World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

Обзор итогов зимнего аниме-сезона 2018 годадругие сезоны



Восточный календарь олицетворяет вечный круговорот, и 2018 год вновь принес нам смену стихии-покровителя. Огонь, царствовавший пять лет, уступает место Земле, Красный Петух передает эстафету Желтой Собаке. Создатели аниме, как и все жители Дальнего Востока, древнюю мудрость уважают – так неужели зимой 2018 года привычные сериалы стали менее яркими и крикливыми, прибавив в солидности и, так сказать, в приземленности? Чтобы ответить на данный вопрос, мы проанализировали доступные ТВ-рейтинги аниме на экранах Японии с 1 января по 1 апреля 2018 г., продажи первых дисков аниме нового сезона с 7 марта по 15 апреля 2018 г., а также изучили мнения авторов 10 наиболее авторитетных англоязычных аниме-блогов по данным порталов Animeblogger и Blogmetrics. В обсуждаемую выборку не вошли иностранные мультфильмы, ремейки известных франшиз, музыкальные проекты, короткометражные аниме, произведения для маленьких зрителей, а также новые ОВА и фильмы, не выходившие зимой на ТВ. При подготовке обзора использованы материалы ANN, Crunchyroll, AnimeSuki, Oricon и официальных сайтов аниме зимнего сезона. Помня о «законе Старджона» и желая сохранить удобочитаемый формат обзора, мы ограничили объем выборки и включили в обсуждение только самые популярные сериалы, которые расположили в порядке зрительских симпатий и маркетинговых показателей.







все кадры | ролики

Лагерь на свежем воздухе (Yuru Camp)

Жанр приключений дружных девичьих компаний вечен, и зимой 2018 года произошло знаменательное событие – за звание лидера сезона сразились две истории о путешествиях японских старшеклассниц! Студия C-Station из пригорода Токио, когда-то бывшая подразделением знаменитой Bee Train, от души потренировалась на всяческих «драгонарах» и наконец-то выдала собственный большой проект под названием Yuru Camp. Особо не раскрученная манга повествовала о школьницах, обожающих проводить выходные на природе, созерцая за кружкой горячего какао прекрасные виды. Перенос на экран совершил маленькое чудо – роскошные пейзажи, реки и озера, горы и лесные долины заиграли такими красками, что сразу после просмотра зрители вскакивали с мест и, обуреваемые жаждой странствий, начинали вспоминать, куда дели палатку, спальник и прочие походные принадлежности. Набор героинь был прост и прозрачен, как воды озера Мотосу из первой серии – опытная туристка-одиночка, энергичная новенькая, пара подруг из туркружка, да еще хозяйка чихуахуа, что вообще за всё, кроме голодовки. Девчата не стремились спасти мир или выступить в Будокане, вместо этого они не спеша наслаждались зимним кемпингом, когда можно любоваться родными просторами почти что в одиночестве. Дьявол как говорят, кроется в деталях – сам процесс выбора маршрута, подбор снаряжения, продуктов, поиски «правильной стоянки» - все это оказалось не менее интересно и поучительно, чем итоговые посиделки под звездным небом. При этом авторы ненавязчиво напоминали о семейных традициях, правилах поведения в лесу, да и по ходу могли беззлобно посмеяться над японским характером – как в эпизоде с дорожным знаком. Конечно же, где девушки, там комедия - будут и горячие источники, и вкусная еда, и подгулявшая учительница, но главная героиня сериала – сама Центральная Япония, земли региона Тюбо вокруг священной горы Фудзи. «Лагерь на свежем воздухе» неожиданно достиг идеального баланса формы и содержания – и ожидаемо стал фаворитом зимы, выйдя на первое место в рейтинге новинок сезона. Фанаты не только смотрели телевизор, но и активно готовились к походам: стоило продюсерам предложить в Сети складной гриль «как у Рин» - и товар разобрали в считанные часы. Зарубежные ценители и знатоки аниме не менее активно участвовали в дискуссиях о зимнем отдыхе и сравнивали «Лагерь» со схожими произведениями о курортах и туризме – той же «Азбукой цветов» или циклом «В горы». Продажа более 13 тысяч первых дисков всего за две недели подтвердила – для режиссера Кёгоку Ёсиаки первый блин не стал комом, а в зимнем сезоне этого года победил настоящий зимний сериал!



Место за пределами вселенной (Sora yori mo Tooi Basho)

Ездить по Японии – прекрасная традиция, но так делали еще хэйанские императоры, а вы попробуйте устроить вояж в Антарктиду, да еще дружным девичьим коллективом! Тут личный мопед или родительское авто не помогут – нужны корабль, команда, горы снаряжения, визы, наконец. И кто, простите, банкет оплачивать будет? Создатели сериала Sora yori mo Tooi Basho с самой неоднозначной студии Madhouse уверены – все проблемы решаемы, когда за дело берутся простые японские девушки! На сей раз сюжет куда драматичнее: ведь 17-летняя Сирасэ рвется на Белый континент не ради селфи с пингвинами, а на поиски матери, пропавшей там три года назад. Конечно, в одиночку у этой молчаливой красавицы ничего бы не вышло, несмотря на всю решимость и скопленный на подработке миллион иен. Но на то и существует судьба, чтобы свести героиню с нужными подругами – простой, но решительной Мари, умницей Хинатой, а в заключение – с подростковым идолом Юдзуки, которую буквально силой запихивают в антарктическую экспедицию ради повышения собственной популярности! В общем, после формирования «великолепной четверки» трудности организованно отступают, и начинается роман приключений в духе незабвенного Жюля Верна под девизом «развлекая, поучай». Аниме снималось по оригинальному сюжету, так что зрители с нетерпением ждали каждой серии, а женщина-режиссер Ацуко Исидзука не разочаровала аудиторию, мастерски перейдя от драматического начала к романтически-образовательному основному сюжету. Зрители смогли увидеть глазами героинь «бананово-лимонный» Сингапур, далекую Австралию и, наконец, таинственную «землю белого безмолвия». Стоит заметить, что для большинства японцев снег – это экзотика и предмет для развлечений, так что антарктические эпизоды в сериале были больше похожи на какой-то школьный лагерь, где все бегают по 50-градусному морозу в лыжных костюмчиках. В любом случае, зрителям сериал понравился, многие зарубежные энтузиасты назвали его лучшим аниме сезона, а вот японская аудитория предпочла земле пингвинов родную Фудзи. У критиков, более профессионально смотрящих на вещи, помимо похвалы, нашлось и немало вопросов к «девичьему броску на юг» - от излишней сказочности и незавершенности сюжета до странного, какого-то старомодного дизайна героинь. По итогам зимы «Место за пределами вселенной» оказалось на втором месте в японском ТВ-рейтинге, и на третьем - в чарте продаж, хотя больше 9 тысяч первых дисков, проданных за 2 недели – просто отличный результат.*





все кадры | ролики





все кадры | ролики

Вайолет Эвергарден (Violet Evergarden)

Опытные мастера с прославленной Kyoto Animation постепенно нащупали верный путь возрождения былой популярности, сочетая фирменную графику с интересными и захватывающими историями о «необычной повседневности». Сериал Violet Evergarden был поставлен по ранобэ Каны Акацуки, победившем в 2014 году на внутреннем конкурсе, устраиваемом студией. История то ли юной девушки, то ли живого робота, путешествующей в поисках себя, захватила умы знатоков аниме еще до выхода на экран. Критики и ценители Запада и Востока с первых кадров были очарованы красивейшими пейзажами, медитативной музыкой и главной героиней – изящной Вайолет, вернувшейся с войны, но ничего не знающей о человеческих чувствах и мирной жизни. Чтобы познать то и другое и выполнить последний приказ командира, она устраивается на странную работу «куклы-помощницы», пишущей за других что угодно - хоть письма, хоть пьесы. Часто заказчики – грамотные люди, но просто не могут облечь чувства в слова, а девушка в роли «куклы» должна за считанные часы знакомства понять собеседника и сделать для него то, что, наверное, не сможет сделать сама для себя. Странствия с верной пишущей машинкой позволили героине понять многое, но… война так просто не отпускает. Восторг от первых серий мощной волной выплеснулся на страницы чатов и форумов; казалось бы, кудесники из Киото сотворят новое чудо – а чуда все-таки не случилось. Хорошая задумка, прекрасный старт, аудиовизуальное великолепие – все пало жертвой слабого, не продуманного до конца сюжета, и сериал, увы, повторил судьбу «Эуфониума», когда надежды на шедевр тихо испарились во втором сезоне. Молодой автор создала несколько сцен, искрящихся, как самоцветы, но сценаристы не смогли выложить из них общую картину. Пару гирек на чашу зрительского успеха могла бы добавить титульная сэйю сериала Юй Исикава – она же, особо не напрягаясь, отыграла вторую Микасу из «Вторжения гигантов». Примерно такими словами десятки критиков и поклонников со всего света выражали свое разочарование, светлую тоску по несбывшемуся. Несмотря на обоснованную критику, Вайолет все же стала одной из самых обсуждаемых героинь зимнего сезона, а ее историю японские зрители поставили на третье место в рейтинге зимних новинок. Продажи первых дисков оказались средними – не более 6 тысяч копий за две недели: что хорошо для рядового сериала, то маловато для потенциального шедевра.



Танец мечей: Цветочный круг (Zoku Touken Ranbu: Hanamaru)

Популярность различных аниме в Японии и остальном мире может разительно отличаться, и хорошо знакомый нам проект Zoku Touken Ranbu: Hanamaru от студии DogaKobo – еще одно тому подтверждение. Мы уже писали о первом сезоне «Круга цветов», который на редкость достойно выступил осенью 2016 года и уступил лишь великолепному «Юри на льду». Второй сезон «Танца мечей» тоже был благосклонно встречен японской аудиторией (точнее, ее женской частью) и абсолютно «не прозвучал» за пределами островов – западные зрители просто не росли в атмосфере почитания великих самурайских клинков, которые волею авторов обрели воплощение в прекрасных юных воинах, вставших на защиту родной истории. Правда, в новом сезоне количество «воплощений» резко снизилось – вместо сорока красавчиков зрительниц ждало вдвое меньше персонажей, а фокус действия сместился с боев на «домашнюю жизнь». Музыкальные композиции, завершавшие серии каждый раз от имени нового героя, тоже оказались по качеству «серединкой на половинку». В итоге, как и следовало ожидать, сериал не смог штурмовать вершины ТВ-рейтинга и скромно остановился где-то на границе второй десятки новинок зимы. Впрочем, создателям «модель-шоу самурай стайл», несомненно, согрел душу факт, что в коммерческой сфере их творение выступило лучше: помогло быстрое лицензирование и дублирование сериала на английском, а также раннее начало продаж – за месяц было реализовано более 10 тысяч копий первых дисков. Конечно, это больше, чем у одного из лидеров сезона, вот только темпы продаж и рейтинг как «туристкам», так и «путешественницам» явно уступают!



все кадры | ролики



все кадры | ролики

Озорная Такаги (Karakai Jouzu no Takagi-san)

Ни один сезон японского аниме-года не может обойтись без школьной комедии – таково непререкаемое правило шоу-бизнеса. Прошедшей зимой честь представлять один из ключевых жанров анимационного искусства досталась Karakai Jouzu no Takagi-san от студии Shin-Ei Animation. Стоит также добавить, что транслировался сериал в блоке Anime no Me («глаз аниме»), где, по замыслу основателей, должны идти только удачные произведения. Что ж, «Озорная Такаги», снятая по известной комедийной манге, полностью оправдала свой статус и неплохо повеселила зрителей. Аниматоры и сценаристы студии, известной ранее как A Production, с 1970-х тренировались на Дораэмоне, малыше Сине и прочих детских шоу – справились они и с развлечением детишек постарше. Веселый театр двух актеров, где соседи-шестиклассники Нисиката и Такаги, не в силах честно признаться, постоянно троллят и достают друг друга, порадовал и японских, и западных зрителей. Ровесники от души поддержали чувства героев (кстати, названных только по фамилии – один из типичных приемов японских комедий), подростки и студенты просто расслабились при просмотре, а многие взрослые с ностальгией воскликнули: «Где мои двенадцать лет?!» Зрители поставили «Такаги» на четвертое место в ТВ-рейтинге новинок зимы – сразу после бесспорных лидеров, и подтвердили свое мнение полновесной иеной, закупив более 6 тысяч первых дисков всего за две недели продаж.



Хакумэй и Микоти (Hakumei to Mikochi)

Истории про маленьких человечков вовсе не редкость в мире аниме – достаточно вспомнить Бинтё-тян или фильм про Ариэтти. Тем не менее, сериал Hakumei to Mikochi от студии Lerche стал настоящим глотком свежего воздуха для поклонников старых добрых сюжетов. С первых кадров рассказа о пылкой Хакумэй и домовитой Микоти повеяло духом «Хоббита», а в сцене полета так и захотелось крикнуть «Орлы летят!» Если Джонатан Свифт когда-то создавал своих лилипутов ради сатиры на современную ему Англию, то мир манги Касики Такуто, где малыши живут вместе с разумными животными – это сказка, утопия, где отражаются не худшие, а лучшие стороны человеческого общества. Если бы японские критики читали русскую литературу – наверняка вспомнили бы книги Николая Носова про Незнайку, жанр фактически тот же самый (правда, до Знайки в амплуа некроманта-любителя наш писатель все же не дошел). Надо отдать должное сценаристам и аниматорам – при невеликом бюджете они сумели подобрать верный стиль, внешне простой, но полностью раскрывший потенциал манги, так же, как и с лидером сезона Yuru Camp. В общем, сборник нехитрых историй и неказистых притч в исполнении Хакумэй и Микоти, Кондзю и Сэн, а также хозяйки таверны «Кобонэ» очень понравился зрителям Страны Восходящего солнца, которые поставили его на пятое место в рейтинге новинок. Продажи дисков сериала еще не начались, но по предварительным данным заказы только в японском «Амазоне» приближаются к 4 тысячам.



все кадры | ролики





все кадры | ролики

Любимый во Франксе (Darling in the Franxx)

Война – естественное состояние человечества, но пока что в обсуждаемых зимних историях герои были записными пацифистами или воевали по старинке, мечами махали, да пробивались «штыком и гранатой». Малышка Вайолет могла врагов вообще голыми руками рвать, что очень правильно и по-японски, но где же, скажите мне, боевые роботы, они же гандамы, армслейвы, найтмеры, где визитная карточка аниме?! Что ж, сериал с интересным названием Darling in the FranXX от содружества студий Trigger/A-1 Pictures частично восполнил этот пробел. Бодрый, истинно анимешный сюжет о мрачной антиутопии, где осколки цивилизации должны защищать подростки в мобильных доспехах, явно не претендовал на оригинальность. Коллектив сценаристов наскоро слепил «нетленку» из десятка похожих сериалов, а чтобы не обвинили в отсутствии креатива, прибегнул совсем уж к черному юмору. Так, по пустошам далекого будущего ползет мобильный город-крепость Огород, которому житья не дают орды жутких крякозавров. Защищают обитель человечества, как уже было сказано, юноши и девушки на боевых роботах-франксах с ласковыми именами типа Стрелиция, Дрок, Живокость – как легко убедиться, это названия видов растений, что встречаются от Африки до наших русских равнин. В общем, одни зрители следили за сюжетом, другие восторгались очередными авторскими находками, а в сумме сериал оказался типичным середнячком. Критики просто пожимали плечами – о чем говорить, если видел подобное уже много раз? Первую половину «Франкса» японская аудитория поставила на невысокое шестое место среди новинок. Продажи первых дисков сериала намечены на конец апреля, и продюсеры пока еще могут поддерживать хорошую мину, рассказывая о крупных цифрах предзаказов.



Повелитель 2 (Overlord II)

Студия Madhouse в зимнем сезоне не сидела сложа руки и для любителей РПГ подготовила очередной сезон зубодробительного шоу под названием Overlord II. Первый сезон «Повелителя» уже был лидером лета 2015 года, и продолжение не собиралось ударять лицом в грязь. Увы, зима 2018 года оказалась требовательнее, а усилий авторы экранизации, похоже, приложили гораздо меньше. Среди зарубежной аудитории Момонга со товарищи все так же на коне, а вот японские зрители посчитали продолжение скучным и недоделанным. Анализируя причины падения популярности сериала, критики указывали разные причины. Во-первых, смещение сюжетного фокуса с главного героя, трата эфирного времени на малоинтересные линии. Во-вторых, очевиден дефицит мотивации – продажи ранобэ, мол, идут хорошо, манга не отстает – так зачем аниматорам напрягаться? Так это или нет, сказать трудно, но результат очевиден – новый сезон занял далеко не красящее «повелителя» седьмое место в рейтинге новинок. Цифры предварительных заказов первых дисков пока что противоречивы: сами продюсеры считают, что 6 тысяч – далеко не предел.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

О том, кем работает король драконов (Ryuuou no Oshigoto!)

Похоже, что аниме о сёги входят в моду – в предыдущих сезонах всеобщее внимание привлек «Мартовский лев», а прошедшей зимой на экраны вышел его как бы «младший брат» под названием Ryuuou no Oshigoto! Конечно же, труба у «братишки» оказалась пониже, жанр «пожиже», да и выпустила новый сериал не студия-мэйджор Shaft, а малоизвестная команда Project No. 9. Впрочем, есть отличия и в лучшую сторону: 16-летний Яйти Кудзурю, самый молодой «король-дракон» в истории сёги, в отличие от слабака Рэя Кириямы нашел в себе достаточно храбрости, чтобы… завести гарем! Гарем, разумеется, состоит из коллег и учениц юного «сэнсэя» в возрасте от 9 до 14 лет, и выполняет важную функцию – превращает жизнь парня в ад… то есть, пардон, позволяет выковать алмазную стойкость и концентрацию, закалившись в огне испытаний. Японцы, конечно же, от достижений Яйти дружно лежали под столом: ведь для десятиклассника завоевать высший титул сёги, это то же самое, что 16-летнего сопляка публично объявить «сиханом», т.е. высшим мастером уважаемой школы боевых искусств. Зарубежным же зрителям такие тонкости были не под силу, и они просто наслаждались комедией в духе всем известного Kodomo no Jikan. В целом, «Подвиги короля-дракона» оказались чисто японским сериалом, который достойно занял восьмое место в рейтинге новинок. Продажи примерно 3 тысяч первых дисков сериала подтвердили – свою задачу молодые игроки выполнили.



Сакура - собирательница карт (Cardcaptor Sakura: Clear Card Hen)

Сериал Cardcaptor Sakura: Clear Card Hen от студии (конечно же) Madhouse стоит вне всяких категорий – это возвращение легенды через 20 лет, наполненные культовыми аниме из Мультивселенной Clamp. Знатокам известно, что в бесконечных отражениях миров «кансайской четверки» вообще-то жили и действовали три Сакуры, и приключения двух из них завершились в грандиозном финале, который свел вместе сюжеты «Хроники крыльев» и «Триплексоголика». Да, история двух старших героинь действительно позади, а вот младшая, известная как Сакура Киномото, просто попрощалась со зрителями на переломе веков – и насчет ее дальнейшей жизни можно было только гадать. Радость истинных поклонников, узнавших, что у Clamp после окончания ряда больших проектов дошли руки и до мира «ловцов карт», была неподдельной. Манга Clear Card начала выходить в 2016 году, стало ясно, что новый сериал ждать недолго – и вот после короткого пролога любимые герои снова с нами! Сериал был мудро рассчитан всего на два сезона – ибо неясно было, как примут Сакуру, Шаорана и несравненного Керо-тяна зрители, родившиеся уже в новом столетии. Скептики боялись зря – новые поколения любителей аниме оценили магию новых карт Сакуры и при крике “Release!” сердце у них замирало не хуже, чем у ценителей со стажем. Опытные критики быстро оценили замысел авторов, ибо темп развития действия намекает, что за первым сезоном, как и 20 лет назад, последуют и второй, и третий. Творцам из Madhouse не стоит беспокоиться о продажах и рейтингах: как мы уже заметили, Cardcaptor Sakura – это аниме вне категорий, оно стоит на плечах такой франшизы, что нет смысла бояться неудачи. Продажи первых дисков запланированы на начало мая, и предварительные данные внушают оптимизм – число желающих оценить повзрослевшую Сакуру во всем блеске современной графики уже перевалило за 4 тысячи.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

Сегодняшнее меню для Эмии (Emiya-san Chi no Kyou no Gohan)

Почетный приз «За волю к победе» по итогам сезона получает франшиза Fate – она обложила зрителя со всех сторон, не оставив и шанса на побег. Откровенно слабые спин-оффы главной ветви сюжета решили взять количеством - и массовое нападение возглавил главный повар семьи Эмия с сериалом Emiya-san Chi no Kyou no Gohan от студии Ufotable. Эмия-сан угощал обедом редко, но метко, уже отяжелевшего клиента приглашал «на бис» император Нерон в обличии Сэйбер, а звалось это непотребство Fate/Extra: Last Encore от студии Shaft. Сделать хороший сериал из ничего не смог даже суперпрофи в лице Симбо Акиюки, но он старался - а в новогоднюю ночь по мозгам зрителей еще прошелся артобстрел в виде двух спецвыпусков Fate: Grand Order от уже упомянутой Ufotable и студии Lay-duce. В общем, зимняя «фейтизация» прошла успешно, осталось дождаться мая и выхода дисков первого фильма «Прикосновения небес».



Итоги


На этом наш краткий обзор зимнего сезона завершен. Конечно же, вы можете спросить: почему по итогам сезона не освещен отличный сериал А. или годный сериал Б.? Ответ прост: по мнению автора, эти произведения уступили первой десятке, что подтверждается рейтингами, цифрами продаж или предзаказов, мнением серьезных критиков. Да, в Сети можно найти сайты с голосованием пары тысяч человек, которые дают совсем иную картину – а вот в Японии миллионы телезрителей, они думают по-другому. Как говорится, о вкусах не спорят!

Зимний сезон 2018 года оказался на удивление интересным. Он принес аниме-сообществу три замечательных сериала, каждый из которых имеет уникальные черты, хорошую графику, мощную идейную нагрузку, а значит, может отнести себя не к легкому жанру, а к истинному искусству. Сезон вернул на экраны легендарную Сакуру Киномото, которая принесет немало сюрпризов и, как истинная спортсменка, будет прибавлять от месяца к месяцу. Настоящим маленьким открытием стал сериал «Хакумэй и Микоти», подаривший нам минуты радости и умиротворения. Наконец, прошедшей зимой вышло немало плотных и крепких, чисто «анимешных» работ, не претендовавших на многое, но честно выполнивших свою миссию. Явных разочарований, по нашему мнению, среди январско-мартовских сериалов не было. В целом, для мира аниме зима 2018 года удалась!



* маркетологи считают, что продажа 2-2,5 тыс. копий дисков аниме-сериала составляет предел окупаемости, продажа от 3 до 9 тыс. копий – умеренный успех, от 10 до 30 тыс. копий – несомненный коммерческий успех. Рубеж в 30 тысяч копий переходят только выдающиеся аниме.



© автор текста Hollow, World Art
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции





Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура