World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

Обзор итогов зимнего аниме-сезона 2014 годадругие сезоны

Зима на Японских островах бывает разная. На тропической Окинаве она мало отличается от российского лета, в загазованных мегаполисах Токио или Осаки зима больше похожа на нашу слякотную осень, а на суровом Хоккайдо может неделями лежать самый настоящий снег. Точно так же и сериалы зимнего аниме-сезона внешне отличаются друг от друга, но все их объединяет одно – краткость, непритязательность и ожидание грядущей весны с цветением сакуры. Зимой редко начинаются дорогие и амбициозные проекты, мы не раз указывали, что в лексиконе продюсеров сезон этот числится как «проходной». Изменит ли тенденцию зима 2014 года, когда на японские малые экраны вышли 36 сериалов и спецвыпусков, главным образом продолжающих знакомые франшизы? Чтобы ответить на внешне простой вопрос, мы проанализировали доступные ТВ-рейтинги аниме на экранах Японии с 30 декабря 2013 г. по 30 марта 2014 г., продажи первых дисков аниме нового сезона с 1 марта по 31 мая 2014 г., а также изучили мнения авторов 10 наиболее авторитетных англоязычных аниме-блогов по данным порталов Animeblogger и Alltop. В выборку не вошли иностранные мультфильмы, короткометражные аниме, произведения для маленьких зрителей, а также новые ОВА и фильмы, не выходившие осенью на ТВ. При подготовке обзора использованы материалы ANN, Crunchyroll, AnimeSuki, Oricon и официальных сайтов аниме зимнего сезона.



1. Формально зимний сезон 2014 года стартовал с различных короткометражных аниме, интересных разве что их создателям. А вот первым полноценным сериалом нового года оказался наш старый знакомый Seitokai Yakuindomo*, чье название обзавелось загадочной звездочкой. По мнению продюсеров студии GoHands, звездочка символизировала нарастание смелого и «взрослого» содержания разговоров «членов школьного совета», которые и составляют весь нехитрый сюжет. Да, откровенной пошлости и цензурных «запикиваний» в ТВ-трансляции стало еще больше, но ведь одним перчиком хорошее блюдо не создашь, нужны и другие ингредиенты! С ними же у «членов» по-прежнему дефицит, так что рассказ о злоключениях Цуды Такатоси остался интересен разве что неразборчивым любителям пересоленной духовной пищи. Большинство же зрителей контраст между внешне безупречными «принцессами» и тем, что несется из нежных девичьих уст, уже не трогает – это старый и порядком избитый прием. Сериал даже близко не подходил к лидерам ТВ-рейтинга зимних новинок. Только раскруткой самой франшизы можно объяснить факт попадания «Членов совета» в десятку всеяпонского чарта новых сериалов – продажи 4 тысяч копий первых дисков вывели их на 9 место по итогам зимнего сезона.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

2. Все хорошо в меру – и тяга к длинным названием тоже. Из сравнительно свежего поветрия эта тенденция стала уже утомлять зрителей, а знатоки придумали новую присказку: «больше пяти слов – опять про сестренку». Разумеется, именно про это на молодой студии Project No. 9 снят очередной сериал с заковыристым названием Saikin, Imouto no Yousu ga Chotto Okashiinda ga. Еще одна милая девочка вдруг становится одержима сводным братом (впрочем, по уважительной причине!) и старается сделать все, чтобы выполнить задачу привлечения целевой аудитории. Присутствуют такие атрибуты жанра, как соперницы, подруги детства и умеренно пьющие тети, отношения же героев не взмывают до шекспировских высот, а прочно держатся в районе пояса верности, который по сюжету должен наливаться э-э… живительными соками. Большинство зрителей прибывание соков не отслеживали, в ТВ-рейтинге сериал не мелькал, а по продажам дисков ImoCho скромно угнездилась в конце второго десятка зимних новинок. Впрочем, экранизаторы манги вряд ли рассчитывали на коммерческий успех.



3. Имя первого объединителя Японии никогда не исчезнет с аниме-сцены Страны восходящего солнца. Кем только не представляла Оду Нобунагу буйная фантазия сценаристов – всего и не упомнить. Но даже фантазия имеет пределы, и такие сюжетные ходы, как возрождение великого полководца в наше время, да еще в образе девушки, тоже стали обыденностью. Раз удивить зрителя нельзя, важен не сам сюжетный ход, а его смысл и детали - вот с этим у авторов аниме Nobunagun возникли серьезные проблемы. Итак, космические пришельцы грозят уничтожить Землю, а на помощь приходят – верно, другие пришельцы, которые возвращают великих людей прошлого и посылают их бой за будущее человечества. Конечно же, пойти в смертельную битву должен «наше всё», когда-то преданный и погибший в огне храма Хонно-дзи. Возродившись в теле простой японской школьницы, Нобунага достает из воздуха мега-пулемет (Терминатор ржавеет от слез) и непринужденно возглавляет сборную мира, после чего шансы команды гостей, как вы понимаете, стремятся к нулю. Чем подобный примитив отличается от очередной компьютерной стрелялки, и зачем было растягивать такое зрелище на 13 серий, знают только создатели с неплохой, в общем-то, студии Bridge. Широкие массы, а также знатоки и критики искать ответ не стали, просто переключившись на что-то более значимое. По итогам сезона было продано менее 500 копий первых дисков сериала – это даже не неудача, это просто ничто.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

4. Рассказы о махо-сёдзё (то есть девочках-волшебницах) после классического фильма Миядзаки про «Службу доставки Кики» прочно прописались на просторах японской анимации. Студия-мэйджор J.C. Staff по своему обычаю сделала беспроигрышную ставку на жанр, где магия мешается с повседневностью, романтика – с войной и интригами, а сильные женские характеры нет-нет да показывают милые и объяснимые слабости. Всего этого хватает в сериале Witch Craft Works, где могучая огненная ведьма Аяка охраняет хлипковатого, но доброго парня от своих «плохих» коллег. Такой расклад зрителям хорошо знаком, и очередное пришествие «Мамору-куна» многие посмотрели с удовольствием. В среде знатоков даже возникла дискуссия о назначении на главную женскую роль юной Асами Сэто – самородка, не окончившей школы сэйю. Одни считали, что пока что неопытной актрисе явно не хватает мастерства, и ее Аяка звучит «деревянно» и монотонно, другие отвечали, что именно таков характер главной героини, а мастерство – дело наживное. В любом случае, симпатичные ведьмочки уверенно держались в рейтинге новинок, заняв седьмое место по итогам сезона. Результат реализации первых дисков оказался очень близок к «Членам школьного совета», что указывает на схожую ценность этих непритязательных сериалов.



5. Если предыдущее творение J.C. Staff явно не претендовало на лавры победителя, то студия Bones, другой аниме-мэйджор, сделала серьезную заявку на звание лидера сезона, представив публике неоднозначный проект Space Dandy. Сериал в стилистике американских комиксов 1930-х годов должен был переосмыслить границы жанра и связать классику с современностью, подобно Индиане Джонсу или вечно живому Бэтмену. Конечно же, Синъитиро Ватанабэ, автор легендарного «Бибопа», знал, что пришли иные времена, и постарался создать развеселое пародийно-постмодернистское шоу, которое бы захватило публику и не отпустило до самого конца. После тщательной подготовки «Алоха Оэ», корабль главного героя, набитый цитатами, словно китайской пиротехникой, рванулся навстречу славе… и не взлетел. После первых серий продюсеры поняли, что заглавные персонажи не зацепили зрителей, а отсутствие внятного сквозного сюжета полностью похоронило интерес аудитории. «Ни героев, ни идей» - заключили строгие критики, а пародия… так любой нынешний космический сериал уже пародия по определению. Почему грандиозный замысел «попал в молоко» - разбираются те, кому положено, а у зрителей задачи другие, и они обошли внимание завершение «Денди» и отказались покупать его диски. Всего 1,2 тысячи проданных копий первого выпуска – самый очевидный провал больших ожиданий за последние годы.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

6. Неугомонная студия Bones, уже выпустив на дорожку кандидата в лидеры сезона, тем не менее, отправила ему вдогонку сильного соперника в виде сериала Noragami. Если Денди был явным наследником таких творений студии, как «Бибоп» и «Такуто», то «Бродячий бог» продолжает традиции «Ра-Зефона» и «Стального алхимика». Герои мистико-романтической истории на основе любимого японцами синтоизма, в отличие от шумного Денди, стартовали без спешки, но успели куда нужно. Синеглазый красавец Ято, умная и порывистая Хиёри, юный бунтарь Юкинэ, обманчиво-милая Кофуку спокойно и неотвратимо завоевали сердца зрителей, а чудесная фирменная графика студии этому помогла. Ну и, конечно же, Хироси Камия одним своим явлением у микрофона мобилизовал тысячи поклонниц, безошибочно заявивших: «Ято – такой душка!» Японцы обожают классификацию (кто еще мог придумать десять мастерских степеней в традиционных искусствах?), так что большинство местных и западных критиков постановили, что «Бродячий бог» не шедевр, но достоин находиться в «первой лиге». Зрители с ними согласились, поставив Ято сотоварищи на пятое место в рейтинге новинок зимы. Продажи 7 тысяч копий первых дисков подтверждают мысль, что хорошее аниме рано или поздно получит достойную оценку на рынке.



7. После таких мощных игроков, как Bones и J.C.Staff, не смог смолчать Sunrise – другой гигант рынка японской анимации. Увы, «восходовцы» давно выбыли из клана искателей истины, провозгласив лозунг «Лучшее – враг хорошего». «Гандам» кормил отцов нынешних боссов студии, он же будет кормить их внуков, а в промежутке создатели выпускают все, что придет в голову, чередуя редкие удачи (Май-вселенная, «Гиасс», «Гинтама», «Горизонт среди пустоты») с потоками посредственности. Зимнее творение «рассветной студии» под названием Buddy Complex ожидаемо было в жанре меха и повествовало о простом японском парне, который перенесся в будущее, а там (кто бы сомневался!) идет вялотекущая война между мировыми сверхдержавами. Конечно же, хрупкое равновесие сил разлетается вдребезги с прибытием потенциального суперпилота, способного, к тому же, входить в Единение с другим суперпилотом, резким белокурым красавчиком, который (сначала!) этому факту вовсе не рад. Ничего не напоминает? Вот и зрителей с критиками поразило острое дежа вю, и они как-то прохладно отнеслись к чужим комплексам, пускай и дружеским. Единодушное мнение обозревателей вынесло вердикт, что в этот раз Ятатэ Хадзимэ, коллективный разум творцов Sunrise, явно схалтурил. Короткий сериал не стал мучить зрителей и быстро исчез из ТВ-рейтинга, а продажи первых дисков оказались закономерно низкими – еще ниже, чем у неудачника Денди.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

8. И опять бедный покоритель Японии перевернулся в гробу, ибо студия Satelight, не спрашивая, включила его в сериал Nobunaga the Fool. Конечно же, Сёдзи Кавамори, создатель «Макросс Фронтира», снял аниме в жанре меха – только не космическом, а в духе сборной солянки. Многие критики использовали для описания способностей авторов сценария менее политкорректные термины, и не зря. Ведь если с восточной стороны в сюжете вполне узнаваемая Сэнгоку Дзидай, то с западной творится какой-то хепенинг, где под властью короля Артура собрались герои от Александра Великого до Леонардо да Винчи. И все это – не «Фейт Зеро» и не «Карнавальный фантазм», а якобы альтернативная история, где в XVI веке по просторам Японщины бодро бегают стимпанковские боевые роботы. Даже у авторов русского Самиздата (чьей макулатурой полнятся книжные развалы) встречаются куда более интересные и непротиворечивые идеи. В общем, лучше бы Кавамори-сан не тратил зря деньги спонсоров на двухсезонное фиаско, а снял еще один фильм про божественную Шерил – с этим мнением согласилось большинство японских и западных зрителей. Смотреть «Глупца» массовая аудитория не пожелала, а продажи первых дисков франшизы уверенно отправились в лигу «Космического Денди».



9. Студия Gokumi тоже недавно потревожила дух великого Нобунаги, но вовремя исправилась и вернулась к испытанной франшизе Saki. Новая глава репортажа из фантастического мира юри-маджонга под названием Saki Zenkoku-hen рассказывала о начале национального турнира с точки зрения главных героев, школы Киёсуми. Пикантность сюжету придавало то, что первоисточник движется черепашьими темпами, ибо интерес Риц Кобаяси (по собственному признанию) к основной линии давно утрачен, и мангака предпочитает запускать побочные проекты по созданному миру. В общем, авторы начинали рисовать аниме, не зная, чем закончится не то что финал, но даже полуфинал с участием Саки Миянаги. Хотя по законам фэнтези-маджонга, в который играют милые девушки, главная героиня непобедима, зрители так и не дождались подтверждения – сериал завершился, не дойдя пару шагов до последней на тот момент главы манги. Но, несмотря на незавершенность, новая глава мира Саки неплохо вписалась в уже созданную вселенную, удачно наложившись на «главу Атиги» - недавно прошедший по экранам рассказ о тех же событиях с точки зрения второстепенных персонажей. Ну а фанаты любимых героинь получили неземное наслаждение, затаив дыхание следя за игрой и загадочными комбинациями с громкими названиями – от «девяти врат» до хрестоматийного «цветка в горах». Поклонники Саки тепло поблагодарили студию, отдав сериалу 6 место в рейтинге новинок зимы и обеспечив более 6 тысяч проданных копий первых дисков «Национального чемпионата». Вопрос остается лишь один – когда ждать продолжение, и не выйдет ли сначала очередной «вбоквел» типа «Сино: история юности»?



все кадры | ролики



все кадры | ролики

10. «Нам песня строить и жить помогает» - по преданию, написал Леонид Утесов на воротах дачи. Создатели музыкальных аниме наверняка тоже возвели себе немало особняков, как в традиционном, так и в современном стиле, ибо напрягаться тут вообще не надо – индустрия настолько отработана, что вырваться из ее цепких лап невозможно. Сериал Super Sonico The Animation от студии White Fox создан, мягко говоря, не для интеллектуалов, а для любителей чистого удовольствия. Воспринимать как-то иначе розововолосого виртуального персонажа компании Nitroplus вредно для здоровья, а если правильно настроиться, то фигуристая Сонико и ее подруги очень даже ничего, особенно когда не мешает ужасное 3D. Во всяком случае, сериал занял достойное 13 место в рейтинге зимних новинок, а поклонники раскупили более 3,6 тысяч копий первых дисков. И вообще, как правильно говорят знатоки жанра: «Это хотя бы человек поет!»



11. Студия TMS, заслуженный ветеран японской индустрии развлечений, порадовала поклонников романтического жанра настоящей современной сказкой под названием Toaru Hikuushi e no Koiuta. «Песнь любви одного пилота» развивается в некоей фентезийной стране, где магия переплетается с техникой начала нашего XX века, а главные герои – молодые курсанты летной академии. Смелые ребята летают, к счастью, не на боевых роботах, а на ретро-конвертопланах, ну а лучшие из лучших отправляются на летающем острове в экспедицию к некоему Краю Небес. При таком развитии авиации местные власть имущие понятия не имеют, кто еще живет на собственной планете – наверное, мир сериала ну очень большой. Как и положено в эпическом сюжете, романтика в сериале скорее производственная – поэмы сочинять некогда, работать надо. Работы молодым героям хватило на второй сезон (решение о котором пока не принято), а отношения – ну, отношения никуда не денутся. Кому-то история бывшего принца и волшебницы ветра понравилась, кого-то оставила равнодушным, а в целом «Песнь любви» повторила судьбу «Последнего изгнанника», оставшись нишевым произведением, где мир куда интереснее героев. В ТВ-рейтинге зимних новинок сериал не отметился. Предчувствуя такую участь, продюсеры решили выпустить диски «Песни» одним боксом, который выйдет 30 июля и поставит зрителей перед выбором «все или ничего».



все кадры | ролики



все кадры | ролики

12. Если только что рассмотренная романтическая «Песнь» предусматривала активную работу слезных желез, то творение студии Brain's Base под лаконичным названием D-Frag! планировало выжимать из зрителей слезы только от неудержимого смеха. Авторы манги, не скрываясь, надергали персонажей из других франшиз, заставили их работать в ансамбле – и на выходе получили очередную школьную комедию. Аниматоры постарались изложить сюжет как можно более красочно, но явную вторичность и высосанные из пальца шутки замаскировать многоцветьем не удалось, да и бюджет подкачал. Конечно, средний японец готов есть рис каждый день, точно так же и средний подросток будет каждый раз смеяться в сценках про лоликон и «оппай». А что это меняет? Сериал про игровой клуб Н-ской школы так и остался одноразовым изделием, пару раз мелькнув в ТВ-рейтинге зимних аниме. Почти 2,7 тысячи проданных первых дисков показали, что в наше время даже насквозь вторичная молодежная комедия способна одолеть порог окупаемости.



13. Замысел франшизы Hamatora походил на японскую версию «людей Х». Специально для ее экранизации был собран творческий коллектив, назвавшийся студией Naz. Авторы развернули эпическую картину непростых взаимоотношений мутантов-эсперов и обычных людей в мире недалекого будущего. Главные герои живут в Иокогаме и содержат детективное агентство, давшее название всей франшизе. Законы жанра требуют, чтобы у эсперов-детективов такого уровня был достойный антагонист – умный, хитрый, харизматичный, добивающийся своего не по щучьему велению, а в рамках хоть какой-то логики. Вот с этим сериалу не повезло – местный «профессор Магнето» оказался больным на всю голову придурком, по совместительству – магом и волшебником, который хочет непонятно чего и зачем. Сами же положительные герои вышли картонными и безликими, об их мотивах оставалось только догадываться. Разумеется, суть любого подобного сериала составляют вовсе не психологические этюды, а красочные бои с применением сверхспособностей – тут зрителей тоже ждало полное разочарование, графика могла порадовать разве что обилием статичных кадров. Итог был предсказуем – после 3-4 недель зрительского внимания сериал покинул ТВ-рейтинг зимних новинок, продажи первых дисков кое-как перешагнули грань окупаемости. Создателей это не смутило – они решили глубже раскрыть персонажей во втором сезоне, который запланирован на лето 2014 года. Графическое исполнение на этот раз заказано не «шабашникам», а достаточно известной студии Lerche.



14. Свое веское слово в зимнем сезоне сказала и знаменитая студия Kyoto Animation, отчаянно стремящаяся вернуть славу лидера японской анимационной индустрии. Второй сезон известной франшизы, вышедший под заголовком Chuunibyou Demo Koi ga Shitai! Ren, должен был привлечь к экранам всех поклонников творцов из культурной столицы Страны восходящего солнца. Зрители всех возрастов приготовились наслаждаться очередными приключениями Юты и Рикки… и тут поняли, что авторов и героев понесло куда-то не туда. Второй сезон, сохранив внешнюю привлекательность, полностью утратил дух и нерв первого сезона. Вместо постоянных метаний на грани иллюзий и реальной жизни герои нашли удобный ответ – живи, пока живется, и ты огражден от настоящих проблем. Ребята с первых серий с головой ухнули в «болезнь восьмого класса», а немногочисленные взрослые махнули на них рукой. После этого драма и напряжение кончились – началась скука, которую не смогло скрасить появление старой подруги Юты и якобы соперницы Рикки. Увы, на сюжетном безрыбье все фирменные закидоны веселой компании пошли в ход по второму-третьему разу, а о развитии отношений заглавной пары лучше не говорить – его не было. Только отличная музыка, фирменная графика и кредит доверия зрителей к творцам из Киото удержали второй сезон «Чудачества» в фокусе зрительского внимания. По итогам зимы сериал занял третье место среди новинок, продажи 7,5 тысяч копий первых дисков показали, что неудачи мастеров бывают успешнее удач простых ремесленников. Теперь вся надежда Киото – на лето и новый сезон Free!





все кадры | ролики

15. В каждом сезоне бывают нежданные фавориты, из темных лошадок пробившиеся чуть ли не в безоговорочные лидеры. Таким открытием зимы 2014 года стал сериал Mikakunin de Shinkoukei от студии Doga Kobo. Казалось бы, перед нами экранизация манги-ёнкомы, непритязательная камерная комедия, в которой участвует не больше десятка персонажей, в ролях вообще нет известных сэйю – а зрителям понравилось! Конечно же, успех сериала определил великолепный квартет главных героев – сестры Кобэни и Бэнио Ёномори и их гости, брат и сестра Хакуя и Масиро Мицуминэ. В кои-то веки зрителям предложили нормальную пару молодых людей, в которой парень не является хулиганом или размазней, а девушка – почетным клиентом детского психиатра. При этом Бэнио отчаянно переигрывала «сискон», чтобы подчеркнуть «нормальность» и женственность младшей сестры, а Масиро честно изображала «имоуто», помешанную на счастье братика. Даже сверхъестественные мотивы нисколько не помешали позитивному настрою сериала: ну и что, что семья Мицуминэ малость того, с божественной кровью – за столом у нас все равны. Зрители поставили обсуждаемый сериал на второе место среди зимних новинок, продажи более 8,5 тысяч копий первых дисков говорили сами за себя. Пожалуй, Mikakunin стал одним из немногих аниме прошедшей зимы, в которых органично сочетались сюжет, графика, подходящая музыка и отличная игра актеров-сэйю, ничуть не зависящая, как мы убедились, от громкости их имен.



16. Второй сезон Gin no Saji, экранизации известной манги от A-1 Pictures, оказался единственным представителем зимы в блоке Noitamina. Жизнь и учеба городского парня Юго Хатикэна в сельскохозяйственной школе на острове Хоккайдо уже полюбились многим зрителям. Разумеется, им понравился и второй сезон, из которого ушла новизна, но прибавилось романтики и драматизма. «Серебряная ложка» - из тех немногих аниме, что учат здравому смыслу и правильному поведению в реальной жизни, не заменяя реальные проблемы кривлянием и выдумками. Отчетливо видна эволюция главного героя – он уже не тот «цыпленок», на которого походил в первом сезоне. Сейчас Юго – молодой мужчина, честным трудом заработавший право не только решать за себя, но и давать советы другим. Фирменная продолжительность «Ложки» - опять 11 эпизодов – вселила в верных поклонников надежду на продолжение. Таких произведений нужно побольше, а вот смотрит их обычно куда меньше зрителей, чем стоило бы. По итогам сезона аниме балансировало на краю первой десятки, а вот диски продюсеры решили выпускать единым боксом, который выйдет 27 июля.



все кадры | ролики

17. Студия Madhouse этой зимой не могла не отметиться мрачным мистическим боевиком в фирменном стиле под названием Mahou Sensou. Речь в «Магических войнах» шла, понятно, о простых японских школьниках, что выяснили для себя ряд неприятных новостей. Прежде всего, ребята узнали, что наш мир – не единственный и может быть в любую секунду уничтожен из-за войны магов в параллельном мире. А раз так, героям пора вмешиваться в чужую войну и политику, благо магические силы появились у них самих. По единодушному мнению критиков, сюжет «Магических войн» сильно пострадал от фрагментарного заимствования из ранобэ, сюжетные дыры при этом ничем не были заполнены и только вводили зрителя в заблуждение. Зритель же такого не любит и отказался следить за страданиями «рыцаря печального образа» Такэси Нанасэ и его товарищей, в результате ничего не потеряв. Абсолютно невнятное аниме не появлялось в ТВ-рейтинге, а количество проданных дисков не стоит даже называть по цензурным соображениям. Неужели у известной студии, одного из лидеров японской анимации, настолько плохо с маркетологами?



18. Пришло время представить сериал, ставший безоговорочным лидером зимы 2014 года. Разумеется, он снят на Wit Studio, специально созданной для больших проектов, таких как «Вторжение гигантов» - событие в мире аниме последних лет. Новая работа студии называлась Hoozuki no Reitetsu и была основана на буддистской, а не синтоистской мифологии с явными мотивами японо-китайского фольклора. Итак, трудовые будни восточного Ада представляет демон Ходзуки – заместитель владыки Эммы-О. По сути, как настоящий первый зам хладнокровный Ходзуки и тянет на себе всю работу, решая проблемы по мере поступления. Мрачный, циничный, харизматичный, главный герой хорош настолько, что сам «аццкий сотона», явившийся на Восток с дружеским визитом, выглядит рядом с ним как школяр на дне открытых дверей. Подвиги героя происходят на фоне великолепной детальной графики, блестяще стилизованной под старину, музыка тоже не подкачала. В целом, сериал оказался настолько пронизан истинным японским колоритом, что пленил сердца островных зрителей. Первое место хладнокровного демона в черном ни разу не было оспорено в ходе зимнего сезона, а более 18 тысяч проданных копий первых дисков ознаменовали вхождение Ходзуки в элитный клуб коммерческих тяжеловесов. Вообще, люди больше всего любят смотреть фильмы и аниме про свою собственную жизнь – неужели у японцев с ней ассоциируются адские будни?

все кадры | ролики



19. Очередная реклама коллекционных карточных игр под названием Z/X Ignition была снята студией Telecom Animation Film, подразделением TMS, специализирующемся на полнометражных анимационных фильмах. Но почему бы не «срубить халтурку», от которой все равно никто ничего не ждет? Бизнес есть бизнес, и сериал про продвинутых геймеров и защитников Земли все же увидел свет. Больше сказать о нем нечего, ибо со времен Ю-Ги-О никто в этом жанре ничего нового не изобрел. Разве что мешанина персонажей, выпрыгивающих из карт главных героев, в этом капустнике смотрится более органично, чем в якобы серьезных сериалах. Создатели закономерно ожидали, что после просмотра «Зажигания» зрители будут покупать карты, а не диски, потому мизерное число реализованных копий ДВД и Блу-реев сериала никого, наверное, не расстроило.



20. Короли романтики со Studio DEEN решили холодной зимой порадовать верных поклонников сёдзё-ай, подарив им аниме с весенним названием Sakura Trick. Главные героини Ю и Харука решили в старшей школе углубить и расширить свою дружбу, перейдя от слов и держания за руки к следующей фазе. Целуясь везде, где только можно, веселые девчата собрали вокруг тесную компанию, где кое-кто повторяет их достижения, а остальные дружно одобряют. Конечно, по смелости отдельных сцен «Проделки сакуры» здорово отличаются от стерильных моэ-сериалов в духе «Золотистой мозаики», да и псевдоюрийные YuruYuri они оставляют далеко позади. Вот только поцелуи главных героинь – не любовь, достойная «Утэны», а чистой воды похоть, больше подходящая «Школьным дням». Ну а кроме этого в сериале, увы, ничего нет, да и что можно выжать из ёнкомы про школьные поцелуйчики? «Проделки» не были замечены в ТВ-рейтинге, а продажи первых дисков пока что остановились на границе окупаемости. Вряд ли они поднимутся выше.

все кадры | ролики



21. Если в реалистичной «Серебряной ложке» сельскохозяйственная школа органично включилась в сюжет как кузница личности главного героя, то в сериале Nourin от студии Silver Link такая же школа была выбрана лишь для комического эффекта – ведь туда неизвестно зачем перевелась бывшая звезда эстрады Ринго Киносита (она же молодежный идол Юка Кусакабэ). Разумеется, там же учился самозваный величайший поклонник Кусакабэ по имени Косаку Хата, сам не поверивший своему счастью. И началось… Желая испытать жизнь простой школьницы, Ринго попала в типичную этти-комедию, ничего общего не имеющую со здравым смыслом. Аниме частично спасли задорные песни, которые исполнила Юкари Тамура, сэйю главной героини и сама известная певица. По итогам зимы Nourin попал в первую дюжину аниме-новинок сезона, продажи почти 4 тысяч копий первых дисков определили сериал в число крепких середняков.



22. Девичьи идол-группы можно создавать не только в Токио или далеком космосе – вполне сойдет и город Сэндай в захолустной префектуре Мияги. Этот тезис убедительно доказал сериал Wake Up, Girls! от содружества студий Ordet и Tatsunoko Production. Сюжет подобных аниме знает и ребенок, потому пересказывать его нет смысла, важны лишь песни, которые продюсеры предлагают зрителям. Здесь «проснувшимся девушкам», увы, далеко до Love Live! – своеобразного эталона жанра, который умудряется распродавать альбомы и синглы пятизначными тиражами. Продажи первых видеодисков Wake Up достигли 4 тысяч копий, что можно считать удовлетворительным результатом, а вот продажи музыкальных дисков не дотянули даже до такого уровня. Не помог и заранее показанный полнометражный фильм, который должен был стать рекламой сериала.





все кадры | ролики

23. Какой сезон может пройти без творений студии Shaft и ее главного режиссера Акиюки Симбо?! Разумеется, зима 2014 года к ним не относится, ибо к зрителям пришла давно ожидаемая романтическая комедия Nisekoi. История отношений парня и девушки, наследников мафиозных кланов, по ряду причин вынужденных изображать взаимную страсть, очень напоминает классические сюжеты мировой литературы, а японский колорит только добавляет остроты. Казалось бы – что еще нужно? Давай, Акиюки-сэнсэй, покажи класс, погружай нас в бездны добра и зла, заставляй переживать за героев, которые на грани смерти мило шутят с фирменным «шафтовским» поворотом головы! Увы, ничего подобного не произошло. «Притворная любовь» оказалась бесконечно далека от гениальных «Историй», оставаясь в привычном поле молодежных комедий вроде «Президента-горничной». Герои тут не хозяева судьбы, а рабы своих амплуа, выйти за рамки которых никак не получается. Что ж, пускай Раку и Титогэ не ушли в прорыв, а играли в комфортной зоне, но работа главного творца Shaft все равно понравилась зрителям, ибо даже хорошую романтику еще надо уметь снять. Сожаления критиков о том, что манга оказалась перенесена на экран пресновато, не смогли изменить тот факт, что Nisekoi занял 4 место по итогам сезона, лишь немного уступив второму пришествию Chuunibyou. Разница в продажах первых дисков (около 7,5 тысяч копий у каждого) тоже была минимальной – но все же в пользу «чудаков»!



24. Следующее творение студии A-1 Pictures под названием Sekai Seifuku ~Bouryaku no Zvezda~ вызвало у критиков и обозревателей тяжелый когнитивный диссонанс, а по-русски они пытались ответить на вопрос: «Что это такое?!» Пожалуй, безопаснее всего сказать, что это бурлеск, снятый в стилистике классической «Эксель-саги», где маленькие девочки правят миром, логово тайной организации помечено табличками, а безжалостные бойцы в целях конспирации носят русские имена. В дискуссиях также часто употреблялись термины «бред», «ахинея» и «налейте мне того же», но эту тему мы развивать не будем. В любом случае, смысл создания подобного аниме остался на совести сценаристов А-1, а зрители в большинстве своем личное время на просмотр не тратили. Впрочем, среди японцев нашлось достаточно любителей экспериментов, чтобы обеспечить продажи 2,7 тысяч копий (уровень «Хаматоры») первых дисков «Коварного плана Звезды».

все кадры | ролики



все кадры | ролики

25. Студия ARMS приличия ради отвлеклась от производства историй про полураздетых боевых девушек, выпустив на экраны Японии сериал Wizard Barristers: Benmashi Cecil. Девушки в нем, кстати, тоже боевые, зато они юристы и строго соблюдают дресс-код. В остальном же сюжетная логика и здравый смысл достигают зияющих высот предыдущего сериала про «план Звезды». Сценарий «Сесиль» не имел первоисточника и явно делался на коленке, в сравнении с ним схожая по идеям «Хаматора» кажется интеллектуальным шедевром. Жанр «магических адвокатов» при этом рывками мигрирует от «юридического триллера» в скучноватую повседневность, а оттуда – в трагифарс в духе «Явись, Азазель!» Смотреть такое сможет не каждый – большинство зрителей даже не пытались. Количество проданных дисков сериала пока не дотянуло даже до тысячи, и говорить о нем нет смысла. А студии ARMS желаем успехов в том, что у них получается лучше всего!



26. Студия Production IMS совсем недавно отделилась от гиганта AIC, и сериал Inari, Konkon, Koi Iroha стал ее первым самостоятельным творением. Дружба девочки с лисьим духом-оборотнем из домашнего храма – уже достаточно разработанная идея, стоит вспомнить Kamikiss и Gingitsune. Правда, InaKon по возрасту главной героини и идейному посылу больше похож на «Богиню-школьницу», вот только Инари до Юриэ явно не дотягивает, живет на заемной силе и только мучается. Конечно, на милых девочек и родных синтоистских богов японцы готовы смотреть бесконечно, потому сериал, не хватая звезд с неба, все же вышел на предел окупаемости по продажам дисков. Но, увы, не более того.



27. Завершил зимний сезон боевой этти-сериал Maken-ki! Two от студии Xebec. Идейный брат и товарищ таких известных франшиз, как Freezing и Sekirei, уверенно вступил с ними в соревнование за самые хм… впечатляющие формы главных героинь, полностью отрицающие законы физики. Ну, на то она и магия, чтобы творить чудеса в бою, имея грудь 8-го размера. Других плюсов у данного фансервисного творения не смог найти никто, точно так же было бы странно искать сериал в ТВ-рейтинге. А вот при заказе дисков ситуацию изменили скромные любители сравнительной анатомии, обеспечившие продажи более 3,7 тысяч копий первых ДВД и Блу-реев (примерно на уровне Nourin). Что ж, удачи коллекционерам, а вдруг еще пару сезонов снимут?!



Подводя итоги зимнего аниме-сезона 2014 года, можно сказать, что он оказался по-домашнему спокойным и уютным, а безоговорочным триумфатором зимы стал типично японский сериал Hoozuki no Reitetsu, насквозь пропитанный восточной атмосферой и мифологией. Нелишне добавить, что лидер сезона был снят на студии, совсем недавно подарившей миру такой шедевр, как «Вторжение гигантов», при этом «Хладнокровный Ходзуки» вовсю использовал графические возможности Wit Studio, чтобы создать впечатляющую стилизацию под старину. Парадоксальный сериал, в котором фольклор встретился с современным менеджментом, по праву возглавил и зимний ТВ-рейтинг новинок, и хит-парад продаж первых дисков.

Приятным и неожиданным открытием зимы 2014 года стало аниме Mikakunin de Shinkoukei, получившее второе место в рейтинге зрительских симпатий. Пожалуй, причиной стали герои – каждый из них представлял знакомый типаж, но вместе ребята составили уникальный ансамбль, чья сумма оказалась куда больше слагаемых. На третье место зимой зрители поставили продолжение Chuunibyou от Kyoto Animation, с чем не согласились многие критики, отдавшие предпочтение другой романтической комедии - Nisekoi от не менее известной студии Shaft. Похвальных отзывов заслужил также мистический сериал Noragami от студии Bones.

В заключение стоит заметить, что, по мнению многих критиков и знатоков, среди свежих зимних аниме только «Ходзуки», лидер сезона, заслуживает «знака качества». Следующие лауреаты – Mikakunin и новый Chuunibyou, при всем уважении к их создателям – сериалы не того калибра и вряд ли выдержат испытание временем. То, что они поднялись так высоко, говорит о невысоком среднем уровне зимнего сезона 2014 года, который вряд ли будут вспоминать с теплотой историки японской анимации.



* маркетологи считают, что продажа 2-2,5 тыс. копий дисков аниме-сериала составляет предел окупаемости, продажа от 3 до 9 тыс. копий – умеренный успех, от 10 до 30 тыс. копий – несомненный коммерческий успех. Рубеж в 30 тысяч копий переходят только выдающиеся аниме.



© автор текста Hollow, World Art
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции





Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура