World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

предыдущий сезонвсе сезоныследующий сезон


Обзор итогов весеннего аниме-сезона 2016 года

Теплый ветер, сакура в цвету – Курилы далеко! Таким своеобразным хайку можно отразить типичное весеннее настроение японского общества, повторяющееся из года в год. Впрочем, северные территории – дело политиков, а простым японцам с приходом весны хочется просто отдохнуть всей семьей, слиться с природой, воспарить душой после унылой зимней слякоти. Вездесущий шоу-бизнес тут как тут – именно в апреле на малые экраны страны Нихон выходят самые смелые проекты, самые дорогие и заранее раскрученные аниме-сериалы. Что же дала миру анимации весна 2016 года? Отвечая на данный вопрос, мы проанализировали доступные ТВ-рейтинги аниме на экранах Японии с 4 апреля по 26 июня 2016 г., продажи первых дисков аниме нового сезона с 6 июня по 1 августа 2016 г., а также изучили мнения авторов 10 наиболее авторитетных англоязычных аниме-блогов по данным порталов Animeblogger и Alltop. В обсуждаемую выборку не вошли иностранные мультфильмы, ремейки известных франшиз, короткометражные аниме, произведения для маленьких зрителей, а также новые ОВА и фильмы, не выходившие весной на ТВ. При подготовке обзора использованы материалы ANN, Crunchyroll, AnimeSuki, Oricon и официальных сайтов аниме весеннего сезона.



все кадры | ролики

1. Как расшевелить публику от зимней спячки? Конечно же, старой доброй шоковой терапией, качественным триллером, что заставит зрителей забиться и закричать в финальном катарсисе. Именно так думали многие знатоки, наблюдая первые сцены сериала Mayoiga от неплохой студии Diomedea. Рассказ о компании молодых неудачников, двинувших куда-то в глушь к горным демонам ради поисков смысла жизни, был словно списан с известных шаблонов вроде «Поворота не туда». Сериал транслировали в полночном блоке Animeism, и сначала все шло по канону – «потеряшки» кое-как добрались до заброшенной деревни, потом стали ссориться, делиться на группы и пропадать. Аудитория напряглась, ожидая «кровопролития»... и забыла, что сценарий-то писала Мари Окада! Вот тут анимешный народ со всего мира крепко пожалел, что связался с котом в мешке – с середины сюжета жанр резко поменялся, ужасы превратились в дешевый фарс, а зрители и критики схватились за голову с сакраментальным: «да чтобы я... еще раз… такое!» Не будем, конечно, раскрывать всех тайн деревни Нанаки, но степень разочарования публики вы уже поняли. В большинстве обзоров самыми приличными были советы г-же Окада в будущем ограничиваться написанием сценариев для девочек. Взбешенные японские зрители полностью проигнорировали выход первых дисков сериала в начале июля – не было продано даже 300 копий.* Воистину, такое покупать – себя не уважать!



2. Содружество Studio VOLN и MAPPA продолжило выпуск сериала Ushio to Tora. Новая экранизация старой манги звезд с неба не хватала – изрядно затянутый рассказ с малобюджетной графикой явился ремейком серии ОВА из далеких 1990-х. Если первый сезон, прошедший летом-осенью 2015 года, еще вызвал ряд положительных отзывов, то второй явно не удался. Авторы сделали ставку на вечную популярность сёнэнов, но не учли вроде бы всем известных истин. Нельзя просто так выдернуть на экран культовых персонажей «золотого века» аниме, как невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Публике нужно показать что-то новое и необычное в духе модного сейчас постмодернизма, а иначе выйдет убогая посредственность вроде возвращения «Рубак». Усио же к харизматичным героям вроде Ранмы или Тэнти никогда не относился, и простое «повторение пройденного» не имело шансов на успех у взыскательной публики. В целом, второй сезон с завершением истории Копья Демонов незаметно мелькнул на экранах и так же тихо прошел мимо японских чартов. Диски старых и новых форматов, если верить продюсерам, выходили регулярно, а вот продажи не поднимались выше 600 реализованных копий.

все кадры | ролики



3. Популярность франшизы о невероятных приключениях крепкого парня ДжоДжо – одна из великих загадок японского менталитета. Предельно американизированные сюжеты для лиц младшего и среднего школьного возраста за пределами Японских островов никому не интересны – в западной культуре таких десяток на дюжину. Тем не менее, весной 2016 года очередной сезон «бесконечной истории» под названием JoJo no Kimyou na Bouken: Diamond wa Kudakenai от бессменной студии David Production уверенно занял третье место в японском ТВ-рейтинге аниме-новинок весны. Что ж, по мнению знатоков, наш пример лишь подтверждает давний постулат, что ТВ-рейтинг «делают» дети и подростки; считать его критерием художественной ценности бессмысленно, а вот рыночную ценность аниме он отражает достаточно точно. Многие критики заметили, что даже по меркам франшизы арка «Бриллианта» слабовата: нет обычного эпического размаха, все действие происходит в городке Морио, не хватает серьезного антагониста, а рядовые противники героев вызывают только смех. С другой стороны, на экране действуют сразу три поколения рода Джостаров, у них колоритные помощники, да и поиски таинственного лука со стрелами, что могут даровать духа-Опору, довольно увлекательны. В целом, зарубежная аудитория прохладно отнеслась к очередному пришествию ДжоДжо, а вот японские зрители помимо высокого места в ТВ-рейтинге премировали создателей покупкой более 9,3 тысяч копий первых дисков сериала. Приключения в Морио были рассчитаны на весь год, но экранизаторы уже в весенней части трансляции попали в яблочко!



4. Любители сюжета о страшной мести тараканам-сепаратистам, что окопались на далеком Марсе и не желают принимать власть матушки-Земли, могли от души насладиться сериалом Terra Formars Revenge от студий Liden Films и TYO Animations. Вторая часть рассказа о битве людей-мутантов против насекомых-переростков не принесла особых сюрпризов. Обозреватели заметили, что попытка сценариста отойти от чистой «боевки» и добавить в действие какую-либо интригу не сделала сериал серьезнее и глубже. Наивная история о матче по боям без правил с участием «сборной мира» и разумных инсектоидов не смогла зацепить аудиторию и попасть в ТВ-рейтинг весенних новинок. Продажи первых дисков также оказались мизерны – около 400 копий за два месяца.

все кадры | ролики



5. Герои не обязательно должны изображать гору мышц – в сериале Gyakuten Saiban от A-1 Pictures персонажи работают головой, и весьма неплохо! Сюжет популярной серии игр от Capcom рассказывает о судебных битвах, где чудо-адвокат, не выходя из зала, в пух и прах разносит доводы соперников и выводит злодеев на чистую воду. Сам жанр целиком заимствован из американской массовой культуры (достаточно вспомнить романы Эрла Гарднера о Перри Мейсоне), но обрел новый успех на японской почве. Иногда, правда, выходит нечто на грани фола, как Danganronpa, но Gyakuten – это «твердая классика», где пользователь может, не напрягаясь, почувствовать себя очень умным человеком. Ради экранизации английские имена персонажей массово «японизировали», и если в игре главный герой звался Райт («правый»), то в аниме он получил не менее говорящую фамилию Наруходо, что можно понять как «вот оно как!» В любом случае, на родине аниме сериал имел бешеный успех, начав сезон сразу на шестом месте в общей десятке аниме-рейтинга, сразу за такими глыбами, как Конан и Дораэмон. За все тринадцать недель весеннего сезона «мега-адвокат» лишь один раз покидал всеяпонскую десятку, став, таким образом, безоговорочным лидером ТВ-рейтинга новинок. Несложно догадаться, что зарубежной аудитории, вовсе не фанатеющей от игры в судебные баталии, сериал оказался безразличен, но продюсеров это вряд ли волновало. Успех в Японии прогнозировался заранее, сомнений насчет летней части трансляции тоже не было, и потому диски было решено выпускать единым боксом в конце августа – сведений об их продажах пока нет.



6. Желаете в очередной раз посмотреть сюжет об одном и том же – пожалуйста. Неутомимая студия A-1 Pictures подготовила Gakusen Toshi Asterisk 2nd Season – продолжение рассказа о магической боевой академии на острове Снежинки, загадочном главном герое и его многочисленных подругах, грудастых и не очень. Зрители увидели окончание турнира Феникса и вместе с критиками задали очевидный вопрос: а что дальше? Несмотря на постоянные намеки и рассуждения о жутких тайнах и колоссальных интригах, авторы так и не смогли показать ничего внятного, и после ряда невыразительных боев по-тихому объявили, что герои скоро включатся в очередной супертурнир. Как говорится, на колу мочало – начинай сначала. Такое отношение аудитория оценила по-своему, голосуя пультом – в итоге Аято с подругами пролетел мимо ТВ-рейтинга и, по мнению обозревателей, упустил шансы на продолжение. Продажи 1800 копий первых дисков за два месяца также не внушают оптимизма – для экранизации ранобэ это очевидный коммерческий провал.

все кадры | ролики



7. Студия Brain's Base никак не может выйти из кризиса, показав публике хоть что-то достойное. Во всяком случае, сериал Endride, снятый по смартфонной игре, ей в этом нисколько не помог. Зрители и критики с первых серий поняли, что скучную и малобюджетную историю о юном попаданце в мир «внутренней Земли» они смотреть не будут, как сейчас никто не будет читать столетней давности книги Э. Берроуза о мире Пеллюсидар. Для раскрутки игры сериал растянули на два сезона, но уже весной он плавно исчез из ТВ-рейтинга, чтобы больше там не появляться. Обозреватели обратили внимание только на первые серии унылых скитаний Сюна Асанаги и сделали вывод, что вроде все компоненты жанра на месте – а блюда нет, словно у кулинара-неумехи, который не умеет готовить даже по рецепту. Увы, вместо героев, как и положено в игре, по экрану от локации к локации движутся некие размытые функции, и этим все сказано. Неизвестно, как в Японии шло скачивание одноименного приложения, а вот диски сериала точно никто не покупал.



8. В нынешнем шоу-бизнесе супергерои переживают ренессанс, второе рождение, так что экранизация манги Boku no Hero Academia от студии Bones пришлась вполне «в тему». В параллельном мире, где большинство обладает сверхъестественными способностями, уже нормальные люди выглядят «белыми воронами», и главный герой, искренний и честный Идзуку, от этого жестоко страдает. Но судьба, как и положено, подкидывает парню шанс, а дальше нас ждет академия, кузница чемпионов правосудия и защитников справедливости. Причинять добро ребят учит величайший герой современности, и его наука скоро пойдет впрок, ибо враги не спят… Японский ответ «людям Икс» и прочим гайдзинам островная публика восприняла правильно, в итоге сериал вышел на восьмое место в ТВ-рейтинге весенних новинок. Критики с такой оценкой согласились - графика на высоте, действие яркое, энергичное, не затянутое, персонажи, конечно, ходульные, но что вы хотели от подросткового жанра? Хорошее аниме хочется пересматривать – и продажи почти 6 тысяч копий первых дисков говорят о том, что «Академия» из этой категории.

все кадры | ролики



9. Пришла пора сыграть на лидерство в сезоне по-крупному, и заслуженная студия Satelight первой бросила на стол козыри – проект Macross Delta. Любой зритель, даже поверхностно знакомый с аниме, понимает, что сериал с таким именем опирается на авторитет легендарной саги и заранее имеет поддержку многотысячной фанатской базы. После великолепного «Фронтира», в котором создатели во главе с Сёдзи Кавамори выложились на 100%, люди многое ждали от «Дельты», тем более, что команда творцов вроде бы осталась прежней. Реальность оказалась несколько хуже. Уже после первых серий знатоки стали пожимать плечами и спрашивать: «Простите, а где герои? Где Макросс?» Вместо эпической саги, прежние части которой хватали за душу с первых кадров, нас встретили новые приключения Алисы Селезневой, девочки, с которой ничего не случается. Главный мотив «Макроса» - песня, но в «Дельте» прямо говорят, что время гениев-одиночек прошло, побеждает коллективное творчество. Вместо великих певиц мы получили идол-группу «Валькирии», что выступает на уровне AKB и прочих «фабрик звезд». Заглавная тройка героев тоже не впечатляет, особенно в сравнении с предшественниками. Парень Хаятэ, вроде бы краеугольный столп сюжета… так и остался столбом, на котором болтается знакомый кулончик с синим камнем. Пилот Мираж с самого начала была пустым местом, сказать о ней нечего, разве что вспомнить о родстве с персонажами первого сериала, никак, впрочем, в сюжете не обыгранном. Только Фрейя, местный аналог Алисы, хоть в чем-то сравнима с Ранкой Ли, но на одной вершине треугольник, увы, не построишь. Мнение обозревателей о весенней части нового проекта было неоднозначным: знакомый мир, впечатляющая графика, захватывающие космические и воздушные бои, ностальгический ресторан «Рагна-нян» и уникальные морские коты – и на таком выигрышном фоне полное отсутствие сюжетной логики и очень слабая музыка. Кто кем правит, кто чего хочет, откуда все эти люди – весенний сезон не дает ответов, а из полутора десятков песен хоть что-то из себя представляют две-три, не больше. В общем, здравомыслящие критики и зрители честно признали, что на сей раз перед нами не «Макросс», а немного улучшенный сезон АКВ0048, и это не радует. Неплохо начав в ТВ-рейтинге, «Дельта» вскорости сделала фирменный «иммельман» и совсем его покинула. Раскрутка нового проекта, конечно, была впечатляющей: концерты, конвенты, журналы и блоги щедро вбрасывали нужную информацию; только в отборе на роль Фрейи участвовали 8 тысяч дебютанток со всей страны. Итог не заставил ждать: фанаты все равно купили более 13 тысяч копий первых дисков, сделав «Дельту» самым продаваемым проектом весны. Результат, разумеется, серьезный, но не выдающийся, да и обусловлен больше мощью франшизы, чем заслугами конкретного произведения.



10. Если предыдущий сериал решал судьбы целого сектора Галактики, то сюжет Kumamiko от Kinema Citrus и EMT Squared не выходил за рамки мирного уголка японской глуши. Экранизация манги М. Ёсимото от двух творческих коллективов из столичного района Сугинами рассказала историю далекой горной деревни, жители которой давным-давно заключили договор с духом медведя. Самое интересное, что и в наше время очередное воплощение духа-хранителя, говорящий медведь Нацу, спокойно обитает в своем храме, а служит ему юная жрица Мати, заканчивающая среднюю школу. У девочки подростковый кризис, она твердо решила учиться в старшей школе в большом городе, ибо в родном тесном мирке попросту скучно – нет даже ребят ее возраста. Лидеры общины, в ужасе от перспективы потерять единственную защитницу перед богами, садятся думать думу – как приобщить деревню к цивилизации, чтобы удержать горячую молодежь. Нехитрая мораль «где родился – там и пригодился» несет определенную социальную функцию, намекая, что не нужно поголовно стремиться в человеческий муравейник. Неплохой комедийно-бытовой сериал не претендовал на оригинальность и тихо прошел по экранам во второй десятке весеннего ТВ-рейтинга аниме-новинок. За два месяца зрители приобрели более 2 тысяч первых дисков «Медвежьей жрицы» - порог окупаемости наверняка устроил продюсеров.

все кадры | ролики





все кадры | ролики

11. Студия White Fox, как истинные хитрые лисы, долго ждала возможности напомнить о себе. Первый звездный час с шедевром Steins;Gate остался далеко позади, но творцы студии терпеливо работали – и вот время пришло. Экранизация серии ранобэ Таппэя Нагацуки Re: Zero Kara Hajimeru Isekai Seikatsu неожиданно привлекла внимание всего аниме-сообщества. Как и почему? Зачин о попадании японского парня, домоседа и игромана, в фентезийный мир стандартен, имя таким легион. Может, популярен первоисточник? Тоже нет – автор начал публикацию романов в Сети, издательство приняло их после серьезной доработки, в чарте бестселлеров серия не поднималась выше 10-го места. Значит, причина в дальнейшем необычном сюжете? Верно, но не полностью. Дело, как всегда, в создании героя, на котором держится все остальное. Нацуки Субару – не супермен из SAO, не комик из KonoSuba, не читер из No Game, а еще его нельзя отнести к «маморикам» с одной извилиной, которыми кишат, увы, японские сериалы. Герой Re:Zero – нормальный парень лишь с одной способностью – и это меняет все, ибо дает ему выбирать путь, исправлять ошибки, неизбежные в новом мире. Нацуки покорил публику тем, что, будучи именно обычным парнем, в меру позером и эгоистом, не боится ломать себя, чтобы стать лучше, сильнее, заставить людей себя уважать. А вокруг ведь не бессловесные мобы – миром правят маги и рыцари, дворяне и купцы, благородные воины и жуткие сектанты. Чтобы найти здесь свое место, обрести друзей и любовь, надо стать кем-то - и Субару сквозь кровь, пот и боль идет к этой цели, а зрители всю весну, затаив дыхание, следили за его приключениями. В стране Ямато сериал стабильно держался на втором месте ТВ-рейтинга новинок, уступив лишь Gyakuten Saiban, который вообще выступал в своей лиге и не претендовал на художественную ценность. Интересно, что лучшим шоу весеннего сезона «Зеро» одинаково признавали и японские, и западные обозреватели, а благодарные зрители приобрели более 11,2 тысяч первых дисков.



12. Жанр школьного клубного аниме хорошо разработан. Одни ученики массово бьются в спортивных поединках, другие пленяют своим искусством свет, третьи решают судьбы мира, а кто-то просто собирается, чтобы от души расслабиться и весело провести время с друзьями. Сериал Bakuon!! от студии TMS Entertainment как раз относится к последней категории и повествует о девчатах-старшеклассницах, обожающих мотоциклы. Само название напоминает звук мотора, а сюжет тщательно описывает набор членов клуба, выбор машин, споры о лучших моделях, совместные прогулки и путешествия. Главная героиня, энергичная Сакура Ханэ, подозрительно похожая на Юй сами-знаете-откуда, отвечает за драйв и командную работу, а загадочная Райму-сэмпай, никогда не снимающая шлема, служит источником неистощимых фанатских шуток. Веселый и нисколько не напрягающий рассказ не только дает возможность насладиться видами девичьей компании с железными друзьями и обязательным фансервисом, но и по традиции сообщает массу полезных сведений о двухколесных творениях японского и западного автомотопрома. Сериал все время был в дюжине ТВ-рейтинга весенних новинок, а продажи более 3 тысяч первых дисков наверняка порадовали продюсеров.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

13. Очередной мультимедийный проект Seisen Cerberus: Ryuukoku no Fatalite основывался на мобильной РПГ, для рекламы которой запустили в работу мангу и аниме. Экранизацию поручили студии Bridge, явной фирме второго эшелона, никогда не работавшей с серьезными бюджетами. По затратам вышел и результат – громкие слова в названии, абсолютный ноль в признании. Невнятный рассказ о мире меча и магии и борьбе с очередным драконом оказался интересен только поклонникам игры, остальная часть восточной и западной аудитории «Войну Цербера» не смотрела и мало что от того потеряла. Обозреватели с сериалом также не связывались, а диски продюсеры почему-то решили выпустить единым боксом в конце сентября.



14. Если предыдущий сериал готовило бывшее подразделение Sunrise, то схожую по ценности поделку под названием Hundred выпустила студия Production IMS, бывшее подразделение AIC. Сюжет серии ранобэ просто поражает оригинальностью – планете (внимание!) угрожают таинственные пришельцы, бороться с ними могут лишь подростки, владеющие супероружием и прошедшие подготовку в военной академии, а главный герой, конечно же, живет в одной комнате с переодетой девушкой. Не стоит упоминать, что девушек в академии абсолютное большинство, драться с врагами надо, раздевшись до купальника, а героя Хаято после поступления тут же берут в оборот основные местные хищницы. Если объявить викторину, то для перечисления подобных штампованных аниме точно не хватит пальцев – на то же указали и немногочисленные обозреватели, посмотревшие первые серии. Больше о данном произведении сказать нечего – в ТВ-рейтинге оно мелькало где-то в конце второй десятки весенних новинок, а продажи первых дисков за два месяца еле-еле превысили 1,8 тысяч копий. В японском чарте «Сотня» расположилась в самом низу рядом с родственным по духу вторым сезоном «Академии Астериск». Там ей, в принципе, самое место.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

15. Искусство должно не только развлекать, но и формировать нужные стереотипы, верное понимание исторических событий. Японцы никогда не забывают этот постулат и вместе со стандартными историческими аниме время от времени выпускают политически правильные агитки, оправдывающие свою агрессию на Дальнем Востоке. К таким относится и Joker Game от известной студии Production I.G. Сюжет этого пропагандистского шпионского сериала рассказывает о подготовке в 1930-е годы японских разведчиков «новой школы», этаких Джеймсов Бондов, которые способны не только маскироваться под нищих китайцев, но работать под любой маской в любой точке мира. Мастера на все руки могут и в казино сыграть, и обыск провести, и шифровку передать, и отправить на досрочное перерождение тех, кто не нужен императору. От саги про британского агента 007 «Игра Джокера» отличалась отсутствием главного героя, сериал распадался на несколько новелл, в каждой из которых благородные японские шпионы вели интеллектуальное или силовое противоборство с врагами внешними и внутренними. Собственную историю японцы любят, особенно когда выглядят там наилучшим образом, потому «Джокер» сыграл на редкость удачно, заняв в ТВ-рейтинге новинок четвертое место по итогам весеннего сезона. Поклонники умных шпионских игр всего за месяц приобрели более 9 тысяч копий первых дисков исторически весьма спорного творения пропагандистской мысли.



16. Жители островов знают, что нельзя отрываться от корней – и не забывают свою традиционную культуру и ее основные проявления. Сериал Sousei no Onmyouji от Studio Pierrot повествует о жизни японских магов-оммёдзи, которые и в наши дни, оказывается, существуют и неустанно борются с силами зла из потустороннего мира. Главные герои популярной манги - это, разумеется, подростки, парень и девушка, надежды магического мира. Рокуро и Бэнио, «две звезды», давшие название сериалу, в течение весеннего сезона бодро разобрались не только с вредными демонами, но и между собой, что позволило приступить к основному сюжету. Студия «Пьеро», кузница бесконечных сёнэнов, по мелочи не работает, сериал про оммёдзи рассчитан минимум на год, но зрителям и критикам хватило и одного сезона, чтобы поставить диагноз - халтура. Похоже, на «Две звезды» бросили шестой студийный состав из тех, кого не допустили к производству Великого и Ужасного, иначе столь низкое качество трудно объяснить. В ТВ-рейтинге сериал так и не мелькнул, при этом за два месяца не было продано даже 300 первых дисков.



все кадры | ролики

17. Куда более счастливая судьба ожидала сериал Bungou Stray Dogs от студии Bones, который тоже напомнил японской публике о культуре и традициях, только не времен Абэ-но-Сэймэя, а всего лишь столетней давности. Манга Кафки Асагири использовала редкий жанр «литературного капустника», по которому, к примеру, у нас на радио работал «Клуб знаменитых капитанов». В «Бродячих псах литературы» персонажами оказались альтер-эго знаменитых японских писателей и поэтов XIX-XX века, которые из хрупких и внешне невзрачных творческих личностей превратились в писаных красавцев (и красавиц) со сверхъестественными возможностями. Авторы неплохо обыграли знакомые японскому зрителю черты характера и эпизоды биографии литературных знаменитостей, сделав героев и злодеев родными и узнаваемыми. Сюжет был именно «героецентричным», а детективная составляющая играла вторичную роль. Кстати, в оригинальной манге хватает и писателей-гайдзинов, включая Говарда Лавкрафта, но сценаристы аниме вводить их в сюжет не стали – наверное, чтобы Ктулху не обиделся! В ТВ-рейтинге новинок весны «знаменитые капитаны» японской литературы уверенно заняли 6-е место, а продажи почти 8,5 тысяч первых дисков вселили в продюсеров такую уверенность, что те сразу объявили о втором сезоне – ровно через полгода.



18. К своему 15-летнему юбилею студия P.A.Works впервые сняла меха-аниме под названием Kuromukuro, очевидно, надеясь, что любимый жанр японской публики принесет им долгожданный успех. Действие сериала развивалось на родине создателей – в префектуре Тояма у знаменитой дамбы Куробэ. Именно там одному из продюсеров явилось видение огромного робота, гордо стоящего на плотине – и он понял, что это Знак, посланный небесами. Оттолкнувшись от ключевой сцены и истории родного края, штатные творцы бодро изваяли сценарий – и понеслось, как поет Glay в опенинге: «ai wa toki wo koete» (любовь одолеет время)! В очередной оригинальный проект создатели вложили немало и с замиранием сердца стали ждать: взлетит их красно-черный робот или нет? Не взлетел! Во всяком случае, не сразу – первые серии зрители и критики встретили с легким недоумением и вопросом: зачем так долго запрягать? Все мастерство аниматоров и дизайнеров оказалось бессильно исправить первое впечатление от плохо написанного сценария, и проект покатился вниз с горы Татэяма. В зрительском ТВ-рейтинге новинок весны дорогой и амбициозный сериал всего лишь замкнул первую десятку. Продюсерам осталось посыпать голову пеплом и надеяться, что действие «раскачается» и вернет зрительскую любовь. Трансляция была рассчитана на два сезона, а продажи дисков единым боксом оказались запланированы на октябрь, так что пока судьба Kuromukuro неясна, расскажем о нем в следующем обзоре.



все кадры | ролики

19. Жанр школьной комедии трудно дополнить чем-то новым, но создатели сериала An Happy от студии Silver Link сделали все возможное. Комедийная манга Котодзи рассказывала о некоем классе элитной средней школы, куда собрали… самых несчастливых и невезучих девчонок! Напомним, что название сериала можно прочесть и как unhappy, а еще это намек на имя одной из главных героинь. В общем, собрали в одном классе дев, обиженных судьбой, и начали учить их по спецпрограмме под девизом «клин клином вышибают», хорошо, что школа звалась не «Пик надежды». Впрочем, и без нее адские испытания Кодайры-сэнсэй и ее подельника, робокролика Тимоти, периодически напоминали другую историю на букву «Д». А девчатам хоть бы что! Очевидно, они искренне считали, что так и должна идти школьная жизнь, вот как Гарри думал, что по любой школе регулярно шляются тролли и ползают василиски. В общем, зрители честно воспринимали злоключения Ханако, Хибари и компании как неплохую черную комедию, а что на деле хотели сказать авторы – это другой вопрос. Сериал понравился не всем, и в ходе трансляции едва-едва закрепился в ТВ-рейтинге новинок. Продажи всего лишь 1,5 тысяч первых дисков за два месяца как бы намекают, что людям хочется больше позитива.



20. А где же многопользовательские игры с виртуальными мирами? Re:Zero не в счет, там все серьезно, а вот милый и пустой сериал Netoge no Yome wa Onnanoko ja Nai to Omotta? от студии Project No 9 как раз из нужного жанра. Еще одна серия ранобэ повествует о веселой компании старших школьников, которые с удовольствием живут в двух мирах – реальном и игровом. Проблема главного героя Хидэки в том, что он неосторожно принял предложение незнакомой девушки «пожениться в игре», а в итоге Ако оказалась его одноклассницей! Нам бы их проблемы, как говорится… В любом случае, легкая и живая школьная комедия выполнила свою функцию, развлекла публику и даже не затерялась во второй десятке новинок ТВ-рейтинга. Девушки сериала – симпатичная Ако, малышка Аканэ и статная Кё – достаточно понравились зрителям, чтобы показатели продаж первых дисков перешли черту окупаемости: более 2,7 тысяч копий за 2 месяца.

все кадры | ролики





все кадры | ролики

21. Wit Studio, подразделение серьезных проектов, было создано Production I.G. для того, чтобы печь шедевры, как пирожки. Первое творение новой студии вполне оправдало этот статус, да и второе вышло на славу, а потом случился творческий кризис. Впрочем, как известно все кончается, и продюсеры были готовы выйти на экраны весны 2016 года с бомбой – под названием Koutetsujou no Kabaneri. Казалось бы, все схвачено, провала быть не может, достаточно глянуть имена создателей. Режиссер и композитор тех самых «Гигантов»! Сценарист того самого «Лелуша»! Дизайнер персонажей «Макросса»! Достойный бюджет и отличные аниматоры. Все горит, взрывается, кровь хлещет рекой. В общем, история про мрачное будущее, зомби и бронепоезда началась довольно бодро, а потом кто-то начал разбирать шпалы. Стальная крепость забуксовала в жутких сюжетных дырах, зрителям стало откровенно скучно, но тут явился главный злодей и отжег – так, что у всего честного народа отпала челюсть. Авторы десять серий пытались убедить публику, что действие происходит в мире стимпанка, который застрял на пороге нашего XX века – грозным самураям даже огнестрельное оружие неизвестно, вот и бегают с «воздушками». И тут выясняется, что в «соседнем районе» элитные войска вовсю гоняют на мотоциклах и палят по зомби из ротных минометов – а мину из ствола, похоже, резинкой от трусов выбрасывают? В общем, для полного комплекта не хватало только Арнольда с «гатлингом», но герои и без него как-то справились, нанесли добро и причинили справедливость. У зрителей же с критиками настал тяжелый когнитивный диссонанс, они так и не поняли, что посмотрели – то ли умелую пародию, то ли претендента на хит сезона. К сожалению авторов, особого хита не вышло – «Кабаны», как их ласково назвала русскоязычная публика, заняли лишь 7-е место в ТВ-рейтинге весенних новинок, на лидера сезона такой результат как-то не тянет. Продажи первых дисков за два месяца достигли 7,8 тысяч копий – результат хороший, но не выдающийся, даже «Бродячие псы» оказались впереди.



22. Сериал Shounen Maid от студии 8bit принадлежит к хорошо известному жанру «слуг и господ», но саге о шустром дворецком Хаятэ приходится разве что бедным родственником. Экранизация девичьей манги класса «посредственность» не затронула души и сердца широкой публики. «Ни уму, ни сердцу. Зачем такое снимать?» - удивились немногие обозреватели, решившие глянуть первые серии. Самые остроумные комментаторы смогли только выдавить, что лучше бы пересмотрели схожий по названию сериал «Горничный в маске». Если в ТВ-рейтинге «Парень-горничный» все же мелькал на нижней границе, то пересматривать подобное все равно никто не собирался, что и подтверждают невысокие продажи первых дисков – меньше 700 копий за два месяца.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

23. У оригиналов и выдумщиков еще есть порох в пороховницах – иначе откуда бы взялся интересный сериал Sakamoto Desu ga? Манга Нами Сано с провокационным названием рассказывает о парне-старшекласснике, круче которого только вареные яйца. Все остальное с блистательным Сакамото даже рядом не стояло – настолько хорош, чертяка! Короли романтики со Studio Deen постарались и изобразили идеального героя, что побеждает не силой и тупым напором, а изяществом, предвидением, знаниями и далеким расчетом. Неудивительно, что все девушки школы в него влюблены, а парни регулярно пытаются выразить свое неудовольствие (впрочем, безуспешно). Также интересно, что Сакамото мы знаем только по фамилии (смысл ее иероглифов – «высокий источник») – имя волею автора он так и не раскроет. Конечно, комедия вышла на любителя, и в широких слоях аудитории популярностью не пользовалась, что доказывает ее отсутствие в ТВ-рейтинге новинок. Продажи первых дисков также не превысили 600 копий, что типично для подобного «нишевого» аниме.



24. Очень жаль, что классической манге Румико Такахаси не досталось для экранизации лучшей студии, нежели Brain`s Base. В итоге сериал Kyoukai no Rinne 2, продолжение длинной и довольно скучной истории о полукровке-синигами в старшей школе, так и не получил своего зрителя. Если предыдущий сериал про «горничного» хотя бы смотрели и ругали, то про Риннэ, Сакуру и прочих не высказался вообще никто. «Меж двух миров» застряли герои или где-то еще – всем, увы, оказалось без разницы. Продюсеры приняли отсутствие зрительского внимания как должное (им не привыкать) и просто остановили выпуск дисков второго сезона – про них до сих пор ничего не известно. Зато уже объявлен третий сезон Rinne, что стартует весной 2017 года! Снимать больше нечего, что ли?



все кадры | ролики

25. Парад чудиков и оригиналов этой весной достойно продолжил сериал Tanaka-kun wa Itsumo Kedaruge от студии Silver Link. Вечно вялый старшеклассник Танака, похоже, познал дзэн и достойно отбивает попытки товарищей хоть как-то вывести его из расслабленного состояния. «Кто понял жизнь, тот не спешит», - герой этого аниме мог бы смело повторить слегка измененную мысль Омара Хайяма. Отличная релаксирующая комедия понравилась многим, но, разумеется, серьезно такой сюжет восприняли немногие, и Танака, как ему и положено, весь сезон дрейфовал во второй десятке рейтинга новинок. Впрочем, продажи более 2 тысяч первых дисков доказали, что главный герой расслаблялся не зря – надо продолжать!



26. Новаторская студия Trigger прославилась многими нестандартными проектами, достаточно вспомнить Kill la Kill. Сериал Kiznaiver тоже претендовал на оригинальность – ведь сценарий написала всем известная Мари Окада, и касался он ни много ни мало, а проекта достижения всеобщего мира, счастья и во человецех благоволения. То, что подобное, мягко говоря, недостижимо, показал опыт построения коммунизма, но японцы – народ упорный и готовы много раз наступать на грабли. Стоит заметить, что здесь госпожа Окада, в отличие от Mayoiga, выдала вполне качественный и интересный продукт, вызвавший серьезные дискуссии в аниме-сообществе. Обозреватели не могли не отметить, что на этот раз продюсеры Trigger взяли немного «непрофильный» материал – все же фирменная угловатая рисовка студии не очень подходит для фантастической мелодрамы. Так это или нет, рядовому зрителю судить было трудно, но и сложный сюжет, требовавший эмоциональной вовлеченности и работы головой, его тоже не привлек. Итогом стало невысокое положение в ТВ-рейтинге новинок (та же вторая десятка) и такие же цифры продаж – примерно 1,5 тысячи первых дисков за два месяца, в теплой компании «Счастливой Анны» и «Академии Астериск».

все кадры | ролики



все кадры | ролики

27. Не очень крупная и известная студия Production IMS выпустила в весеннем сезоне два сериала. Штампованную поделку Hundred мы уже подвергли строгой критике, в сравнении с ней High School Fleet, второй проект студии, выглядит образцом интеллектуального жанра. Hai-Furi, как легко догадаться, очень похож на CanColle – и там, и там милые девочки в красивой форме служат на военном флоте, только здесь они не бьются насмерть с неведомым врагом, а скорее ищут правду и справедливость. Остальное значения не имеет, так как работает по универсальному принципу: «А не надо петь! Ты ходи, ходи!» Любой истинный японец – фанат Императорского флота, и сериал с названиями кораблей вроде «Мусаси» тут же заставляет вскакивать и смотреть стоя, отдавая честь. Неудивительно, что сериал с девочками в матросках занял в ТВ-рейтинге новинок высокое пятое место, уступив, правда, в суровой борьбе с такой же патриотической продукцией Joker Game. Зато продажи более 8,7 тысяч первых дисков наверняка навеяли продюсерам мысли о продолжении.



28. В культовой серии книг о Гарри Поттере миры магов и магглов разделял Статус Секретности. Узнавшим лишнее стирали память и вообще творили всякое. А вот сериал Flying Witch от J.C.Staff продемонстрировал более тонкий восточный подход к тому, как миры волшебства и обычных людей могут жить в гармонии. Молодая ведьма Макото приезжает к родне в северную префектуру Аомори, чтобы пройти стажировку жизни среди людей, как когда-то юная Кики из фильма Миядзаки. Макото, конечно, постарше, и кроме полетов на метле умеет творить массу «штучек», но тут ей не сравниться со старшей сестрой Аканэ, известной и заслуженной колдуньей, которая иногда «залетает на огонек». Самое интересное, что их родственников и друзей, обычных людей, нисколько не напрягает наличие магии и колдовства – вокруг сейчас столько необычного, что всему удивляться просто устанешь. У японцев вообще боги за каждым поворотом, так что магия – просто очередная сила. Она не хороша и не плоха, все зависит от носителя, человека, с которым можно говорить и договариваться. С этой точки зрения понятно, почему в сюжете волшебный народ в Японии не скрывается. А зачем? Все мы люди, каждый знает свою карму и свое место в жизни. Конечно, ценность сериала не только в мудрых мыслях, но и в неторопливой комедии повседневности в сельской глубинке, с которой за последние годы может соперничать разве что Non Non Biyori. «Летающая ведьма» заслуженно заняла 9-е место в ТВ-рейтинге новинок весны, а продажи почти 4 тысяч первых дисков достигнуты явно не волшебством, а честной работой!

все кадры | ролики



все кадры | ролики

29. Ни один аниме-сезон в Японии не может обойтись без школьной комедии о шумной и веселой девичьей компании из 3-4 человек с таким же количеством примкнувших и сочувствующих. Именно об этом сериал Sansha Sanyou («Три листа, три цвета») от студии Doga Kobo, где ведущие героини представляют три стандартных женских аниме-типа – энергичную простушку (гэнки), коварную красавицу (харагурой) и девушку из разорившейся семьи, все еще ведущую себя как принцесса (цундэрэ). Разумеется, действие пронизано типично японскими языковыми шутками – например, главных героинь зовут «три листа», потому что этот знак есть в имени каждой из них. Манга-ёнкома, по которой поставлен сериал, выпускается уже 13 лет, так что авторы сценария могли отобрать самое лучшее – и им это удалось. В целом, «Трехцветный клевер» (название можно перевести и так) понравился зрителям, а его ТВ-рейтинг все время балансировал на грани первой десятки новинок, конкурируя с самим «Макроссом»! Любители хороших комедий приобрели более 3,4 тысяч первых дисков «Клевера», что означает хоть небольшой, но все же бесспорный коммерческий успех.



30. Зачем снимать плохие аниме-сериалы? Вопрос это риторический, вредителей и мазохистов среди руководства японских анимационных студий нет, просто – так получается. Вот и с сериалом Big Order у студии Asread тоже… получилось. Увы, мангака Эсуно Сакаэ как ни старался – а в новом рассказе опять вышел «Дневник будущего», да еще в ухудшенном варианте. Снова видеть на экранах Юно Гасай оказалось серьезным испытанием для нервов почтенной публики, и большинство зрителей просто забыли о сериале после просмотра первых сцен. Про ТВ-рейтинг, таким образом, можно не говорить, а вот немногие отзывы критиков были на редкость едкими – зачем придумывать концепции, которые автор явно не может реализовать? Малобюджетная графика и невыразительная музыка делу не помогли – продажи первых дисков «Приказа свыше» еле пересекли черту в 300 копий, за которой вообще начинается отсчет.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

31. Первый сезон сериала Magi про Аладдина и Али-Бабу был на редкость успешен. В том сюжете Синдбад-мореход был царем островного государства и одним из второстепенных героев. Непорядок это – царя обижать, решили продюсеры студии Lay-duce и подарили миру сначала цикл из пяти ОВА, а потом и полноценный сериал Magi: Sinbad no Bouken. Чтобы не платить роялти наследникам Шахерезады (которая тоже является героиней цикла Magi), сюжет был вновь основан на манге Синобу Отака, получившей, кстати, в 2014 году премию Сёгакукан. Увы, Япония – не арабский мир, чужих героев она принимает неохотно. «Приключения Синдбада» публика восприняла как спин-офф без должной раскрутки, интерес к основному сериалу уже угас, и судьба отважного морехода вышла незавидной. Сериал про Синдбада ожидаемо вызвал больше интереса у западных зрителей и критиков, а вот на японских экранах он прошел без следа. Бокс с дисками сериала вышел в конце августа, но вот о его продажах нет никакой информации, что навевает на мысли о крайне невысоких показателях.



Что ж, пора подвести итоги обзора весеннего аниме-сезона 2016 года и понять, выросли ли под сакурой новые шедевры и вообще достойные произведения анимационного искусства. Положа руку на сердце, надо честно сказать – заявки были, шедевров не было. Даже лидера сезона определить не так просто. Рассудим логически. В японском ТВ-рейтинге всех на три корпуса опередил Gyakuten Saiban – но это детское аниме по раскрученной игре, достоинства самого сериала тут ни при чем, да и зарубежные зрители с обозревателями остались к нему абсолютно равнодушны. В категории продаж первых дисков всех обогнал, пусть не так сильно, Macross Delta. Но и тут свои сложности – 90% успеха продаж ему обеспечила франшиза, сам сериал «Дельта» оказался слаб и даже близко не подходит к уровню того же «Фронтира». Это подтвердили низкие ТВ-рейтинги и весьма критические обзоры как японских, так и западных знатоков аниме. На наш взгляд, ровнее и мощнее всех в весеннем сезоне выступил Re: Zero Kara Hajimeru Isekai Seikatsu, до того бывший темной лошадкой. И в рейтинге, и в продажах «Зеро» уверено занял второе место, а большинство критиков по обе стороны японской границы уверенно назвали его лучшим сериалом сезона. При этом стоит принять во внимание, что сюжет Re: Zero рассчитан на два сезона, и действие в нем идет по нарастающей. Таким образом, по совокупности мест и заслуг лидер сезона определен, «Макросс Дельта» получает почетное второе место. Особого упоминания в категории «чисто японских сериалов» этой весной заслуживают Joker Game и Bungou Stray Dogs.

О кандидате на место главного разочарования весны споров быть не может - Koutetsujou no Kabaneri от создателей «Вторжения гигантов» после всех авансов смог только, как говорится, спеть романсы. Затраченные силы и средства видны в каждом кадре, но невнятный сюжет с жуткими логическими дырами испортил все, что можно. Сериал и сейчас можно назвать неплохим, но ведь планировался-то шедевр! А вот в категории «недооцененный сериал весны» позволим себе указать на Kuromukuro – после вялого старта сюжет прибавлял на глазах, правда окончательный итог будет виден только летом.

Весенний аниме-сезон 2016 года выдался многообещающим. На фоне ремесленных поделок зрители увидели десяток удачных аниме, а это знак того, что анимационное искусство живет и развивается!



* маркетологи считают, что продажа 2-2,5 тыс. копий дисков аниме-сериала составляет предел окупаемости, продажа от 3 до 9 тыс. копий – умеренный успех, от 10 до 30 тыс. копий – несомненный коммерческий успех. Рубеж в 30 тысяч копий переходят только выдающиеся аниме.



© автор текста Hollow, World Art
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции





Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru. Работаем для вас с 2003 года.
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | компьютерные игры и видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура