World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (168)
 - компании (1)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - syoboi
 - allcinema
 - seesaa


 Сайты (рус)
 - fansubs


 Википедия
 - wikipedia
 - ウィキペディア
 - википедия


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Minoshi
Ksenya nya
kamelia2555
Nick Unknown
Al Targit
ACTIONFENIX
Contributor



вернуться на страницу аниме «Монстр» | вернуться на страницу комментариев



Taema-sama | СА?: 13 лет 7 месяцев | отзывов 50, их сочли полезными 389 раз 2007.06.25

«Монстр: взгляд в бездну сознания»

Что можно ожидать от анимэ с названием «Монстр»? Правильно, что-нибудь страшно-ужасное, ибо данное слово не претендует на комедийность или повседневность. Поэтому прежде всего ожидаешь, что это будет какой-нибудь психологический триллер. Собственно говоря, авторы и не разочаровывают в этом ожидании, подсовывая нам действительно непростую детективную историю.

Как правило, истории про убийц грубоваты и незатейливы. Истории про маньяков посложнее, а их мотивы поизощрённее. Однако сериал «Монстр» отличается от других историй тем, что, помимо личных трагедий, показывает трагедии общесоциального уровня, превращая это анимэ в некое подобие социальных исследований.

Одна из главных особенностей сюжета в том, что авторы пытаются рассказать зрителям о природе некоторых весьма нелицеприятных общественных процессов: например, о проблемах сирот и падших женщин, фашизме, экспериментах над людьми в области психологии и психиатрии, проблемах воспитания подрастающего поколения и одновременно о проблемах отсутствия какого-либо воспитания. И среди прочих – как говорится, последняя по списку, но не последняя по значению – проблема монстра в человеке.

Сериал начинается с цитаты Иоанна Богослова, описывающей ужасное чудовище и заканчивающейся словами: «Кто подобен зверю сему?.. И кто может сразиться с ним?» В этих двух вопросах выражены два главных сюжетных акцента. Может быть, у потенциального зрителя невольно возникнет вопрос, почему же так много серий?.. Ответ на него достаточно прост: проблема проста и сложна одновременно.

Прежде всего потому, что в мире не существует однозначно белых и однозначно чёрных тонов. При просмотре данного анимэ не лишним будет вспомнить слова Гамлета из одноимённой пьесы Шекспира о том, что вещи сами по себе не могут быть ни плохими, ни хорошими, и только в нашем представлении они становятся теми или иными. Существует ли объективное зло?.. Как и объективное добро?.. Прежде чем пытаться ответить на эти вопросы, для начала стоит разобраться, какого именно монстра имели в виду авторы, создавая сначала мангу, а потом снимая по ней анимэ. И в этом нам может помочь Вильгельм Райх с его исследованиями в области человеческой психологии. В своей книге «Психология масс и фашизм» он пишет:

«...при оценке человеческих реакций мы, как правило, имеем дело с тремя различными слоями биопсихической структуры... Эти слои характерологической структуры возникают в результате общественного развития и функционируют независимо друг от друга. Для поверхностного уровня личности среднего человека характерны сдержанность, вежливость, сострадание, ответственность, добросовестность. Не было бы никаких человеческих трагедий, если бы этот поверхностный пласт личности человека находился в непосредственном контакте с его глубинной, естественной основой. К сожалению... поверхностный слой личности... опирается на второй, промежуточный слой характера, который состоит исключительно из импульсов жестокости, садизма, сладострастия, жадности и зависти...»

Иными словами, ребёнок рождается именно таким, каким создала его природа, с незамутнённым разумом и открытым сознанием. Поведение детей наиболее естественно, ведь оно является прямым наследием наших предков (именно это Райх и называет «глубинной, естественной основой»). Но ребёнок растёт не в лесу, не в горах, и далеко не один. Даже если судьба лишила его родителей, он растёт в условиях цивилизованного общества (в данном случае опустим подробности и вариации данного процесса). Но мир современной цивилизации совершенно очевидно отличается от мира первобытной естественности, поскольку образование, воспитание и окружающая действительность неумолимо накладывают свои отпечатки на растущую психику. И вот тогда появляется то, что Райх называет третьим слоем – цивилизованный человек. В анимэ у нас есть два ярких примера таких цивилизованных людей: это доктор Тэнма и юноша по имени Йохан.

Наблюдая разницу между ними, легко понять, что же такое этот загадочный второй слой психики, в котором на самом деле скрывается весь тот диссонанс, неизбежно возникающий между генетически заложенной первобытностью и искусственно приобретённой цивилизованностью. Оба персонажа воспитывались в совершенно разных условиях, доктор Тэнма – японец, Йохан – представитель европейской цивилизации. Оба представляют из себя очень сильные личности. Но доктор Тэнма воспитывался в хорошей семье, получил хорошее образование и выбрал благородную профессию в силу своего искреннего человеколюбия. Йохан – не единственный, но самый яркий пример того, что может случиться с ребёнком, если в процессе воспитания всё время увеличивать разрыв между первым и третьим слоем личности. Этот разрыв осуществляется с помощью прививания ребёнку особого вида воспитании, и хотя его поведение можно назвать аморальным, по сути психика Йохана – это результат создания личности, взращенной в среде весьма определённой морали, т.е., проще говоря, взгляд Йохана на мир в целом существенно отличается от взгляда на мир доктора Тэнмы.

Далее Райх пишет весьма подходяще к нашему анимэ: «Сбросьте маску воспитания, и пред вами предстанет не естественная общительность, а лишь извращённый, садистский слой характера...»

Вот именно таких монстров нам и показывают в этом сериале. Лишённых сердца, чувств, эмоций... И страдающих из-за того, что они не способны быть настоящими, простыми людьми... Такими, например, как доктор Тэнма.

Однако, приведу ещё одну характерную цитату: «В этических и общественных идеалах либерализма... подчёркивается значение этики для удержания в повиновении «чудовища в человеке», т.е. нашего слоя «вторичных влечений», фрейдовского «бессознательного».»

Этика как инструмент управления сознанием. И чем менее демократично общество, тем более строгую мораль оно навязывает отдельно взятому индивиду. Если же режим тоталитарный, то высокие этические требования, предъявляемые к каждому члену общества, накладывающиеся на неудовлетворительные социальные условия и подавление естественных моральных инстинктов, приводят к тому, что возникает чувство неудовлетворенностью жизнью, которое, в свою очередь, приводит к медленному накоплению агрессии в организме. Особенно это заметно на примере детей. И особенно – на примере детей-сирот (в анимэ это пример детского дома № 511), которые уже имеют вполне конкретные психологические травмы, связанные с потерей родителей и, в частности, матери. Дети-сироты, как это ни ужасно звучит, оказываются идеальным материалом для исследований человеческой психологии. В том числе и для создания монстров.

Не стоит забывать и о том, что если речь вдруг заходит именно о монстрах в человеке, копошащихся в подсознании, то всякий раз в таком случае неизбежно будет возникать тема фашизма. Можно было бы усмотреть логическое противопоставление в сюжете Тэнмы-японца и Йохана-европейца, однако, скорее всего, такое противопоставление будет надуманным, поскольку фашизм, как известно, хорошо прижился как в Германии, так и в Японии, поскольку идея «играть с людьми как с бегущей дорожкой муравьёв» может прийти в голову любой национальности. В целом, в сериале идее тоталитарного порядка уделено достаточно внимания – ровно столько, чтобы продемонстрировать, насколько человек и общество взаимосвязаны. И если человек в тоталитарном обществе как единица общественной структуры не имеет никаких прав и возможностей для оказания влияния на общество в целом, то тоталитарный режим, наоборот, полностью подчиняет интересы каждого члена общества интересам правящей верхушки, создавая прекрасную почву для взращивания «монстров в человеке», ибо только через создание искусственных фобий и постоянного подавления естественных психологических реакций тоталитарный режим способен удержаться у власти. Поэтому очень хорошо, что авторы весьма подробно остановились на теме искусственного исправления личности. Идеи экспериментов с поисками совершенного человека неизбежно растут из комплексов неполноценности и чувства неуверенности в себе, а это, в свою очередь, уже скрытый фашизм. Но люди – не самый простой материал для исследований, и уж тем более они не могут и не должны становиться объектами жестоких экспериментов. Ведь прежде чем из человека что-то создать, в нём нужно уничтожить то, чем он на самом деле является. Стереть личность не возможно, но возможно скорректировать её развитие. И лучше всего корректировать с детства. И корректировать, используя метод психологического порабощения, отбирая у объекта исследований (жутко звучит, не правда ли?) способности к самостоятельному мышлению, проявлению собственной воли и преодоления страхов. И вот тогда с таким существом можно делать всё, что угодно – лепить кого угодно, даже монстра.

Однако, не смотря на то, что в анимэ так много внимания уделено проблеме перекраивания детской психики, на самом деле это не более чем логическая ловушка. Авторы явно рассчитывали на думающую аудиторию, ибо они не предлагают готовые выводы, они предлагают лишь возможные варианты ответов. О том, кто же на самом деле истинный монстр, не будет известно до самой последней серии, которая так и называется – «Настоящий монстр». Но не стоит забывать и о цитате про монстра «о семи головах». Длительные поиски не должны показаться бесплодными. Ведь жизнь – как лотерея. События случаются одно за одним, впечатления накладываются друг на друга, а детская психика, наблюдая жизненные контрасты, делает свои собственные выводы что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому в этом анимэ много монстров. И первоначальный вопрос «кто же этот монстр?» трансформируется в «который из монстров ужаснее остальных?». Именно в этом суть последней серии. Конечно, плохие дяди и тёти из секретных организаций могут много чего ужасного натворить, пытаясь создать, например, совершенного солдата или совершенного правителя. Однако не стоит умалять ценность положительных и негативное влияние отрицательных внутрисемейных взаимоотношений в процессе становления любой взрослеющей личности. Не случайно в сериале показали противопоставление семейного воспитания и его отсутствия на примере детей из благородных семей и сирот. Хочется упомянуть ещё одну цитату из вышеупомянутой книги Вильгельма Райха: «Страшные сказки в детстве ... готовят почву для последующего формирования способности воспринимать святость армии и родины».

Многие ли задумывались о том, что сказки – это способ нейролингвистического программирования ребёнка? Посредством метафор и символов легко донести до детского сознания, способного принять любую ересь за чистую монету, абсолютно любые мысли и идеи. Причём, именно в детстве смысловая нагрузка любой сказки записывается сразу на подсознание, как будто бы детский ум старательно расставляет галочки, в какой ситуации поступить так, а в какой – иначе.

На самом деле это страшная мысль. Невинное: «Сказка ложь, да в ней намёк. Добрым молодцам – урок» оборачивается параноидальным взглядом в собственное детство. Хочется заново перечитать все сказки и пересмотреть иллюстрации к ним. Ибо в сериале наглядно показано, что не все сказки одинаково полезны.

Но всё-таки самая главная мысль в сериале, это то, что монстрами не рождаются, а ими всё-таки становятся. Не важно в результате чего: жестокого воспитания в особом детском доме, посредством экспериментального чтения жутких сказок или же при банальном (хотя и страшном по сути) попустительстве родителей.

Но довольно слов о сюжете, перейдём к рассмотрению практической стороны вопроса. И прежде всего – графика.

Рисовка кого-то может удивить, а кого-то и разочаровать. Иногда картинка кажется чёрно-белой, а иногда режет глаз диспропорциональность отдалённых фигур. Здесь нет чётко прорисованных фонов, хотя сказать, что это совсем уж некрасивое анимэ совсем нельзя. Здесь нет ни одного «кавайного» лица, что на самом деле анимэ идёт только в плюс, поскольку темы, поднимающиеся в сериале, настолько серьёзны, что, например, большие сверкающие глаза и розовые волосы смотрелись бы просто дико и свели бы всю идею на нет. То есть этому анимэ в таком случае никто бы не поверил, поэтому очень хорошо, что немцы похожи на немцев, а азиаты – на азиатов. Сюжетом всё равно увлекаешься настолько, что рисовка играет уже далеко не первую роль. Её роль становится второстепенной, поэтому авторам можно многое простить.

Да и музыка в сериале кажется достаточно однообразной (во всех кафе и ресторанах, например, играет одна-две мелодии), однако опять же, сюжет настолько непрост, что музыка тоже играет роль не второстепенную, но вспомогательную, позволяя лучше осознать тот или иной момент именно с психологической точки зрения. Отдельное слово хочется сказать про опенинг, отлично вводящий в атмосферу, и эндинги (сначала «For the love of life», затем «Make it Home»), логически завершающие каждую серию неторопливым напевом, как бы заставляя взять небольшую паузу и осмыслить только что отсмотренное, прежде чем начать смотреть следующую серию.

Бесспорным плюсом сериала является отсутствие лишних кадров – даже не смотря на многочисленные повторы. Авторы слишком аккуратно подошли к съёмкам. Действительно, при таком количестве серий и многоплановом сюжете очень легко забыть мелкие, но оказывающиеся немаловажными в развитии действия детали. Поэтому сюжет раскрывается постепенно, неторопливо, подобно бутону, лепесток за лепестком, превращая каждый неожиданный поворот событий в предтечу финальной кульминации. Хотя финал анимэ, быть может, кого-то и удивит, а кого-то и нет, хотя предугадать конец сможет только очень-очень внимательный зритель, сумеющий запомнить всю палитру разрозненных деталей. Единственное, что на самом деле может вызвать некоторое неприятное впечатление, так это то, что в последней трети сериала стабильно начинаешь угадывать, кого убьют следующим.

От этого анимэ на самом деле порой становится жутко. Подобно многочисленным сказкам Клауса Поппе, изданным под различными псевдонимами, некоторые серии и впрямь как будто дышат злом. Хладнокровным, равнодушным. Злом ради зла. Рядом с которым понятие добра вдруг становится абсурдным и бессмысленным. Поневоле задумаешься, а существует ли абсолютное зло?.. Ведь если абсолютное зло существует, абсолютное добро может превратиться в наивный абсурд.

Но на самом деле не всё так безнадёжно. Хотя бы потому, что в мире существуют люди, которые не хотели бы повторения ужасной истории монстра из сериала, снятого по манге Урасавы Наоки. Разумеется, любая вымышленная история, черпая идеи из реальности, соберёт отдельные кусочки действительности вместе, нарочно гипертрофируя именно те моменты, на которые авторы хотят сделать главный акцент. Сложно судить о возрастной категории зрителей данного анимэ, но хотелось бы верить, что, просмотрев этот сериал, некоторые всё-таки задумаются о значимости серьёзного подхода к воспитанию подрастающего поколения. Поэтому, не смотря на мелкие недостатки, это анимэ заслуживает самого пристального внимания. Причём, даже в том случае, если изучение социологических процессов предполагаемому зрителю никоим образом не интересно. В конце концов, любое анимэ по сути тоже всего лишь сказка, небылица. А сказки, как мы помним, это выдумки с весьма хитрым подтекстом.

К сожалению, глядя на наш мир, порой приходишь к неутешительному выводу, что мотивы множества диктаторов, желающих этот мир переделать, перекроить на свой лад, весьма и весьма понятны. Но не стоит забывать, что монстры приходят тогда, когда нет в сердце любви – любви к жизни, любви к ближнему. Не стоит также забывать о том, что душа ребёнка – это почва, готовая принять абсолютные любые семена. Что заложишь в душу растущего человечка, то из него и вырастет. Думаю, что создатели этого анимэ как раз хотели донести до своих зрителей эту мысль: давайте не будем выращивать монстров – ни в себе, ни в наших детях. Ведь не даром основная задача воспитания (кажется, одним из первых это утверждал ещё Фрейд) – это научить ребенка любить. Любовь делает людей мягкими, открытыми... Добрыми... И только любовь может побеждать чудовищ, о чём так же немало нам рассказывалось в сказках. Победила ли любовь чудовищ из анимэ «Монстр» - это сложный вопрос, поскольку, повторюсь, в мире не бывает однозначно белого или однозначно чёрного. Посмотрите это анимэ и сделайте свои собственные выводы. Не смотря на количество трупов и крови, это, как ни странно, анимэ с позитивным настроем. Оно показывает нам отрицательный, отвратительный мир – мир, в котором никому из нас не хотелось бы оказаться.

Заглянув в пропасть, хочется подальше отойти от края – вот в чём состоит главный положительный элемент этого замечательного анимэ.

Таэма Дрейден


+59Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.




ответ №1 | Taulan2017.06.08

Увы, эта материалистическая писанина (причём не ваша, заметьте), на мой взгляд, имеет только, по большей части, поверхностное отношение к психологии описываемых явлений... Но вы заинтересовали меня в просмотре Monster.





ответ №2 | Taema-sama2017.06.10

Taulan, думаю, Вы не пожалеете.




Реклама на сайте | Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура