Несмотря на формальную принадлежность к сёдзё, «Тетрадь дружбы Нацумэ» всегда оставался для меня произведением, которое не хочет прогибаться под классические каноны, а хочет найти свой ненавязчивый путь к зрителям любого возраста и пола. И этот путь состоит в построении мира с неповторимой и притягательной атмосферой, построении доброго и свободного выдуманного мира, где не только люди понимают друг друга, строят друг с другом крепкие дружеские связи, но и строят подобные же связи с существами иного, неведомого и непонятного мира — автор как бы пытается нам доказать, что можно пробить любые стены и ограничения и найти общий язык, что и в реальном мире можно добиться взаимопонимания и построить гармоничные взаимоотношения с окружающими нас людьми. Аниме-сериал сосредоточен главным образом на дружеских отношениях (не попсовую опошленную дружбу, а чистую дружбу, дружбу, как меру доброты и открытости миру).
В рамках канонов сложно создать произведение с самобытной, уникальной атмосферой: шаблоны и условности жанров не позволяют выйти за пределы эмоциональных русел, сформированных зрительским восприятием. Сложно ещё и поддерживать и обогащать эту атмосферу в рамках многолетних сериалов, так как сам автор произведения внутренне меняется, меняются внутренне зрители аниме и читатели манги — но видно такова сила созданной Юки Мидорикавой вселенной, что продолжает очаровывать, отвергая любые временные рамки (да и сам мир «Тетрадь дружбы» крайне скуп не приметы, которые бы привязывали его к сиюминутной современности). И вроде бы ничего особенно нового в этой вселенной нет, она, как и множество других, основана на традиционной японской мифологии, но в ней столько на первый взгляд неприметных деталей, которые из серии в серию, из главы в главу вплетаются в повествование и делают происходящее всё более живым, персонажей всесторонне раскрытыми, а идейный слой всё более цепляющим и гипнотическим (хороший автор пытается что-то внушить своим поклонникам, и чем неоспоримей и естественней выглядят «насаждаемые» ценности и мысли, чем глубже они проникают в сердце, тем выше талант творца на поприще неявного гипнотизёрства).
Шестой сезон произвёл на меня наиболее сильное впечатление (возможно именно поэтому я решил написать рецензию сейчас, а не после выхода немного спорного пятого сезона): своей композицией, подбором историй, большим акцентом на второстепенных персонажей. Всё так же на своём месте интересные истории о ёкаях размером в серию, иногда в две, истории со своей пунктирной самостоятельной моралью, лёгким детективным флёром и хорошо прописанными персонажами, с которыми в своих необыкновенных будничных приключениях встречаются Нацумэ и мудрый волшебный котоволк Мадара. Большую роль в аниме начали играть люди: есть целая серия-флэшбэк в середине сериала, где рассказывают историю того, как главный герой подружился с двумя своими одноклассниками, от которых он вынужден скрывать свой дар и свои контакты с потусторонним; есть серия, где рассказывается о нескольких днях из жизни Рэйко. Да и в целом на первый план выходят различные взаимоотношения, на том, как герои выглядят в глазах друг друга, с разных точек зрения — даже ёкаи, вовлечённые во всё это, выглядят более человечными, их роль более ощутима. В центре этой круговерти жизни и всё-таки пока немного отстранённо (он не до конца избавился от груза своего прошлого) стоит Нацумэ. (На постере шестого сезона герой стоит напротив своих друзей, приветствующих его с правой стороны изображения, а слева герой отражается в зеркале воды — любой человек познаёт себя через зеркало людских глаз (главным образом близких людей, которые знают его лучше всего) и через зеркало собственной души в меру эмоциональных и интеллектуальных своих рефлексивных возможностей.)
Сама тетрадь дружбы хоть и играет играет немного иную, немного менее заметную роль в этих новых одиннадцати сериях, но дружба как таковая становится по-настоящему центральной темой, на которую, с разных сторон раскрывая её, работает каждая отдельная история со своей духоподъёмной, проникновенной моралью.
|