Почему мы смотрим аниме? Вариантов немало, но выделю два:
1. Расслабиться и отдохнуть, улыбнуться, рассмеяться, хлопнуть себя по коленке и удовлетворённо отправиться на боковую навстречу новому серьёзному дню. 2. Не отрываясь от экрана ночь напролёт, наплевав на уже встающее утро, головную боль, отключения посреди белого дня - и всё ради тех чувств, что испытываешь (быстро заменяя диски, чтобы снова в это окунуться) не только во время просмотра, но и долгое время спустя, возвращаясь к особо приметным сценам вновь и вновь, - а потом, вроде бы чертыхаясь, но на самом деле с радостным предвкушением новой встречи ставя их снова.
Да, таких случаев не так уж и много - тем они ценнее. В них если не всё, то очень многое можно описать одним главным словом - настоящее. Подлинное. Не замыленное и отполированное до глянца многократным повторением, которое не беда само по себе, если получающиеся образы и сюжетные ходы органичны и естественны в новом обличье, да вот незадача - чаще всего получается аниме-Франкенштейн, где сковозь все кавайные нашлёпки торчат обнажённые кости, грубые швы, соединяющие куски плоти разного цвета и фактуры, и пахнет падалью, которую не в состоянии забить тонны розовых соплей (или реки томатной крови), щедро вылитые мастеровитой, но равнодушной рукой.
То настоящее и называется классикой.
За это я и люблю лучшие образцы аниме 80-х - начала 90-х. И не только за естественную рисовку, пропорциональные фигуры, нормальные глаза, которые расширяются, когда их обладатель удивлён, растроган, обескуражен - а не с первой секунды показа и до последней, напоминая рот до ушей Гуинплена, после многих путешествий по тем же штампам обернувшийся оскалом Джокера. А прежде всего за нормальные характеры и подлинные чувства. Тут нет моральных уродов, лубочных дебилов, вечных пациентов психоаналитиков, пушистых девочек, ходульных злодеев и прочих экспонатов паноптикума образовавшегося впоследствии мейнстрима. Обычные люди, естественные чувства - тем и интересные. А если выходящие за рамки обычного - то сохраняющие достоверность, тем и притягательные.
Собственно, это всё и относится к "Видео-девушке Ай". Все четверо главных персонажей примечательны каждый на свой лад, великолепно озвучены (но и здесь выделяется блистательная работа Хаяшибара Мэгуми, составившая немалую долю обаяния Ай). В эти 6 OVAшек уместилось так много о любви (недаром так зовут главную героиню) - от первой, неразделённой, до разносящей в щепки все барьеры и ограничения торжествующей, хотя и очень по-японски трагичной. (Но о концовке ниже). Любви, просвечивающей рентгеном душу и кристаллизующей характер. И для чистых сердцем и добрых душой, не просто готовых, но и постоянно идущих на самопожертвование Ай и Ёты их разделённая, выстраданная любовь закономерна. И она из приятного, но призрачного образа на видеоплёнке делает реального человека, девушку подлиннее легионов обладающих (даром! ) плотью и кровью. Имеющую полное право прожить в этой любви не те скудные часы, которые отведены ей волей упёртого, но в конце ошарашенного её силой духа создателя, а годы и годы. Потому и противится наше естество обрыву полёта сразу после соединения рук и душ. Да, такая любовь самоценна и незабываема, да, всегда есть риск при проверке повседневностью, - но разве Ай и Ёта не заслужили хотя бы возможность пройти эту проверку?! ?
Никогда не понимал застрявших на высокой, но трагической ноте одиночества. Сочувствовал, но не понимал. "Не сдаваться! ", - постоянно твердит (и делает! ) Ёта. Вопреки всему - житейской логике, неизвестности впереди, боли и крови (6-я часть великолепна в материализации всех этих метафор! ). И он преодолевает всё это и соединяется с любимой. Потому финал в OVA не принимаю - он ничем не оправдан, не вытекает ни из низшей реальности - ни из сюжета, ни из характеров, ни тем более из высшей реальности и художественной логики, самими же авторами этого аниме и созданной.
Но это единственный изъян в бриллианте.
ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ
P.S. "Только вот одно "но" - _так_ за недельку-другую не влюбляются. Так, как показали нам в последней серии. Симпатия, влюблённость, привязанность другому человеку - да. Но _такая_ любовь - нет. И _такая_ любовь не бывает мимолётной. Да, я брюзга, но я знаю, о чём говорю. Любовь, ради которой действительно готов идти по стеклу, если будет нужно - не рождается за три дня и не проходит, словно осенний ветер. Вот и всё. Кричите, спорьте, защищайте свою зарождающуюся влюблённость, ради которой вы готовы "луну с неба" (а на деле готовы скандалить из-за бредовой ерунды со своей "любовью") - но это так."
За недельку? За три дня? Когда Ай вываливается из экрана, обалдевший Ёта смотрит на индикатор видюшника. 719 часов, 52 минуты, 58 секунд. Потом пойдёт обратный отсчёт и окажется, что это - не глюк взбесившейся аппаратуры, а время существования Ай в этом мире. Считаем: 29 дней, 23 часа, 52 минуты, 58 секунд. Это МЕСЯЦ. Месяц ежедневного общения, самого непосредственного и физически ("Эй, не надо там меня мыть! " - "Нет, мыть надо везде! " ^_^ ), и духовно. А уж событий (и внешних, и внутренних) за это время столько прошло! Даже из того, что нам показали в скудных выдержках OVAшек - предостаточно.
"и не проходит, словно осенний ветер" А когда и где это она прошла?! ? Последний кадр: Ёта прижимает к себе Ай с криком: "Прочь! Прочь всё! ". С кем это он скандалит? -_^
P.P.S. Правда, есть ещё эндинг. Где весёлая и довольная четвёрка в полном составе идёт в школу (и Ай протягивает Ёте забытое им бэнто), а затем нам показывают идеально убранную (явно не мужской рукой) спальню Ёты с широкой двуспальной кроватью и постоянно горящим экраном подключённого к видюшнику телевизора.
То ли дрогнула рука у устыдившегося своей бесчувственности режиссёра, то ли он внял всё-таки своему художественному чутью, то ли его подстерегли у выхода из студии толпы разгневанных фанов и пинками загнали обратно, не выпустив, пока он не приделал этот безоблачный эндинг к трагическому финалу, в спешке ничего не объяснив и не сведя концы с концами, - кто знает?
|