История приключений братьев Элриков, Эдварда и Альфонса, двух юных алхимиков, в поисках философского камня, была очень популярна в середине нулевых как в России, так и во всем мире. С 2001 по 2010 вышло 27 томов манги, и за этот немалый срок успело появиться сразу две различных аниме-адаптации, несколько полнометражек, серия ранобэ, и с десяток видеоигр. И надо признать, что популярность эта была вполне заслужена. Даже не знаю, почему я так долго откладывал для себя удовольствие познакомиться с этой вселенной поближе. То ли недостаток ярких женских персонажей был тому виной, то ли моя стойкая, со времен школы, нелюбовь к химии как-то сказалась. Но несмотря ни на что, я рад, что недавно наконец-то смог найти время и открыть первый томик. И стоило только начать чтение, как остановиться уже было невозможно.
КАК ВЫГЛЯДИТ
Визуальное исполнение «Алхимика» в целом оставляет самое благоприятное впечатление. Качество картинки очень хорошее, много общих планов, высокая детализация радует глаз. Отдельной похвалы заслуживает прорисовка экшен-сцен, которые поставлены грамотно и эффектно, благодаря чему легко считываются. Что, кстати, очень важно, поскольку файтингом манга просто переполнена. Нет, серьезно, братья Элрики буквально шага ступить не могут, чтобы не ввязаться в очередную разборку. К счастью, перманентный «махач» почти не утомляет, во многом благодаря мастерству Аракавы-сан, которая по части изобретательности и оригинальности батальных сцен вполне может состязаться с автором «Ранмы», Румико Такахаси. Дизайн персонажей также выполнен на отлично! Автор редко использует типичные приемы позволяющие упростить художнику задачу по созданию запоминающихся образов. Здесь почти не встречаются безумные прически, вычурные наряды, или фетишистские аксессуары. Однако, несмотря на реалистичный стиль, мангаке удалось придать внешнему виду большинства действующих лиц достаточное количество отличительных особенностей. Важно, что и фантастические элементы, которые изобилуют на страницах графическое новеллы, выполнены с низменным мастерством и выдумкой. Словом, к изобразительной части придраться сложно.
СЮЖЕТ
Действие «Алхимика» происходит в довольно необычном сеттинге, созданном на стыке фэнтези и парапанка. В наличии имеются: 1) магия, которой дается наукообразное обоснование; 2) монстры, как правило, созданные искусственно с использованием алхимии и технологий; 3) собственно, технологии, на уровне самого начала 20-го века; 4) «древнее зло», которое, конечно же, готовит очередной Апокалипсис, на фоне чего плетутся интриги, создаются скандалы, и ведутся расследования. Примечательно, что первоосновой для мира, в котором живут браться Элрики, стала не японская, а европейская история. Милитаристский Аместрис, – государство, в котором происходят основные события сюжета, – похож на смесь Австро-Венгерской Империи с Германией времен Бисмарка. Правда, вместо абсолютной монархии здесь мы сталкиваемся с жестким авторитаризмом. Однако до полного тоталитаризма дело не доходит, так как никакой официальной государственной идеологии, помимо ура-патриотизма, в Аместрисе нет. Хотя концепция «осажденной крепости» используется властью на всю катушку, благо на границах и правда не спокойно. Страной правит военная хунта, возглавляемая Кингом Брэдли, который, впрочем, не претендует ни на роль «отца народов», ни даже на роль «национального лидера». Армия старается держать население в покорности, но получается это не всегда – время от времени в разных регионах происходят мятежи, которые всегда жестоко подавляются. Особенно кровопролитной оказалась гражданская война в восточной области под названием Ишвар. Это было столкновение модерна, с его техникой и алхимической наукой, с одной стороны, и традиционного общества, с его архаичной моралью замешанной на религиозном фанатизме, с другой. Вооруженные силы Аместриса оказались не готовы к затяжной партизанской войне, однако и идти на какие-либо компромиссы с повстанцами армейская верхушка не собиралась. Для окончательного решения ишваритского вопроса была создана новая привилегированная военная должность – государственный алхимик. Стать им могли только самые талантливые (и отмороженные) ребята, готовые исполнить любой приказ и без колебаний стереть с лица земли хоть дом, хоть целый город, не щадя никого, ни женщин, ни детей, ни стариков. Только такая безжалостная стратегия смогла, в конце концов, сломить гордый народ, от которого в итоге остались лишь жалкие горстки выживших. С тех минуло уже несколько лет. Аместрис постепенно залечивал раны кровопролитной войны, однако после неё осталось немало людей, души которых уже не поддавались исцелению. Некоторые из них, несмотря ни на что, остались в армии. Таким человеком, например, был Огненный Алхимик Рой Мустанг, собравший вокруг себя небольшую группу приверженцев. Ишварский беспредел дал им понять, что двигаясь по пути прогресса их страна свернула куда-то не туда. И виной тому порочная политика верховного главнокомандующего и его ближайшего окружения. Разумеется, никаких возможностей для легальной смены власти в Аместрисе не существовало. Специфический образ мыслей кадровых военных автоматически исключал возможность революционной борьбы с опорой на восставшие массы. А потому единственным вариантом для заговорщиков оставался coup d'état. И к нему нужно было подготовиться основательно. Братья Элрики ни в каких антиправительственных движухах участвовать не собирались. Им вся эта политика вообще до лампочки. У парней совсем другой интерес в жизни. Им нужен философский камень. Главным мотивом работы любого ученого, ну или алхимика, является стремление к познанию. Постижение Истины с большой буквы. Иногда к этому чистому и возвышенному идеалу примешивается что-то личное, какая-то отвлеченная мечта, неутоленная страсть, или даже одержимость. Это может быть жажда славы, успеха и признания, желание кому-то отомстить или, наоборот, осчастливить весь мир. Но хуже всего, когда основным источником энергии человека науки становится непомерная гордыня. Ослепленный ею, он готов презреть все запреты людские и божественные. В таком случае расплата бывает неизбежной, и зачастую ужасной. Братья Элрики – настоящие вундеркинды. Они ещё пешком под стол ходили, но уже встали на путь познания, самой судьбой им уготованный. Незаурядные свои таланты они унаследовали от отца, который был выдающимся алхимиком, но, увы, никудышным родителем. Пацаны едва научились читать, когда в один прекрасный день он ушел из дома и больше не вернулся. И ни ответа от него, ни привета, не поступало. Но на этом детские травмы Альфонса и Эдварда не исчерпываются. Едва успели они стать тинейджерами, как скоропостижно скончалась мать. И остались они круглыми сиротами на попечении друга семьи, талантливого механика, тетушки Пинако. Но, несмотря на все постигшие их несчастья, братки не поддались унынию, и лишь закалили характер, который с детства отличался решительностью и целеустремленностью. И что же это за цель, к которой они так стремились? А Вы не догадываетесь? Мечта ребят ясна любому, кто хоть раз терял своих близких. То есть, каждому из нас в этой жизни. Увидеть родного человека во плоти ещё хотя бы один раз, обнять, поговорить с ним, – за такую возможность многие готовы были бы отдать все на свете. И братья Элрики, с младых ногтей впитавшие вековую мудрость пыльных отцовских фолиантов, так рано познавшие казавшуюся безграничной мощь алхимии, решили покуситься на святое – божественный закон о необратимости преобразования одушевленной материи в мертвую плоть. Эксперимент, к которому они готовились столь тщательно и по всем правилам, привел, однако, к катастрофе. Оба брата жестоко поплатились за свою дерзость. Впрочем, Эдвард, хоть и лишился сразу двух конечностей, можно сказать, ещё легко отделался, тем более что тетка Пинако, будучи первоклассным механиком, сделала ему крутые металлические протезы. Именно благодаря им он впоследствии и получил свое прозвище – «Стальной алхимик». А вот Альфреду повезло куда меньше – от него не осталось и волоска. Все его тело попросту исчезло. Лишь душа сохранилась прикованной к здоровенному рыцарскому доспеху, в котором ей суждено находиться до тех пор, пока не ослабнет сила алхимической печати наложенной братом. И пока этого не произошло, им следует поскорее найти философский камень, – легендарный артефакт невероятной силы, – с помощью которого они смогут если уж не научиться воскрешать мертвых, то хотя бы исцелять живых. Прежде всего, самих себя. Чтобы иметь возможность свободно вести свои поиски в такой милитаризованной стране как Аместрис, Эдвард решил вступить в ряды государственных алхимиков. Так он попадает в поле зрения, как группы Роя Мустанга, так и армейской верхушки, внутри которой также созревает зловещий заговор, куда радикальней Мустанговского. И с этого момента, на наших глазах начинает разворачиваться славная заварушка, в которой также будут замешаны подруги детства (куда ж без них!), недобитые Ишвариты, банды мутантов, ниндзя, и много ещё кто. В общем, не соскучишься!
ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
Общий стиль «Алхимика» выдержан в лучших традициях крутых сенэн-боевиков. Как Вы уже поняли, здесь сделан сильный акцент на действии. События развиваются так стремительно, что на рефлексию, построение романтических отношений, вообще на всякие там сантименты у героев, как правило, просто нет времени. И это, пожалуй, неплохо, так как именно «движуха» удается Аракаве-сан лучше всего. Когда дело доходит до более сложных тем, получается уже не всегда удачно, к сожалению. С одной стороны, есть однозначные успехи. Например, интересно обыгрывается идея «равноценного обмена», на которой основана вся алхимическая механика. Такая вот своеобразная метафизическая интерпретация закона сохранения энергии. Также хорошо показан процесс взросления Эдварда. Хотя сюжетные события занимают не такой уж большой промежуток времени, однако легко заметить, как матереет постепенно образ «Стального алхимика». И это проявляется не только в его словах и поступках, но даже во внешности! С другой стороны, в сценарии есть и довольно слабые места. Например, это гражданская война в Ишваре, тяжелый опыт участия в которой разделяют многие действующие лица. Пока он остается в сюжете лишь травмирующим воспоминанием, то хорошо работает на создании эффекта глубины, дополняя характеры персонажей и движущие ими мотивы. Но в какой-то момент автор вдруг решает добавить драматизма, и показать нам все ужасы Ишварской резни, на которые она способна. И вроде бы все на месте, и военные преступления, и страдания невинных, и зверское насилие, но выглядит это как-то неубедительно и даже немного наивно. Аракаве-сан следовало глубже погрузиться в тематику геноцида, либо вообще не браться за такие вопросы. Впрочем в целом, как я уже говорил, сценарий весьма и весьма хорош! Сюжетная интрига закручена умело, напряжение поддерживается мастерски. Можно немного посетовать на то, что развязка оказалась немного пресноватой, но это уже дело вкуса. На мой взгляд, замах-то был на рубль, а удар вышел всего копеек на тридцать-сорок. Впрочем, придумывать офигительные концовки для офигительных историй – это особый талант. Мало кто из рассказчиков им обладает. Так что не буду придираться и поставлю манге за сюжет твердую девятку!
|