Hokuto no Ken – легендарный боевик, приправленный любовной тематикой и щепоткой драмы. Читать я его начал спустя многие годы после просмотра экранизации, поэтому было очень интересно узнать, насколько исказили сюжет манги в аниме.
Оказывается – совсем не исказили, но также добавили отсебятины, которая впоследствии и возвела франшизу в ранг культа. Вся эта замута с «атататата», «omae wa mou shindeiru» и «морализаторством», «hidebu», разрывание жилетки в каждой серии и т.д. в манге выражена значительно в меньшей степени. Omae ГГ произносит от силы пару раз за всю мангу; ататашит врагов редко (в основном они валятся с одного удара), обильное объяснение отбросам, за что они сейчас поплатятся жизнью, заканчивается в первой четверти-трети и далее встречается лишь эпизодически, т.к. рядовое мясо уступает сцену всё более крутым боссам. Одежда в манге не рвётся каждый раз, когда ГГ надо кого-то лопнуть. Многие преувеличения типа замеса первого замеса Кенширо и Рао, где они взлевают в воздух, земля раскалывается, а стоящие рядом небоскрёбы лопаются – это фантазия из адаптации (только вот не помню, какой именно). Сами бои в манге намного короче и, зачастую, более односторонние (в пользу Кена). Шок-контента в количественном плане меньше, но в манге он состоит не только из фиолетовой крови и чёрных всплесков кетчупа на чёрном фоне: тут всё без цензуры (глаза, кишки, и т.д.). Танка, увы, в манге не оказалось. Насколько мне помнится, в аниме не экранизировали рассказ полковника, мелкого босса одной из первых глав, где он пояснял, как застал начало войны. Это было объяснение на пальцах, но всё-таки хоть что-то.
По сравнению с сериями аниме, главы манги очень короткие и лёгкие, читаются моментально, а кажущееся громадным число 250+ глав пролетает довольно быстро, благо большая часть произведения – это экшен. Рисовка – просто отпадная; по ней сразу видно, откуда черпал вдохновение Араки, создавая ДжоДжо. Персонажи нарисованы сверхдетально, с массой оттенков серого; пейзажи и техника тоже на уровне, при этом панели не скатываются в траигановское месиво – все детали чётко различимы, действия персонажей понятно и последовательно нарисованы, а уж вопросов «кто сказал какую реплику» и подавно не появляется.
В экранизации была скучная и затянутая арка с кланом Клыка: я всегда думал, что это потому, что она филлерная. Как же я был удивлён, когда узнал, что авторы довольно точно экранизировали первоисточник – там арка тоже есть, и… да, она тоже затянутая и скучная . В остальном первая макроарка просто шикарная – со всеми врагами (кроме Клыка) Кенширо мурыжится ровно такое количество времени, чтоюы повествование не казалось затянутым, а экшен – нудным. В корне всего лежит всё та же элегантная и немного наивная история любви, замыкающая большую часть персонажей на одной роковой женщине, Юрии.
Первая анима заканчивается там, где проходит 4/7 манги, на таймскипе. Это верное решение, ибо дальше манга в лучших традициях шоненов идёт вразнос, скатываясь в скучное самоповторение (второй сериал оставил ровно такие же впечатления). Начало арки ещё туда-сюда, но потом начинают появляться «ещё одна секретная школа боевых искусств, защищавшая императора», затем ещё одна, а после отплыва на «остров демонов» стартует вообще откровенный трэш, граничащий с магией и той самой сценой с летающим конём из экранизации. Нам показывают целую страну «демонов», где каждый мужчина – какой-то настолько супервоин-гипернагибатор, что рядовое мясо натянуло там даже Фалко, хотя, исходя из тона манги и представленных пауэрлевелов, Фалко должен был быть на несколько порядков круче этого мусора.
ГГ там после утрамбовывания мегакрутого полковника натягивает мегакрутого генерала с характерным коротким именем Хан и натыкается на ещё двух братьев, владеющих очередной внезапно обнаруженной и всегда существовавшей проклятой ветвью Hokuto – один из них брат Кенширо, а другой – Рао. Собственно, вторичность персонажей и концепции на глаза, особенно, когда читатель видит, что враг с характерно коротким именем Хё – это типичный микс Токи / Рэя, а Каио - переименованный Рао. В случае с Каио как раз и бросается в глаза фарс, ломающийся suspension of disbelief и т.п., когда видишь эту откровенную магию и детсадовские разговоры про злую ауру, которой можно даже людей убивать. Арка предельно скучная, вторичная (как видишь в шонене нашествие ноунеймов в масках – это явный признак вторичности), ничего интересного и захватывающего в ней не происходит, сеттинг не развивается. Капельку рассказывают о прошлом Кенширо, дабы можно было объяснить появление двух новых братьев. Сама локация – meh, враги – meh, вся макроарка – такая же.
Короче, в очередной раз с увеличением масштаба и пауэрлевела идёт качественный спад истории – классика жанра. Чуть лучше будет, когда в третьей макроарке, занимающей 1/7 манги снова срежут градус абсурда и вернутся к уровню первых глав. Там ГГ будет путешествовать с невесть откуда взявшимся сыном Рао (ну хоть не братом), которого под конец отдадут на воспитание одному из бывших генералов его развалившейся армии. В процессе Кенширо спасёт от распада маленькое королевство, чей болеющий король сдуру нарожал аж троих наследников вместо одного (ГГ будет их мирить кулаками). Читал мнение, что арка скучная, но я с этим не согласен – в отличие от второй, в ней работает suspension of disbelief, её события смотрятся адекватно, а происходящее – вменяемо и без магии пополам с даунскими аурами. Третья арка реально похожа на Hokuto no Ken, а вот вторая напоминает фанфик на тему, сделанный косящим под автора писакой.
Также вопросы есть к сеттингу, но это больше «любопытные детали», чем конструктив, т.к. всё это сделано ради rule of cool, это сюжетные допущения. Вопросы следующие: 1) Откуда в Японии такое количество мотоциклов? Машин реально полторы штуки на тайтл, а вот мотики – у каждого второго бандита, притом, что действие явно не происходит во Вьетнаме или Индии, где машины считаются роскошью и климат позволяет круглогодично кататься на двух колёсах. Бенз откуда они берут? 2) Почему в этом мире ТАК МНОГО БАНДИТОВ? Окей, я понимаю, что царит дикий запад и всё такое, но во время прочтения складывается ощущение, что 95% населения страны – это стероидные качки-бандиты с ирокезами, кормящиеся с оставшихся 5% полумёртвых фермеров. Это офисные клерки из убежищ за полгода так озверели? 3) Почему все бандиты – такие качки? Где они столько еды и стероидов находят после ядерной войны? 4) Почему даже при наличии поблизости хорошо сохранившихся домов люди всё равно ютятся на земле в каких-то мусорных времянках и юртах, которые ни оборонять невозможно, ни удобств там никаких нет? 5) Где они находят такое количество доисторических вещей? Откуда столько раритетного холодного оружия? Где раскопали целый парусник? Отсутствие огнестрела я ещё понимаю, тут ведь Япония, но, по идее, люди должны были быть вооружены кухонными ножами, а не китайскими мечами, алебардами, топорами, луками, арбалетами и т.п. средневековщиной. 6) Когда показывают прошлое героев, когда война ещё не произошла, я разницу с «настоящим» вообще не замечал: такое ощущение, что у них в 1982 люди ходили одетые как средневековые крестьяне, самая большая роскошь того времени – это лошадь, а во время выгула собачки на природе из-за любого угла мог выпрыгнуть качок с луком и прострелить псину навылет. 7) Вообще, сеттинг совершенно не раскрыт, показано мало интересных локаций прошлого мира; никто не углубляется в его историю, редко использует реликты былой эпохи для получения преимущества. 8) Радиация в Hokuto no Ken оказывает негативное воздействие не на всех людей, а только на положительных героев, в частности – на Токи. Все остальные персонажи от неё становятся только крепче – кто-то даже вырастает раз в 5 больше нормы. 9) Почему у всех японцев такие странные имена? Там из япов от силы только Кенширо, Рэи, Юриа, Мамия, Аири, Шин, Рин (которую с остервенением указывают как «Лин») и ещё парочка персов. Что за Bat, Juuza, Zeed, Souther, Raou, Amiba, Jagi, Joker, Spade – это такие японцы?
Ещё добавлю и так известную всем тему. Самое главное украшение сюжета – это Кенширо; идеально КРУТОЙ и правильный герой боевого шонена. Он не пытается наставить преступников на правильный путь, не занимается дешёвыми нотациями и не изрыгает популизмы уровня «не убивайте убийцу, он тоже человек! ». Здесь совершенно чёткая логика постапокалиптического мира: убиваешь людей – твоя голова лопается. ГГ вообще не церемонится с мразями – ломает им хребты, пробивает черепа, разрубает пополам, распиливает головы, ломает пальцы, руки, вырезает глаза. Всё чётко и по справедливости, ведь убийца должен страдать. В одной из ранних глав он так и говорит бандитам: «Вы, парни, слишком тупые. Не поймёте, пока все не умрёте». Ещё вспоминается вот такой диалог:
Лидер бандитов: «Бог выбрал нас, чтобы вести эту войну! » Кенширо из толпы: «Не помню, чтобы я тебя выбирал.» «Кто это сказал?» «Бог смерти».
Это шедеврально. Лучший герой шоненов эвар.
Ещё заметно, насколько на автора повлиял Mad Max 2 – сеттинг взят прямо оттуда; банды мотоциклистов – тоже; некоторые персы – вылитые гаврики из фильма. Джаги – прямо вылитый Хьюмунгус в прикиде Макса и с его же обрезом (и тоже без патронов). Кенширо – такой же Макс, но с головой Брюса Ли.
Ещё отмечу обилие драмы в манге и аниме – manly tears не перестают литься начиная с гибели Шина и далее, причём, чем ближе к концу первой макроарки, тем сильнее заполняется ведро слёз. Некоторых персонажей автор убивает чисто чтобы поглумиться над читателем: Токи, Шу, Шачи, Рэи, сестра Каио, Хё уничтожаются чисто ради факта. Может это и хорошо – не остаётся типичных шоненовских хвостов, когда каст разрастается, и автор уже не знает, куда пристроить персов. Под конец правда идёт уже трэш со слёзками ради слёзок, когда бесполезный Бат зачем-то кидается суицидиться о бандита вместо того, чтобы дождаться Кенширо. Да и сама подоплёка – тоже УГ ещё то. Бах, в ГГ ударила молния, и он потерял память – очень натянуто и высосано из пальца; всё ради того, чтобы показать бесконечные метания людей в любовном треугольнике Бат-Рин-Кенширо.
Вообще, манга очень годная, советую к прочтению как знаменитую классику. Возраст нисколько не испортил сие замечательное произведение, даже, наоборот, подарил дополнительный слой глубины, ибо сейчас мы можем увидеть, чем вдохновлялись создатели более свежих шоненов. 3 из 4, рекомендую к ознакомлению.
|