«Крылья: Хроники Источника» поразили меня до глубины души, причём умудрились затронуть самые разные чувства – и светлые, позитивные, и самые что ни на есть мрачные и болезненные. Причём «тёмные» чувства направлены отнюдь не на саму мангу, - просто я сопереживала персонажам, а у них были далеко не самые лучшие времена. “Tsubasa: RC” состоит как бы из двух частей, и сколь светла, наивна и сказочна первая, столь же вторая полна жестокости и отчаяния. Деление на части условно, ибо официально никакого раздела нет, но при чтении оно становится очевидно. Поначалу всё просто, но оттого не менее увлекательно. Жила-была маленькая добрая принцесса Сакура, светлое создание, и влюбилась она взаимно в мальчика Шаорана, который был ей, увы, не ровня. Но ни время, ни расстояние, ни сословия не являются преградой для чувств, и так бы жили эти двое долго и счастливо, если б нехороший колдун Фэй Вонг Рид не устроил принцессе ловушку, из-за которой разлетелись её воспоминания-кусочки души по всем мирам. И начинается путешествие по измерениям милейшей компании в лице Шаорана, Сакуры, забавной зверюшки Моконы, улыбчивого мага Фая Д. Флоурайта и сурового ниндзи Курогане, причём намёки на страшное прошлое мужской части отряда пока почти не прослеживаются, поэтому общее настроение повествования остаётся светлым. Даже встречающиеся острые драматические моменты не несут в себе печати трагедийности и безысходности. Это не сёнен и не сёдзе, и не потому, что не похоже ни на один из этих жанров, скорее, сочетает в себе элементы обоих, и сёнена больше. Но это не значит, что повествование не способно удивить, увлекательность на высоте, а «походы за пером» не носят характера обычного квеста – «достали перо, поприключались, пошли в другой мир доставать следующее перо, и так до бесконечности». Нет, в каждой арке происходит что-то, полезное для общего сюжета, но пока перемены не носят характер угрожающих. Сама концепция путешествия по различным измерениям позволяет сделать приключения максимально разнообразными, использовать самые разные декорации – мир с развитой магией, мир технологий и паропанка, постапокалиптический мир… И много других, вплоть до самых абсурдных, в хорошем смысле этого слова. Перемены, которые произошли во второй части, нельзя назвать необоснованными. Просто сказка кончилась, и не замедлила наступить жестокая реальность. Иллюзии рассеялись, маски сброшены, начался сюжет. Безжалостный к персонажам и читателям, которые уже привыкли к очаровательной наивной сказке. Я не хочу сказать, что манга стала более низкого качества, скорее, наоборот. Но когда видишь эти перемены, становится действительно страшно. Сюжет начинает закручиваться с огромной скоростью, тёмное прошлое персонажей, мучительное настоящее и неопределённое, но явно не безоблачное, будущее, а также злая сила в лице Фэя Вонга Рида, - всё это устраивает такую мясорубку для тел и душ героев, что они просто не могут остаться неизменными. За этим жутковато, но, в то же время, так притягательно наблюдать… А персонажи здесь действительно яркие, и им хочется сопереживать, по крайней мере, большинству. К Шаорану, например, это относится в меньшей мере, чем к остальным. Он почти стандартен, и не вызывает тех тёплых чувств, как в «Сакуре – Ловце карт». К концу первой части он даже слегка надоедает. Но авторы вытаскивают туз из рукава, и ненадолго спасают положение. Впрочем, через время интерес к сему образу теряется опять. Сакура – как ни странно, интересна, и полезна в путешествии. Это не вечно пищащая бессмысленная героиня, у неё сильный внутренний стержень, и с ней можно даже в разведку, что не мешает ей всю первую часть оставаться очаровательным и невинным созданием. Изменившись в результате некоторых событий, которые знаменуют переход от первой части ко второй, она становится пугающе брутальна, но от того не менее интересна. Фай, светловолосый маг - наиболее сложная личность в манге. И претерпевшая наибольшие изменения. Его можно назвать индикатором состояния «Цубасы». Чем хуже положение вещей с Фаем, тем хуже оно вообще. Его пример доказывает, что изобретательность японцев по поводу моральных травм детства и юности далеко не исчерпала себя… Перемены, с ним произошедшие, принимаются тяжелее всего, и именно Фай в самой большой степени придаёт второй части тот отчаянный, болезненный надлом. Улыбка его – действительно огромная сила, она задаёт настрой всей манге. Пока Фай улыбается, сохраняется иллюзия, всё хорошо и безоблачно. Когда улыбка исчезает, становится понятно, что на самом деле всё страшно и плохо. Курогане – самая цельная личность, эдакий островок неизменности посреди бурлящего моря сумасшествия, который не даёт читателю и героям манги потерять почву под ногами, когда всё меняется. Он силён, и физическая сила тут не при чём, он невероятно силён духовно, и этой силы хватает и на него самого, и на Фая. Да и на всех остальных персонажей – тоже. Уважаю. Мокона – за неё авторам манги отдельное спасибо. Это не просто милый забавный зверёк, переносной портал в соседние миры и средство связи с Ведьмой Измерений. Это настоящий, полноценный персонаж, личность, которая по мере своих сил пытается внести своё вклад в общее дело, которая беспокоится за остальных персонажей, пытается понять их и облегчить их участь. И которая сама страдает от разлуки с тем существом, что осталось у Ведьмы. Белой Моконе остаётся переживать вместе с остальными события, Чёрной – ждать и надеяться. И, конечно же, Юко, харизматичная Ведьма Измерений, как связь «Цубасы» с «Триплексоголиком», умная, наделённая огромной силой – и скованная правилами равновесия, отчего бессильна помочь в их обход, даже если это её истинное Желание. В манге встречается множество различных иных персонажей, большинство из которых встречалось в более ранних работах СLAMP, и узнавание их приятно, хоть и играют они здесь уже другую роль. Вообще говоря, заметно, что каждый персонаж создан с любовью, его образ взращён с особым трепетом – но, в то же время, авторы здесь частенько доводят своих героев до последней черты изнеможения и измождения, заставляют их страдать морально и физически. Это типично женский подход – изощрённое мучительство персонажей, и в то же время – крайнее им сочувствие. Когда я читала, меня поначалу не покидало ощущение, что вот сейчас начнётся сёнен-ай, и я, в конце концов, дождалась, не относительно главных героев, нет, но всё же. Правда, сложно назвать это именно сёнен-аем, ибо сия любовь настолько возвышена и бесплотна, что сродни любви к Родине или к Богу, так что вряд ли смутит даже мужскую часть читателей. А вот рационалистам читать «Цубасу» противопоказано. Если пытаться разумно разобраться в сюжетных перипетиях второй части, можно, во-первых, сломать себе мозги, а во-вторых, обнаружить некоторое отсутствие формальной логики. Впрочем, это мангу хуже не делает, потому что она рассчитана на чувственное, эмоциональное восприятие, и подход к ней должен быть соответствующий. Что же до рисовки, она просто замечательна, начальные страницы глав и томов – это вообще отдельная песня, их можно подолгу рассматривать с восхищением. Да, когда начинаются битвы, довольно часто перестаёшь понимать, что же всё-таки происходит, и «кто кого». Но ведь если мы присутствовали бы при реальной битве, была бы та же самая ситуация, в бою никто не заботится о зрелищности. Кстати, персонажи более ранних работ СLAMP здесь выглядят куда эстетичнее. «Tsubasa: RC» действительно зацепила меня, и подобной ей истории больше нет, и, я думаю, не будет, ибо она уникальна. И расставаться с ней и её персонажами – жаль.
|