World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Музыка     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

предыдущий сезонвсе сезоныследующий сезон


Обзор итогов летнего аниме-сезона 2013 года

Глобальное потепление продолжается, и лето 2013 года было таким же жарким, как предыдущие. Правда, Центральную Европу залили проливные дожди, но японцев дождями не удивишь, и в начале июля на малые экраны страны Ямато дисциплинированно вышли 40 сериалов и спецвыпусков, как относительно новых, так и продолжающих знакомые франшизы. Даже в островной державе трудоголиков лето все-таки период отпусков и каникул, потому летний сезон – время коротких и веселых сериалов, под которые хорошо расслабиться и провести пару недель где-нибудь на солнечной Окинаве. При этом очень часто продолжающиеся лучшие сериалы весны совершенно затмевают яркие, но пустотелые «пляжные» поделки. Чтобы выяснить, так ли это, и насколько летние новинки порадовали зрителей, мы проанализировали доступные ТВ-рейтинги аниме на экранах Японии с 1 июля по 29 сентября 2013 г., продажи первых дисков аниме нового сезона со 2 сентября по 6 октября 2013 г., а также изучили мнения авторов 10 наиболее авторитетных англоязычных аниме-блогов по данным порталов Animeblogger и Alltop. В выборку не вошли иностранные мультфильмы, короткометражные аниме, произведения для маленьких зрителей, а также новые ОВА и фильмы, не выходившие летом на ТВ. При подготовке обзора использованы материалы ANN, Crunchyroll, AnimeSuki, Oricon и официальных сайтов аниме летнего сезона.



1. Летний блок аниме предварял второй сезон сериала «Царство», посвященного легендарному объединителю Древнего Китая Цинь Шихуанди, что создавался все той же Studio Pierrot. Продюсерам саг о Наруто и Ичиго не впервой работать над «бесконечными историями», но бюджет данной франшизы оказался невелик, и сражения эпохи Семицарствия чаще всего оформлялись дешевой 3D-графикой. После множества едких комментариев по этому поводу, во втором сезоне авторы сценария благоразумно отказались от эпических батальных сцен и поначалу сосредоточились на дворцовых интригах и заговорах, заказных убийствах и одиночных поединках в духе романов Дюма, перенесенных на благодатную почву Поднебесной. Решение оказалось сюжетно верным – ведь юному принцу Ин Чжэну пока не до завоеваний, ему бы сначала укрепить власть, избавиться от проходимцев у трона и отбить наскоки соседей. Стоило ожидать, что сериал, без всяких постмодернистских эффектов воспроизводящий события древних летописей, окажется неинтересен массовому зрителю. Так и вышло, рейтинги аниме оказались мизерными, а редкие обозреватели указывали, что видят не художественное произведение, а иллюстрации к всемирной истории. Неудивительно, ведь «Царство» - скорее образовательный, чем развлекательный проект, что подтверждается трансляцией на канале NHK. Трезво оценивая уровень графического исполнения франшизы, продюсеры сразу отказались от дисков высокой четкости, а выпуск первых ДВД передвинули на конец октября.



все кадры | ролики

2. Формально же летний сезон начался с развеселого капустника под названием Inu to Hasami wa Tsukaiyou от студии Gonzo, недавно восставшей из небытия, как феникс из пепла. Рассказ шел о незадачливом пареньке Кадзухито, который умер из-за любви к чтению и благодаря нему же воскрес в облике таксы, оказавшись при этом в доме богатой красотки, по совместительству – своего любимого автора. Сюжет, как и ожидалось от летней комедии, быстро покинул берега здравого смысла, уверенно двинувшись в страну абсурда, где гарем, детектив и триллер уверенно соседствуют с БДСМ, этти и черным юмором. В целом, приключения Кадзу и Нацуно не отличались оригинальностью, черпая мотивы отовсюду - от классической франшизы R.O.D. до совсем свежего «Криминального лезвия». Увы, если заглавная парочка честно старалась, иногда высекая искры настоящей комедии отношений, то поддерживающие персонажи вяло отбывали номер, а кое-кто вообще забрел непонятно откуда и зачем. Ни критики, ни зрители сборную солянку не оценили – ТВ-рейтинги не заслуживают даже упоминания, а дисков «Пса и ножниц» после недели продаж было реализовано всего 500 копий – студия Gonzo, мягко говоря, в очередной раз осталась без прибыли.*



3. История Белоснежки относится к числу вечных сюжетов, и его очередную инкарнацию создали авторы сериала Brothers Conflict со студии Brain's Base. 16-летняя Эмма, дочь известного авантюриста, после очередной женитьбы отца доказывает справедливость поговорки про яблочко, по доброй воле переселяясь в особняк, где ее ждет чертова дюжина сводных братьев «от десяти и старше». Как легко догадаться, дальнейшие события – пир духа для поклонниц жанра, ибо «братики» имеются на любой вкус и цвет, всем хватит. Обозреватели благоразумно воздержались от анализа сего творения – за них все сказали бездушные цифры. В ТВ-рейтинге «Братские споры» заняли почетное девятое место среди летних новинок, а по продажам дисков стали даже четвертыми! При этом неплохо также выступили первые музыкальные синглы и альбомы – продажи каждого оказались в диапазоне от 6 до 10 тысяч копий, а братьев-то в доме много! В общем, «Конфликт» доказал бесспорную истину, что девушки-фудзёси – великая сила на аниме-рынке, и для них нужно снимать как минимум один обратный гарем в сезон. При этом откровенный сёнэн-ай даже показывать не обязательно – в додзинси сами все как надо распишут!

все кадры | ролики



все кадры | ролики

4. Что за лето без катаны? А также без высоких замков, могучих даймё, хитроумных советников, неприметных ниндзя, чайной церемонии и прочих атрибутов Сэнгоку Дзидай? На этот раз любимый японцами период отечественной истории представлял сериал Gifuu Doudou!! Kanetsugu to Keiji от Studio Deen. А значит, долой еретическую смену полов в духе несчастной Оды Нобуны – только хардкор и историческая правда! Тем более что заявленные в названии персонажи – не князья, но действительно знаковые фигуры, герои бесчисленных легенд и анекдотов. Вот только темп действия получился очень уж неспешным – красавцы-мужчины просто сидят и вспоминают минувшие дни, словно бы комментируя экранизацию этих самых анекдотов в духе научно-популярного фильма. Что поделать – про Эпоху воюющих провинций снято столько, что любая студия вынуждена искать собственный подход. Обозреватели заметили, что Deen по-другому снимать и не умеет, и это подтверждает их другое летнее аниме про Псов Востока. Сценаристы студии делают ставку на женскую аудиторию, то есть на визуальные красоты и отношения между героями, а кому нужны кровавые бои – тот Драгонболл посмотрит. В любом случае, «Канэцугу и Кэйдзи» не обрели популярности на малых экранах Японии, а продажи дисков сериала были отложены до конца октября.



5. «Тамаюра», то есть «мгновения счастья» - известная серия молодой студии Tyo Animations, чей жанр определен создателями как «исцеляющее аниме». Новый сезон под названием Tamayura: More Aggressive продолжил добрую традицию описывать повседневную жизнь без глупости и пошлости, без натужных попыток вложить в головы 16-летних девчонок чужие, неестественные слова и мысли. Наоборот, от сериала, чье действие происходит в рыбацком городе Такэхара, так и веет чистотой и морской свежестью, он действительно несет исцеление души. В то же время в повседневной жизни лекарства пьют далеко не все – кто и правда здоров, а кто-то не понимает, что давно пора подлечиться. Точно так же японская аудитория восприняла «Тамаюру» как нечто полезное, что лучше отложить на полку до лучших времен. Как отмечают обозреватели, ТВ-рейтинги этого аниме по итогам летнего сезона агрессивными назвать трудно. Продюсеры, впрочем, не ждали немедленного успеха и спокойно отложили начало продаж дисков на конец октября.

все кадры | ролики







все кадры | ролики

6. Знаменитая студия Kyoto Animation пережила период стагнации, связанный с явными ошибками маркетинговой политики. После головокружительного успеха франшизы K-On! творцов из культурной столицы Японии затянула трясина моэ-жанра, выбраться из которой оказалось непросто. Тем не менее, прошлогодний успех Chuunibyou показал, что студия идет в правильном направлении, возвращаясь к своему коронному универсальному стилю, который включает все сразу – от фансервиса до философской притчи. И вот в летнем сезоне аниматоры из Киото сделали еще один шаг вперед, выпустив на экраны парадоксальное аниме Free!, которое мгновенно взорвало зрительскую аудиторию. Почему? Потому что каждый увидел в нем то, что хотел! С одной стороны – это типичный спокон, ибо трое друзей возрождают школьный клуб плавания, чтобы вернуть отколовшегося четвертого. Борьба на дорожке помогает одолеть разлад в душе и стать ближе друг другу. «О спорт! Ты - мир!» С другой стороны, почему-то пятеро главных героев носят женские имена, и взаимоотношения их, как едко замечали критики, были бы куда правдоподобнее, надень персонажи юбки и… все остальное. Сторонники третьего, немного отличающегося подхода, указывали, как эффектно парни регулярно сбрасывают одежду, обнажая стройные мускулистые тела, как непринужденно ведут себя в… поручик, молчать! Ну а четвертые просто тихо млели, глядя на великолепный эндинг, где те же герои представали в облике красавцев из «Арабских ночей». Не зря ведь там поется: «Дай свободу, всплеск зазеркальный, что купает нас среди огней!» В общем, полная свобода трактовки сюжета плюс блестящая «киотская» графика, отличная музыка и динамичное действие, подобное любимой героями стометровке вольным стилем, позволили Free! стать бесспорным лидером сезона. Сериал с первого гребка захватил лидерство в ТВ-рейтинге новинок анимешного лета и не упустил его до самого касания стенки. Другие исследования показали, что он оказался самым обсуждаемым в японском Твиттере с июля до октября. Ну и конечным судьей, как всегда, стал рынок – только за месяц было продано более 30 тысяч первых дисков, тем самым Free! попал в элитный клуб коммерческих хитов, уступив, правда, второму сезону «Историй». Но это простительно, а если учесть более 150 тысяч проданных музыкальных дисков и радиодрам, получается совсем неплохой результат для аниме про плавание!



7. Если сюжет предыдущего аниме был настоящей смысловой матрешкой, то в сериале Stella Jogakuin Koutouka C3-bu особого смысла и не планировалось. Творение аниматоров GAINAX, как часто бывает у них в последние годы, попало в категорию «чтобы было», и работали над ним создатели по тому же принципу. В целом, аниме повествует про милую девичью компанию из школьного клуба, только занимаются они не музыкой, не кэндо и не прогулками до дома, а страйкболом, что, в трактовке авторов, не труднее бадминтона или игры в пятнашки. Разумеется, главную героиню по имени Юра Ямато раздирает ж-жуткий конфликт: что важнее – победа или удовольствие? Пройдя через «маклаудизм» и получив ответ (известный с первой минуты), героиня возвращается, откуда пришла. В ТВ-рейтинге новинок лета сериал закономерно отсутствовал, ибо издевательства над здравым смыслом никто не любит. После первой недели продаж «Стелла» не набрала даже 300 реализованных копий, что лучше всего отражает зрительскую оценку.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

8. В отличие от стерильной «Стеллы», в аниме Danganronpa: The Animation жизни отнимают уже по-настоящему, да еще с благословления директора школы! Молодая студия Lerche (то есть жаворонок) уже отметилась остроумным «Карнавальным фантазмом», поработала над Persona 4, а теперь взялась за адаптацию известной игры с детективным сюжетом. К сожалению для создателей, большинство экспертов сошлось во мнении, что адаптация не удалась. В аниме-формате трудно передать сложность игры и многослойную информацию, которую получает игрок для решения возникших загадок. Очевидно, что планирование 13 серий оказалось недостаточным для раскрытия авторского замысла. Поэтому при просмотре закономерно казалось, что герои плутуют, подсматривая ответы в книжке, ибо иначе понять источник знаний местных детективов зрителю невозможно. Показательна динамика ТВ-рейтинга: если первая серия «Пули» разместилась на втором месте, то есть, в самом фокусе зрительского внимания, то в среднем рейтинге летних новинок «Данганронпа» оказалась на седьмом месте, скатившись в твердые середняки. То же самое можно сказать о продажах – 6,5 тыс. проданных копий первого диска свидетельствует об умеренном коммерческом успехе, не более того. Правда, музыкальные синглы сериала показали более высокие продажи.



9. Кто не слышал про Деву-розу? Наверное, кто-то не слышал, потому короли романтики из Studio Deen совершили «перезагрузку франшизы», выпустив новую версию Rozen Maiden. Сценаристы быстро пересказали сюжет первой манги и, начиная со второй серии, приступили к продолжению, которого раньше на экранах не было. Вторая манга с ее нелинейным, раздвоенным повествованием изначально считалась сложной для экранизации. Вот тут и возникли проблемы: оставшуюся дюжину серий сюжет жил своей жизнью - то топтался на месте, то выписывал коленца и кренделя, непонятные, похоже, самим создателям. Впрочем, внятный сюжет или крутые бои никогда не были сильной стороной Deen, зато поклонники смогли вдоволь насладиться зрелищем знакомых кукол, а всеобщим фаворитом стала сцена разборки любимых героинь. Глянув на то, как Синку и Суигинто в неглиже после душа обсуждали возникшие разногласия, фанаты франшизы сочли задачу просмотра выполненной. Правда, дотерпели до «вкусного» не все – если первая серия новой «Девы-розы» оказалась на четвертом месте в рейтинге новинок, то далее сериал благополучно покинул не только пятерку, но и сам ТВ-рейтинг. Продажи первых дисков оказались на грани окупаемости, а альбом с песнями группы ALI PROJECT приобрели лишь 3 тысячи поклонников. А зачем новое покупать, если они с самого начала карьеры поют одинаково?

все кадры | ролики



все кадры | ролики

10. После темных глубин предыдущего творения, зрители получили шанс отдохнуть и расслабиться, глянув сериал Love Lab от студии Dogo Kobo – ведь тут включать извилины как раз строго противопоказано! До боли знакомый антураж женской школы разбавила двуличный гений Нацуо Маки, которую гормональные бури заставляют показать, мягко говоря, истинное лицо. Ее нежданная подруга Рико Курахаси, по жизни томбойка и хулиганка, внезапно оказалась затянута в некую «лабораторию любви», которую постепенно дополнили остальные члены школьного Совета. Что дальше – зрители видели бессчетное множество раз, но на роль яркой и ненапрягающей летней комедии «Лаборатория» вполне подошла. Пятерка главных героинь отыграла на «отлично», их страсти и проблемы оказались близки аудитории. Сериал, правда, быстро покинул десятку летних новинок, но зато продажи первых дисков порадовали создателей: 5 тысяч копий для малозатратной проходной комедии - более чем достаточно.



11. Второй сезон Senki Zesshou Symphogear G явно учел предыдущие ошибки и постарался сделать действие «темнее» и драматичнее, щедро задействовав удачные идеи других франшиз. Как и в «Макроссе», основным оружием героев здесь является песня, потому надо признать, что студия Satelight провела отличную работу по подбору музыки и певиц. Достаточно упомянуть Нану Мидзуки по прозвищу «королева сэйю», единственную из актрис озвучки, чьи альбомы возглавляют всеяпонские чарты. Не отстала от старшей подруги и Аяхи Такагаки, член известной группы «Сфера». Кроме того, продюсеры вложили больше средств в графику, а уж рисовать создатели «Фронтира» умеют хорошо. В результате, как отметили критики: «хотя коренные недостатки жанра остаются, смотреть сериал стало интереснее». В ТВ-рейтинге «Лебединая песня», в отличие от многих летних новинок, слабо начав, постоянно прибавляла, завершив сезон на почетном 10 месте. Продажи первых дисков подтвердили, что сериал стал коммерческим хитом: более 13 тысяч копий – это третий результат сезона. Ну и, конечно же, музыкальный сериал был вправе рассчитывать на как минимум шестизначное число проданных синглов и альбомов. Такой итог был достигнут уже через месяц продаж – лучше в музыкальной сфере среди новинок лета выступил только Free!

все кадры | ролики



12. Сериал Kitakubu Katsudou Kiroku от студии NOMAD представил публике очередную вариацию на тему «школьная комедия плюс девичья компания». В отличие от агрессивного юмора недавней «Лаборатории любви», «Клуб возвращения домой» придерживался более традиционной разговорной модели, которая, увы, часто говорит лишь о том, что у авторов нет ни денег, ни желания что-то рисовать. Ценность подобных аниме бывает разной и зависит от качества сценария, но все равно средний результат обычно… ниже среднего. В принципе, так и случилось – малобюджетная и невыразительная история не вызвала зрительского интереса. К чести авторов, они сумели посмеяться над собой, объявив устами героинь в предпоследней серии, что «с этой ерундой давно пора заканчивать». Другое дело, что лучше снимать нормальные сериалы, чем с горя отпускать подобные шутки. «Возвращенцы» закономерно отсутствовали в летнем ТВ-рейтинге новинок, а продажи первых дисков оказались на уровне провальных «Пса и ножниц».

все кадры | ролики



все кадры | ролики

13. Манга Servant and Service в кои-то веки рассказывала не о «простых японских школьниках», а о молодых взрослых, начинающих нелегкую карьеру госслужащего. Разумеется, многие ее герои, несмотря на возраст, в душе остаются еще подростками, а то и детьми, но так еще интереснее! Экранизацию выполнила известная студия A-1 Pictures, и зрители получили желаемое – смешную производственно-бытовую комедию без всякой мистики, магии и суперменов. Стоит еще отметить, что потомки богини Аматэрасу снисходительно-благожелательно относятся к своим клеркам и госчиновникам, в то время как россиянина после посещения, к примеру, собеса или налоговой обуревают совсем другие чувства. Японцам же смотреть на труды ближнего своего всегда приятно, и зрители достаточно высоко оценили «Служащих». Правда, в десятку ТВ-рейтинга летних новинок сериал не попал, зато продажи первых дисков (более 5 тыс. копий) вселили в создателей определенный оптимизм.



14. Сериал Rou Kyuu Bu! SS от новой студии Project No 9 презентовал зрителям сладкую конфетку в спортивной обертке. Сладкую – потому что на самом деле аниме принадлежит к жанру «моэ» и вовсю эксплуатирует прелести девчонок из начальной школы, которые в шортиках и коротких маечках пытаются играть в баскетбол. В принципе, больше о нем сказать нечего, ибо жанр этот беспроигрышный и всегда найдет своего зрителя. Второй сезон ничем не отличался от первого, в ТВ-рейтинге аниме оказалось на восьмом месте среди новинок лета. Продажи первого диска составили более 3,7 тысяч копий, тем самым «Баскетбольный клуб» замкнул снизу группу умеренного коммерческого успеха летних аниме. Песни второго сезона в исполнении актрис-сэйю также были умеренно популярны, сборный альбом Dear Friends показал результат в 10 тысяч копий.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

15. Если в предыдущем сериале жанровая принадлежность хотя бы частично скрывалась спортивной составляющей, то в аниме Kiniro Mosaic «моэ» ничем не замаскировано и открыто лезет из всех щелей, да не простое, а золотое! Творцы со Studio Gokumi особо не напрягались, рисуя историю трогательной дружбы японской старшеклассницы Синобу и ее английской ровесницы малышки Алисы. Ну а когда златовласка Алиса приезжает жить и учиться в Японию, впору срочно готовить средства неотложной помощи от визуального диабета! Излишне говорить, что при описании как главных героинь, так и их группы поддержки, авторы используют все известные приемы, поднимающие столбик «милометра». Так как любовь к сладкому, что называется – запретное удовольствие, то у «Золотой мозаики» нашлось достаточно поклонников, чтобы аниме утвердилось на второй строчке ТВ-рейтинга летних новинок. Высокую востребованность жанра подтвердили и продажи первых дисков «Мозаики» - более 7,5 тысяч копий и второе место в группе «успешных новинок».



16. Быть милыми японские и прочие школьницы обязаны по определению, но неплохо, если у них найдутся и другие ценные качества! Такую философию исповедует сериал Fate/Kaleid Liner Prisma Illya от Silver Link. Молодая студия, до того часто работавшая «на подхвате», выпустила спин-офф успешной франшизы, представляющий всем известную Иллиясфиль фон Айнцберн в роли девочки-волшебницы. Подход не нов, впервые так поступили еще создатели «Тэнти-лишнего», сняв несколько сериалов о Сасами. Ну а в данном случае Иллия, заполучив любимую подругу-соперницу Мию, развернулась во всю ширь японо-тевтонской натуры, устроив в Фуюки и окрестностях небольшой апокалипсис. Из-за позднего времени трансляции (нечего было лапать подругу в голом виде!) сериал не получил высоких ТВ-рейтингов, но был достойно оценен вскоре после выхода. Огромная армия поклонников основной франшизы плюс личное обаяние позволили дочери Кирицугу продать более 7 тысяч копий первого диска, почти сравнявшись с уже упомянутой «Золотой мозаикой».

все кадры | ролики



все кадры | ролики

17. Шедевральная «Мадока» реформировала жанр махо-сёдзё, и теперь в большинстве тематических сериалов разговоры о темной и светлой стороне Силы ведутся едва ли не чаще, чем в «Звездных войнах». Для Востока подобное вообще является традицией, но создатели сериала Gen'ei wo Kakeru Taiyou предпочли взять за основу не восточную, а западную мистику, а именно Каббалу и карты Таро. А какая разница? Все равно у студии AIC вышел очередной лубочный рассказ о японских школьницах с трудной судьбой, чьи дружба, стойкость и самопожертвование побеждают мировое зло. Начав разговор о серьезных вещах, авторы побоялись его продолжить и вместо этого форсировали дешевый хэппи-энд. Как единодушно заметили обозреватели – иного от студии, чья специализация фансервисные гаремные комедии, просто трудно ожидать. Сериал не попал в ТВ-рейтинг новинок сезона, а продажи дисков после первой недели не дошли даже до тысячи копий. Этим все и сказано.



18. По сути, в нынешней японской анимации единственной студией, которая не уклоняется от серьезного разговора со зрителем, является Shaft со своим бессменным главным творцом Акиюки Симбо. Лучшим доказательством является легендарный цикл «Моногатари», который зрители любят настолько, что готовы простить и минималистские декорации театра Шекспира в ТВ-версии, и многочисленные графические ляпы, которые исправляются только после выхода дисков. Очередная порция удовольствия под названием Monogatari Series Second Season должна была неспешно, за два сезона, поведать нам содержание очередных четырех романов коварного шутника Нисио Исина. Неспешность – вот девиз нового сезона «Историй», поэтому зрители не бежали стремглав к телевизорам, а предпочитали глянуть аниме в свободные часы, с чувством, толком, расстановкой. Тем не менее, по итогам лета сериал занял почетное 10 место в ТВ-рейтинге новинок, и это несмотря на два «пустых» эпизода, суммирующих события прежних сезонов. Итак, второй сезон «Историй» продолжается, а первые диски уже набрали более 40 тысяч проданных копий только за две недели! Это доказывает, что цикл «Моногатари» давно живет в собственной лиге, где прописаны «Ван Пис» и «Ева», «Кэйон» и «Судзумия», «Мадока» и «Линкор Ямато». Из новых аниме 2013 года в эту лигу гигантов имеет шансы войти, пожалуй, только… «Вторжение гигантов» - им название поможет!

все кадры | ролики



все кадры | ролики

19. Поговорку про нужное время и место придумали не зря. Если шесть-семь лет назад первый сезон Genshiken упал на благодатную почву, и сериал во многих странах стал культовым, то новый сезон от студии Production I.G под названием Genshiken Nidaime оказался посредственностью даже на фоне аналогичных штампованных поделок. Новый сезон просто опоздал. За прошедшее время отаку-культура, ее штампы и постулаты стали рядовой темой, что используется в каждом втором сериале. А что зрители увидели в новом пришествии адептов «современной японской культуры»? А ничего! Прежние герои ушли – кто-то поумнел, кто-то постарел. Второе поколение во главе с яойной мангакой полностью утратило драйв – в той же «Сестренке» о схожих вещах рассказывают на порядок интереснее. В итоге сериал оказался не востребован, что, увы, неудивительно. Он не вошел ни в ТВ-рейтинг новинок, ни в коммерческие хиты. 800 копий первых дисков за неделю продаж – это очередной провал.



20. Знаменитая студия Madhouse уже который сезон радует публику новым изданием «Охотников», но летом 2013 года ее творцы напряглись и выдали на-гора на редкость нестандартный сериал Kamisama no Inai Nichiyoubi. Сюжет его, основанный на серии романов, настолько запутан и непонятен, что не один зритель наверняка получил головную боль, пытаясь уяснить, что же ждет главных героев, и к чему они вообще стремятся. Авторы сценария зрителю, скажем так, не помогли – в их адаптации мотивы и поступки персонажей «Безбожного воскресенья» понять вообще невозможно. При этом сами герои, как и положено, сыплют многообещающими намеками, что, мол, погодите – вот-вот, и тайное станет явным. Что ж, это не первое в мире аниме с абсурдным сюжетом – зато как красиво снято! Все до единого обозреватели отметили прекрасную, иногда просто волшебную графику этой истории. А вот про остальные составляющие критики предпочли не высказываться, очевидно по принципу – либо хорошо, либо ничего. В любом случае, «Воскресенье», не отметившись в ТВ-рейтинге и не порадовав продажами (700 копий за неделю), претендует на звание самого оригинального аниме года. Забегая вперед, скажем, что осенью у него будут весьма достойные конкуренты!

все кадры | ролики



все кадры | ролики

21. Сериал Fantasista Doll от Hoods Entertainment – типичный представитель одноразовых поделок, которые наполняют болото посредственности – основной слой современной японской анимации. Студия, специализирующаяся на игровых экранизациях с элементами этти, вдруг выпустила невинно-детское аниме о живых боевых куклах, скомпилировав мотивы покемонов и многочисленных сериалов про карточные бои. На резонный вопрос: «Кому и зачем такое нужно?» у авторов был наготове ответ: «Зрителям. Фанбаза же имеется?» В самом деле, хотя сериал прошел мимо ТВ-рейтинга летних новинок, он засветился в японском Твиттере, заняв там четвертое место по частоте записей с июля по октябрь. Что обсуждали японские зрительницы – фасоны кукольных платьев или достоинства местного Таксэдо Маска – мы можем только гадать. По итогам продаж первых дисков «Куклы» показали закономерные 900 копий за неделю – говорить тут не о чем.



22. Для любителей мифов народов мира существует познавательный сериал, второй сезон которого под названием High School DxD New выпустила студия TNK. Правда, отдельные личности считают, что на деле сериал снят для любителей этти и «оппай», но подобные заявления мы отметаем как несостоятельные. На самом деле внимательный зритель сможет тщательно ознакомиться с христианской, кельтской, скандинавской и восточной мифологией. Именно этим занимаются члены клуба эзотерики некоей старшей школы под руководством Риас Гремори, остальное – простые совпадения и «неизбежные на море случайности». Зрители тоже с большим интересом изучали мировое культурное наследие – пускай в ТВ-рейтинг новинок лета сериал не попал, зато продажи оказались на высоте. Купить первые диски, свободные от цензуры, за две недели решили 10 тысяч поклонников, тем самым перетащив сериал в клуб хитов сезона.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

23. Интересная студия P.A. Works в прошлом сезоне наступила на те же грабли – мистический триллер Red Data Girl оказался полным провалом. О том, что темная мистика – не их жанр, «прогрессивных аниматоров» предупреждали еще после неудачи детектива Another. Что ж, с третьего раза предупреждение дошло, и летом 2013 года студия выпустила веселый и искрометный сериал Uchouten Kazoku. Жанр произведения можно определить как магический реализм – настолько все смотрится просто и естественно, и при этом свежо и необычно! Конечно, приключения тануки-оборотней в альтернативном Киото не могли стать всеобщим хитом, но вызвали немало восторженных отзывов обозревателей и опытных любителей аниме. Сериал, бесспорно, стал успехом студии, вне зависимости от ТВ-рейтингов (они и впрямь были невысокими). Просто «Необычная семейка» оказалась нишевым аниме – чего еще ожидать от автора оригинала, написавшего «Сказ о четырех с половиной татами»? Продажи первых дисков подтвердили указанный статус – 2,4 тысячи копий за две недели недалеко ушли от порога окупаемости.



24. Второй сезон романтического сериала Hakkenden: Touhou Hakken Ibun поставила, конечно же, Studio Deen. Давно известно, что если нужен внятный сюжет, захватывающие бои, умные и прозорливые персонажи – надо обращаться к кому-то другому. Зато, если в сериале должна быть куча писаных красавцев, которые бесподобно носят форму или традиционные японские одежды, загадочно смотрят вдаль и друг на друга, а также периодически спят в одной постели – вы пришли по адресу! Все это, и даже больше, есть в новой экранизации «Восьми Псов Востока», где герои все так же отчаянно ищут свои тама (для японца намек весьма прозрачный). Обозреватели скромно указали, что интересующиеся японской историей должны смотреть что-то еще, ибо «Псы Востока» живут в каком-то странном мире, который действует исключительно по законам жанра. Похоже, у женской аудитории летом этого года было что посмотреть, поскольку «Хаккэндэн-2» не попал в ТВ-рейтинг новинок. Продажи дисков намечены на конец октября, информации о них пока нет, но прогноз однозначен – не выше порога окупаемости.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

25. Короткая боевая комедия Blood Lad от студии Brain's Base была адресована всем любителям «Вельзевула» или, к примеру, «Работящего Сатаны». Очередной антигерой, вампир-отаку по имени Стаз Блад, как в классике, оказался «частью той силы, что вечно желая зла, творит благое». Увы и ах, замысел авторов рухнул из-за никому не понятной скоротечности сюжета, как и в недавнем сериале о «Проблемных детях». Точнее, как отметили зрители и критики, никакого сюжета в 10 серий вместить вообще не удалось – только легкое знакомство с героями, остальное же сумбур вместо музыки. Ну а когда зрители ничего не понимают, они поступают просто, переключая каналы. В итоге хитроумный Стаз со товарищи не только пролетел мимо ТВ-рейтинга новинок, но не удостоился даже продаж первых дисков – они просто не попали в чарт, то есть, вообще не разошлись.



26. Наверное, большинство японцев – отчаянные англоманы, они и на завоевание согласны исключительно Британской Империей. Во всяком случае, если авторам нужен европейский колорит, на первом месте неизменно викторианская Англия, как в сериале Makai Ouji: Devils and Realist от студии Doga Kobo. Главный герой Уильям, аристократ и потомок библейского Соломона, внезапно разорился – но не беда. В Аду его знают и всегда готовы оказать небольшую финансовую помощь – причем не за душу, а так, за маленькую услугу. Впрочем, даже явление адских сил в образе обольстительных бисененов не потрясло старый английский колледж – там и не такое видали. Умная и местами смешная комедия понравилась не только прекрасным зрительницам, ее рейтинги и продажи оказались в точности на уровне Uchouten Kazoku, что само по себе – отличная рекомендация.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

27. Уже третий сезон великий Бог-покоритель Кэйма Кацураги ведет неравную борьбу за души девушек, к которым присосались всяческие темные силы. В первом сезоне парень размялся на одноклассницах, во втором уже шутя ронял под ноги дьяволиц и чертовок, а в третьем закономерно принялся за небесное население. Сериал Kami Nomi zo Shiru Sekai: Megami-hen от студии Manglobe повествует о том, как произошла очередная битва с адскими заговорщиками, и Кэйма с подругами ухитрился за неделю покорить сразу шесть греко-римских богинь! У нас это называется «сеанс одновременной игры», не зря же имя героя означает «шахматный конь». Но вот японским зрителям подвиги местного Дон Хуана в красном пиджаке, похоже, поднадоели, и сериал не удостоился ни положительных отзывов, ни высоких ТВ-рейтингов. Продажи дисков были сразу отложены мудрыми продюсерами до начала ноября, но есть мнение, что они не будут высокими.



28. На фоне штампов и избитых сюжетов искушенные зрители с нетерпением ждали черную комедию Watashi ga Motenai no wa Dou Kangaete mo Omaera ga Warui! от студии Silver Link. Почему? Да потому, что сюжет этого умного и едкого аниме с безжалостной прямотой показывал девушку, которая все время проводит за просмотром сайтов, играми и фантазиями. Наконец, дожив до старшей школы, Томоко понимает, что так дальше нельзя, отчаянно пытается измениться – и не может! На попытки неплохой в душе девчонки невозможно смотреть без смеха и слез, но такова реальность. Аниме многих задело за живое, и зрители исправно раз за разом садились к экранам, чтобы проверить – не дрогнут ли авторы? Не раздастся ли вдруг гром небесный, не снизойдет ли на Тому-тян сатори, не явится ли вдруг принц на белом коне? Нет, авторы не дрогнули и честно довели до зрителя свою точку зрения – если ты слаб духом, то никакое желание измениться не поможет. Без посторонней помощи нельзя. Раньше человек всегда существовал в коллективе – роде, клане, общине, семье, сейчас же родовые и дружеские связи распадаются в ничто, и в обществе каждый сам за себя. Сильные выживают, а слабые превращаются в планктон, если не сказать хуже. Вот такой «месседж» оставило это нестандартное аниме, занявшее в ТВ-рейтинге новинок пятое место. Смотреться в зеркало бывает тяжело, потому зрители не торопятся покупать диски со страданиями Томы – первая неделя принесла всего лишь 1,2 тысячи реализованных копий. Зато польза от «Я не популярна» наверняка окажется больше, чем от тысячи «Фантастических кукол»!

все кадры | ролики



все кадры | ролики

29. Для человека, вступающего во взрослую жизнь (а это основная аудитория аниме) полезно посмотреть не только на отрицательные, но и на положительные примеры. И вот тут важны не сказочные, а настоящие герои, которым веришь, которые могут чему-то научить. С данной точки зрения хорошим выбором стал сериал Gin no Saji от вездесущей студии A-1 Pictures. История городского парня, который из-за несогласия со строгим отцом взял и устроился в сельскохозяйственную школу, воскрешает в памяти советские фильмы 50-60-х годов. Да, конечно Юго Хатикэн – это «Алеша Птицын поневоле», но работать над собой ему пришлось по-настоящему, и первый сезон показал, что да, было трудно, но герой справился, не сломался и не сбежал. Блок Noitamina не зря выбрал для трансляции «Серебряную ложку» - это, в принципе то, чем должно быть искусство (а быть оно должно инструментом формирования общества). Хочется надеяться, что аниме нашло своего зрителя, во всяком случае, за первую неделю продано 2,6 тысячи копий первых дисков, значит, интерес у людей есть.



30. Кто-то пытается учить, а кому-то достаточно простого развлечения публики с последующей экстракцией прибыли. В данную формулу отлично вписывается сериал с красноречивым названием Choujigen Game Neptune The Animation от David Production – по сути, набор роликов от различных игр франшизы. Это аниме с кислотной смесью цветов согласно авторскому замыслу – растянутая на 12 серий шутка для знатоков приставочных игр, у которых каждое имя, название, каждое действие персонажей сразу будит нужные ассоциации. Остальным же, как разумно сочли большинство обозревателей, подобный балаган смотреть не стоит. Впрочем, в Японии анимешник и игрок – синонимы, потому «Нептуния» пользовалась определенной популярностью – уже в первые две недели было продано более 4 тысяч дисков.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

31. Оживление стародавних франшиз – закономерная тенденция нашего времени. Еще в 70-е годы было снято аниме «Ученые-ниндзя Гатчаманы», целиком, пардон, слизанное с американских комиксов. Сорок лет спустя японская анимация уже накопила такой опыт супергеройского жанра, что считает себя законодателем мод в этой области. А раз так, пора переосмыслить старые творения, показать, понимаешь ли, что такое постмодернизм. И вот та же самая студия Tatsunoko Production выпустила сериал Gatchaman Crowds – как говорится, найдите пять отличий! Отличия налицо – если на заре жанра зрителям было все понятно, то сейчас не понятно ничего! Герои и героини живут и общаются на какой-то своей волне, решения принимают таким странным образом, что напрашивается мысль об иномировой логике или тяжелых веществах. Главная героиня Хадзимэ вообще органично смотрелась бы в 1960-е, где-нибудь в коммуне хиппи, «детей-цветов». Как все началось и чем кончилось – никто не понял, а значит, сериал отправился по назначению – в неведомую даль. В аниме-маркетинге есть простое правило – чем хуже реакция зрителей, тем дальше нужно отодвигать время продаж. В случае «Гатчаманов» выпуск первых дисков отодвинули на январь следующего года – дальше уже некуда.



32. Франшиза Milky Holmes – это вещь в себе, существующая по закону «чем хуже, тем лучше». Очевидно, авторы верят, что, опуская каждый следующий сезон аниме все ниже в бездны бреда и абсурда, они когда-нибудь нащупают истинную гениальность. У зрителей и обозревателей было стойкое впечатление, что сериал Futari wa Milky Holmes на студии J.C.Staff снимали вообще без сценария – а зачем? Манга есть, а сопутствующие товары и так покупать будут. В любом случае, бред на экранах был налицо, а до гениальности пока далеко. Продажи показали, что с 400 копиями дисков за первую неделю юные детективы Кадзуми и Алиса могут состязаться разве что со страйкболистками из академии Стелла – больше не с кем.

все кадры | ролики



все кадры | ролики

33. Имя студии Gonzo можно прочесть по иероглифам как «творчество», и недаром творцы голубых субмарин открывают и закрывают сегодняшний обзор. Последним сериалом лета стал Kimi no Iru Machi – продолжение истории, рассказанной в серии ОВА 2012 года. Романтическая история деревенского парня и столичной девушки по сюжету была больше похожа на бразильский, а не японский сериал, но, разумеется, нашла своих поклонников. Во-первых, студия Tatsunoko в уже упомянутых ОВА неплохо изложила предысторию героев и разогрела публику, а дальше не подвела уже Gonzo – первые серии ТВ-продолжения оказались хороши и понятны. А вот потом, по единодушному мнению обозревателей, «творцы» исполнили свой фирменный «пируэт вниз», закончив сериал крайне неоднозначным финалом. Впрочем, зрители досмотрели до конца, а это главное, ведь романтические сериалы в большинстве своем – одноразовый продукт. В целом, главные герои Харуто и Юдзуки отлично потрудились, ибо по продажам первых дисков сериал как минимум дважды окупился. А деньги фирме Gonzo никогда не помешают!



Чтобы не нарушать традицию, кратко пройдемся по «длинным» сериалам, которые начались весной и завершились к началу осени. Конечно же, внимание зрителей было приковано к двум лидерам весны – давней, хорошо знакомой франшизе и дерзкому новичку-тяжеловесу. Kagaku no Railgun в конце августа получил мощное подкрепление в лице вышедшего на дисках фильма «Чудо Эндимиона», на который хитрые сценаристы нечаянно сослались во второй части сериала. Увы, сама вторая часть «Тихая вечеринка», снятая по оригинальному материалу, оказалась куда слабее, и не шла ни в какое сравнение с «аркой Сестер». В итоге «Рэйлган» потерял популярность, окончив сезон в смешанном зачете новинок весны и лета лишь на шестом месте. А вот сенсация года Shingeki no Kyojin не ждал помощи со стороны, а продолжал сам творить чудеса, завоевывая сердца зрителей. В увлекательнейшей борьбе с лидером лета Free! «гиганты» проиграли раунд, уступив в ТВ-рейтинге, но победили по очкам, обойдя «пловцов» в продажах дисков. При этом обоих спортсменов обставили «Истории», но повторим – они уже давно в другой лиге.

Подводя итоги летнего аниме-сезона 2013 года, можно сказать, что лето стало бенефисом Free!, творения Kyoto Animation, которое, подобно его героям, пронеслось по дорожке, обдав зрителей свежим ветром и чувством сопричастности к чему-то хорошему и настоящему! Ну а потом спринтера обогнал стайер-колосс Shingeki no Kyojin, застолбив себе место в истории анимации. Большинство критиков согласились, что родился новый шедевр, которые бывают лишь раз в году, и вряд ли осень поколеблет это утверждение. Очередная серия Monogatari от лукавого Нисио Исина и коварного Симбо Акиюки спокойно взирала на эту суету с высоты своего положения, радуясь, что и в элитном клубе что-то движется.

Что сказать об остальных летних аниме? Надрывный Symphogear и слащавый «Братский спор», несмотря на рейтинги и продажи обречены кануть в небытие – такого добра хватает в каждом новом сезоне. Куда интереснее оказались внешне неприметный Gin no Saji и парадоксальная WataMote – вот таких аниме нужно снимать больше, и если новый сезон «Серебряной ложки» не за горами, то Томоко мы, боюсь, увидим лишь в ОВА следующего года. Что ж, будут другие – сказка ложь, да в ней намек. А в целом летний аниме-сезон 2013 года вполне удался!



* маркетологи считают, что продажа 2-2,5 тыс. копий дисков аниме-сериала составляет предел окупаемости, продажа от 3 до 9 тыс. копий – умеренный успех, от 10 до 30 тыс. копий – несомненный коммерческий успех. Рубеж в 30 тысяч копий переходят только выдающиеся аниме.



© автор текста Hollow, World Art
Перепечатка материалов возможна только с письменного разрешения редакции





Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru. Работаем для вас с 2003 года.
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | компьютерные игры и видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура