World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (140)
 - компании (2)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - allcinema
 - seesaa


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры
 - саундтрек


 Для читателей
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
UNV
NightStar
Pуcal
EverybodyLies
Contributor
TheFox



вернуться на страницу аниме «Хикару и го [ТВ]» | вернуться на страницу комментариев



Zloiberg | СА?: 3 года 1 месяц | отзывов 7, их сочли полезными 82 раз 2017.02.15

Трудно найти слова для того, что по-настоящему любишь. А «Хикару и го» прочно занял место в моем сердце и заставил потесниться даже Великого Учителя. Сидят теперь там вместе, впрочем в тесноте да не в обиде. Но поскольку на сайте уже 126 отзывов на него, то это несколько облегчает задачу. Вместо того, чтобы рассказывать о чем это аниме, благо это сделано уже многократно, я попытаюсь разобраться, чем же оно так уникально.

«Хикару и го» действительно необычное аниме, но не потому, что заставляет с увлечением смотреть на казалось бы скучную старинную игру. Первая необычная вещь в нем — это немыслимый в таких жанр как сенен и спокон реализм и даже преуменьшение реальности. Безусловно, здесь есть маленькое, но симпатичное приведение, так полюбившееся многим, но в остальном нам показывают самый обычный мир с самыми обычными людьми, где возможности главных героев ничем не выделяются, а сам мир даже более нормален, чем реальность. Во всяком случае, чем современная реальность. Все удивляются, что Тойя Мэйдзин собрал несколько главных титулов Японии? В реальности, Ияма Юта собрал их все. А ему 27 лет. Удивляются таланту молодого Акиры и прочат ему великое будущее? Сильнейшему игроку в мире, китайцу Ке Дзе, сейчас 19 лет, а на первое место в рейтинге он вышел в 18. В реальности нет ничего удивительного в том, что инсей побеждает 9 дана, которому уже за 40, а профессионалами все чаще становятся в 11-12 лет. В реальности, никто бы не удивился, если бы Тойя Акира обыграл Заму-сенсея или собственного отца. И вот перед нами сенен/спокон в котором герои не совершают подвигов, они лишь обычные люди, за которыми тем не менее невероятно увлекательно смотреть. А это стало возможно, благодаря второй необычной вещи.

Персонажи, вот в чем «Хикару и го» поистине уникален. Вопреки названию, сериал вовсе не сконцентрирован на Хикару. Во-первых, главных героев здесь два. И нет, второй не Сай, а Тойя Акира. И он здесь вовсе не положенный по программе «лучший друг»/ «соперник» нашего героя. Он полноправный второй герой этого аниме. Более того, он гораздо больше похож на классического героя, добивающегося своего упорным трудом, любовью к своему делу и, конечно, несгибаемой силой воли. Чтобы о нем не говорили, Акира вовсе не гений, возможно у него даже таланта нет. Ему повезло лишь в том, что его может обучать его отец, но в остальном всеми своими успехами он обязан собственному трудолюбию и любви к го. Мы застаем его растерянным от того, что он не может найти для себя равного партнера. Любители и даже инсеи слабее, а профессионалы сильнее. Причем, превосходство профессионалов для него естественно также, как превосходство его отца. И вот, судьба подарила ему встречу с юным гением Хикару, за которым Акира и устремляется, от которого затем бежит и с которым, наконец, примиряется, обретя наконец партнера для игры. Одна из главнейших мыслей сериала — это то, что го игра для двоих. Это кажется так просто и очевидно, но на самом деле это может быть очень трудно постичь. Ведь го не только соревнование, но и искусство. Цель не только победить, но и создать прекрасную партию. А это возможно, лишь когда партнеры достойны и понимают друг-друга. Как бы ты ни был хорош, ты не сыграешь свою лучшую партию без равного тебе. Сай пришел не только к Хикару и ради Хикару, но и к Акире, потому как в одиночку не найти божественного хода.

Я не случайно назвал Хикару гением. Пожалуй, он единственный, кто может претендовать на это. Тойя Акира готовился стать профессионалом 10 лет. Это совершенно нормальный срок для такой цели. Конечно, будущие чемпионы нередко затрачивают гораздо меньше. Но пройти этот путь настолько быстро как Хикрау... И все же, это не так уж и невозможно, особенно, когда у тебя в круглосуточном доступе такой мастер как Сай. И безусловно, успех Хикрау, как и Акире, принесли тяжкий труд и любовь к искусству. И все же одну «гениальную» вещь он сделал – восстановил партию на школьном турнире, хотя сам даже не сыграл, а видел до этого лишь пару партий. Запомнить и восстановить партию не так сложно, но для этого требуется понимание, происходящего на гобане. Хикрау же восстановил просто потому, что у него отличная зрительная память, а может и интуиция. Обычно такие уникумы выступают другом-соперником главного героя. И все же, его талант второстепенен, да и он о нем даже не подозревал, когда даже не мог подготовиться к контрольной по истории. Да и нужна была эта условность не для того, чтобы сделать героя «круче», а чтобы история шла своим чередом, а зритель при этом мог понять, что вообще происходит.

Сай – средоточие обаяния и умилительности, любовь к го обретшая форму духа древнего мастера. Совсем не упомянуть его было бы странно. В сюжете он был действительно необходим. Он не только объясняет зрителю что происходит в игре, являясь призрачным комментатором, но также является учителем Хикару, помогающим пройти путь в профессионалы с удвоенной, а то и утроенной скоростью. Но согласитесь, начать историю с того, что Хикару 5 лет или он уже неплохо играет, было невозможно. Хикару должен был знакомиться с го вместе со зрителем (а точнее наоборот), а для этого он должен был быть абсолютным новичком, но при этом уже достаточно большим, чтобы правила ему нужно было объяснять (маленькие дети учатся просто наблюдая за взрослыми, Акире наверняка никогда не рассказывали правил). Однако, авторам удалось создать не просто персонажа-функцию, но глубокий и необычайно привлекательный характер. За пределами игры Сай наивный ребенок, которого удивляет то, что люди побывали на Луне, а зонтики не изменились за 1000 лет. В игре же он мастер, подобный грозному и несокрушимому воину. И вместе с тем, он заботится о Хикару и разделяет с ним любовь к игре. Сочетание довольно простых элементов, но какое умелое. Сай просто заражает своей любовью к го.

Но все же эта история не о Хикару, Акира или Сае. Это история об игре го и о мире го. Многие говорят, что это аниме могло быть о чем угодно. О теннисе, о футболе, о выпечке. Но «Хикару и го» показывает, что «предмет» вовсе не безразличен. Эта история не могла произойти в мире пинг-понга или баскетбола. Мир го уникален тем, что в нем вместе играют мужчины и женщины, дети и старики. В официальном матче за доской могут встретиться учитель и ученик, отец и сын, брат и сестра. И именно это позволило авторам создать такое богатство персонажей, характеров и проблем. Да, мы все еще продолжаем говорить о персонажах.

В «Хикару и го» просто невероятное количество действительно проработанных и интересных персонажей, настоящих личностей. И при этом, каждый из них переживает свои проблемы или же по-своему переживает общие. Сперва нам показывают мир школьного и любительского го. Вкладывать ли все силы в любимое дело? Попытаться ли стать на путь в профессионалы? Или же хобби должно оставаться хобби? Сколько вообще сил можно уделять развлечению? А что если, ты просто не имеешь достаточных способностей, отказаться ли просто потому, что будешь в лучшем случае посредственностью? И конечно, что делать, если рядом нет тех, кто разделяет твое увлечение? Хикару идет дальше и нам показывают мир инсеев. Тех, кто решился поставить все на кон ради призрачного шанса стать про. Среди них есть таланты, которым даны и силы, и поддержка, и удача. Есть те, кто не менее талантлив, но лишен удачи и надежного «тыла». Есть те, кто безумно любит игру, но уступает более талантливым. Бороться дальше или отступить? Они рискуют своим будущим, они бросают школу, чтобы освободить время для тренеровок, но что если их ждет неудача? Что если до 24 лет они так и не станут про? Ради чего были эти старания, кто вернет упущенное время? Куда податься теперь? А если ты добился цели, сдал экзамен. То как смотреть в глаза тем, кого оставил позади? Здесь авторы затрагивают довольно интересную тему ответственности перед теми, чей путь ты пресек, чей шанс отобрал. Каково им было, когда Хикару вдруг все бросил? Очи, Вая, Исуми, Хонда, Фукуи, Насэ — все они по своему отвечают на эти вопросы, все они интересны и заставляют сопереживать. О каждом хотелось бы написать подробно, но это займет слишком много места. А ведь кроме инсеев есть и «пришлые» кандидаты, пришедшие на экзамен. И каждый из них проделал огромный путь и многим пожертвовал. И нам показывают их истории, Хикару не проносится мимо, оставляя всех позади на пути к заветной цели, потому что эти люди и их судьбы — это важная часть мира го.

Ну а дальше мир профессионалов. И вновь, столько удивительных личностей и судеб. Путь сюда был долог, его выдержали лишь сильнейшие, но вот они обнаруживают себя лишь у подножья горы. Путь на вершину покориться единицам из них, а большинство затеряется навсегда где-то в средних данах, не претендуя на титулы и громкие победы. А «небожители»? Эти титаны сами растят тех, кто их свергнет. Если обычно в спорте тренер уже завершивший карьеру спортсмен, готовящий новые поколения, то в го ученик нередко выходит на сцену прежде, чем ее покинет учитель. И авторы «Хикару и го» здесь еще смягчили краски, ибо в действительности ученик готов бросить вызов сенсею сразу после выпуска. Этой драме нет места в иных видах спорта, но зато она нередка в искусстве и даже науке. И при этом, как во всяком спорте здесь есть непосредственное столкновение и «объективное мерило» победы и поражения.

В мире профессионалов есть царствующие чемпионы, чей дальнейший путь только вниз. Есть драма Тойи Мэйдзина, который всю жизнь шел к вершине, а забравшись, понял, что хочет идти вперед, но... нет, не некуда, а не с кем. Го игра для двоих, и благодаря Саю Мэйдзин почувствовал, что этого второго можно искать и за пределами привычного ему мира, что путь еще не окончен.
Есть великие старики, чья слава позади, но они еще неготовы уйти, ибо они любят эту игру. Кувабара Хонинбо не может уйти пока не дождется нового поколения, пока не увидит новую волну выдающихся мастеров. И он держится из последних сил. И в нем так легко угадываются черты великого Фудзисавы Сюко, который, будучи уже заслуженным ветераном, смог завладеть титулом Кисэй и удерживать его, одерживая победы над сильнейшими игроками. А в перерывах между матчами за защиту титула он пил, курил и наслаждался жизнью, чтобы затем вновь собраться с силами и сразить претендента. И он дождался, уступив титул лишь молодому Те Тикуну, которому предстояло стать сильнейшим игроком своего времени. И Кувабара тоже ждет, ждет возможности сыграть с молодым поколением не просто игру, но чемпионскую партию, он готовится не к дружескому поединку, но настоящему последнему бою.
Ну и как не сказать о моем любимом и самом драматичном персонаже. Огата 9 дан. Он без сомнения выдающийся игрок, но как же незавидна его судьба. Ему нет равных среди игроков его поколения, он одинок также, как был одинок Акира до появления Хикару. Он не успел сразить чемпиона и занял пустующий трон. Бесславная победа. А позади уже слышен гул новой волны, надолго трон не удержать. Но Огата любит го и ради этой любви готов переступить через гордость. Он не боится, он с нетерпением ждет этой новой волны, он сам готовит ее, став вторым ангелом-хранителем для Хикару. А вместе с тем и для Акиры. И все ради того, чтобы сыграть свою лучшую партию, сыграть с достойным партнером. И как его за это отблагодарила судьба? Он сыграл долгожданную партию с Саем, но он был слишком пьян, чтобы помнить об этом, и тем более, чтобы показать все, на что он способен. Но он еще сможет сыграть с Хикару и Акирой. Пусть даже для сторонних наблюдателей он окажется калифом на час, его это не беспокоит. Да, Тоя Мэйдзин лишил его возможности, к которой он так долго шел, Тойя сдал титул, но труды Огаты не были напрасны и новая волна уже на подходе.

А сколько еще есть замечательных персонажей, профессионалов и любителей. Всех их объединяет любовь к го, каждый из них необходим, чтобы этот мир продолжал существовать. А чтобы такое произведение искусства как «Хикару и го» могло появиться, было необходимо гораздо больше чем просто талант автора. В нем сошлось очень многое: любовь к своему делу (созданию манги и аниме), любовь к го, своеобразие самого мира го, находящегося между спортом и искусством, имеющего историю и традицию в несколько тысяч лет, но вместе с тем, остающегося актуальным и современным. Авторам удалось показать многогранность и богатство этого мира, не забыв о том, что они создают художественное произведение. И они показали этот мир наилучшим из возможных способов, через людей вовлеченных в него, через живых людей с их индивидуальным пониманием и отношением к этому целому, которым является мир го. А кроме того авторы, еще и прекрасно сумели воплотить все технически. Это касается и манги, над которой прекрасно поработал Такеси Обата, и аниме которое великолепно как с точки зрения анимации, так и музыки. Одно из названий го – «беседа рук» и это показано блестяще, нам действительно показывают диалог, игру двух личностей, создающих единое произведение, уделяя при этом огромное внимание именно рукам и постановки камней. И нам почти никогда не показывают руки Сая, они скрыты в рукавах одежды не только как дань старинной моде, но и потому, что теперь ему уготована судьба учителя и наблюдателя. Но все же, благодаря Хикару он смог еще раз «прикаснуться к камням» и сразиться с отцом и сыном Тойя. Ну и конечно «Хикару и го» делает главное, пробуждает любовь к своему делу. Не только к го, хотя это оно делает блестяще, но и вообще к тому, чем зритель решил заниматься, чему посвятить себя. А заодно, заставляет окинуть взором свой путь, увидеть на нем не только тех кто впереди, но и тех, кто остался позади, тех, кто продолжает идти следом и, конечно, тех, кто рядом. Го игра для двоих, но много ли путей, которые человек может проделать в одиночестве?

P.S. Прошу прощения за много букв, но очень уж значимо для меня это произведение, а потому слова переполняют. Ну и небольшое напутствие тем, кто хочет играть, но ему не с кем. Создайте свой клуб. Проверено – единомышленники обязательно найдутся, да и интернет никто не отменял.


+11Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.






обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура