харука, Рин и Макото сколько надо, младших товарищей не забывают, а для оживления действия в сюжет ввели нового героя Икую, парня, как водится, талантливого, ранимого и загадочного. А дальше все, как положено – верные друзья, жаркая борьба и кристальная вода, что смывает внутреннюю муть и гадость на душе. Стоит похвалить сценаристов из Киото, что, используя идеи в общем-то посредственных романов Одзи Кодзи, ухитряются стабильно выдавать «смотрибельные» сюжеты. Анализируя итоги прошедшего лета, критики мягко намекали, что из раза в раз зрителям (скорее зрительницам) Free! предлагают одно и то же, на что продюсеры, держа руку на чековой книжке, стойко отвечали – но ведь работает же! С ними трудно спорить – пока что по итогам трех недель новый «Вольный стиль» набрал почти 9 тысяч реализованных первых дисков и является безоговорочным лидером сезона. Много это или мало? Суперхитом назвать нельзя, тем более, что в первых дисках лежали «бустеры продаж» - пригласительные билеты на тематические мероприятия. Но все познается в сравнении - еще один летний «водный» сериал Grand Blue, популярный у зарубежных зрителей, в Японии набрал меньше 1200 проданных первых копий.*



Повелитель 3 (Overlord III)

Другим заметным событием минувшего лета и, кстати, тоже третьим ТВ-сезоном стал Overlord III от не менее знаменитой студии Madhouse. В столкновении титанов из двух японских столиц у «Повелителя» были веские аргументы – его целевую аудиторию составили бесчисленные легионы игроманов, исходные ранобэ Маруямы выходят регулярно и дают куда более качественный материал, регулярно появляясь в первой японской десятке. По мнению знатоков и критиков, франшиза стала одним из самых ярких явлений в популярнейшем жанре Isekai, то есть «попаданства» в иной мир. Внимательные читатели наших обзоров также помнят, что первый сезон «Повелителя» уже возглавлял однажды летний сезон – в недалеком 2015 году. Что же изменилось сейчас? Логично предположить, что ушла магия новизны, зрители разобрались с миром сериала и характерами героев, со стилем работы автора и особенностями анимации. Чего обычно хочется дальше? Захватывающих приключений, эпических сражений, отличий от надоевшего фансервисного канона. Тут третьему сезону «Повелителя» есть что предложить – ведь с постамента главного героя зрителю вместо честного лица японского школьника лукаво ухмыляется костлявая морда бессмертного лича. Ценителям dark fantasy, верным болельщикам Саурона и Волдеморта новое пришествие Момонги обязательно понравится, ведь если во втором сезоне слишком много внимания было уделено миньонам зла, то в третьем их повелитель лично руководит процессом, наводя ужас на игровой мир. Во всяком случае, Кодекс Темного властелина Айнз уважает, выгодно отличаясь от массы схожих персонажей. Увы, и на солнце есть пятна – сильная личность игровой ник Момонга (белка-летяга) вряд ли выберет, вот и герой у нас внутри не суровый нагибатор, а обычный человек, что делает ошибки, ударяясь то в страх за свою жизнь, то в излишний пафос. Для автора это реализм, для других – слабость, для кого-то – разрыв шаблона. Стоит также отметить бюджетность графики – такое же замечание, как вы помните, критики высказывали и во втором сезоне. В любом случае, сериал стал незаурядным событием лета и для японских, и для зарубежных зрителей. Продюсеры объявили о десятитысячных цифрах предварительных заказов первых дисков, но продажи начнутся лишь 24 октября, так что поживем – увидим.



все кадры | ролики





все кадры | ролики

Клетки за работой! (Hataraku Saibou)

Сюжет замечательного сериала Hataraku Saibou от студии David Production не так уж нов – достаточно вспомнить советский мультфильм «Митя и микробус» режиссера М. Каменецкого – но тут важна не идея, важна реализация! На этот раз не люди путешествуют по просторам человеческого тела – героями являются сами клетки, из которых состоит наш организм и чья неустанная работа помогает нам существовать. Подобный сюжет можно было сделать чисто научно-популярным, безликим – но студия, регулярно радующая нас приключениями ДжоДжо, может лучше – и им это удалось! Старательные, но туповатые эритроциты, вечно бдящие лейкоциты, жутковатые макрофаги, брутальные Т-киллеры, тихушники-базофилы, цундере-эозинофилы, NK-клетки, резкие как… ну, вы поняли – все они предстают перед аудиторией «как живые», как сработавшаяся актерская труппа, способная на любую антепризу. Ну а какие клетки крови самые мимимишные – теперь знает даже последний троечник, любящий аниме. Впрочем, нельзя отрицать и образовательную ценность «Клеток за работой» – авторы и правда вложили много труда, ведь характеристики всех персонажей точно соответствуют тому, что известно современной науке, оттого для профессионала следить за их персонификацией – просто наслаждение. Жаль, что сериал вряд ли приобретут в качестве учебного фильма для наших университетов, так что будем рекомендовать его в качестве дополнительного пособия! Впрочем, интересные ситуации, неплохая графика и неотразимые малышки-тромбоциты не оставили равнодушными даже тех, кто далек от биологии и медицины – по итогам первого месяца продаж «Клетки» набрали 8 тысяч реализованных первых дисков и уступают только пловцам из Киото.



Вторжение гигантов 3 (Shingeki no Kyojin 3)

Следующий сериал относится к франшизе, которая пять лет назад возглавила наш обзор весны 2013 года, сейчас же, увы, резко сдала позиции. Тем не менее, Shingeki no Kyojin Season 3 от WIT studio наглядно продемонстрировал, что авторы осознали возникшие проблемы и готовы дальше бороться за зрительское внимание. Что случилось с «Гигантами»? Молодой мангака Хадзимэ Исаяма нарисовал интересную картину, фактически зачин шедевра, но… не смог ничего внятно объяснить. Выяснилось, что собственных идей у автора за душой не было, а был гибрид ходов из «Клеймора» и «Игры престолов». Трагедия превратилась в фарс, фантастика – в сказку, где достаточно сказать «чики-пуки», и обычного человека мигом раздувает в 50-метровую куклу. В общем, гиганты ли, титаны ли, но монстры, на которых с ужасом глядели в первых сериях, стали никому не интересны. В третьем сезоне сценаристы окончательно переключились «на Джорджа нашего Мартина», отправив героев бороться за власть в отдельно взятом королевстве за высокими стенами. Все верно: сказка сказкой, но бороться лучше не за всеобщее благо, а за свое, при этом лучше оказаться в нужной компании, где недалеко и трон, и выход. По пути, как и положено, авторы раскрыли темное прошлое ряда персонажей – такие корону точно принесут, бедной Кристе-Хистории надо потом держать ухо востро! Что же до формально главного героя Эрена, юноши с крайне неуравновешенной нервной системой, то он еще пригодится… там же, оказывается, другие страны есть, не зря следующей весной нас ждет продолжение. Пока же зрители выдали WIT очередной кредит доверия, оставив предзаказ на 7 тысяч первых дисков истории про «корону Элдианской империи».



все кадры | ролики



все кадры | ролики

Девчонка не промах (High Score Girl)

Overlord и его идейные собратья – SAO, KonoSuba и другие – вовсю эксплуатируют игровые жанры нового времени, а кто же вступится за нестареющую классику? Прошедшим летом нашелся и такой сериал - High Score Girl от содружества студий J.C.Staff и Shogakukan. Вместе с «Девчонкой не промах» на экраны словно бы вернулись «славные девяностые», когда не было запретных тем, авторы не боялись «плохих парней» и отражения реальных событий, а школьники еще думали головой, а не другими частями тела. Аниме тех лет отличали реалистичные глаза и неважная графика, но самое главное отличие было в героях – в лучших сериалах они были личностями, а не говорящими головами или поющими манекенами. Именно это ценители из старших поколений, выросшие 20-30 лет назад, почувствовали в Харуо, Акире и Кохару, именно поэтому ретро-история о разных ребятах, сошедшихся в игровой аркаде, неожиданно стала популярной. Между прочим, создатели «Девчонки» настолько точно и креативно воскресили дух старых видеоигр, что правообладатели различных «файтеров», почуяв уходящую прибыль, даже воспротивились публикации манги по сериалу – мол, сначала поделиться надо! Обычным зрителям подобные споры были ни к чему, но с полюбившимися героями расставаться не хотелось, потому цифры предзаказов первых дисков уже превысили 6 тысяч копий. Учитывая, что ждать придется почти до Рождества, реальные уровни продаж могут быть еще выше.



Девичья опера: Свет ревю (Shoujo Kageki Revue Starlight)

Кунихико Икухара подарил миру Утэну – и этого было достаточно. Потом мэтр вернулся через 12 лет, задал почтенной публике загадку «Пингвиньего барабана», сверкнул напоследок «Медвежьей бурей» и снова отошел в сторону обдумывать новые шедевры. А вот его помощник и последователь Томохиро Фурукава все не унимается, развивая идеи мастера. Результатом стал весьма неоднозначный летний сериал Shoujo Kageki Revue Starlight от студии Kinema Citrus, из-за кулис которого одновременно торчат и меч Диоса, и шляпа Химари, и медвежьи ушки. Фурукава-сан размахнулся широко, задумав сделать шоу, в котором драматизм и визуальное великолепие учителя столкнутся с изобретательностью Симбо Акиюки, а коммерческий успех будет равен как минимум «Идолмастеру». Что ж, подобная эклектика – норма для шоу-бизнеса, где важен лишь конечный результат: получилось или нет? Мнения критиков разделились. Если считать «Девичью оперу» неким спектаклем, растянутым на двенадцать серий, то такой жанр имеет право на существование, при этом итог вышел неплохим, не хуже любого аниме про «айдору» последних лет. Если же режиссер действительно замахивался на новое слово в искусстве или хотя бы на дальнейшее развитие идей Икухары – хвастаться нечем. В сравнении с «Утэной» или даже «Барабаном» работа Фурукавы – чистой воды подражание и ремесленничество, особой ценности не представляющая. В бизнесе конечным арбитром, конечно же, является рынок – но тут пока вердикт откладывается, ведь первые диски выйдут только через неделю, 24 октября. Пока что продюсеры заявляют о 5 тысячах предзаказов, но заявлять можно что угодно. Впрочем, «Опера» все равно является частью мультимедийной франшизы, так что успех аниме тут не критичен.



все кадры | ролики



все кадры | ролики

Юна из гостиницы Юраги (Yuragi-sou no Yuuna-san)

Можно сколько угодно брать «ля» малой октавы и рядиться в европейские костюмы, но нельзя забывать национальные традиции, так сказать, духовные скрепы! Именно об этом еще один типичный летний сериал Yuragi-sou no Yuuna-san от заслуженной студии Xebec. После не такой уж удачной новой «Стальной тревоги» продюсеры токийской студии, входящей в холдинг IG Port, решили произвести на свет этакий «милый пустячок» - и им это вполне удалось. В японской анимации есть темы, которые никогда не устареют – ведь они основаны на фольклоре и ценностях, что любой житель островов впитывает с молоком матери и бабушкиными сказками. Парень заселяется в доходный дом, где все жильцы – девушки, но это не «Лав Хина». Сам он в детстве жестоко страдал от злобных духов – но это не «Триплексоголик». Одна из девушек – привидение, но это не «Комната на шесть татами». Другая девушка – ниндзя, но это опять не «Лав Хина», не «Химари», не To Love-Ru. Хотя вся история, безусловно, гарем, а гостиница Юнаги – вообще бывший горячий источник! Сколько бы насытившиеся ценители ни кричали, что ненавидят падения-хватания-кровопускания, но японцы считают, что все должно происходить именно так! Подобный микс «смешать, но не взбалтывать» неплохо взбодрил целевую аудиторию, и страдания бедняги Когараси мужская часть зрителей вполне оценила, только за две недели честно приобретя 3,5 тысячи копий первых дисков – как высокой четкости, так и не очень.



В горы 3 (Yama no Susume: Third Season)

Спасаться от летней жары лучше всего в горных высях – так считают героини отличного сериала Yama no Susume: Third Season от студии 8bit. Аой Юкимура стала уже бывалой горной туристкой и вместе с подругами планирует второе восхождение на Фудзи, которое надеется все же успешно закончить. Казалось бы, тренируйся, обкатывай новое снаряжение, выбирай нужные треки – какие проблемы? Проблемы, однако, кроются в том, что помимо увлечений есть реальная жизнь, и в ней надо учиться, думать о будущем, да и зарабатывать деньги на недешевые хайкинговые принадлежности. А еще героини, несмотря на традиционную детсадовскую рисовку – на деле девушки 15-17 лет с бушующими гормонами; вот и лучшей подруге Хинате вдруг начало казаться, что Аой стала слишком самостоятельной, отдаляется от нее, а может, желает перехватить лидерство в их вроде бы неразлучном дуэте. Конечно же, девчата разберутся между собой и не раз сходят на маршруты, а половинный формат серий не помешает нам насладиться чудесной японской природой. Сериал «В горы» продолжает тенденцию развития внешнего и внутреннего туризма, в рамках которой работают такая же популярная франшиза YuruCamp и многие другие аниме. Думаю, все читатели обзора помнят, что в 2020 году летние Олимпийские игры состоятся в Токио, и правительство страны поставило задачу в следующем десятилетии привлекать минимум 60 млн. зарубежных туристов в год. Что же до Аой, Хинаты, Каэдэ и Коконы (и примкнувшей к ним Хоноки), то их новые походы решило пересмотреть более 3 тысяч зрителей, купивших первые диски сериала.



все кадры | ролики





все кадры | ролики

Анголмуа: Хроники монгольского нашествия (Angolmois: Genkou Kassenki)

Исторические аниме на экранах Японии не редкость, но любой ценитель знает, что они на 95% освещают два периода – либо Сэнгоку Дзидай, либо Бакумацу и эпоху Мэйдзи. Конечно, есть сериалы про эпоху Хэйан, есть и про недавнюю историю, но первые обычно перегружены романтикой, а вторые – идеологией. Тем интереснее было появление прошедшим летом сериала Angolmois: Genkou Kassenki от студии NAZ, повествующего о монгольском вторжении на Японские острова в далеком XIII веке. В различных анонсах было сказано, что события сериала происходят на Цусиме – но какие там были события? В любом учебнике про Цусиму и экспедицию Хубилая две строчки – многотысячная китайско-монгольско-корейская орда просто стоптала гарнизон острова, пополнила запасы и поплыла дальше. Но это слишком просто, и авторы сценария избрали иной путь – сказочно-фантастический, впрочем, как и многие другие их коллеги. Итак, на Цусиму в преддверии нашествия с «большой земли» прибывает группа ссыльных, но это не обычные зэки, а какой-то тайный спецназ, быстро возглавивший оборону архипелага. А возглавлять было кого - кроме дежурных самураев на затрапезном островке существует некий тайный орден, вокруг снуют агенты могучих кланов, а как вишенка на торте – на высокой горе живет-поживает император Антоку, в реальной истории благополучно утонувший 90 лет назад! Ну и суровые монголы с китайцами весь сериал почему-то сидят на кораблях, курят бамбук и жуют лотос, а воюют исключительно малыми группами – чтобы по-честному было, что ли? Собственно, весь реализм сериала можно было понять из названия: авторы без всякого обоснования взяли слово Angolmois из 72-го катрена Нострадамуса – а он был известный сказочник. В общем и целом, фэнтезийный опус по мотивам монгольских вторжений энтузиазма на островах не вызвал - цифры предзаказа бокса всех дисков сериала, который выйдет 28 ноября, просто-напросто неизвестны.



Харука и Каната принимают подачу (Harukana Receive)

Лето – один из лучших сезонов для спортивных сюжетов, и один из них мы уже рассмотрели. Но повестка дня прошедшего лета не ограничивалась пловцами – ведь на пляже можно не только купаться, но и мячик покидать! Если во франшизе Free! участвуют только парни, то сериал Harukana Receive от студии C2C рисует некое девичье царство, где на райском острове Окинава героини играют в пляжный волейбол. По итогам прошедшего лета неизбежно возникает сравнение «Волейбола Харуки» с «Бадминтоном Ханэсаки» - при этом волейбол зрителям и критикам понравился больше не только потому, что там девушки в бикини! Дело в другом: в летнем настроении, которое требует решать житейские и спортивные проблемы без надрыва, без истерик, без камней за пазухой, которые прямо-таки тянут вниз мастериц волана и ракетки. У волейболисток проще: там проблемы Канаты растаяли от простого и открытого подхода Харуки, которая стала настоящим символом летней героини. Прием подачи от Харуки и Канаты оказался вообще универсальным: кто-то увидел только фансервис, ценители насладились современной графикой (на ключевые матчи было любо-дорого смотреть), кого-то заинтересовал сюжет (увы, манга только начинается), а кто-то просто заряжался атмосферой оптимизма, дружбы, решительности и яркого соперничества, отлично отразившейся в музыкальных темах сериала. Общий итог продаж первых дисков оказался далек от сенсации – всего 1300 экземпляров, но у Harukana еще все впереди.



все кадры | ролики



Итоги


Итак, наш краткий обзор летнего аниме-сезона 2018 года завершен. Пока новый формат еще непривычен, напоминаем – мы не задавались целью затронуть в своем изложении абсолютно все прошедшие сериалы. Почему так и где остальные – смотрите предыдущие обзоры.

Прошедший летний сезон преподнес любителям и знатокам аниме несколько приятных сюрпризов. Прежде всего, пловцы из «Вольного стиля» не уронили планку качества, их и можно, на наш взгляд, признать лидерами лета 2018 года. Достойно выступил очередной «Повелитель» - его третий сезон не шедевр, но в своей лиге Момонга уступит разве что Кирито. Новые «Гиганты» сдуваются на глазах, но отчаянно борются за выживание в высшем дивизионе, что можно поставить им только в плюс. Что же до общеяпонского ТВ-рейтинга аниме, то там летним сериалам делать было, увы, нечего. Абсолютным лидером был и остался третий сезон «Геройской академии», идущий еще с весны.

Особо следует отметить новые сюжеты, которые зрители смотрели с удовольствием – одними продолжениями сыт не будешь. Главным сюрпризом из оригинальных аниме оказался сериал «Клетки за работой!» - раздел учебника, который авторы смогли превратить в увлекательное художественное произведение. Своих поклонников нашло и ретро-аниме «Девчонка не промах» - кто-то вспомнил «смертельные битвы» на приставках и игровых автоматах, а кто-то – произведения Р. Такахаси или М. Адати.

Что сказать о разочарованиях лета? Многие возлагали надежды на Angolmois: Genkou Kassenki – сериал их не оправдал, оказавшись пустышкой. Жаль, что студия P.A.Works оказалась неспособна учиться на собственном опыте – пробив вместе с «Девушками-пони» 15-тысячную планку продаж, летом она вновь наступила на грабли с «Сириусом-охотником», произведением с нулевой ценностью.



* маркетологи считают, что продажа 2-2,5 тыс. копий дисков аниме-сериала составляет предел окупаемости, продажа от 3 до 9 тыс. копий – умеренный успех, от 10 до 30 тыс. копий – несомненный коммерческий успех. Рубеж в 30 тысяч копий переходят только выдающиеся аниме.



© автор текста Hollow, World Art
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции





Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура