World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

предыдущий сезонвсе сезоныследующий сезон


Обзор итогов осеннего аниме-сезона 2013 года

Осень во всем Северном полушарии – время сбора урожая и подведения итогов года. Как мы уже не раз отмечали, именно в «сезон красных листьев» на экраны Японии и остального мира выходят аниме самого разного формата и жанра, которые объединяет одно – по мнению генералов рынка, именно они могут рассчитывать на успех. Избранные произведения признаются шедеврами и вехами в истории анимации, другие обретают культовый статус для определенной аудитории, третьи радуют создателей цифрами продаж. По мнению критиков, в новом тысячелетии самой впечатляющей была осень 2011 года, подарившая нам Fate/Zero, «Горизонт среди пустоты», окончание приключений Огнеглазой Шаны, «Хаганай», «Игру Тихайи», новое пришествие «Охотников» и много других ярких впечатлений. Может ли сравниться с таким великолепием предолимпийская осень 2013 года, когда на японские малые экраны вышли 48 сериалов и спецвыпусков, как относительно новых, так и продолжающих знакомые франшизы? Чтобы ответить на столь актуальный вопрос, мы проанализировали доступные ТВ-рейтинги аниме на экранах Японии с 1 октября по 29 декабря 2013 г., продажи первых дисков аниме нового сезона с 1 декабря 2013 года по 2 февраля 2014 г., а также изучили мнения авторов 10 наиболее авторитетных англоязычных аниме-блогов по данным порталов Animeblogger и Alltop. В выборку не вошли иностранные мультфильмы, короткометражные аниме, произведения для маленьких зрителей, а также новые ОВА и фильмы, не выходившие осенью на ТВ. При подготовке обзора использованы материалы ANN, Crunchyroll, AnimeSuki, Oricon и официальных сайтов аниме осеннего сезона.



1. Как принято в современном календаре шоу-бизнеса, сезон начался «затравочным» сериалом Diabolic Lovers, трансляция которого стартовала за две недели до официального начала анимешной осени. Экранизация приставочной игры для девушек на модную ныне вампирскую тематику от набивших руку профи со студии ZEXCS не только выходила в усеченном 15-минутном формате, но и была, похоже, рассчитана на зрителей младшего школьного возраста. В летнем сезоне уже прошел схожий сериал Brothers Conflict, но там хотя бы обошлось без кровопускания. Ну а тут сюжет похождений очередной «мертвой царевны» в компании шести братьев-вампиров можно было исчерпывающе описать крылатой фразой: «не слишком ли быстро я бегу?» В финале красавица Юй прибежала, куда хотела, сериал окончился, у авторов и мысли не возникло относительно выпуска подобного «шедевра» на Блу-рэй, а традиционные ДВД-диски не понадобились даже истовым ценителям отомэ-игр. В любом случае, продажи ДВД оказались настолько мизерны, что их цифры не вошли ни в какие рейтинги и чарты. Альбомы с характерными песнями красавчиков-героев продавались лучше, достигая порога в 3 тысячи копий.





все кадры | ролики

2. По-настоящему осенний аниме-сезон 2013 года открылся весьма неоднозначным сериалом Coppelion, снятым по популярной манге. Несмотря на миллионные тиражи первоисточника, производство аниме отложили на два года – ведь сюжет рассказывал о жизни после грандиозной ядерной катастрофы, произошедшей в ходе землетрясения в Токио. По стечению обстоятельств, сразу после начала работ над экранизацией произошло Восточно-Японское землетрясение, а вскоре взорвались реакторы Фукусимы. Вся Япония с ужасом и гневом узнала, что безопасность АЭС, управляемой частной компанией, оказалась на уровне бензоколонки в Буркина-Фасо – заражение местности и воды власти так и не смогли обуздать до сих пор. В общем, работу над аниме удалось продолжить, когда схлынули страсти по местному Чернобылю, причем продюсеры (бизнес и мораль – вещи разные!) даже надеялись на дополнительную раскрутку. Увы, надеждам не было суждено сбыться, а виноваты режиссеры и авторы сценария, которые не смогли со старта взять нужный тон и темп. Знатоки франшизы много раз указывали, что история Коппелионов – твердый антиутопический боевик, слегка сдобренный философскими рассуждениями; по сути это типичный сёнэн, где сражаются герои со сверхспособностями. А вот сотрудники молодой студии GoHands привыкли снимать комедии - и безбожно затянули начало, показав зрителям нечто невнятное, больше похожее на учебное пособие по гражданской обороне. Лишь последние серии намекнули, что могло бы получиться при правильном подходе – но было уже поздно. Такие ошибки аудитория не прощает – рейтинги «Коппелиона» после первых 2-3 серий рухнули в никуда, обозреватели выразили полное недоумение. Не помогла и ранняя продажа первых дисков сериала – заказы не превысили 500 копий, что указывает на полный коммерческий крах* и снижение вероятности съемок второго сезона.



3. Студия Kyoto Animation вроде бы миновала кризис и творчески усвоила уроки недавних провалов. Хорошо заработав на шумной летней комедии Free! (и объявив второй сезон ровно через год), творцы из Киото решили вернуться к жанру мистико-романтической драмы, который укрепил их известность после выхода трилогии шедевров по визуальным новеллам фирмы Key. На этот раз сюжет для анимации предоставил не могучий гений Дзюна Маэды, а фэнтези-роман малоизвестной писательницы Нагому Тории, получивший отличие на внутреннем конкурсе студии. Сериал под названием Kyoukai no Kanata получился красивым… отлично нарисованным в фирменном «киотском» стиле. Боевые сцены доставили поклонникам студии немало удовольствия, а вот ответы на прочие вопросы пришлось искать долго и мучительно, чему примером обширные дискуссии в социальных сетях. Выводы не порадовали – ни в мир, ни в героев, ни в сюжет авторы не вложили достаточно умения и таланта, в итоге вышла блестящая пустышка. Критики резонно заметили, что никакая совершенная графика не спасет хромающее на обе ноги содержание – тот абсурд, что органично смотрится в комедии Chuunibyou, не работает в серьезном аниме, принявшем громкое имя «За гранью». Другие авторы отмечали, что после просмотра сериала в памяти не остается ни одного лица, ни одного героя – за стандартной для KyoAni рисовкой парней и девушек так и не проступила индивидуальность. В целом, из-за всплеска интереса в начале трансляции, продажи первых дисков KnK вышли за предел окупаемости, а сам сериал занял достойное седьмое место в рейтинге осенних новинок. Но не стоит обманываться – в данном случае покупатели оценили не само произведение, а собственную степень доверия к любимой студии. Прорыва в новое качество у создателей явно не вышло.



все кадры | ролики



4. Сочинять сюжеты бесконечных франшиз в одиночку невозможно, поэтому на многих крупных студиях имеются проверенные авторские коллективы, прикрывающиеся различными псевдонимами. На студии Sunrise это, к примеру, Ятатэ Хадзимэ, а на старейшей японской студии Toei Animation местные затейники скрылись под именем Идзуми Тодо. Устав от бессмысленной жвачки детских шоу про Дореми и PreCure, упомянутые творческие личности походя слепили из японского фольклора и кэрроловской «Алисы» искрометную историю под названием Kyousogiga или «Картинки чокнутой столицы». Веселый капустник, каждое слово или сценка которого являются переосмыслением известных любому японцу сюжетов и штампов, сначала показали в виде короткой веб-анимации, а когда зрительская реакция обнадежила, сняли полноценный ТВ-продукт. Разумеется, «Картинки» явились на свет бюджетным артхаусным произведением, ибо большинство создателей отнеслись к своему детищу, как к удачной шутке. Но обозреватели, внимательно смотревшие сериал, отметили, что хорошие вещи как раз творятся не с натугой и надрывом, а легко и непринужденно. В приключения юной Кото в зеркальном Киото, пускай кривовато нарисованные, создатели из TOEI смогли вдохнуть жизнь, вдохнуть душу – это то, чего так не хватает упомянутому выше «За гранью» от Kyoto Animation. Еще критики отметили сюжетную близость «Картинок» и Uchouten Kazoku из прошлого сезона: оба сюжета – трогательные рассказы о необычной семье, что проживает в японской культурной столице; и там, и там традиционный фольклор островов щедро сдабривается постмодернистским соусом. Kyousogiga ожидаемо не блистала в осеннем ТВ-рейтинге, а продажи дисков недалеко ушли от 1000 копий – для артхауса вполне нормально.



5. Так уж повелось, что в последние годы творческим соперником Kyoto Animation выступает студия P.A. Works из префектуры Тояма. Оба коллектива молоды, амбициозны, за плечами у них немало громких успехов, а главное – каждая творческая группа имеет неповторимый и узнаваемый собственный стиль, чего не скажешь о многих гигантах аниме-бизнеса. В осеннем сезоне «прогрессивные аниматоры» представили большой проект Nagi no Asukara, основанный на собственном сюжете. Можно по-разному относиться к творчеству Мари Окады, известной феминистки и главного сценариста студии, но в мастерстве ей отказать нельзя. Если сюжет о взрослении и первой любви рассчитан на 26 серий, то следует ожидать медленного развития, в которое постепенно вплетаются новые и все более серьезные мотивы. Так и произошло, никто не бил зрителя по голове и с первых минут не хватал за душу, в итоге дорогу «К тихому завтра» сначала приняли за очередной неспешный «слайс», пусть в слегка фантастических декорациях. Главные сюрпризы и парадоксы Окада-сэнсэй щедро рассыпала во второй половине сюжета, то есть зимой, но это уже другая история. А по итогам осеннего сезона критики и зрители оценили NagiAsu как обычную молодежную комедию, каких снимают по дюжине в год. Продажи первых дисков сериала оказались объяснимо невысоки и еле-еле перевалили за рубеж 3 тысяч копий. Конечно, первое впечатление важно, но по итогам зимы реакция зрителей наверняка изменится!

все кадры | ролики



6. В отличие от только что описанных студий, находящихся в вечном творческом поиске, компания Feel, основанная бывшими сотрудниками студии Pierrot, звезд с неба не хватает. Фирма из предместий Токио, чьими аниматорами числятся в основном корейцы, предпочитает работать на подхвате у мэтров, а в одиночку берется только за небольшие и беспроигрышные проекты. Особенно им удаются милые и ненапрягающие комедии, вроде сериала Da Capo или саги про сестер Минами. Поэтому очередное творение студии под названием Outbreak Company оказалось смешным пародийным шоу про агрессивную экспансию японской культуры в фентезийный мир. Молодой парень Синъити Кано не только преуспел в продвижении отакуизма в параллельные массы людей, гномов и эльфов, но и сумел заморочить голову даже алчным чиновникам из японского правительства. Естественно, подобный «триумф воли» пролил бальзам на душу многочисленным собратьям Кано среди зрителей и обеспечил немало восторженных отзывов. Но мнение большинства оказалось иным – после бодрого начала сериал быстро, уже к середине, скатился в предсказуемую гаремную посредственность, и никакого бодрящего послевкусия после окончания 12 серии уже не осталось. Критики были полностью солидарны и только заметили, что «Смирительная рубашка», другой цикл романов Итиро Сакаки, постоянного автора Feel, был экранизирован гораздо удачнее. Первые диски истории про «гоп-компанию» не одолели порог окупаемости, оставшись в третьем десятке чарта осенних новинок.



7. Зачем изобретать велосипед, когда есть верные способы стричь аудиторию и вечно использовать одну и ту же нехитрую конструкцию? Этот простой и понятный рыночный подход довели до совершенства на многих крупных аниме-фабриках, а теперь в их число попала и студия 8bit. Очередная порция быстрорастворимой духовной пищи под названием Infinite Stratos 2 мгновенно нашла своего зрителя. Знатоки и обозреватели, наивно полагавшие, что в новом сезоне им хоть как-то объяснят сюжетные загадки, на которые постоянно намекали в начале сериала, остались с носом. Все намеки и многозначительные обмолвки персонажей первого сезона оказались обманками, похожими на надувные чучела, которыми опытный охотник приманивает глупую птицу. Развитие сюжета оказалось равно нулю, потребители получили лишь очередную дозу фансервиса и гаремного копошения вокруг твердолобого Итики Оримуры. Да, количество грудастых героинь возросло, зато качество графического исполнения упало, а интересные боевые сцены можно было сосчитать по пальцам одной руки. А дальше случилось ожидаемое – второй сезон «Бесконечных небес» объективно оказался хуже первого, но из-за раскрученности франшизы снова стал одним из лидеров сезона! Сериал не только захватил второе место в ТВ-рейтинге новинок осени, но и оказался одной из главных тем обсуждений в Твиттере и блогосфере, а также на специализированных форумах. Продюсеры хорошо знали поговорку про кактус, потому запланировали необычно раннее начало продаж дисков – и не прогадали. ДВД и Блу-рэй «Стратоса» и тут пролезли в тройку хит-парада, вплотную подобравшись к рубежу в 10 тысяч проданных копий каждого выпуска - комментарии, как говорится, излишни.



все кадры | ролики





все кадры | ролики

8. Тенденции рынка известны всем, но не всем они нравятся. Многие японские аниматоры громко заявляли о засилье моэ-гаремного жанра, рассчитанного на социальных лузеров, чьим спасением является эскапизм, уход от реальности. Ответ был всегда один: критикуешь – предлагай. Сними что-нибудь этакое, отчего прыщавые задохлики и жирные отаку прекратят молиться на рисованных кукол и ринутся в последний бой. Немногие рисковали вернуться к старому, жесткому и беспощадному стилю, и среди них всем известный Gainax. Увы, после «бура в небесах» творения студии страдали половинчатостью, а «Мэдака» оказалась полным провалом. Надо начинать заново – решили амбициозные создатели «Лаганна» и основали собственную студию Trigger. Дебютировав в конкурсе молодых аниматоров, они замахнулись на большее, и вскоре взорам публики предстал проект Kill la Kill – обещанное возвращение к истокам. Перезагрузка удалась на славу - первые серии похождений безбашенной хулиганки Рюко Матой фанаты встречали стоя, отдавая честь и крича «Yes!!» Великолепный опенинг Sirius задавал тон действию, словно бы сошедшему с экранов 90-х. Мощный саундтрек, драйв, напор, нарочитая условность рисовки, похожая на творения Го Нагая, зубодробительный сюжет и сокрушительная харизма главных героинь – эта адская смесь просто взорвала аудиторию, напомнив, как можно и нужно снимать аниме. Разумеется, вскоре раздались и другие голоса: «это уже было», «они повторяются», «действие провисло», но факт остается фактом – молодая студия не зря назвалась «спусковым крючком», она стронула с места целую лавину обсуждений, которая захлестнула виртуальное аниме-пространство. Ночной сеанс и специфика жанра не могли принести сериалу высоких ТВ-рейтингов, но продажи сказали сами за себя – первые диски и альбомы саундтрека быстро разошлись десятитысячными тиражами, а уже упомянутый сингл первого опенинга Sirius легко вышел на 20-тысячный рубеж. Возможно, Kill la Kill нельзя назвать шедевром, но это однозначно самое яркое и обсуждаемое событие аниме-осени 2013 года, заставляющее задуматься о себе и о жизни.



9. Если только что рассмотренный сериал подобен сильнодействующему средству, то Golden Time от признанных умельцев из J.C. Staff – легкое успокоительное, которое поможет сбросить стресс и очистить голову от ненужных размышлений. Жанр угадать просто – перед нами милая романтическая комедия, главное отличие которой в том, что герои – не старшие школьники, а студенты, уже вступающие в самостоятельную жизнь. Впрочем, менталитет большинства персонажей не сильно отличается от подросткового, а главная героиня Коко поначалу думает и поступает, как Митрофанушка из русской классики, заявлявший «Не хочу учиться!» Но на ее счастье рядом оказывается простой и честный парень Банри, который, несмотря на амнезию (а может, благодаря ней), лишен эгоизма и глупых комплексов. Разумеется, такие ребята на дороге не валяются, но тут, как говорится, кому нужнее, и в осеннем сезоне ценители жанра сполна получили обещанное удовольствие. Во второй половине сюжет ожидаемо покатился в нагнетание драматической составляющей, но по итогам осени японская аудитория оценила «Золотую пору» как нормальное одноразовое времяпровождение. Обозреватели из разных концов света огласились с оценкой зрителей, а продажи первых дисков сериала еле-еле превысили 1000 копий даже через месяц после начала. Музыкальные темы Golden Time также не пользовались популярностью.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

10. Многие поклонники аниме об отважных воительницах сочли девушек «Стратоса» глупыми, героинь Kill la Kill – слишком пафосными, и лишь Freezing Vibration полностью оправдал их ожидания. Творцы со студии AGGT особо не церемонились с мангой корейских авторов, выбрасывая оттуда политические интриги, научные сведения, прочую дребедень и оставляя главное – крепких и агрессивных девчат, которые собрались на Аляске, чтобы устроить турнир на выбывание и порадовать зрителей. Множество новых Пандор, истинных и искусственных, вместе с хорошо знакомыми персонажами первого сезона устроили настоящий хеппенинг, разоблачая заговор безумной ученой Скарлетт Охары (!) и в очередной раз спасая планету от нашествия Нова. Разумеется, главной проблемой ТВ-показа подобных шоу была и остается цензура, которая отсутствует только на платном канале AT-X, но и там качество картинки искусственно занижено, чтобы стимулировать фанатов к приобретению дисков. Увы, поклонники сериала хорошо помнили, что в первом сезоне даже на Блу-рэй игра света не телах героинь не стала более реалистичной, а густые клубы пара вовсе не обрели прозрачность. Та же тенденция подтвердилась в конце декабря 2013 года, потому продажи первых дисков новой «Заморозки» оказались невысоки – не более 1700 копий в месяц. Впрочем, создателей подобное не расстроило: франшиза уже набрала ход, и аниме – лишь один из инструментов продвижения Сателлы и ее коллег.



11. Снять при ограниченном метраже и бюджете настоящее сложное сюжетное аниме – задача не из легких даже для крупной фирмы. Впрочем, студия Silver Link, где работают выходцы из Shaft и J.C.Staff, не боится трудностей и нестандартных решений, именно они в прошлом сезоне познакомили мир с нетрадиционной Иллией из Fate\Kaleid Liner и неудачницей Томо из Watamote. Сериал Strike the Blood, относящийся к вампирскому фэнтези, был задуман куда масштабнее и серьезнее. Хотя действие было изначально рассчитано на два сезона, авторы не были уверены, сколько томов ранобэ удастся пересказать за 24-25 серий. Все же решение было принято, и зрители начали неспешное знакомство с очередным миром, где слились наука и магия, а Япония традиционно является точкой пересечения интересов сильных мира сего. Конечно, такой расклад зрителю не в новинку, кто-то вспомнит «Индекс», кто-то Campione, но Кодзё Акацуки, юный вампир поневоле, на котором держится действие сериала, ничем не уступает Томе Камидзё, и уж тем более превосходит скучноватого Годо. Интересный, хорошо продуманный мир, сложные магические системы, непредсказуемые сюжетные повороты, отличные сцены боев, а главное – прекрасный букет героинь определили успех SutaBura у японских и западных зрителей. Критики заметили, что у франшизы есть шансы повысить популярность, ведь главные сюжетные откровения ждут нас во втором сезоне, перспективы которого смотрятся сейчас неплохо. Но это дело будущего, а по итогам осени, то есть первых 12 серий и трех сюжетных арок, Кодзё с подругами уверенно держался в десятке ТВ-рейтинга новинок и обеспечил продажи более 6 тысяч копий первых дисков. Музыкальные диски сериала также неплохо расходились, хотя, надо признать, ни один из них не дотянул до 10-тысячного порога.



все кадры | ролики



12. Череду сериалов с длинными названиями этой осенью открыл Yuusha ni Narenakatta Ore wa Shibushibu Shuushoku wo Ketsui Shimashita. Обозреватели давно заметили, что чем длиннее название аниме, тем менее оригинальна задумка. Вот и здесь студия Asread экранизировала серию совсем свежих ранобэ, представляющих собой компиляцию куда более известных сюжетов, таких как «Работящий сатана», «Герой при заклятом враге» и т. п. Как и положено в жанре «про работу», авторов не волнуют логика и здравый смысл, весь сериал построен исключительно на гэгах. Парня выкинули из школы героев, и он пошел в местный филиал магического «Эльдорадо» - ой, как смешно! Туда же устроилась дочь убитого Князя Тьмы, не имеющая понятия о трусиках – обалдеть! На магазинчик давит демпингом местный аналог «М-Видео» - как про нас! А под маской безмозглой управляющей у них сама… да держите меня семеро!!! Конечно, жанр «героев и демонов» давно порвал все шаблоны, и сказать что-то новое невозможно, но смотреть Yuu-Shibu было просто не смешно, даже этти не смогло особо помочь. Как заметил один из зрителей: «Там нет ничего стоящего, чтобы заказывать диски без цензуры». В результате сериал отсутствовал в ТВ-рейтинге, а продажи не превысили 1000 копий на диск. Синглы и альбомы этого аниме выступили не лучше.

все кадры | ролики





все кадры | ролики

13. Студия Satelight «пошла в гору» после переезда из провинциального Хоккайдо в столицу и начала совместной работы с режиссером Сёдзи Кавамори. Но ведь кроме «Макросса» и других меха-сериалов надо снимать что-то еще, а эксперименты с жанрами вроде камерного Ikoku Meiro no Croisee или потешных «Пираток в мини-юбках» прибыли обычно не приносят. Что делать? Конечно же, вспомнить о том, что каждый отаку – игрок по умолчанию, и кассу последних лет срывают экранизации РПГ – достаточно вспомнить SAO и Accel World! Так что Кавамори-сэнсэй, ныне занимающий пост исполнительного директора студии, благословил молодого режиссера Синдзи Исихару на экранизацию Log Horizon. До этого Исихара неплохо потренировался на Fairy Tail (которая тоже является типичной РПГ), а пока Люси с Нацу были в отпуске, без спешки приступил к работе над серией ранобэ Мамарэ Тоно. Вне всякого сомнения, Рёки Кавахара успел раньше, и его романы стали эталоном жанра, но ведь погружение в виртуальную игровую реальность ведет родословную от знаменитой серии hack, да и вообще на идеи авторского права нет. Кроме того, создатели Log Horizon сразу решили делать ставку не на крутых одиночек, а на раскрытие роли лидеров в жизни многотысячной геймерской общины, волею случая перенесенной в любимую игру Elder Tale. Другими словами, перед зрителями предстал настоящий «попаданческий роман», ставший ныне популярным жанром. Его герои – маг Сироэ, воин Наоцугу, вождь Нянта, лидеры Гильдий – понимают, что без грамотного руководства люди либо разбегаются по углам, либо сбиваются в беспредельные банды, а чтобы построить из толпы нормальное общество, надо работать и работать. Конечно, такой подход куда сложнее, чем прокачка и эффектный вынос очередного босса, но ведь аниме транслируется на образовательном канале NHK! И все же критики и зрители резонно указали, что действие, основанное на одних разговорах, воспринимается тяжело, миссии и сражения показаны схематично, и вообще авторы повторяют ошибку создателей «Героя при заклятом враге», когда грандиозный замысел был испорчен невразумительным воплощением. Что ж, большим событием «Хроники горизонта» не стали, но задачу свою выполнили, ибо более 3,5 тысяч копий за первую неделю продаж дисков – неплохой коммерческий показатель. Сериал продолжается, но уже сейчас можно сказать, что его осенняя часть была ничуть не хуже зимней.



14. Вездесущая и многоликая студия J.C.Staff не ограничилась легким жанром «Золотой поры» и выпустила осенью 2013 года куда более серьезного претендента на победу под названием Little Busters! ~Refrain~ Уже давно стали неактуальными дискуссии, кому из ведущих студий стоило отдать экранизацию «Маленьких проказников» - их первый сезон прошел и стал частью истории. Историю искусств он не украсил – мизерный бюджет и такие же усилия художников и сценаристов сделали сериал посмешищем в глазах поклонников визуальных новелл. И вот та же студия подготовила то ли продолжение, то ли новое прочтение сюжета – термин refrain можно понимать и так, и так. К счастью для зрителей, коллектив «японских творцов» показал, что умеет прислушиваться к критике. Возможно, свою роль сыграли неплохие продажи дисков первого сезона, также на авторов заведомо работал более короткий и энергичный сценарий, но вместо «растекания мыслью по древу» Рики со товарищи сразу приступили к делу. Конечно, подкованная аудитория и так знала все тайны мира «Проказников», но на этот раз исполнение не подкачало и зрителям понравилось. «Вот так бы сразу!» - общая реакция знатоков и критиков была единодушной. Ну а кроме волнующих откровений основного сериала, покупатели дисков могли оценить и мини-цикл «Экстаз», изложенный в виде шести спецвыпусков, по одному на каждый Блу-рэй. Продажи первых дисков Refrain оказались великолепными – более 9 тысяч копий только за первую неделю. Похоже, что поклонникам жанра не терпелось встретиться с Сайей Токидо и выяснить, насколько мотивы «Экстаза» послужили основой для более поздних «Ангельских ритмов»!



15. Как выяснилось, в осеннем сезоне года Черной Змеи студия Satelight тоже не все свои силы и ресурсы бросила на «Хроники горизонта» - ее второго творческого состава с лихвой хватило на экранизацию White Album 2. Визуальная новелла-первоисточник вовсе не продолжает первый, довольно удачный сеттинг «Альбома», а рассказывает новую историю с иными персонажами, произошедшую примерно через десять лет. К данному псевдопродолжению как нельзя лучше подходит поговорка «труба пониже и дым пожиже»: вместо талантливых, сильных духом, занятых любимым делом Рины и Юки (чьи песни, кстати, звучат в сериале) на сцену опять выползают амебоподобные школьники, натужно разыгрывающие романтический треугольник. Даже звездный состав сэйю первого цикла сменился невыразительным актерским коллективом, где Хитоми Набатани в своем вечном амплуа роковой женщины в одиночку сделать ничего не может. Впрочем, еще Бог-покоритель Кэйма Кацураги говорил, что механика дейт-симов проста, как мычание, но из раза в раз все равно действует. Так и здесь, художники не разучились «делать красиво», а сценаристы не забыли, где в людских душах находятся нужные кнопки, потому очередная зимняя мелодрама нашла поклонников, которые обеспечили продажи первых видеодисков на уровне примерно 2 тысяч копий за выпуск. Сериал был заявлен как музыкальный, но как раз реализация CD-альбомов у второго «Белого альбома» подкачала – его саундтрек захотели иметь в домашней коллекции всего лишь около 1000 человек.



16. Бесконечный боксерский спокон с помощью студий Madhouse и MAPPA в очередной раз явился на экраны под заголовком Hajime no Ippo: The Fighting! Rising. Новый «Первый шаг» был сделан героями то ли в третий, то ли в пятый раз, но суть его «месседжа», духовного послания осталась прежней – рост и развитие через преодоление себя и состязание с достойным соперником. Главный герой Иппо Макуноти, когда-то безответный хлюпик, теперь признанный профи и чемпион Японии в легком весе, должен защищать завоеванный титул, параллельно проясняя отношения со своей девушкой Куми, у которой, как диктуют законы жанра, имеются серьезные конкурентки. Обозреватели могли только в очередной раз восхититься, как здорово японские мангаки и сценаристы умеют превратить в интереснейшее зрелище, настоящую «поэму экстаза» любое занятие, в котором люди хотя бы теоретически могут соревноваться. Тем не менее, аудитория чистых споконов всегда ограничена, не все зрители готовы серию за серией смотреть одно и то же, да и фансервисные мотивы здесь, в боксе, далеко не те, что в элегантном «Принце тенниса». Потому третий сезон «Первого шага» с точки зрения ТВ-рейтингов новинок осени выступил крепким середнячком, а продажи дисков сериала запланированы на первый квартал 2014 года сразу в виде бокса на 13 серий – пока что пусть аудитория как следует разогреется!



17. В отличие от предыдущего сериала, где приземистые грубые драчуны прыгают по рингу и стараются сделать друг другу больно, Kuroko no Basuke 2, хоть и повествует о баскетболе, к чистому спокону не относится. Творение Production I.G. задумано куда хитрее и направлено, прежде всего, на девушек-фудзёси, которые оценят огромное количество высоких, стройных, гибких, прекрасно развитых парней, кроме голой «физики» обладающих сверхъестественными способностями! Именно поэтому аудитория «Куроко» не имеет ограничений – кто-то наслаждается напряженными матчами, фантастическими трюками игроков или стратегией хитроумных тренерш (да, парней тренируют девушки!), а кому-то достаточно лицезреть любимых героев, слушая при этом их тематические песни, чтобы потом сесть и написать пару-тройку фанфиков. Да, к реальному баскетболу Куроко Тэцуя имеет такое же отношение, как Рёма Этидзэн – к теннису, но мы ведь их все равно любим! Обозреватели указывают, что первая серия KnB2 стала самой обсуждаемой в японском Твиттере – в ходе ее трансляции поступило более 25 тысяч сообщений, то есть, учитывая рекламную паузу, плотность потока составила около 900 твитов в минуту! Неудивительно, что сериал уверенно возглавил ТВ-рейтинг новинок осени и показал лучшие результаты продаж – первый Блу-рэй вышел в конце января, а уже подбирается к 20 тысячам реализованных копий! При этом диски с характерными песнями персонажей, которых выпущено более десятка (многие поют дуэтом), тоже расходятся исключительно пятизначными тиражами.



18. Баскетбол баскетболом, но для японцев оранжевый мяч не является предметом национальной гордости. Это место давно и прочно занял бейсбол – достаточно посчитать количество тематических аниме, где на один «Слэм Данк» приходится десяток культовых бейсбольных произведений. Помахать битой любят герои «Кланнада» и «Маленьких проказников», «Цикад» и «Школьного переполоха», бейсбол уважает сама Харухи Судзумия – что уж дальше говорить?! Поэтому как-то даже несправедливо, если в осеннем сезоне будут сериалы про бокс и баскетбол, а бейсбольная тема останется нераскрытой. Ситуацию исправил Dia no Ace, кстати, сосед Hajime no Ippo не только по сетке трансляции, но и по журналу Shonen Magazine. История хрестоматийного «гостя из глубинки», природного таланта, не имеющего «школы», но при этом инстинктивно превращающего врожденные недостатки в уникальный игровой стиль, мягко говоря, не нова. При этом Эйдзюн Савамура, как и положено звезде жанра - парень простой, шумный, упрямый и не пасующий перед любыми авторитетами. Название сериала переводится как «бубновый туз» и вполне подходит характеру главного героя. Что до остального, то любители бейсбола, которые в обязательном порядке смотрят все «профильные» произведения, наверняка получили удовольствие. Остальные зрители не обратили на жизнь юного питчера особого внимания, сериал отсутствовал в ТВ-рейтинге осенних новинок и, что самое главное, продажи первых дисков в конце января оказались мизерными – всего несколько сот копий. Истинные поклонники могут с полным основанием заявить, что студии-мэйджоры Madhouse и Production I.G. отнеслись к экранизации популярной манги на редкость халтурно!



19. Второй сезон сериала Magi, снятого студией A-1 Pictures по мотивам всем известной «Тысячи и одной ночи», носил подзаголовок Kingdom of Magic и повествовал о дальнейшей судьбе Аладдина, Али-Бабы, Марджаны и их друзей. Зрители смогли прикоснуться к главным сюжетным тайнам, познакомиться с новыми странами и измерениями, придуманными безудержной фантазией мангаки, но радость встречи омрачила неважная графика. Хотя студия А-1 давно вошла в число лидеров японской анимации и выдала немало бестселлеров, качество ее продукции часто «плавает»; даже в высокобюджетных сериалах вроде SAO простым глазом заметны грубые технические ляпы. История Аладдина, увы, бюджетом похвастаться не могла, но ведь и главные ее герои тоже живут по принципу «не имей сто рублей»! Что ж, с героями у «Королевства магии» все нормально, а вот темп повествования мог быть и повеселей. Первая половина сюжета, прошедшая осенью, была спланирована скорее для бесконечного сёнэна вроде «Ван пис», чем для динамичного 25-серийного аниме. Обозреватели отмечали, что авторам сценария стоило творчески подойти к манге, а не заниматься ее буквальным переносом на монтажные листы. Медленный старт значительно снизил зрительскую оценку, и второй сезон «Магов» не смог повторить успех первого – вместо лидерства в ТВ-рейтинге сериал кочевал по низам десятки осенних новинок. Разумеется, хроники Аладдина сохранили свою аудиторию, и продажи первых дисков показали неплохие 5,3 тысяч копий за две недели – но это явно не уровень события в мире аниме.



20. Знаменитая студия Sunrise – повелители боевых роботов и всяческой техномагии. Снимают они и бесконечные сериалы для детей, которые не входят в тематику нашего обзора. Но никто так и не смог дать вразумительный ответ на вопрос – зачем мэйджору мирового аниме-рынка связываться с невнятной историей под названием PhiBrain: Kami no Puzzle? Уже третий сезон этого непотребства какие-то мутные личности, похожие на японских школьников, занимаются переливанием из пустого в порожнее под предлогом решения «головоломки Бога». Критики давно забыли о существовании данного аниме, бесполезно искать его в ТВ-рейтинге или всеяпонском чарте. Внимательное изучение официального сайта франшизы показало, что выпуск дисков третьего сезона даже не запланирован. Неофициальные же источники, близкие к уже упоминавшейся группе авторов под коллективным псевдонимом Хадзимэ Ятатэ, намекают, что менеджменту фирмы повезло заключить контракт на трансляцию сего продукта в Северной Америке сразу на три сезона. Теперь хочешь не хочешь, а заказ надо отрабатывать, вот творцы и стараются, как могут, выжимая из себя последние капли таланта. А говорят, что в Японии халявы нет!



21. Студия ARMS сезон за сезоном дарит поклонникам аниме визуальное пиршество в виде хроник полуобнаженных воительниц самых разных стран и времен. На этот раз, правда, героинь сериала Sekai de Ichiban Tsuyoku Naritai! воительницами назвать нельзя – это честные труженицы шоу-бизнеса, но со второй частью определения у них все в полном порядке! Зачин истории прост – солистка девичьей идол-группы Сакура Хагивара вступилась за свою подругу Елену, над которой поиздевалась нахалка Рио Кадзама из команды профессиональной борьбы. Сакура прекрасно знала, что про-рестлинг – такой же цирк, как их собственные «фанерные» концерты. Конечно, и там, и там нужны природные данные, постоянные тренировки, самодисциплина, но в целом артистки всех жанров равны, а значит, Рио зря выпендривалась, ее надо наказать. Сразу не получилось, но, посвятив себя новому занятию, героиня быстро втянулась и не только научилась сладострастно стонать и извиваться под канатами, но и отработала пару «фирменных» приемов, которые позволили зрителям отличать ее от таких же фигуристых «бойчих». Финал подтвердил правоту Хагивары: пляски на ринге и на сцене – две стороны одной медали, их можно успешно сочетать. Большинство обозревателей благоразумно не трогали это произведение, зрители тоже обошли его вниманием – агрессивных девушек в сезоне и без того хватало, зачем смотреть подделку? Даже, хм… любители жанра не торопятся покупать диски высокой четкости – пока что продано не более 500 копий каждого выпуска.



22. Литература прошлого любила ставить обычных людей в необычные обстоятельства, заставлявшие превозмогать себя, отдавать все силы ради победы или простого выживания. Сейчас такое осталось только в сёнэнах, зато экраны заполнили комедии, где суперменов, эсперов, богинь и галактических принцесс заставляют эмулировать жизнь и поступки обычных подростков. К подобному жанру относится и сериал Yozakura Quartet: Hana no Uta, в мире которого люди живут рядом с демонами-ёкай, а порядок в чудесном городе Сакурасин поддерживает «вишневый квартет», четверка ребят-тимуровцев, представителей обоих рас. Студия Tatsunoko Production сняла, по сути, новое прочтение, перезагрузку сериала, первый сезон которого вышел в уже далеком 2008 году. «Песня цветов» вышла с тем же составом сэйю, но рисовка по нынешней моде сдвинулась в сторону кавая, герои стали больше походить на подростков, будто помолодев на пару-тройку лет. Сюжет «Песни» также не стал в точности повторяться, а как бы вобрал в себя первый сезон и содержание последующих ОВА. Критики отметили, что число аниме, использующих традиционный японский фольклор, в последние годы резко возросло, и среди них есть куда более удачные. В принципе, коммерческим хитом «Квартет» никогда не был, и его новое пришествие фурора не произвело. В ТВ-рейтинге осенних новинок сериал не промелькнул, а продажи первых дисков остановились на уровне 1,5 тысяч копий каждого выпуска – куда ниже порога окупаемости.



23. В пору тотального кризиса не только мировых валют, но и творческих идей, когда бал правят ремейки и повторения одного и то же, приятно встретить сериал, основной сюжетообразующий мотив которого встречался достаточно редко. Да, очки традиционно выступают фетишем в подростковой романтике (свежий пример – «За гранью»), но главный герой комедии Meganebu! от Studio DEEN пошел гораздо дальше! Акира Сома создал в родной технической школе клуб очкариков, потому что верит – только очки придают человеку ценность, переводя его на следующий этап эволюции, лишь с помощью данного волшебного инструмента можно разглядеть истину (а также то, что у девушек под одеждой). Неугомонный Акира собрал в своем клубе самых разных красавцев-парней и продолжает нести новую веру в массы, сражаясь со школьным Советом, где засели оппортунисты и предатели (президент скрывает, что носит очки для чтения, а бывший друг вообще надел линзы). Смешная комедия с массой бисененов также подарила зрителям и зрительницам много полезных сведений об оправах, стеклах, средствах ухода, и, возможно, вдохнула в кого-то смелость не стесняться и подобрать себе «правильные» очки. Иной ценности, кроме популяризации оптических аксессуаров, сериал, к сожалению, не имел, что подтверждают отсутствие его в ТВ-рейтинге, серьезных критических обзорах и японском хит-параде – диски «очкариков» вообще не продаются. А вот исследований реализации продукции местных оптических салонов до и после трансляции никто не проводил!



24. Чем искать хотя бы относительно новые идеи, гораздо проще снять яркую фансервисную пустышку ни о чем, что доказала студия 8bit, выпустив сериал Walkure Romanze. Итак, в некоем сферическом вакууме раскинулся городок-академия, где школьники со всего мира изучают спортивные рыцарские поединки (потому что это круто). Участвуют в них в основном девушки (парни быстро отвлекаются, получая тяжелые травмы), доспехи надеваются на голое тело, в итоге в рыцарское седло валькирии садятся в одних, пардон, плавках (а что такого, там спинка высокая!). Главный герой Такахиро Мидзуно, получив, как уже было сказано, тяжелую травму, благоразумно подался из рыцарей в конюхи и полностью счастлив, работая под началом старшего грума Джеймса. Но кто ж такому кадру даст расслабляться? Сразу несколько героинь, от подруги детства до президента Совета, настойчиво требуют, чтобы ненаглядный Мидзуно стал их тренером и оруженосцем на предстоящем большом турнире. М-да, от такой бригады в конюшне не спрячешься, поневоле пришлось выбирать… В общем, те, кому нравятся «Любимец принцесс», Majikoi или Hyakka Ryoran, наверняка получили удовольствие и от «Романса валькирий». Другие его даже не смотрели, ведь при желании всегда можно сыграть в игру-первоисточник с однозначно взрослым содержимым. О ТВ-рейтинге лучше не говорить, а вот продажи первых дисков сериала оказались предсказуемо низкими – где-то по 700 копий на каждый выпуск.



все кадры | ролики

25. Студия Diomedea из Нэримы, пригорода Токио, где до сих пор, говорят, живет Ранма Саотомэ, часто работает в подручных у Shaft, но ведь и самим хочется выпускать по шедевру в год! Пока, конечно, не вышло ни одного, но молодая студия не теряет надежды. Вот только сериал Gingitsune сложно назвать очередной попыткой создать «нетленку» - уж больно мал бюджет и мелковат замысел. Конечно же, «Серебряный лис» - ни на что не претендующая комедия повседневности, в которой милая школьница-мико Макото Саэки получает мудрые советы от покровителя рода и вестника богов, белого лиса-оборотня Гинтаро, с кем только она может общаться. Если взять схожие сериалы, откуда и растет сюжет манги-первоисточника, то в классическом Kamichu Юриэ была моложе, но куда сильнее и решительнее, а в более новом KamiKiss героиня с самого начала стала достойным партнером своему лису-хранителю. Макото же что в начале, что в конце истории – ни рыба, ни мясо, просто центральный винтик, на который нанизываются разрозненные сюжетные линии. Выдав такой вердикт, критики не удивились, что и ТВ-рейтинги, и продажи дисков сериала оказались на нижней границе, откуда их вообще начинают учитывать.



26. Современные японцы, окруженные суперсовременной техникой (включая компьютерные унитазы), тем не менее, обожают мистические истории про магию, алхимию, големов и прочих зомби. Очередной сериал в стиле стимпанка под названием Machine-Doll wa Kizutsukanai в осеннем сезоне представила студия Lerche. В начале альтернативного XX века экономика и военное дело развитых стран держатся на автоматах – от примитивных, вроде наших промышленных роботов, до человекоподобных кукол, которых мы назвали бы киборгами с искусственным интеллектом. Говорят, самые совершенные модели делают из настоящих людей, что строго запрещено, но ведь прогресс не остановить, а в высших государственных интересах дозволено все. Автоматы изготавливают, сплавляя механику с магией, но даже лучшие куклы для работы требуют человека, как оператора и источник энергии (батареек в этом мире не знают). Главный герой Райсин Акабанэ, последний из своего клана, согласился стать шпионом, чтобы получить от «конторы» боевую куклу Яйю и внедриться во всемирно известную английскую Королевскую академию, где скрывается его кровный враг. Конечно же, парня вычислили на раз, но в академии все так запутано, что Райсин смог выжить и, участвуя в борьбе фракций, двинуться к цели. Чтобы стать местным «царем горы», понадобится не один сезон, а пока ребята проходят боевое слаживание, ищут союзников и раскрывают мрачные тайны, которые в доброй старой Англии, как все знают, на каждом шагу. За 12 серий и три сюжетные арки зрители успели насладиться настоящей, ненаигранной «химией» главных героев, а также отлично поставленными и нарисованными боями - студия не зря недавно упражнялась на «Карнавальном фантазме»! В общем, «Механическая кукла» по праву заняла место в десятке ТВ-рейтинга новинок осени и показала уровень примерно в 3 тысячи проданных копий каждого выпуска – это уже коммерческий успех.



все кадры | ролики



27. Четверку спортивных сериалов осени 2013 года замкнула работа студии TMS Entertainment под названием Yowamushi Pedal. Как видно из названия, аниме посвящено велосипедному спорту, а именно шоссейным гонкам, которыми занимаются… правильно, старшие школьники! Главный герой - слабак, очкарик и отаку, пришедший в клуб, разумеется, совершенно случайно. Но, к счастью, для стайерских велогонок не нужно иметь двухметровый рост или мышцы Карла Льюиса – достаточно хорошей техники, поддержки товарищей и светлой головы. А с этим у парня с говорящей фамилией Сакамити («дорога на склоне») вроде все в порядке, что и доказала первая треть сериала, прошедшая осенью. Конечно же, суровые тренировки, изматывающие соревнования и прочие испытания воли никуда не делись, но мы верим, что Онода Сакамити еще станет из «трусливой педали» настоящим «горным королем»! Обозреватели отмечали, что TMS шесть лет назад снял сериал о «Сильнейшем в истории ученике Кэнъити», сюжетная идея которого очень напоминает историю Оноды. Юные велосипедисты неплохо держались в пелетоне осеннего ТВ-рейтинга новинок, конкурируя в конце первой десятки то с «Механической куклой», то с Kyokai no Kanata. Продажи более 3 тысяч копий каждого из первых дисков также позволяют с оптимизмом смотреть в будущее – сериал задуман длинный!



28. Студия Silver Link в осеннем сезоне превзошла себя, выдав на-гора сразу два отличных аниме. К уже описанному Strike the Blood добавилась девичья комедия Non Non Biyori – интереснейший проект, похожий на русскую матрешку. Внешне, на поверхности, это легкий и милый рассказ об 11-летней горожанке Хотару, переехавшей вместе с родителями в самую что ни на есть глухую деревню. Окунуться после шумного Токио в сельскую жизнь – само по себе приключение, а тут еще школа, в которой всего пять учеников, новые подруги, чудесные пейзажи, совсем другие отношения между людьми. Можно сказать, что школой для героини теперь стал весь окружающий мир, и учится она хорошо. Под моэ-кавайным соусом (чего стоит одна первоклассница Рэнгэ-тян!) проглядывает ностальгия по той «простой жизни на природе», о которой мечтал еще великий философ XVIII века Жан-Жак Руссо. Критики были единодушны: пока что «Погода на деревне» (так можно перевести название) – лучшее «исцеляющее аниме» из всех, что были сняты в этом жанре (а кроме «Тамаюры» можно вспомнить «Записки Каны», «Клубничный зефир», «Золотую мозаику» и много чего еще). В осеннем ТВ-рейтинге новинок «Погода» заняла четвертое место, а продажи дисков удивили даже бывалых прогнозистов: по 6 тысяч копий каждого выпуска – для такого аниме это небывалый успех.



все кадры | ролики

29. Уже упомянутая тяга японцев к очеловечиванию техники и оружия дала рождение еще одному открытию сезона под названием Aoki Hagane no Arpeggio: Ars Nova. Одноименную мангу экранизировала малоизвестная студия Sanzigen, основанная выходцами из Gonzo. Вот теперь любому знатоку стало ясно, что в «Арпеджио голубой стали» нас ждет массированная 3D-анимация, ведь сюжет рассказывает о войне человечества против разумных кораблей, а кораблики-то все разные, и рисовать их – одно удовольствие. Более того, каждый корабль, как из вражеского «Флота тумана», так и перешедший на «нашу» сторону, имеет человеческий аватар со всеми признаками личности – характером, темпераментом, привязанностями, любимыми шутками и т. п. Конечно, подобные идеи встречались еще в саге про Тэнти (вспомните Рё-О-Ки), но здесь-то ценителей ждал целый флот, да еще завязанный на военно-морскую историю Второй мировой! В общем, компьютерная игра в «морской бой» затянула японских зрителей, хотя линкор «Ямато» (о ужас!) оказался вроде бы не на той стороне. За приключениями юного капитана Гундзо, ведущего эскадру «Голубая сталь» из Японии в Америку, следили миллионы семей, в результате аниме заняло третье место в ТВ-рейтинге осенних новинок. Критики из-за пределов Японии откровенно не поняли причин такой популярности – наверное, для этого нужно самому жить на островах. Первые диски сериала показали отличную динамику продаж, сразу после начала реализации выйдя на среднюю 7-тысячную отметку.



30. Студия 8bit явно решила порадовать в осеннем сезоне все категории аниме-гурманов. Верный кормилец Infinite Stratos оставил пространство для маневра, и руководство студии решило помимо такой же пустышки про «валькирий» снять настоящее сюжетное аниме и вступить в борьбу на территории уже описанного Strike the Blood. Честь фирмы должен был поддержать проект Tokyo Ravens, также основанный на объемном цикле ранобэ мистико-драматического содержания. Как и многие другие подобные аниме, сериал стартовал под маской обычной молодежной комедии, постепенно вводя зрителя в альтернативный мир, где в Японии сохранилось искусство оммьё-до, необходимое для борьбы с постоянными прорывами потустороннего зла на наш план бытия. Разумеется, все молодые герои либо происходят из древних кланов оммёдзи, либо как-то с ними связаны, при этом часть волшебников служит государству, а остальные творят натуральный магический беспредел. Темные планы, жуткие тайны, странные обстоятельства рождения и запретные ритуалы, известные слишком многим, начинают приковывать внимание зрителя где-то с 10-х серий, а до этого «Токийские вороны» выглядят недорогим бюджетным слайсом с уже поднадоевшей магической академией. Не раскрыты основные сюжетные вопросы: какова реальная роль магии в обществе, где остальные магические системы, какова позиция Японии в новом мире? Похоже, студия зря распылила средства, и соревноваться с лидерами жанра их творение не сможет, даже если главный герой все же наденет «пальтишко драное», из-за которого идет весь сыр-бор. В любом случае, по итогам осени «Вороны» не впечатляют, сериал отсутствует в ТВ-рейтинге и посредственно продается – пока что первые диски не дотягивают до тысячной отметки, что заставляет серьезно тревожиться за следующий сезон. Харутора-кун, помогай уже!



все кадры | ролики



31. Если предыдущий проект долго запрягал, то персонажи аниме BlazBlue Alter Memory с первого появления на экране приступили к делу. Студию Hoods Entertainment, мастеров игровой адаптации, можно понять: кто играл, тот в курсе, кто не играл – при желании сам разберется, а эфирное время зря тратить незачем. Точно так же думали большинство зрителей и критиков, воздержавшись от просмотра экранизации ничем не выдающегося аркадно-приставочного файтинга. Посторонним лицам, не знакомым с серией BlazBlue, вообще невозможно было разобраться в битвах героев в ярких одеждах, выхваченных из середины игрового процесса. Да, конечно, хардкорных геймеров среди зрителей хватало, как и тех, кто в обязательном порядке смотрит любые «боёвки», но погоды они не сделали. Сериал закономерно отсутствовал в осеннем ТВ-рейтинге новинок, а продажи в районе 900 копий за выпуск оказались на уровне неудачников сезона.



32. Следующий сериал с длинным названием Ore no Nounai Sentakushi ga, Gakuen Lovecome wo Zenryoku de Jama Shiteiru от студии Diomedea оказался школьной комедией, герой которой, признанный хулиганом и извращенцем, оправдывал все свои заскоки и художества неким голосом в голове. Конечно, заезжать в «скорбный дом» старшекласснику по имени Канадэ Амакуса не хотелось, поэтому он обратился к Богу (по мобильнику), и тот обещал помочь, если «болезный» выполнит ряд миссий, достойных «Маленьких проказников». Получив карт-бланш от Самого, Амакуса окончательно распоясался и начал отрываться на полную – но многочисленным подругам это почему-то понравилось, а сам герой (можно, расскажу?) так ничего и не решил. Подобный сильный и, главное, свежий ход, мягко говоря, не впечатлил публику. Конечно, зрители у гэговой и фансервисной молодежной комедии найдутся всегда, но интерес их будет невысоким и строго одноразовым. Возможно, трансляция NouCome подняла популярность ранобэ, но вот про аниме такого не скажешь – оно отсутствовало в ТВ-рейтинге осени и не впечатлило уровнями продаж – около 1000 копий на диск. В общем, Канадэ-кун, на бога надейся, а сам не плошай, иначе нового сезона не видать!

все кадры | ролики



все кадры | ролики

33. Канал Noitamina обычно выбирает для трансляции нестандартные аниме, которые могут завлечь зрителей именно своей непохожестью на надоевшие сюжеты. Сериал Galilei Donna, представленный студией A-1 Pictures, вроде бы соответствовал всем требованиям – действие развивалось в стилистике Люпена III и Индианы Джонса, в центре сюжета оказались не вихрастые спортсмены или умелые спецагенты, а три сестры, происходящие от самого Галилея, «отца науки», чье наследие очень понадобилась местным хозяевам жизни. Итальянские пейзажи, воздушные пираты, исторические экскурсы – что еще нужно для души? По мнению обозревателей, две вещи. Первая – крепкий и динамичный сюжет, дыр в котором чуть меньше, чем в швейцарском сыре. Вторая – харизматичные и вменяемые героини, хоть немного поднимающиеся над плоскостью сценарного листа. У создателей, увы, не получилось, возможно, виной тому отсутствие нормального литературного первоисточника. К сожалению, обещанные «три луны» - Хадзуки, Ходзуки и Кадзуки - так и не смогли засиять под хмурым небом параллельного мира, потому зрители бросили сериал на полдороге. Сестры Феррари не вошли в осенний ТВ-рейтинг и совсем не по-итальянски скромно выглядели в японском хит-параде продаж первых дисков. Цифры в 3-4 сотни проданных копий каждого диска навевают мысли, что аниме-аудитория вовсе не рвется решать вместе с героинями «код Галилея».



34. Редакторы блока Noitamina забыли, похоже, поговорку про грабли, и в осеннем сезоне 2013 года взяли в свой тайм-слот второе аниме, чей сюжет со стола сценариста сразу же перетек на экран. Вообще-то, подобными оригинальными экранизациями занимался недавно закрытый проект Anime no Chikara, может, люди просто перепутали, где работают? А если серьезно, дело в том, что сериал Samurai Flamenco, поставленный студией Manglobe, изначально был задуман как пародия на пародию, а такие вещи аудитории изрядно надоели. Если сериалы вроде «Тигра и Кролика» препарировали супергеройский жанр с едкой иронией и здоровым цинизмом, новые «Гатчаманы» поражали безбашенностью на грани фола, то «Фламенко» взял стилистику детского аниме и попытался скрестить ее… ну, скажем, с «Железным человеком». В итоге, как ни погляди, вышла полная ерунда, где сценаристы даже не указывают, когда смеяться. Если же создатели воспринимали собственный сценарий серьезно, то закрадываются совсем уж нехорошие мысли… В общем, похождения Масаёси Хадзамы, супермодели-клоуна в красном наряде, не вызвали в осеннем сезоне всплеска зрительского интереса, если не сказать больше. Критики по итогам осени могли только пожимать плечами: вроде аудитория Noitamina – молодые женщины, а не обитатели детсада? Хотя для детсадовцев, слов нет, снимать проще. Учитывая прискорбный факт, что первых дисков «Самурая фламенко» во всех магазинах Японии заказали лишь несколько штук, может, пора срочно поменять жанр?

все кадры | ролики



все кадры | ролики

35. Как давным-давно известно, под конец осеннего сезона составители календаря неизменно запускают одного из «тяжеловесов», способных, по их мнению, мощно привлечь зрительское внимание. Студия Sunrise уже в конце первой декады октября показала, что не ограничится недоразумением в виде PhiBrain, а готова серьезно побороться за осеннее лидерство. Бороться вышел второй сезон Valvrave the Liberator, созданный по лучшим рецептам «рассветной» студии. В самом деле – боевые роботы есть? Есть. Юные пилоты с тайными способностями есть? Есть. Эти, как их там, масоны с мировым заговором есть? Есть. Злобная империя на шестой части суши? Имеется. В общем, борьба маленькой, но гордой нации против грубых варваров и продажных союзников продолжилась и завершилась (как показано сразу, во избежание неясности) грандиозным успехом. Жертвы были не зря, ура, минна-сан… Естественно, такой ладно скроенный и крепко сшитый сюжет был благоприятно встречен и на Западе, и на Востоке, вот только отсутствие оригинальности его немного подпортило. Но ничего, повторение - мать учения, потому продолжение «Освободителя» в целом неплохо прошло по экранам Японии, оказавшись в ТВ-рейтинге где-то в конце первой дюжины новинок. Реализация дисков сериала показала, что «Вальврейв» - явно не «Гандам», уровень продаж в 2 тысячи копий за выпуск – это скорее Log Horizon. А что, тоже хорошая компания!



Подводя итоги осеннего аниме-сезона 2013 года, следует сказать, что он не принес россыпи шедевров, но выполнил свою основную миссию – представил японской и мировой аудитории долгожданное произведение, которое отбрасывает стереотипы и заставляет вспомнить «золотой век аниме», сериал, о котором можно спорить, но уже ясно, что его можно считать самым ярким событием прошедшей осени. Конечно же, это проект Kill la Kill, хоть и вышедший под маркой Trigger, но возрождающий добрые традиции студии Gainax. Отрадно, что приключения Рюко Матой тронули не только критиков и эстетов, но и завоевали широкие массы, что подтвердили цифры продаж. В наше время признание рынка стоит дорого – значит, мы вскоре увидим новые творения Trigger, и это будет не только «Академия ведьмочек»! Другой особенностью сезона была сила продолжений – второе место в общем рейтинге поделили абсолютно пустые и фансервисные, зато хорошо раскрученные вторые сезоны Infinite Stratos и Kuroko no Basuke. Куда больше заслужен успех второго пришествия Little Busters! под заголовком Refrain. Да, люди готовы платить за знакомый товар, раскрутка часто важнее качества, анимешники тут не исключение. Почти в каждом сезоне встречается аниме, имеющее абсолютно противоположные оценки у японской и западной аудитории. На этот раз примером стал Aoki Hagane no Arpeggio, сериал про разумные боевые корабли в образе милых девушек и с именами из недавней истории. Что ж, японцам положено любить свой флот, сухопутным жителям такое не понять. И в заключение стоит особо отметить Non Non Byori – самое милое и доброе аниме сезона, по позитиву обошедшее даже «Тамаюру». Наиболее продуктивными студиями осени оказались 8bit и Silver Link, а вот известные новаторы KyoAni и P.A.Works на этот раз ничем порадовать не смогли. Ничего, у всех относительных неудачников осени впереди зимний сезон!



* маркетологи считают, что продажа 2-2,5 тыс. копий дисков аниме-сериала составляет предел окупаемости, продажа от 3 до 9 тыс. копий – умеренный успех, от 10 до 30 тыс. копий – несомненный коммерческий успех. Рубеж в 30 тысяч копий переходят только выдающиеся аниме.



© автор текста Hollow, World Art
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции





Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru. Работаем для вас с 2003 года.
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | компьютерные игры и видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура