Окада, ты пыталась. Окада, ты почти смогла. Не хватило всего чуть-чуть…
Если честно, Мари Окаду как сценариста я считаю дном, умеющим только в форсированную бессмысленную драму, и абсолютно не умеющую в сюжет. Госик, Майоига, Кизнайверы, Укрась прощальное утро цветами обещания, WIXOSS – все эти произведения строятся по одному и тому же шаблону: интересная идея убивается о высосанную из пальца драму. Зачастую всё идёт нормально, но в определённый момент Окада говорит: “Вот тебе драма. СТРАДАЙ. СТРАДАЙ, Я СКАЗАЛА. НУ ПОЧЕМУ ТЫ НЕ СТРАДАЕШЬ?! ” Не люблю, когда настолько топорно мне говорят, что делать. Так вот, в “беспокойных девах” такого нет. Первые 10 эпизодов.
Начало было офигенным. Главные героини – обычные школьницы, с самыми обычными проблемами переходного возраста. При всём многообразии аниме про школьников, зачастую их показывают идеализированными. Точнее, пропускают через призму фетишизации. Ну там девочки с 4м размером и ногами от ушей, да мальчики с внешностью участников BTS. Всё умеют, всё могут, их чувства возвышены, а проблемы глобальны. Хотя авторы могут уйти и в другую крайность, сделав героев чересчур некрасивыми и/или добавив в происходящее кучу чернухи. Комедии в этом плане чуть более демократичны и не чураются приблизить героев к реальности – но на то они и комедии. Однако даже если забыть про внешность, поведение у многих героев зачастую сильно младше/старше показываемого возраста. Окада в “девах” же 100% попала в точку: именно такими представляются японские школьницы в литературных кружках.
Но не одной “Живостью” хорош сериал. Побывав в шкурах режиссёра, сценариста и мангаки, Окада наконец-то достигла своей финальной формы. Во-первых, сюжет. Он прост, но в то же время интересен. Кроме того, героини получились живыми и многогранными. За них переживаешь, их будущее так просто не предсказать. Яркий контраст с предыдущими работами автора, где на героев в большинстве случаев было начхать. Во-вторых, акценты. В процессе рисования манги Окада явно представляла, как это будет выглядеть в аниме. Из-за этого каждая серия насыщена событиями и не даёт заскучать. Постоянно что-то происходит, но происходящее не скатывается в сумбур – из-за грамотного тайминга комедия, драма и «перерывы» идут именно тогда, когда этого хочется зрителю. Он не пересыщается информацией, а получает ровно столько эмоций и пищи для размышления, сколько нужно для трепетного ожидания серии на следующей неделе. И в-третих, из-за всего вышесказанного драма наконец-то перестала быть высосанной из пальца. К ней грамотно подводят, её ожидаешь и одобряешь. Персонажи поступают вполне логично, и также логично за это они страдают. Тем интереснее смотреть, как они выкручиваются из того болота, в которое себя загнали. В-четвёртых, режиссура. Многое уже сказано в разделе “акценты”, но я не могу отдельно не упомянуть грамотную работу с камерой и символизм. Окада не открыла ничего нового, то же сравнение въезжающего в туннель поезда с половым актом было ещё в “Голом пистолете”, но как зрителю мне было приятно видеть такой простой, но эффективный способ передачи эмоций героев. Вот он, пример нормальных аллегорий, а не как у Триггера, где без СПГС и 100 грамм не разберёшься.
Раз уж заговорил о половом акте, нельзя не упомянуть то, что это один из тех немногих сериалов, где тема секса максимально асексуальна. Казалось бы, слово “секс” упоминается тут чуть ли не чаще, чем в какой-нибудь порнухе… Но пошлость совсем не ощущается. Магия, не иначе. Однако. Вышесказанное по большей части относится только к первым 10 серия. В этой бочке мёда таки нашлась ложка дёгтя. И имя ей – концовка. Поэтому если дифирамбы выше подвигли вас на просмотр – проигнорируйте абзац ниже и читайте сразу итог.
____________________
С самого начала у зрителя вставал вопрос: “Как все 5 сюжетных линий можно привести к грамотной концовке”? Да никак, лол. Одна так и осталась в зачаточном состоянии, вторая закончилась ничем, третья разочаровала, и только оставшиеся две получили нормальный финал. Но и это ещё не всё. В попытке впихнуть невпихиваемое в 2 последние серии происходящее ускорилось и из динамически развивающегося стало скомканным. Опять пошла фирменная ненужная драма ради драмы, персонажи стали тупить, а происходящее из жизненного стало анимешным. Не то чтобы всё это полностью перекрыло восторг от всего предыдущего сериала, но осадок остался.
____________________
Итог. Даже при всех своих недостатках это всё ещё отличная комедийно-драматичная романтическая повседневность. Мари Окада намного поднялась в моих глазах, и теперь её работы я буду ждать не с скептицизмом, а с предвкушением. Если б не концовка – однозначное 10/10, ну а так – 8/10 и рекомендации к просмотру.
|