Megami Ibunroku: Persona – моя очередная неудачная попытка влиться во франшизу SMTP за пределами игр. Постоянно слышал из всех щелей рассказы о крутизне игр этой серии, однако так уж совпало, что я не фанат JRPG, а вот мангу с анимой заценить вполне готов. Так вот, что Trinity Soul оказалась скучным мусором и была дропнута, что Persona 4 – ну не удаётся авторам экранизаций создать живых персонажей, сделать им интересные диалоги, увлечь сюжетом. Отсюда было решено сделать ещё одну попытку, на этот раз в области манги.
Так вот, MIP. Сюжет рассказывает о группе шкальников, на досуге сыгравших в карточную игру. В процессе они впадают в транс и перед ними предстаёт Филемон – спиритический гид, дающим каждому местный аналог стэнда – персону. Ребята решают навестить свою больную одноклассницу в госпитале, однако там на них внезапно нападают какие-то «демоны». Оказывается, что во всём виновата плохая контора SEBEC и руководитель её японского отделения Кандори в частности. Этот тип активировал некую «систему два» (ЛОЛ) и теперь спавнит демонов, меняет реальность под свои хотелки, дабы… захватить мир! Да, а что вы подумали? Очень оригинально.
Из тона строк понятно, что манга мне не понравилась. Проблемы у MIP возникают буквально везде, кроме симпатичного арта: я смотрел скриншоты оригинальной игрульки и тамошний чардизайн меня совершенно не впечатлил – в манге персонажи нарисованы более приятно. Тот же Инаба в игре реально похож на мартыхана, а вот в манге – нормальный парень. Киришима в манге – милая няшка, а в игре у неё так себе рожа. Это положительный момент рисовки, а вот отрицательный – дикая сумбурность подачи. В любой сцене экшена создаётся впечатление, словно автор (как я понимаю *-ка*) нарисовала 10 панелей действий, выкинула 6, а остальные перемешала в случайном порядке. Этим сабж напомнил Trigun – за пределами диалогов разобраться, что происходит было крайне тяжело: «камера» постоянно скачет туда-сюда, персонажи телепортируются по локации, которых, кстати, довольно много, но перемещение по ним в 90% случаев не показывается. Какие-то техники ввода локаций отсутствуют: мы постоянно видим лишь персов на фоне чего-то, поэтому с визуальной точки зрения следить за перемещением персов тяжело. По тексту всё понятно: были в школе, вышли, пришли в госпиталь, вышли, попали в школу, вышли, попали в SEBEC, но сам процесс перемещения вообще остаётся за кадром. Отсюда возникает ощущение дикого сумбура, от которого вскоре закипают мозги.
Бои – просто треш. Учитывая, что это экранизация гриндилки, в которой дрочево составляет основу «геймплея», MIP сходу удивляет простотой изображения схваток. Все они нарисованы крайне абстрактно – монстра никто толком не представляет и порой даже целиком не показывают, его тактики не изучают, свои и чужие абилки ни герои, ни сюжет не обсасывают. Монстр как правило убивается за пару тычек, первые из которых вообще не работают, а вторые его сразу аннигилируют. В итоге получается следующая картина: появляется какой-то ничего не значащий монстр-заглушка (условный моб), герои применяют на нём некие ничего не значащие абилки, делающие непонятно что. Монстр сразу лопается; или не лопается – тогда на нём применяют ещё абилки, и он лопается. Непонятно, как дамажат способности, нет ясности, почему та абилка эффективна на этом мобе, а эта – нет. Никто не размышляет над персонами, не представляет их читателю, не рассказывает толком об их абилках за пределами информационного мусора типа: 1) Пирсонка = отражение души; 2) Пирсонка соответствует карте таро; 3) Пирсонка символизирует *абстрактную хрень*; 4) У пирсонки есть обратная сторона, символизирующая *абстрактную хрень*.
Почему такие-то черты присутствуют именно в этом персе, но не в том авторка не объясняет, а *абстрактная хрень* на персонажа вообще не влияет. Не нужно говорить, что эта вода в рамках сюжета ничего толком не значат, учитывая, что вся роль персоны – появиться во время атаки за спиной перса в рамках одного фрейма в бою. С таким же успехом сабж мог называться Megami Ibunroku: Axe или Megami Ibunroku: DVA system, ведь топору и два внимание в сюжете уделено примерно столько же. По сравнению Jojo no Kimyou na Bouken проработка местных стендов – кошмарное днище. Это буквально не важный элемент сюжета, в честь которого названа манга, а просто облагороженный спавнящийся пистолет / меч / аптечка. Визуальных вариаций персон очень много, но функционал 90% из них сводятся к банальному «ударить вперёд». Самый верх оригинальности – хиляющая персона и блокирующая спавн других персон. По какому принципу наступает истощение юзера – не сказано (где-то после одного применения, а где-то после 10), как определяется, кому какая персона выпадет – тоже; никаких тактических замут со стендами нет. У каждого персонажа персон может быть сколько угодно, и они по желанию сценаристки спавнятся из очка в нужный момент без всякого сюжетного обоснования («старая не работает -> появляется новая»). Над рядом персонажей персоны захватывают контроль – это тоже никак нормально не объясняется за пределами «вот так случилось». При этом у персонажей есть своё личное оружие, но они им почти никогда не пользуются – тупо ходят с ним в руках и всё. Каких-то колоритных врагов нет: всю мангу герои воюют с абстрактными мобами-персонами, а именных говорящих и обладающих характером врагов встретят лишь три раза: Аки (бой в середине манги), Кандори (бой в три тычка под конец) и Маки (больше смотрели, чем боролись). Раз враги толком не имеют личностей, то и за конфликтом наблюдать вообще не интересно. Проработка боевой части в сюжете – ПОЛНОЕ Д.Н.И.Щ.Е. Это ключевой момент боевичка, и он вообще не интересен! Это, как если бы в БЛЕАЧЕ или джоджо оружию не уделяли бы внимание, враги были бы заглушками, а сам экшен бы показывали на уровне третьесортного хентая.
Теперь к персонажам. С самого начала авторка их вкидывает целую ораву: 1) Молчаливый протагонист Тодо Наоя; 2) Лох в очках Уесуги Хидехико; 3) Богатый сынок богатого олигарха Нанджо Кеи; 4) Дебил в шапочке с размалёванным лицом Инаба Масао; 5) Болезненная Сономура Маки; 6) Никакая баба без отличительных черт Киришима Эрико; 7) Распетушившийся качок Кидо Реиджи; 8) ТПшка Аясе Юка; 9) Пацанка Маюзуми Юкино; 10) Дворецкий Нанджо; 11) Злодей Кандори Такахиса.
Заметили, что персонажей как-то сразу дохрена даже по меркам боевичков-долгостроев (т.н. «сионанаф»)? И это ещё не всё! Далее добавляются: 12) Альтернативная версия Сономуры; 13) «Девочка в белом» Маи; 14) «Девочка в чёрном» Аки; 15) Брат Наои Казуя; 16) Мать Маки; 17) Одноклассники Касаи и Наито.
Это просто жесть. На кой чёрт сделали ТАК МНОГО ПЕРСОНАЖЕЙ??? Интересно, что часть персов сразу после ввода навсегда выкидывают: например, Юку и Юкино практически сразу и надолго вылетают из сюжета, а дворецкого принимают в первых главах. Спрашивается, зачем их вообще вводили? Какая может быть драма от гибели дворецкого, если читатель вообще ничего не знает ни про него, ни даже про Наджо? Также у основного каста есть ничего не означающие клички, которые авторы спешат до нас донести. Может они были в оригинальной игре, а может они присущи только тошнотной американской локализации – я так и не разобрался. В любом случае, этот момент никак не используется и не развивается – это просто очередная мусорная информация. Единственный перс, чью кличку как-то обосновали – Уесуги Хидехико по прозвищу… brown. Почему «браун»? Дело в том, что перс… держитесь… обосрался, поэтому его зачмырили и повесили данное прозвище, напоминающее о кале. I kid you not!
Манга длится 8 томов или 45 глав, что, в общем-то, не особо много, но ощущается, как 145, т.к. environmental storytelling там вообще нет, а авторка предпочитает общепризнанной концепции show, don't tell безостановочную болтовню. Персонажи. Постоянно. Ротируют. Буквально каждая сцена сопровождается тоннами пустых диалогов-междометий уровня «Ты в порядке?», «Маки!», «Что это?», «Тэссо?», «Не может быть!», «Ты…». В бою, вне боя, в школе, в лесу, под землёй. Каждый персонаж считает своим долгом постоянно что-то комментировать, изрыгая междометия и констатации фактов, а авторка не забывает уделить каждому персонажу по крупице времени, чтобы агонизирующий читатель насладился «мнением» КАЖДОГО из персонажей-заглушек.
Констатаций фактов настолько много, что в какой-то момент становится невыносимо читать. Писать диалоги, как ни странно, тоже искусство – они должны быть уместны, красивы в своих формулировках и обязательно должны доносить смысл, что-то раскрывать. Крутой диалог может захватывать похлеще любой экшен-сцены, но это, само собой, не относится к MIP, пошедшей по количественному пути в ущерб качеству. Я гарантирую вам, что после прочтения сабжа вы не вспомните ни одного эффектного диалога.
Раскрытие персонажей нулевое (если с точки зрения «девелопмента»), а интересных ситуаций (с т.з. «показа») с ними всю мангу вообще не было. Персы постоянно вместе, но, что вначале, что в конце они так и остаются для зрителя незнакомцами. Несмотря на обилие всратого ротирования, нам не покажут никакой экспозиции: как друзья встретились, как подружились, как заслужили клички (кроме кального парня), как изменились в процессе приключений, чем будут заниматься далее. Любовные линии между ними не развиты: вот сросшийся с шапочкой гиббон втюрился в Маки. Это к чему-то приведёт? Нет. Вот Маки испытывает какие-то чувства к Наое. Образуется любовный треугольник? Нет. Местные герои – не персонажи, а куски мяса-носители персоны, условные селф-инсерты и скучные типажи, говорящие клише. Попытки их раскрыть ровно такие же банальные, как и сами гаврики: у Наои в середине манги обнаружился секретный брат, случайно подохший под колёсами машины (сбегал за мангой –> сыграл в ящик), который потом оказался не братом, а злобным альтер-эго ГГ. Реиджи оказывается секретным сводным братом Кандори. Маи и Аки, а также весёлая Маки все являются копией больной Маки, которая 95% времени в сюжете отсутствует. Сам Кандори просто хочет захватить мир и править им. Потом он хочет покарать мир. А потом Нанджо сообщает ему, что Кандори на самом деле страдает комплексов (о боже, опять тухлое клише), после чего внезапно оказывается, что Кандори – на самом деле тоже бедная жертва. Он выгорел от переработки, поэтому в нём заспавнилась пирсонка и захватила над ним контроль. Кстати, большую часть времени Кандори проводит сидя на троне и ничего не делая. Я был крайне удивлён увидеть в манге (МАНГЕ!) антагониста уровня доктора Кло из Инспектора Гаджета – мне всегда казалось, что такие вот фоновые злодеи в японской продукции закончились в 70х, но нет, перед вами один из выживших динозавров. Честно говоря, я прозрел с обилия убогих клише. Такое ощущение, что авторы сабжа – впервые взявшиеся за перо школьники, собравшие в своей дебютной работе все возможные избитые жанровые банальности в лучших традициях Санта-Барбары.
Возвращаясь к теме боёв и персов, отмечу насмешивший момент с Реиджи: когда герои находят его во второй раз, оказывается, что качок в одиночку повнил целое подземелье демонов. Поц немедленно отказывается от помощи лошар, т.к. он очевидно достаточно крут, чтобы в одиночку дойти до Кандори. И… буквально первый же встреченный после этого монстр оказывается инвульвным и требует помощи партии ГГ. Вот в этом весь MIP.
Сценарий манги под стать остальному наполнению: сумбурное скучное чтиво. Его в общих чертах можно описать как «герои телепортируются в случайные локации, дерутся с монстрами, ротируют, телепортируются дальше». Локации эти интереса не вызывают: герои посещают некий выдуманный лес, школу, госпиталь, альтернативную школу, лабаз с пушками, некий замок, штаб SEBEC. Проблема в том, что места действия – просто аналог коридора: герои не взаимодействуют с окружением, они просто через него ходят в лучших традициях JRPG – с таким же успехом можно было заменить все локации манги на пустую прямую кишку с мобами, и ничего бы не изменилось. Кстати, с точки зрения экранизации JRPG MIP просто шикарен – он идеально отображает всё, за что я не люблю этот жанр игр. В лабазе продаются пушки, но вместо того, чтобы закупиться огнестрелом, герои покупают какие-то копья, топоры, мечи, ведь ими явно будет сподручнее атаковать опасных монстров, да? Нет. Даже это смехотворное «оружие» они никогда толком не используют, предпочитая воевать персонами. У Маки с самого начала был пистолет, однако сразу после вводных глав она про него забыла. Кстати, с пистаком связан ржачный момент: в городе, забитом демонами, перед героями внезапно появляется совершенно здоровая и задорная Маки, вооружённая огнестрелом (в ЯПОНИИ!). Несмотря на то, что героиню как подменили, персы похмыкали и пошли дальше. Бывает! Где-то в середине они даже начали подозревать, что с девкой что-то не так…
Развязка сюжета – такая же неинтересная, как всё остальное произведение. Идея, что происходящее – параллельная реальность, созданная подключённой к системе два больной Маки – хороша, но подана совершенно бездарно. Буквально 99% сюжета на страницах происходит ничем не объясняемая чушь, о сути которой герои вообще не задумываются, а под конец авторка на пальцах поясняет, что всё это было сделано Маки. Интереснее было бы, если бы создательница всю мангу как-то заигрывала с этой темой, побуждала персонажей исследовать сеттинг, выдвигать гипотезы, искать им подтверждение, осмысленно обсуждать увиденное, а не просто сказала, что Маки скучала по школе и завидовала «девочкам, говорившим о мальчиках», поэтому наплодила копий себя, демонов и альтернативную школу, куда затащила своих друзей и хахаля с его актуальной пассией. В Interlude идею мира, созданного в голове спящего ребёнка сделали на бесконечность лучше.
Итого, сии занудные отходы получают 1 балл из 4. Честно говоря, я затрудняюсь сказать, кому сабж может понравится. Разве что ньюфагу, для которого это будет первая манга или безумному обожателю SMTP, готовому простить любые недостатки экранизации любимой франшизы. Megami Ibunroku: Persona – просто дешёвая бездарная копия Jojo no kimyou na bouken. Если вам нравится идея с персонами и хочется посмотреть боевик, рекомендую перечитать Jojo – там реально интересные персонажи, которым хочется сопереживать, увлекательные диалоги и сюжет.
|