Аниме «Школа убийц», телевизионная адаптация манги Ю Айда «Gunslinger Girl», в свое время оказалось весьма популярно в нашей стране. Помню, как с удивлением находил упоминания сериала в самых неожиданных местах, например, например, в статье на политическом портале. Возможно высокий интерес к «GG» объяснялся тем, что оно было лицензировано на волне ажиотажа вокруг японской анимации в середине нулевых. Однако, волна схлынула, и сериал успел подзабыться, тем более, что при всех своих плюсах он на статус культового не дотягивал, а второй сезон вообще оказался почти провальным. Между тем, манга благополучно продолжала выходить все эти годы, и последний тринадцатый том увидел свет в 2013 году. Надо сказать, что «Gunslinger Girl» – первый и пока единственный успешный проект Айда-сан (если не считать дизайна персонажей для одной малоизвестной H-game). После завершения истории про девочек с пушками она переключилась на более спокойную тему школьной романтики в манге с цифровым названием «1518», потенциал которой оценить пока сложно. Потому можно только удивляться, что «Школа убийц» оказалась столь серьезной и профессиональной работой.
СЮЖЕТ
Дедушка Дарвин утверждал, что выживает вовсе не сильнейший, а самый приспособленный. И ведь именно благодаря своим потрясающим способностям подстраиваться под изменения окружающей среды наш биологический вид, homo sapiens, не только выжил, но и стал доминировать на планете. Как любил говаривать замечательный советский писатель М. Зощенко: «человек не кошка, ко всему привыкнет». И если с точки зрения эволюциониста это несомненное благо, то философ, моралист или просто порядочный человек наверняка здесь захочет поспорить. По крайней мере Ю Айда явно захотела. Не знаю конечно, насколько по жизни она честна и благородна, но этические противоречия, которыми переполнен современный мир, ей явно покоя не дают, и своими сомнениями и душевными терзаниями она щедро поделилась с читателями. Теперь сомневаться и терзаться мы будем вместе с ней. Сеттинг «GunSlinger Girls» типичен для журнала сёнен-манги: в недалеком будущем группа подростков в результате секретных экспериментов обретает сверхспособности и начинает бороться с мировым злом. К счастью, «Gun Slinger Girls» имеют крайне мало общего с Гайвером, Акирой, и их последователями. Разве что экшен-сцены здесь столь же динамичны и не менее кровавы. Впрочем, их сравнительно немного, а если бы их совсем оставили за кадром, то потеря была б не слишком велика. Потому что эта история в первую очередь является драмой, психологической, социальной, отчасти даже политической. И драмой довольно глубокой. Итак, какие новации привнесла Ю Айда в банальную концепцию тинейджеров-супергероев? Давайте посмотрим. Во-первых, девочки с пушками, за единственным исключением, под категорию «тинейджеров» не попадают. Согласно сюжету, они просто не успели ими стать. Смерть застала их в том нежном возрасте, когда уже начинаются первые разговоры о мальчиках, шмотках и косметике, но лучшими друзьями по-прежнему остаются плюшевые медвежата. Смерть была мучительной, при весьма прискорбных обстоятельствах. Эти девочки мало что успели увидеть в своей короткой жизни, мало что успели узнать. Их мозг оставался почти девственно чист, что и требовалось для успешной реализации правительственной программы под названием «Social Welfare Agency» по подготовке отряда киборгов-убийц, второго отдела Министерства безопасности Италии. Ребенку проще освоиться с новым искусственным телом, дети хорошо поддаются обучению, и наконец, они очень наивны. Их чувства просты и понятны, ими так легко манипулировать. Благодаря ежедневным тренировкам под руководством опытных наставников и постоянной психологической обработке, кибер-девочки превращаются в настоящие машины для убийства. Правда, безжалостными киллерами они становятся только на время проведения оперативных мероприятий. В свободное время в своем небольшом кругу они ведут себя как обычные ученицы младших классов. Девочки даже не способны осознать насколько чудовищным является их положение. Напротив, картина мира, которую рисуют для них опытные кукловоды проста и логична: вот девочка, а вот наставник; девочка обожает своего наставника и готова отдать за него жизнь; он указывает на плохих парней, которым нужно умереть, девочка с радостью выполняет приказ. И здесь мы обнаруживаем вторую новацию. Боевой единицей второго отдела является не киборг сам по себе, а его тандем с наставником. Здесь этот тандем зовется по-итальянски «Fratello». Что же это за наставник такой? В двух словах, это объект, на который наводятся основные архетипические конструкты человеческого подсознания, которые позволяют преступить через инстинкт самосохранения: привязанность к родителям, любовное влечение и преклонение перед авторитетом. Действительно, как вообще можно заставить ребенка стрелять в неизвестных ему людей? Убедить рисковать своей жизнью в интересах правительства? Что нужно сделать, чтобы превратить его в безжалостного киллера? Из детей получаются замечательные убийцы. Товарищ Салот Сар (ака Пол Пот), например, отлично это знал и набирал из деревенской детворы боевые отряды, наводившие ужас на профессиональных военных своим отчаянным бесстрашием и звериной жестокостью. Вспомним также как радостно юные шахиды нажимают на кнопку, чтобы вознестись скорее к гуриям. Да просто откроем криминальную хронику и увидим, что самые дикие по своей бессмысленности преступления нередко совершаются именно малолетними преступниками. Однако для героинь «Gunslinger Girls» политические или религиозные мотивы не подходят. Чтобы искренне поверить в лучшую жизнь после смерти или революции, нужно как следует возненавидеть тот мир, который тебя окружает сейчас. Надо признать, что у девочек к миру немало счетов: одну из них подонки до полусмерти насиловали рядом с телами убитых ими родителей; другую заживо расчленили на съемках садистского снаффа; третью задавил машиной собственный отец, просто чтобы получить страховку. И специалисты второго отдела прекрасно понимали, что человек, несущий в памяти картины собственной гибели, будет хорошим зомби, но плохим бойцом. Поэтому промывка мозгов в кавайном кибер-отряде носила тотальный характер. Воспоминания о прошлом подавлялись, новая личность искусственно и грубо конструировалась на фундаменте беспредельной лояльности к наставнику. Наставник, это отец, учитель, кумир, возлюбленный и лучший друг в одном флаконе. Ядреная смесь, не правда ли? Я бы даже сказал, взрывоопасная. Неудивительно, что ментальная стабильность девочек в итоге оказалась столь неустойчивой: ведь любовь всегда легко сопрягается с ревностью, а та с мнительностью, и все вместе может даже в отношениях с обычными девушками, без всяких пушек, привести к беде. Сценарий манги строится прежде всего вокруг маленьких историй из жизни юных бойцов Агентства и их умудренных опытом наставников, на фоне противостояния Итальянского правительства сепаратистской террористической группировке Padania Republic Faction (PRF). Пожалуй, выбор «страны быков» в качестве места действия, один из самых сильных ходов Ю Айда. Не так уж часто среди японских авторов можно встретить столь тонких знатоков иноземной культуры. Замкнутость японского социума давно стала притчей во языцех. Одним из побочных следствий этого является слабый интерес читателей к реалистичным сеттингам в местах далеких от родных островов. Авторы, которым надоело обмусоливать школьные будни, предпочитают отправлять своих героев в параллельные миры, в прошлое/будущее, иль в космос, на худой конец. Поэтому «Gunslinger Girls» привлекает уже одной только европейской атмосферой, которая воссоздается здесь с большим старанием и знанием дела. Внимательность художницы к деталям делает легко узнаваемыми итальянские пейзажи, знаменитые памятники архитектуры и художественные произведения мастеров Эпохи Возрождения. Особенно удачной, на мой взгляд, является графическое воплощение Венеции, уверен, что если читатель бывал в этом чудесном городе прежде, то во время чтения манги он наверняка испытает приступ ностальгии. Закрывая вопрос об инновационных решениях в сюжете, нельзя не отметить оригинальность в выборе структуры, антагонистичной «Social Welfare Agency». Попытка эксплуатации диковинной в моноэтническом обществе сепаратистской тематики определенно заслуживает похвалы. Оговоримся сразу, что тема в манге толком не раскрыта. Конечно, терроризм, как явление, японцам хорошо знаком, спасибо Аум Синрикё и Японской Красной Армии. Однако ультраправая идеология здесь имеет исключительно имперский характер и могла развиваться только в сторону реваншистских и экспансионистских настроений. Поэтому им трудно понять ситуацию, когда жители одной части страны, вдруг испытывают страстное желание отделиться от другой, и готовы добиваться этого с оружием в руках. Разумеется, реально существующая в Италии организация «Лига Севера» бесконечно далека в своей радикальности от PRF. Очевидно, что Ю Айда вдохновлялась скорее историями Ирландской Республиканской Армии и Красных Бригад. «Лига Севера» – это легальная, умеренно-оппозиционная буржуазная партия, известная своим провальным политическим перфомансом с провозглашением «независимости Падании» в 1996 году. В отличие от сюжета «Gunslinger Girls», в реальной жизни вооруженного конфликта повстанцев с правительством не произошло. Потому что не возникло и самого конфликта, в виду полного отсутствия повстанцев. Идея выхода из состава единого государства, к счастью, оказалась невостребованной жителями северных провинций. По крайней мере пока. История, в том числе и современная, не раз демонстрировала нам примеры того, как политически невозможное очень быстро превращалось в политически неизбежное. После Второй Мировой практически все вооруженные столкновения в Европе являлись следствиями межэтнических конфликтов. Нагорный Карабах и Северная Осетия, Чечня и Сербия, Приднестровье и Донбасс. Список можно продолжать. Не стоит забывать, что и братство народов Советского Союза тоже когда-то казалось незыблемым. Так что шокирующая картина террористической вакханалии в лоне мирной и уютной старушки Европы, показанная в манге, увы, не так уж и фантастична.
КАК ЧИТАЕТСЯ
В «Gunslinger Girls» Ю Айда проявила себя довольно жестким автором, даже жестоким, как по отношению к персонажам, так и по отношению к читателю. Действительно, истории главных героинь очень драматичны: у них нет прошлого и нет будущего (срок функционирования искусственных тел очень ограничен), и они даже толком не понимают, что с ними происходит. Казалось бы их должно жалеть, но чувство сострадания в данном случае способен испытать не каждый. Уж слишком непосредственно и обыденно совершается переход от умильных сцен музыкальных упражнений, возней с игрушками и копания на грядке, к эпизодам массовых убийств, в которых пачками гибнут как террористы, так и случайные свидетели. Причем для самих девчонок все едино. Лишь одно имеет значение – похвала наставника. Это может помешать искреннему сочувствию читателя, и на это жаловались многие рецензенты. Признаюсь, меня тоже местами начинало коробить. Видимо понимая, что постоянная игра на шокирующем контрасте между невинностью детской души и запредельно аморальном бытии, может в конце концов утомить читателя, Ю Айда постепенно вводит новых персонажей постарше. Второе поколение киборгов, как и следовало ожидать, оказалось более совершенным, технология уже не требовала использования совсем уж юного тельца. Гендерное ограничение, правда, сохранилось – в боевиках второго отдела по-прежнему только девушки. Так в сюжете манги появляется возможность для возникновения нормальной лав-стори, между уроженкой матушки-России с дурацким псевдонимом «Петрушка» и её наставника. Автор старается вывести их отношения на первый план, добавить им романтизма и драматизма, но этого явно недостаточно, чтобы вновь разжечь угасающее внимание читателя. Почувствовав это, Ю Айда решает, что историю пора заканчивать. И делает это так, как любят японские мангаки – сурово и жестко. И очень кроваво.
ПОСЛЕ ПРОЧТЕНИЯ
Завершая разговор о «Gunslinger Girls» хочу в первую очередь порекомендовать её поклонникам первого сезона ТВ-сериала. Если Вы, как и я, оказались разочарованными вторым сезоном, но хотели бы узнать о дальнейшей судьбе девочек, то манга доставит Вам большое удовольствие. Тем кто не знаком с анимешной адаптацией истории, стоит спросить самих себя готовы ли они к серьезной душевной работе. Так как эту мангу сложно назвать развлекательным чтивом. Впрочем, хватает в ней и отлично прописанных эпизодов повседневности, которые на короткое время позволяют забыть обо всех моральных дилеммах и просто умиляться сценкам из жизни симпатичных девчушек. Особенно хороша в этом плане последняя глава, - если бы Ю Айда решила сочинить отдельную историю про героинь «Gunslinger Girls» без элементов боевика и фантастики, у неё наверняка получилось бы не хуже. Имеет смысл следить за развитием её актуальной работы - манги "1518".
|