«Совсем нелегко - войти в одну и ту же реку дважды! Еще труднее, выйти из нее живым! »
(всем утонувшим посередине посвящается)
Берсерк: Битва за Долдрей! Слишком много правды в названии, чтобы надеяться на экранизацию чего-либо, кроме сражения за неприступную вражескую крепость.
Первый фильм из заявленной трилогии внушал тревоги, с выходом за пределы японских островов его логического продолжения, все опасения улетучились. Рассеялись подобно туману поутру, не оставив и следа о некогда пережитом и наболевшем, утекли в никуда и канули в Лету - реку забвения и беспамятства.
На что, так отчаянно ругались толерантные к ТВ версии зрители, нынче – они получили сполна и всем скопом. Желала публика - масштабности, алкала зубодробительного драйва и смертоносного разящего меча колюще-рубящего мастерства?! Публику сполна накормили кровавыми брызгами и размозженной впопыхах плотью. Вот только расхлебывать заваренную командой режиссера-постановщика «Битвы за Долдрей» сюжетную кашу, как видимо, придётся уже всем недовольным миром.
Случилось, пожалуй, самое страшное, что можно было представить – «Берсерк» стал…боевиком, не особо обременённый разумом и не слишком удрученный мятущейся человеческой душой. За размахом сражений, за роскошью празднований и опьянением побед – куда-то делось тусклое пламя свечи, прежде пронзающее тьму отчаянья лучиком последней надежды.
Современный «Берсерк» уже никто не назовет «темным фэнтази», слишком много в нем солнечного света, ярких красок и радужных бликов, бравурности и разудалой лихости очередного Конана Киммирийского. «Берсерк» безвозвратно утратил мрак и неожиданно стал …серым, как полинявшие подштанники многоопытной маркитантки.
Он сер, как пыль на ногах безымянных жертв битвы - одного честного до грубости война, против ста умелых наёмников супротивной стороны. Безлик, словно деревянные рожи трехмерной и такой ограниченной в своих пластических возможностях графики. Переходы от 3D – словно проказой поражают уродливостью и, что куда заметнее, пластикатом посредственного аркадного слэшера.
Люди, фабрикующие картонных солдатиков, все-таки захватили в плен не только «пушечное мясо» массовки, они теперь диктуют с какой же каменной физиономией - в кадре уже предстанут главные герои эпопеи. И только телескопический взгляд HD версии в силах помочь разглядеть тщательно замаскированные достоинства современной анимации.
Лишился «Берсерк» своего идейного стержня, своей несгибаемой сердцевины – распылившись на захват замков и средневековые танцульки на костях былой славы. Многолюдные битвы затмили всю камерность переживаний, притупили кинжальную остроту терзаний топорностью массовой резни. Немилосердно отторгнув и поглотив всё драматическое, что пробивалось в первоисточнике, и в спорной, но куда более трагичной ТВ-версии.
Каски ярко блестят на солнце, стяги реют на ветру, вот только от шекспировских страстей – остались холодные угли давно погасшего костра. Кинематографического Гатца, только самый наивный сумеет сравнить с Гамлетом, ибо он не думает – но действует. Даже в голове его звучат чужие слова вместо собственных тяжких дум - о своем месте на поле боя и вне порочного круга спасенных и в ответ тоже спасающих. У героев уже просто не осталось времени остаться один на один со своим одиночеством, взглянуть в глаза своим страхам и попытаться найти тепло в объятьях таких же обездоленных и покалеченных душой, как и они сами.
Гриффит теперь не переступал через себя – он переступил через несчастного одураченного педофила. Грязь к грязи не липнет – путь к мечте с падениями и вознесениями через свои слабости – внезапно обратился застиранным грязным бельем удовлетворённых и не очень амбиций. Ах, если всё просто можно было списать на границы формата, но постановщики растратили свое и так драгоценное время на великосветские глупости и абсолютно бесполезные кадрили и менуэты, так и не показав ни противостояния с аристократией, ни знаменитой сцены с ядом или заревом пожарища возмездия.
Соколу подрезали крылья, и сухожилия рассекли далеко не королевские палачи, это сделали сценаристы и потому, без своего прошлого – настоящее обернулось не интригой, но интрижкой. В итоге одна из центральных фигур в сюжете измельчала до уровня всеядного стервятника-ворона.
Вырезанные и так и несостоявшиеся, события гангреной впились в конечности, и к финальным титрам отравили кровь уже не только фанатам манги, но и фанатам телевизионного сериала и возможно большей части аудитории. И ступени на мировое господства бисёнена с ледяными глазами – обратились самой, что ни есть хлипкой подставкой для продвижения в жизнь комплексов мелкого помещика, тщеславного выходца из народа.
В иные моменты – новый «Берсерк» напоминает в минуты торжеств внеочередного Шрэка, так и ждешь появления осла и его парнокопытного юмора, что и случилось во время парадного шествия. Хлопающие ладошки процессы – больше похожи на лопоухие ласты тюленя, а количество разночтений в дизайне заметно превышают болевой порог восприятия.
И только последняя треть фильма, хоть как-то соответствует мятежному духу прежней экранизации. Иные из предметов мебели, т.е., Коркус получают право выступить, как опора сюжета, и постельная сцена с принцессой – пожалуй, единственный момент, когда Гриффитс проявляется как страдающий, а не побеждающий, как пожирающий сам себя, а не ассимилирующий чужие заслуги.
И в память врезается не прощальный разговор Ястребов в таверне, а единственный раз, когда Пиппин раскрыл рот для крика, слишком хорошо проясняющего сложившуюся ситуацию и касательно фильма: «Засада! »
И хотя во второй части саунд-трек наконец-то обзавелся признаками оригинальности, иные дебютанты в команде сейью так и остались самым слабым звеном конвейерной ленты. Против Юкинари Тоа играет всё – обсечение образа под кальку ручной валькирии Гриффита на привязи лирической связи, сокращение мизансцен и возможности раскрыть душу, нежели знаменитую тему содержимого бюстгальтера. Даже, к сожалению, собственный голос. И достойную конкуренцию Миямуре Юко, она так и не составила.
Это свеча давно потухла, может - и не было ее вовсе! И глупые мотыльки-зрители полетели на холодный свет электрической лампочки, тусклого солнышка в холодильной камере промёрзшего рефрижератора. Кто знает?! У зрителя - есть только хрупкая надежда, у режиссеров только рамки своего таланта – щедро зарытого в бесплодные земли заживо погребенной веры.
И так выходит, что битву создатели «Berserk: Ougon Jidai Hen II - Doldrey Kouryaku» выиграли, вот только войну, скорее всего, явно проиграли.
We waiting So Long – возможно слишком долго!
|