Попался на крючок хайпа и посмотрел тайтл. На первый взгляд показалось, что это обычная смесь романтики, меха и скай-фай. Но по мере просмотра начал ловить себя на мысли, что не все так просто - в отличии от схожего мейнстрима некоторые штампы здесь нарочито искажены.
Взять для примера поведение героев - часто их действия являются просто набором клише вроде молчаливого принятия ситуации, самокопания и гипертрофированных эмоций, которые они перемежают с откровениями полученными в момент инсайда. Причем почти все эти инсайды опираются на романтическую составляющую, которая сама по себе очевидно абсурдна. Ну не может быть у детей и подростков такой клешированной реакции на сексуальные отношения, если о этих отношениях им ничего не известно. При этом именно эти отношения и формируют скелет сериала - им уделена большая часть времени.
На первый взгляд складывается ощущение, что подобным нагромождением различных гештальтов автор пытается грубо и открыто манипулировать эмоциями зрителей. Типичные ситуации гипертрофированны и многократно повторяются - это должно пробудить у зрителя ассоциативное мышление и вынудить его сопереживать героям. Разумеется, используемые паттерны здесь весьма универсальны и подходят почти всем произведениям, но ведь речь о грубом и открытом манипулировании без каких-то аверсий или субверсий тропов. Зачем показывать зрителю, что его эмоциями хотят манипулировать, если только это не взгляд постиронии, который двусмысленно предлагает самому зрителю высмеять эти штампы и их нарочитую серьезность?
Гораздо отчетливей это проявляется в меха составляющей - начиная от способов синхронизации пилотов и внешности меха до сражений, которые к концу сериала просто переходят в фазу абсурда. Конечно, тут можно было бы сказать, что из-за огрехов сценариста и студии романтическо-психологическая часть аниме просто не удалась. Но, дело в том, что занимались этим тайтлом не только А1, а еще Триггер с Нисигори, у которых опыта в подобных вещах достаточно много, да и их влияние отчетливо видно в нарочитой ироничности меха составляющей.
Все это наводит на мысли, что и весь Дорогой во Франксе должен был быть иронией. Но что-то пошло не так и романтическо-психологической части попытались придать серьезности, что вывело ее из области обычной иронии в область постиронии. Если же абстрагироваться от этой нарочитой серьезности и рассматривать аниме непосредственно с иронической стороны, то тогда оно становится весьма цельным объектом. Оно уже не разваливается на части из-за якобы сильнейшей заштампованности, ведь часть этих штампов была запланирована изначально, чтобы показать - насколько шаблонен сам жанр.
Впрочем, нарочитую серьезность в шаблонном поведении героев можно объяснить и метаиронией. Тогда получится, что Триггер с Нисигори высмеивают не столько жанровые штампы, сколько самих зрителей клюющих на эти штампы и наращивающих уровень хайпа - требуя для себя таким образом все более заштампованного конвейерного суррогата, вместо оригинальных и свежих идей.
Но, что-то я сомневаюсь, чтобы какая-то из этих студий могла специально вложить подобный посыл в свое творение. Так что метаиронию скорее не стоит рассматривать, а вот каркас романтическо-психологической части вполне мог иметь изначальные иронические предпосылки.
|