World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

предыдущий сезонвсе сезоныследующий сезон


Обзор итогов весеннего аниме-сезона 2015 года

Весну 2015 года Страна Восходящего солнца встретила спокойно и привычно. Конечно, у некоторых политиков настало весеннее обострение, и снова полились речи про северные территории, захваченные коварными гайдзинами, но в японском обществе это такая же традиция, как апрельское любование сакурой. В любом случае, генералы и рядовые анимационного шоу-бизнеса не стали дружно точить дедовские катаны, а занялись своим делом, ибо весенний сезон – традиционно один из самых ударных и прибыльных. К очередному ритуалу «ханами» на японские малые экраны вышли 50 сериалов и спецвыпусков, главным образом продолжающих хорошо знакомые франшизы. Почему число названий оказалось так велико? Дело в том, что продюсеры все чаще ставят в расписание короткометражные проекты. Иную серию 25-минутной «жвачки» смотреть откровенно скучно, а вот трех-пятиминутное аниме не успеет надоесть и точно так же способно выполнить свою коммерческую и социальную функцию. Конечно, художественной ценностью здесь и не пахнет, но есть ли она в полнометражном жанре, или там тоже правит бал голая коммерция? Чтобы ответить на подобный вопрос, мы проанализировали доступные ТВ-рейтинги аниме на экранах Японии с 30 марта по 28 июня 2015 г., продажи первых дисков аниме нового сезона с 1 июня по 24 сентября 2015 г., а также изучили мнения авторов 10 наиболее авторитетных англоязычных аниме-блогов по данным порталов Animeblogger и Alltop. В выборку не вошли иностранные мультфильмы, ремейки известных франшиз, короткометражные аниме, Интернет-анимация, произведения для маленьких зрителей, а также новые ОВА и фильмы, не выходившие весной на ТВ. При подготовке обзора использованы материалы ANN, Crunchyroll, AnimeSuki, Oricon и официальных сайтов аниме весеннего сезона.



все кадры | ролики

1. Весна – пора любви и школьной романтики, потому по иронии судьбы сезон стартовал с интереснейшего шоу Yahari Ore no Seishun Lovecome wa Machigatte Iru. Zoku, главный герой которого, как известно, уже второй сезон утверждает, что его романтическая жизнь явно не удалась. Сценаристы студии Feel, перехватившие эстафету у Brain's Base и съевшие не одну рыбу фугу на экранизации дэйт-симов, не стояли на месте и дали унылому Хатиману реальное дело – сразиться со всей школой, чтобы доказать: поступай как нравится – и будешь прав. Второй сезон глубже раскрыл характеры полюбившихся героев и ввел в историю новых персонажей, например, милую реалистку Ироху, которая смогла встряхнуть «клуб служения» и добавить перчику в отношения Хикигаи с любимыми подругами. Умная и ироничная комедия, где парень думает головой, а не чем-то еще, дала зрителям то, чего так не хватало в столь же культовой «Моей сестренке» - ясное ощущение, что их не считают глупцами и объектами дешевой манипуляции. Кроме того, ответ на основной сюжетный вопрос еще далек, действие не приелось – потому Oregairu с ходу ворвался в группу лидеров сезона и не сдавал позиций до конца, заняв в ТВ-рейтинге новинок весны почетное четвертое место. За два месяца было продано более 13 тысяч копий первых дисков сериала – неплохой, пусть и не выдающийся коммерческий результат.*



2. Studio Pierrot+, одно из подразделений известного мейджора, выпустила весной на экраны абсолютно шаблонную и ни на что не претендующую мистическую комедию Re-Kan! Рассказ о девушке Амами, что может видеть призраков, не впечатлил ни знатоков, ни широкую аудиторию. Нехитрый юмор положений, основанный на манге-ёнкоме, обыгрывал повседневную жизнь старшеклассниц, в которую новая ученица-духовидица, как и положено, постоянно вносит что-то новенькое. «Что есть оно, что нет» - мнение немногих критиков, познакомившихся с произведением, было единодушным. Разумеется, аниме не попало в ТВ-рейтинг, а продажи первых дисков оказались мизерными – за два месяца поклонники купили лишь чуть больше тысячи копий.

все кадры | ролики





все кадры | ролики

3. Поклонники франшизы о лиричной волшебнице Нанохе восемь лет ждали новых приключений любимой героини и ее друзей. Разумеется, за это время вышли два полнометражных фильма, пересказывающих сюжет первых ТВ-сезонов, но ведь душа истинного фаната жаждет совсем иного! Кроме того, студия Seven Arcs, подарившая зрителям Наноху и Фейт, странным образом забыла про третий обещанный фильм по оригинальному сценарию, что породило почву для множества спекуляций. Но вот появились рекламные анонсы, а потом весной на экраны вышел спин-офф Mahou Shoujo Lyrical Nanoha Vivid – прямое продолжение сюжета, где действие происходит через четыре года после финала «Искателей». Первые звоночки прозвучали, еще когда «родители» Нанохи с уже упомянутой Seven Arcs передали экранизацию манги «смежникам» с известной, но весьма неровной студии A-1 Pictures. А потом взволнованные зрители начали ставить вопрос ребром – простите, а когда начнется действие? И где, скажите, сама Наноха, где реальный конфликт, где логика, где бешеный драйв, который спас франшизу Иллии и отсутствие которого потопило окончательно франшизу Вивио? Да, верные поклонники не простили подобного издевательства, когда вместо смелого переосмысления сюжета, как смогли сделать с вселенной Fate на студии Silver Link, авторы показали дешевый бюджетный спокон, где маленькие девочки махали руками и ногами в каком-то невнятном турнире боевых искусств. При этом, как верно заметили критики, титульные героини Вивио и Айнхарт оказались настолько прозрачными клонами тех же Нанохи и Фейт, что как-то даже неудобно… Сериал не успел «всплыть по рубку», и окончательно исчез из весеннего ТВ-рейтинга, а разочарованные продюсеры отложили выпуск видеодисков и второго сезона до лучших времен.



4. Очередная адаптация цикла ранобэ с длинным названием Dungeon ni Deai wo Motomeru no wa Machigatte Iru Darouka: Familia Myth была выпущена на экраны ветеранами рынка со студии J.C.Staff. Тема игровых гильдий и путешествий по чудесным донжонам, где боссы уровней стерегут несметные сокровища, давно набила оскомину, тем более, что, по мнению обозревателей, автор романов Фудзино Оомори, несмотря на полученную награду от бренда GA Bunko, так и не смог сказать ничего нового и интересного. Для многочисленных зрителей, похоже, единственным притягательным фактором сериала было то, что главный герой Белл разговаривал голосом несравненного Кирито. Впрочем, сценаристы и аниматоры «японских творцов» зря свой рис не ели и сумели сотворить бодрое и не напрягающее зрелище, ставшее крепким середняком сезона. В ТВ-рейтинге весенних новинок Белл и Гестия ухитрились влезть в первую дюжину, а за два месяца японские магазины распродали более 6 тысяч первых дисков DanMachi – уже неплохо для проходного аниме!

все кадры | ролики



все кадры | ролики

5. Герой сказки братьев Гримм мог выжать воду из камня – а продюсеры страны Ямато умеют выжимать деньги из воздуха, и уж точно не оплошают, эксплуатируя полюбившийся публике сюжет (ошибка с Нанохой не в счет!) История Харухи Судзумии после выхода на экраны в 2006 году сразу стала культовой – но после одного удачного сезона вместо полноценного продолжения бурным потоком пошли «бесконечные восьмерки», пародии и новые перетасовки прежних серий. Студия из Киото напряглась и в 2010 году выдала превосходный фильм – так и его алчные правообладатели тут же затащили на разделочный стол и соорудили «альтернативную вселенную». Экранизацию указанной манги под названием Nagato Yuki-chan no Shoushitsu подготовила известная студия Satelight, но зрители, наученные горьким опытом, не спешили кричать от радости – и оказались правы. Спин-офф в исполнении аниматоров с Хоккайдо на поверку вышел пресной и безыскусной историей, где от культовых героев остались одни оболочки и имена. Критики единодушно заявили, что даже в не очень удачной манге все же были свои находки и изящные ссылки на оригинал, но все пропало при переносе на малые экраны. Ясным оказался и конечный итог сезона – в ТВ-рейтинг новинок весны история новой Юки Нагато не попала, а продажи первых дисков еле дотянули до 3 тысяч копий – для составной части культовой франшизы результат неважный.



6. Плодовитая студия J.C.Staff может позволить себе «грузить новинки бочками», и весной 2015 года «творцы» продолжили демонстрацию своего творческого портфеля молодежным сериалом Shokugeki no Souma. Года приходят и уходят, а кушать хочется всегда - именно таков нехитрый девиз героев этой истории, старых и молодых, но одинаково бескомпромиссных мастеров ножа, плиты и половника. Под легким покровом шеф-поварских изысков скрывался самый настоящий сёнэн с магич… то есть, кулинарной школой, где главный герой – бедный, но способный парень – яростно доказывал свое право на место под солнцем. Если вспомнить классику, то «Кулинарные войны Сомы» Америки не открыли – состязания в благородном поварско-кондитерском искусстве в аниме встречались с 80-х годов прошлого века. Сериал изначально был рассчитан на два сезона, потому действие началось неторопливо, что и обусловило несколько прохладное отношение зрителей. Кстати, по мнению обозревателей, приключения Сомы больше понравились западной аудитории, а вот японская осталась к ним равнодушна. В ТВ-рейтинге новинок весны сериала ожидаемо не было, а первые диски еле дотянули до планки окупаемости – всего 2 тысячи проданных копий.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

7. Кулинарными состязаниями не брезговал сам Ранма Саотомэ – зрители старшего поколения наверняка вспомнили парня с косичкой, встречая новую экранизацию манги Румико Такахаси под названием Kyoukai no Rinne. Главный герой Риннэ Рокудо оказался похожим на Ранму - таким же бедным, но гордым красавцем, только с подругами ему больше повезло. Студия Brain's Base непредсказуема, и в последние годы провалы у аниматоров из предместий Токио встречаются куда чаще удач (достаточно вспомнить упущенный второй сезон Oregairu!) Увы, даже истинным поклонникам Такахаси пришлось признать, что время ушло, и манга живого классика не стала панацеей - повторилась история Инуяси, заключительная часть которого вышла слишком поздно. От экранизации «Риннэ» настолько веяло нафталином «старой школы», что большинство зрителей, не помнящие ни Ранму, ни Лам, просто не стали смотреть дальше первых серий. Не помогло и то, что сериал был рассчитан на два сезона – неспешный убаюкивающий ритм действия, родом словно из позапрошлого века, только усугубил ситуацию. Продюсеры, мгновенно просчитавшие убытки, даже не стали выпускать диски высокой четкости, а первые ДВД сериала разошлись за месяц в смехотворно низком количестве (не более 400 копий), поставив своеобразный антирекорд прошедшего сезона.



8. Студия A-1 Pictures весной 2015 года явно рисовала «Вивио» вторым составом, поскольку первый участвовал в создании другого сериала - Denpa Kyoushi, в вольном переводе «Чудаковатый учитель». По замыслу авторов, герой этой «педагогической поэмы» должен был стать «Онидзукой нашего времени», доказав, что нынешний молодежный гуру – не брутальный стриженый качок верхом на байке, а лохматый великовозрастный отаку, домосед и хакер с впалой грудью. Очевидно, именно такая личность, не зашедшая в социальном развитии выше 15-летнего возраста, способна понять современных старшеклассников, пожалеть, защитить их и повести в светлое будущее. «Что ж, смешно», - дружно решили критики, ибо иначе относиться к подобной концепции как-то сложно. Самое интересное заключалось в том, что авторы аниме «попали в аудиторию» - первая серия «Учителя» усилиями школьников заняла пятое место в общем аниме-рейтинге на японских малых экранах, потеснив таких мэтров, как DragonBall и «Покемоны». То, что сериал еще много раз в сезоне входил в абсолютную первую десятку ТВ-рейтинга – само по себе удивительно, а вот того, что за первую неделю продаж его диски даже не войдут в японский чарт, мало кто ожидал.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

9. Подразделение японского мейджора Production IG под названием Wit Studio было создано ради выпуска серьезного, выдающегося аниме. Первые работы «мозговитой» студии вполне соответствовали звездному статусу и стали лидерами сезона – как говорится, надо соответствовать. Третьей франшизой, представленной «умниками» зрительскому вниманию, оказался вышедший весной первый сезон Owari no Seraph – амбициозный проект, во многом повторяющий концепцию «Вторжения гигантов» и десятков подобных сериалов. И снова матушка-Земля после загадочной эпидемии стонет под лапами жутких монстров, остатки человечества прячутся по темным углам, надеясь на избранных воинов, а есть еще вампиры, ведущие под шумок собственную политику. Масштабное и яркое зрелище с битвами, заговорами и очередными чудо-подростками все же не дотянуло до успеха «Гигантов» - слишком уж шаблонным оказался подход, только боевых роботов не хватало. Тем не менее, по мнению публики и критиков, провалом «Серафим» тоже не стал, а занял по итогам сезона весьма приличное восьмое место в ТВ-рейтинге весенних новинок. За два месяца было реализовано почти 7 тысяч копий первых дисков – результат не культовый, но достойный, тем более, что осенью 2015 года нас ждет «Битва за Нагою», второй сезон приключений названных братьев Хьякуя.



10. Студия TNK из токийского района Нэрима звезд с неба не хватает и специализируется на типичных подростковых сюжетах с обилием видов «о натюрель», крутых парней и боевых девчонок. Вот и сейчас ее продюсеры не стали выдумывать ничего нового и дали зеленый свет уже третьему сезону этти-шоу под заголовком High School DxD Born. Включать мозг при просмотре зрителям категорически не рекомендовалось. Веселый старшеклассник Иссэй Хёдо от души махал направо и налево красной перчаткой, а его гарем тем временем решал вопросы внутренней иерархии и высокой адской политики. При этом «обнаженка» выглядела вполне естественно – ведь главные героини все-таки из демонического клана и потому обязаны выглядеть призывно и сексуально. Фанаты сериала во всех подробностях смогли изучить соблазнительные фигуры принцессы подземного мира Риас Гремори и ее подруг, а в процессе изучения вывели девчат на девятое место в ТВ-рейтинге новинок весны. Для более полного усвоения материала поклонники за месяц приобрели более 6,5 тысяч копий первых дисков – результат фактически совпал с предыдущим соискателем.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

11. В весеннем сезоне студия A-1 Pictures явно решила взять количеством, но третий ее сериал Gunslinger Stratos The Animation на этот раз не смог зацепить публику – ни в хорошем, ни в плохом смысле. Как легко догадаться по названию, это адаптация игрового шутера, а толку и смысла в подобных поделках не больше, чем в фильме по игре Doom. Чтобы сильно не напрягаться, авторы взяли две группы школьников, размножили их в пространстве и времени и заставили бороться между собой – вот и вся история. Шумные стрелялки на супероружии, где у каждого героя есть своя «фишка», не могли найти массовой аудитории, потому в ТВ-рейтинге новинок ожидаемо не появились, но игровым экранизациям такое обычно и не требуется. Немногие поклонники купили около 2 тысяч копий первых дисков сериала – итог чуть получше, чем у «Кулинарных войн Сомы».



12. Еще до начала 2015 года большинство серьезных обозревателей знали – если не случится какой-либо форс-мажорной неожиданности, то лидером весны станет вторая часть Fate/Stay Night: Unlimited Blade Works от знаменитой студии Ufotable. Так и вышло, сенсации не произошло, ведь шоу-бизнес – среда довольно предсказуемая. Сериал был построен по апробированной модели с разделением на два сезона, чтобы не утомить публику и успеть проработать сложные графические сцены для ударного финала. Финал не разочаровал - новое прочтение, пожалуй, самого интересного пути визуальной новеллы Fate/Stay Night студия из столичного района Накано выполнила с азартом, блеском и размахом, почти повторив успех собственного шедевра Fate/Zero. Почти – потому что сюжет Zero все же крепче, герои – ярче, но и «Бесконечный край клинков» - тоже превосходное произведение, отдельные серии которого (например, 24-я) поднимаются до лучших образцов жанра. Знатоки и ценители стали свидетелями феерической развязки Пятой войны Грааля, порадовались за счастье Сиро и Рин, а также получили в качестве бонуса новые картины магического мира, единой вселенной Nasuverse, которые из-за ограничений формата не могли войти в исходный фильм от Studio DEEN. Как и первая часть, показанная осенью 2014 года, завершение «Края клинков» стало, по мнению большинства обозревателей, бесспорным лидером сезона, к которому никто не смог приблизиться ни по сюжету, ни по качеству современной графики. Зрители c явным сожалением сказали «до свидания!» Сиро Эмии и городу Фуюки – ведь кто знает, когда на самом деле на экраны выйдет фильм Heaven's Feel?! Экранизация франшизы Fate уже выработала свои традиции, потому диски второй части сериала выйдут единым боксом только 7 октября, но уже ясно, что предзаказ составил более 40 тысяч копий – не меньше, чем в первой части.



все кадры | ролики



все кадры | ролики

13. Взаимоотношения людей и разумных машин – серьезная тема современного искусства, которая издавна широко представлена в аниме. Правда, большинство подобных сюжетов сразу отбрасывают философию и погружаются в «боевку» или комедию, но неплохой сериал Plastic Memories от заслуженной студии Doga Kobo выступил скорее в жанре светлой романтической сказки, чем-то похожей на классических «Чобитов». Западные обозреватели, конечно же, разглядели в сюжетном посыле авторов аллюзии на знаменитый роман Филиппа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», но у американского классика мысли и идеи гораздо жестче, а герой аниме Цукаса Мидзугаки – явно не Рик Декард из «Бегущего по лезвию». В любом случае, история Цукасы и Айлы, человека и андроида, нашла отклик во многих зрительских сердцах. Лидером сезона подобное аниме стать не могло, но во второй десятке весенних новинок оно устроилось вполне удобно, а продажи более 3,2 тысяч первых дисков окончательно застолбили «Пластиковым воспоминаниям» место среди нишевых сериалов.



14. Неугомонная студия A-1 Pictures влегкую окупила все расходы на четыре работы нынешнего весеннего сезона, сняв сборник видеоклипов раскрученного медийного проекта под видом сериала Uta no Prince-sama: Maji Love Revolutions. Испытанные рецепты библии жанра – франшизы Love Live! – и здесь не подвели создателей, обеспечив колоссальные продажи дисков и сопутствующих товаров. Только первые Блу-рэй с ужимками и прыжками мальчиков-зайчиков разошлись среди поклонниц 60-тысячным тиражом, а есть ведь еще ДВД, синглы и альбомы, одежда, фигурки и подушки! Разумеется, подобные проекты к аниме и искусству вообще имеют весьма отдаленное отношение, и в конкурсе весенних новинок 2015 года «поющие принцы» выступали вне конкурса.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

15. Студия Bones, один из грандов аниме-рынка, всегда в поиске новых идей и часто радует зрителей нестандартными сюжетами в отличном техническом исполнении. Именно такой приятной весенней новостью стал для поклонников сериал Kekkai Sensen – гремучая смесь мотивов «Гинтамы» с американскими героическими комиксами. Действие манги и одноименного аниме происходит в альтернативном Нью-Йорке, который связан пространственными вратами с иными мирами и планами бытия, давно превратившись в какое-то криминальное Зазеркалье. Тем не менее, люди там превосходно живут и взаимодействуют с братьями по разуму, а возникшие проблемы решают, как привыкли – по понятиям, добрым словом и пистолетом. Для особо же сложных случаев люди развили в себе кровные дары, которыми обладают герои сериала из тайной организации «Либра» во главе с клыкастым и харизматичным Клаусом. Сюжетные загадки и эффектные бои, чуждые расы и всемогущие демиурги, обязательные погони и побеги – все это заинтриговало зрителей и могло бы вывести «Фронт кровной блокады» в абсолютные лидеры сезона – если бы не «Клинки» и не ошибки самих авторов аниме. По каким-то причинам они не смогли достойно завершить сюжет в ходе ТВ-трансляции и объявили, что последняя серия выйдет только на Блу-рэй. Конечно, реклама вышла хорошая, но и к зрителям надо относиться с уважением – осадочек-то остался! Так или иначе, «Фронт» прочно вошел в первую тройку лидеров сезона, а продажи первых дисков легко перевалили за 20 тысяч копий – если не считать «принцев», больше только у магов и волшебников из FSN!



16. Весной 2015 года на экраны вышло совсем немного эпических аниме – но количество ведь не главное, главное - качество! Сериал Arslan Senki, ремейк старого сюжета, действие которого происходит в глубине веков, стал нежданным открытием сезона и привлек к экранам немало любителей старины, исторических интриг и обширных батальных сцен. Приятным разнообразием для знатоков стало то, что действие происходит не в поднадоевшем Древнем Китае (Корее, Японии) или очередной Эльфляндии, а в стране, похожей на Персидскую империю времен Сасанидов и борьбы с Византией (которая автором романов почему-то названа Лузитанией). Содружество молодых студий Sanzigen (занимающейся больше трехмерной графикой) и Liden Films не могло получить большой бюджет, и потому многие ракурсы боев и сражений выглядели бледно и схематично, но все это с лихвой компенсировали яркие, колоритные персонажи – причем не толпящиеся в «лагере Света», а расставленные по обе стороны баррикад. При этом сценаристы сумели выдержать стиль и создать реалистическое полотно с претензией на историческую достоверность, где герои добиваются цели своими силами и умом, а не с помощью знакомых демонов, волшебника с белой бородой или иного «бога из машины». Магия и боги в саге про принца Арслана, конечно, присутствуют, но ровно в той степени, в которой верили и считались с ними люди древности. Первая же серия «Сказания об Арслане» неожиданно попала на 9 место в общеяпонском ТВ-рейтинге аниме, что, как мы уже не раз писали, дорогого стоит. Беловолосый принц и его друзья возвращались туда еще не раз, что говорит о том, что в весеннем сезоне на их приключения смотрели минимум в каждом двадцатом японском доме. Такое не объяснишь только удачным расположением в расписании или популярностью предыдущей версии ОВА 1991 года – нет, это признак качества именно текущего сериала. Продажи первых дисков «Сказания» подтвердили этот тезис: более 5,2 тысяч копий за месяц – достойный результат для начала долгой истории.




все кадры | ролики



все кадры | ролики

17. Создатели аниме Baby Steps 2 со студии Pierrot во втором сезоне представили продолжение немудреной истории бывшего отличника Эйитиро Маруо, который вдруг решил (ищите женщину!) круто изменить жизнь и избрать карьеру профессионального теннисиста. Зарубежные тренировки и психологическая подготовка, новые игры и соревнования, мысли о будущем и объяснения с близкими – все эти черты типичного спокона не вызвали ни явного отторжения, ни всплеска зрительского внимания. С одной стороны, манга-первоисточник получила награду издательства Kodansha, с другой – реализация замысла подкачала, сериал не попал в ТВ-рейтинг новинок весны. Кроме того, бюджетность рисовки сразу бросалась в глаза и не прибавляла аниме очков, потому продюсеры, мудро прикинув перспективы, отложили выпуск любых видеодисков второго сезона на неопределенный срок, то есть, скорее всего, навсегда.



18. Studio Gokumi, не так давно отколовшаяся от Gonzo, похоже, нащупала свою экологическую нишу и выпускает довольно удачные аниме о небольшой, но дружной девичьей компании. Сериал Hello!! Kin-iro Mosaic стал продолжением совсем неплохо прошедшего первого сезона, рассказывающего о двух подругах-школьницах – наивной японке Синобу и золотоволосой англичанке Алисе, что приехала в Японию для продолжения обучения. Тут же образовавшийся «кружок» из пяти самых разных девушек (ничего не напоминает?) живет и не тужит, развлекаясь на всю катушку, как только может позволить фантазия сценаристов. Многие критики честно указали, что в этой комедии явный «перебор сладкого», но тем грешат многие истории о милой повседневности, а зрителям все равно нравится. Во всяком случае, новая «Золотая мозаика» уверенно заняла в ТВ-рейтинге весенних новинок седьмое место, а продажи более 7 тысяч первых дисков поставили ее в японском чарте выше таких раскрученных аниме, как «Серафим» и «Демоны старшей школы».

все кадры | ролики



все кадры | ролики

19. Когда в голову ничего не лезет, а кушать хочется, надо сесть и подарить миру оригинальную и захватывающую историю про школьников со сверхспособностями. Героиня обязательно должна быть симпатичной шумной дурочкой, повернутой на чем-то странном (брать надо девушку, ибо парня с таким поведением быстро увезут в скорбный дом), а подыгрывать ей должен целый ансамбль героев учебника подростковой психопатологии (см. главы «Инфантилизм», «Отсталость в развитии», «Шизофрения», «Маниакально-депрессивный синдром» и «Патологическая акцентуация»). Кстати, мы описали сюжет реального весеннего аниме Mikagura Gakuen Kumikyoku, снятого студией Doga Kobo по целому, как выяснилось, циклу ранобэ, написанному авторским коллективом по песням вокалоидов. Что ж, добавить нечего – каков источник, таков и продукт. Очередная пустышка, не получившая ни одного положительного критического отзыва, спокойно канула в Лету, даже не мелькнув в ТВ-рейтинге. Поклонники вокалоидов все-таки приобрели около тысячи первых дисков – на уровне такого же провального Re-Kan!



20. Студия Kyoto Animation после долгого творческого кризиса снова идет на подъем, год за годом радуя зрителей новыми решениями вопроса – что может заменить игровые шедевры Key, Судзумию и «Кэйон»? Вот и этой весной на подмогу стройным пловцам «вечного лета» устремились одухотворенные музыканты из интереснейшего весеннего аниме Hibike! Euphonium. Кажется, перед нами снова аниме про девчонок и музыку - но на этот раз музыка классическая, а девчонки, несмотря на возраст, люди ответственные и серьезные, и думают они не про тортики и вечерний чай, а о том, как возродить школьный духовой оркестр, сложный и хрупкий коллектив почти из сорока человек! История Кумико Омаэ, девушки, что делает выбор и находит потерянный путь, была похожа на настоящую сюиту, что медленно набирает темп, поражает виртуозной партией в середине, а потом сносит зрителей с мест мощным крещендо. Собственно, весь сериал оказался не метаниями одного персонажа, а концертом оркестра Северной школы Удзи, что от какофонии первых серий постепенно «пришел к согласию» и слаженно двинулся к достойному финалу. Критики отметили интенсивность и насыщенность сюжета, приятно отличающегося от иных сериалов про повседневность, где кавайные героини весь сезон не делают вообще ничего. Ну и, конечно же, студия из культурной столицы Японии не растеряла уникальную культуру рисования – каждая мелкая деталь графики четко «ложилась» в общую канву, на репетициях и концертах к месту было каждое выражение лица, каждый блик на начищенной трубе или очках дирижера. В ТВ-рейтинге весенних новинок «Эуфониум» заслуженно занял пятое место, а продажи первых дисков показали пятизначный результат – признак несомненного успеха в глазах зрителей.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

21. Если студия из Киото все время в поиске, то другой гигант аниме-сцены, токийская студия Sunrise, давно определилась и знает, что лучшее – враг хорошего. Зачем что-то придумывать, если есть гандамы и «Гинтама», причем весной текущего года стартовал уже четвертый сезон «Серебряной души»! Стоит учесть, что трансляция этого культового аниме с небольшими перерывами держится на экранах с 2006 года, так что боссы студии могли спать спокойно. Публика тепло встретила любимых героев, хотя, конечно же, с каждым сезоном несчастным сценаристам все труднее придумывать что-то новое и удерживать зрительское внимание. Тем не менее, кредит доверия Гину и компании крепок как никогда – по итогам только весеннего сезона новая «Гинтама» обосновалась на шестом месте ТВ-рейтинга новинок весны, а ведь сюжет только-только разворачивается! Продажи первых дисков всего за месяц принесли 9 тысяч реализованных копий – для «бесконечного» сериала это серьезный результат.



22. В весеннем сезоне свое веское слово сказала и студия Xebek, выпустив сериал с красивым, но непонятным названием Triage X. Впрочем, после первой серии все стало ясно, и то, что сюжет оказался коротким, зрители только приветствовали. «Триаж» по-французски значит отбор, вот и герои сериала успешно помогали естественному отбору, сокращая поголовье отбросов общества с помощью пуль и взрывчатки. Герои аниме, выбравшие путь графа Монте-Кристо, почти все принадлежат к медикам, а с них, вообще-то, спрос особый. Сомнительная мораль «неуловимых мстителей», прикрывшихся от лишних взглядов больничным фасадом, не впечатлила критиков и тех зрителей, кто немного умеет размышлять и оценивать увиденное. Похождения оборотней в халатах и их юных подельников, вне сомнения, никто бы не подпустил к ТВ-рейтингам, да и продажи дисков шли ни шатко, ни валко – около 2 тысяч, на границе окупаемости.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

23. Как ни странно, но в пору цветения сакуры на экранах Японии оказалось совсем мало настоящих школьно-романтических сериалов! Oregairu выступил достойно, но его герой слишком уж много думает и на героя-любовника не тянет, новый Кён оказался жалким самозванцем, Иссэй из «Демонов» карикатурен, да и школы там почти нет. В «Эуфониуме» романтика полностью уступила место производственному роману с обертонами сёдзё-ай, а о «Микагуре» и говорить не хочется. Так что можно сказать, что этой весной первым эталонным представителем жанра стал сериал Ore Monogatari!! от студии Madhouse – современная сказка о богатыре Такэо, его друге-побратиме Макото и малышке Ринко. Увы, похоже, что студия с говорящим названием села не в свои сани – сказка сказывалась нескоро, дело делалось и того медленнее, а зритель откровенно заскучал и бросил просмотр. Как и с уже упомянутым Baby Steps, манга «Моей истории» тоже брала награды в жанре «сёдзё», но на экране этого абсолютно не ощущается. «Зачем снимать такую посредственность?» - вопрошали немногие критики, отважившиеся досмотреть сюжет до конца весны. Вопрос, конечно, был риторическим, ибо ответ уже мало кого интересует – половина сериала прошла, следов не оставила, первых дисков за два месяца было продано менее 800 – это стопроцентный провал.



24. Студия GAINAX, тоже переживающая ныне не лучшие времена, порадовала поклонников переделкой недавней сетевой анимации Houkago no Pleiades в полноценный телесериал. Зачем они это сделали – никто не понял, ведь если короткую сетевую ОВА 2011 года, созданную по заказу концерна Subaru, еще можно было выдать за авангардистскую работу, то дальнейшие действия больше походили на натягивание совы на глобус. Итог был предсказуем – раздался хлопок, и в руках фокусника (и головах зрителей) ничего не осталось. Критики могли лишь посочувствовать – с 2010 года некогда знаменитый коллектив не выдал ни одного стоящего аниме, а его сотрудники разбегаются по другим студиям или даже создают свои собственные. Что до «Плеяд», то в ТВ-рейтинге они не засветились, а продажи первых дисков предсказуемо оказались в лиге самоокупаемости – всего лишь 2,2 тысячи копий за два месяца.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

25. Анимационные произведения, стоящие в блоке Noitamina, когда-то относили к зрелищам для молодых женщин, но постепенно ситуация изменилась и стала обратной. В самом деле, при чем тут сериал Punch Line, герой которого теряет голову при виде, пардон, женских трусов? Эпохальная сюжетная находка не помогла молодой студии Mappa сотворить шедевр, но звание хорошего аниме с неожиданным сюжетом их проект вполне заслужил. Проблема оказалась в том, что и без того короткий метраж был наполовину «убит» на затянутое и по большому счету ненужное вступление, потому большинство зрителей бросили просмотр до того, как началось самое интересное. Большинство критиков отметили, что сериал оказался настолько же недооценен, насколько трудно однозначно трактовать его название. Ну а в истории аниме, как обычно, остается голый итог – отсутствие в ТВ-рейтинге и реализации жалких 600 копий первых дисков. Продюсеров такое вряд ли огорчило – ведь по горячим следам сериала была выпущена игра, которая с лихвой покроет все расходы.



26. Второй сезон Nisekoi от студии Shaft и ее бессменного лидера Симбо Акиюки на удивление тихо прошел по экранам и не вызвал особо заметного обсуждения. Собственно, обсуждать было нечего – добротная профессиональная работа оказалась ладно скроена и крепко сшита, сюжет не принес неожиданностей; кто посмотрел первый сезон, тот смотрел и второй. Критики лишь устало спросили: а зачем три месяца смотреть то же самое, не встретив ни одного неизбитого сюжетного хода? Большинство поклонников ждет от студии совсем другого – и это другое несет в своем названии слово monogatari. А «Фальшивая любовь» - ну что ж, одной хорошей романтической комедией стало больше, спасибо Раку и его подругам. Поклонники жанра оценили мастерство адаптации, поставив второй сезон Nisekoi на 11 место среди весенних новинок, а также приобретя 6 тысяч копий первых дисков – Акиюки-сэнсэю будет на что снимать обещанные истории Нисио Исина!

все кадры | ролики



все кадры | ролики

27. Студия Polygon Pictures весной продолжила свою трехмерную сагу сериалом Sidonia no Kishi: Daikyuu Wakusei Seneki. Продолжение «Рыцарей Сидонии» - своеобразного эпоса будущего – оказалось лучше первого сезона и получило куда более высокие оценки зрителей и критиков. Если сначала картинка в черно-белых тонах казалась безжизненной и стерильной, то постепенно цветовая гамма и само пространство сериала стали понятными и привычными. Очевидно, студия, до недавнего времени действующая только «на подхвате», научилась работать самостоятельно, в ее совершенной графике начала проглядывать душа сериала, и потому футуристическая манга Цутому Нихэя заиграла новыми красками. Второй сезон «Сидонии», получивший подзаголовок «битва за девятую планету», по итогам весны замкнул десятку ТВ-рейтинга аниме-новинок, а продажи более 6 тысяч первых дисков поставили его наравне со вторым сезоном Nisekoi – какая еще нужна рекомендация?!



28. Студия 8bit, когда-то отколовшаяся от Satelight, хорошо известна своей отточенной графикой, помогающей создавать яркие и красочные, но, надо признать, пустоватые шоу вроде Infinite Stratos. Однако весной «восьмибитовцы» выступили вовсе не с боевыми роботами и прочей фантастикой, а с настоящим мистико-эротическим триллером в двух частях – спецвыпуском Grisaia no Meikyuu: Caprice no Mayu, который плавно перешел в сериал Grisaia no Rakuen. Окончание трилогии Гризайи было воспринято публикой и критиками неоднозначно – с одной стороны, сюжетные разгадки и рояли посыпались как из рога изобилия, с другой – господа, ну надо же и честь знать! Разыгравшаяся фантазия сценаристов отринула всякие законы логики и здравого смысла, группа воспитанниц женского интерната превратилась в каких-то берсерков, рвущих матерых профи голыми руками. «Право же, первый сезон был куда лучше», - высказались критики, а вот среди широкой аудитории нашлось достаточно поклонников жанра girls with guns. В ТВ-рейтинге обе части «Гризайи» замечены не были, зато ценители закупили по 3 тысячи дисков «Лабиринта» и «Райского сада» - будет что посмотреть и вспомнить, в очередной раз пройдя любимую игру!

все кадры | ролики



все кадры | ролики

29. Сезон завершился еще одним веселым школьным сериалом Yamada-kun to 7-nin no Majo от Liden Films. Сюжет манги про семь ведьм, явно сметанный на скорую руку из конструктора «шедевр романтического жанра за 15 минут», смотрелся на экране не хуже, чем 99% подобного аниме: ведьмы оказались скорее эсперами, хулиган Ямада целовал девушек направо и налево, угрюмые антагонисты натужно думали, зачем они вообще нужны - в целом, говорить тут больше не о чем. Видя отсутствие зрительской реакции, продюсеры решили придержать выпуск дисков и издать сериал единым боксом, но что годится для серьезного аниме ранга «Края Клинков», не годится для проходных вещиц. В печальном итоге факт, что продажи боксов сериала про Ямаду не попали в японский хит-парад – как мы уже писали, это значит, что в первую неделю было продано менее 400 экземпляров.



Подводя итоги весеннего аниме-сезона 2015 года, можно сказать, что в общем зачете победил явный фаворит – великолепное завершение Fate/Stay Night: Unlimited Blade Works многочисленные зрители ждали не зря. С ними согласились все ведущие критики, а от себя мы добавим, что в ожидании фильма по третьему пути игры FSN можно скоротать время за новыми сезонами «Девочки-волшебницы Иллии».

Группа преследования этой весной далеко отстала от лидера и оказалась на удивление небольшой. Прежде всего, можно смело исключить из нее Denpa Kyoushi, формального лидера японского ТВ-рейтинга, на деле попавшего туда из-за школьников младшего возраста. Кроме того, западные зрители оказались абсолютно равнодушны к «чудо-учителю», и их оценка, по нашему мнению, ближе к истине. Разумеется, не входит в число лидеров сезона и Uta no Prince-sama: Maji Love Revolutions - чемпионом продаж дисков этот проект стал по другим причинам, не имеющим отношения к его художественной ценности. Пожалуй, самым интересным и популярным сериалом весны после «Края Клинков» стал супергеройский Kekkai Sensen – с этим согласилась и западная, и восточная аудитории. Жаль, что создатели не смогли завершить сюжет «в основное время» и заставили ждать ни в чем не повинных зрителей. Также стоит особо отметить Yahari Ore no Seishun Lovecome wa Machigatte Iru. Zoku, Hibike! Euphonium и Arslan Senki – первые два сериала расширили возможности школьного жанра, а «Сказание об Арслане» серьезно оживило развитие жанра исторического эпоса.

Приз за главное разочарование сезона на этот раз поделили два претендента – верных поклонников мира Нанохи до глубины души расстроил спин-офф Mahou Shoujo Lyrical Nanoha Vivid, а фанаты Харухи Судзумии произнесли немало ласковых слов в адрес создателей провального Nagato Yuki-chan no Shoushitsu. В целом, весенний сезон 2015 года получился достаточно блеклым и стал отражением глобального кризиса идей в шоу-бизнесе. Аниме здесь, к сожалению, лишь часть общей безрадостной пока картины.



* маркетологи считают, что продажа 2-2,5 тыс. копий дисков аниме-сериала составляет предел окупаемости, продажа от 3 до 9 тыс. копий – умеренный успех, от 10 до 30 тыс. копий – несомненный коммерческий успех. Рубеж в 30 тысяч копий переходят только выдающиеся аниме.



© автор текста Hollow, World Art
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции





Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru. Работаем для вас с 2003 года.
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | компьютерные игры и видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура