World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (140)
 - компании (2)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - allcinema
 - seesaa


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры
 - саундтрек


 Для читателей
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
UNV
NightStar
Pуcal
EverybodyLies
Contributor
TheFox



вернуться на страницу аниме «Хикару и го [ТВ]» | вернуться на страницу комментариев



ViZet | СА?: 5 лет 5 месяцев | отзывов 76, их сочли полезными 374 раз 2009.08.12

(Осторожно - спойлеры возможны, пусть и старался их избегать)
Хотя в сериале семьдесят пять серий, посмотрел я его очень быстро - потому что есть все же вещи, которые не хочется прерывать, и Hikaru no Go - одна из них. По сути, там нет ничего фантастического: единственное допущение - это Сай, призрачный игрок. Но без него никак не обойтись...
Его многие рецензенты относят к категории "спортивного аниме", но у меня не получается так назвать. Возможно, потому, что у меня не особенная тяга к спорту? Впрочем, поскольку спортивное аниме мне не попадалось, я воздержусь от размышлений на эту тему, и вместо этого скажу о другом.
Не секрет, что японские студии очень любят взять школьную обстановку и вставить туда то магический турнир, то боевую технику, то, в самом мягком случае, - боевые искусства... Почему все это они очень любят сочетать именно со школой? Понятия не имею, самому уже сколько времени интересно. Но обычно, услышав про аниме, где есть школа, подсознательно именно этого и ожидаешь. А благо тут еще призрак... вполне можно ожидать истории с привидениями других игроков, магическим смыслом доски... Но - нет. Этого здесь нет - и очень хорошо. Потому что на фоне обычной жизни с одним-единственным фантастическим допущением только и можно развернуть подобный сюжет, наверное... точнее, можно развернуть так, чтобы не вызвало ассоциаций с историями про сверх-школьников. И психологического напряжения, думается мне, тут ничуть не меньше, чем в "боевых" сериалах.
Только вот параллели с боевыми искусствами никуда все-таки не пропадают. Когда призрак постоянно сравнивает происходящее на доске с битвой или объясняет Хикару что-то важное через фехтовальные метафоры - это вполне можно понять, в его родном времени искусство и война шли рука об руку, и у меня нет сомнений, что при всей внешней хрупкости Сай был способен снести кому-нибудь голову отнюдь не фигурально... Но ведь так поступает не только Сай! "Яростная битва", "смогут ли черные выжить", "это гибель для белых" - подобные фразы звучат неоднократно, от самых разных персонажей. И это правильно. В конце концов, и боевые искусства на Востоке - это не только умение повредить противнику, это всегда еще и целая философия.
Как и го.
Эту идею можно подкрепить и чисто визуальным доказательством: весьма нередко, делая важный ход, герои показаны так, будто движутся с колоссальной скоростью, на размытом фоне. Но ведь это же - традиционный для аниме метод показа очень сильного или смертельного удара (неважно, обычного или магического). Так что параллели действительно к месту.
Вот жаль только, что не получится оценить партии полностью - для этого надо быть мастером в игре, а я, как и Хикару, до просмотра знал лишь то, что такая игра существует.
Но, во время просмотра невольно ловил себя на мысли - как же они все в игру погружены. И поскольку государство этому всемерно способствует - то погружаются еще сильнее. Забывая буквально про все, это пугает. Впрочем... может, так и достигают мастерства?
Причем совершенно разные люди.
Вот, кстати, еще одна особенность - яркие персонажи в аниме не редкость, но тут они крайне разные. Жесткий и до болезненного гордый Очи, тихий спокойный Цуцуи, мрачный Митани, флегматичная Канеко, порывистый Вайя, и, конечно, двое противоположностей своим именам - "волосатая годзилла" Цубаки и бешеный таксист Каваи. Но их объединяет одно - все они любят го, умеют играть... и хотят совершенствоваться. И ведь получается!
Что следует отметить – практически нет персонажей проходных, ни на что не влияющих. Я имею в виду – из тех, кто засветился больше чем в двух сериях. И что не менее важно – они меняются психологически, причем довольно сильно. Например, та же Акари – которой го было побоку, и пришла она в клуб только из любопытства – чем это таким друг увлекся? А потом стала одной из постоянных членов клуба, после ухода Хикару – почти что стержнем. И в день выпуска у них с Шиндо не зря происходит именно такая беседа:
– Не знаю, где теперь буду учиться, но я там обязательно пойду в клуб го.
– А если его там нет?
– Тогда создам!
Вот только жаль, что все же Цубаки с Каваи показали в последний раз, когда они были заслуженно недовольны Хикару. Кага и Цуцуи хотя бы в финальных титрах появились (и, похоже, тут основатель клуба рыжего обошел). И остался вопрос – ну в самом деле, если Митани отлично играет, то зачем жульничал?
Более того – практически нет бесполезных серий. По сути, мне неясна роль лишь одной – флешбека с цветочной вазой. Он ничего не прибавляет ни к сюжету, ни к характерам персонажей (не считать же таковым факт, что Сай терпеть не может жаб?). А вот второй флешбек, посвященный Акире, куда важнее, чем может показаться – после него становится совершенно ясно, почему поражение в игре настолько сильно по нему ударило.
Казалось, особняком стоят несколько серий с Исуми – но и они нужны. Так как после них понятно – да, именно Исуми мог вывести из депрессии Хикару.
Особая категория, конечно - это триада Хикару-Сай-Акира. Начинающий, великий мастер и юная звезда. И они связаны друг с другом куда сильнее, чем может показаться.
Рванулся бы Акира вверх с такой силой и напором, если бы в памяти не отпечатались партии, проигранные Саю? Далеко не факт. И роль сыграло именно то, что Акира считал, что играет с ровесником, проигрыш явно взрослому опытному мастеру его вряд ли бы так задел - не подкосил же его в будущем проигрыш Заме. Так что именно две партии в полумраке клуба заставили его вцепиться в совершенствование мастерства и выйти на прямую к схваткам за титулы.
И на эту вертикаль он втянул Хикару - который, именно держа в сознании взгляд Тойи Акиры, шагнул сперва в школьный клуб, потом - в программу инсеев, потом - в жизнь профессионала... Только, в отличие от Тойи, он сознавал, за кем гонится и почему.
Именно на примере этих троих изменения заметны лучше всего. Сравнить хотя бы мягкий, действительно детский взгляд Акиры при его первом появлении – и жесткие уверенные глаза уже на чемпионате и далее.
Кстати, заметны еще и внешние изменения – что в аниме встретишь нечасто. А тут действительно существенная разница, взросление за эти два-три года.
Наибольший контраст – у Сая. В обычной жизни – восторженный, незлобивый, суматошный… но как меняется, оказавшись за доской! И к этому же, не осознавая того, приходит и Шиндо.
Многие отмечали, что Шиндо нередко относится эгоистично к своему другу-наставнику. Вполне вероятно, и не удивительно. Но… тем сильнее то, что он переживает после ухода Сая. Собственно, в финале это, можно считать, действительно просветлением, почти таким же, какое испытал и сам призрачный мастер.
А еще… В сериале, помимо юных, немало опытных мастеров. И вот одному из них в отзывах уделяют как-то слишком мало места на мой взгляд… Нет, я не про Тойю Койо, хотя это личность сама по себе любопытная. Я о Кувабаре, этой старой мудрой обезьяне. Ну да, сказано не слишком уважительно, но точнее его назвать никак не получается.
По сути, Кувабара изрядно много сделал для привлечения внимания к Шиндо – но так, что тот и сам этого не знает, и вряд ли кто-то другой поймет. Потому как это были лишь рассуждения с репортером о «новой волне», фразы вроде «Огата, а на кого бы ты поставил?», и тому подобное. И при этом… другие-то видели игру Шиндо. Или слышали о ней. А Кувабара обратил на него внимание, только пройдя мимо. Кстати, именно он из всех наблюдателей раскусил и ограничения, наложенные на себя Саем… и вообще, похоже, за весь сериал не ошибся ни в ком.
Поэтому, думаю, несмотря на события спешиала, при всем гении «новой волны» титул Хонинбо еще долго никому не достанется.
Возвращаясь от Кувабары к главным героям… мне очень понравился финал. Краткий разговор в пустом зале, фраза Шиндо… и напряжение между ним и Акирой пропало. Да, по-прежнему соперники. Да, будут соревноваться. Но напряжения теперь нет, отныне они спокойно играют ежевечерне, спорят над каждым ходом, орут друг на друга (кстати, похоже, только Шиндо удается сбить самоконтроль младшего Тойи). И тут уже все равно, кто победил… главное, что играли и будут играть.
И первым в сериале это подметил… ну да, опять же Кувабара.
– А вы знаете, Сакамото-сан, что го – это игра для двоих?
– Что? Ну конечно знаю!
– Да ничего вы не знаете…
Собственно, тут можно разбирать каждого персонажа долго – благо и Исуми, и Вайя, и Очи, и Акари и все остальные этого заслуживают… но это уже будет слишком.
А, да, еще одна важная деталь – вежливость. Японцы вообще народ вежливый, но тут это особенно заметно. Обязательные «Желаю удачи» и «Спасибо за игру» в начале и конце соответственно, непременный поклон при признании поражения… Даже у не сильно учтивого Хикару это мигом входит в нерушимую привычку.
Вот только осталось неясным еще одно – что же из себя представляет эта «рука бога» или «божественный ход»?

Что сказать в финале? Сдается мне, что хотя Акире многое еще осталось непонятным… но, видимо, он теперь нашел ответ на столько раз задававшийся вопрос – «кто ты, Шиндо Хикару?»
Кто… Профи первого дана. Ученик великого мастера Сая из рода Фудживара.
Игрок в го.


+28Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.






обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура