World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (83)
 - компании (3)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - syoboi
 - allcinema


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Erinaceus
Bartuk 707
ID Snow
Contributor
Chitsa
TheFox



вернуться на страницу аниме «Достичь Терры [ТВ]» | вернуться на страницу комментариев



Keytee | СА?: 8 лет 8 месяцев | отзывов 40, их сочли полезными 833 раз 2010.03.31

ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ
Замечательная вещь. С кучей огрехов – но всё равно замечательная. Наткнулась я на «Достичь Терры» окольными путями, через «Гуси-гуси, га-га-га…» Крапивина, где темы поначалу некоторым образом совпадали с этим аниме. Интерес родился из сравнения, из глухой антипатии к главному герою, из симпатии к Блю, которые при взаимодействии рождали гремучую смесь эмоций. В это время, в самом начале, я мысленно ворчала во время просмотра – то не так, сё не так. Это было уже хорошим признаком – значит, небезнадёжно. Серии к седьмой я, наконец, поняла, что создатели этого аниме знают, что делают. И умом, и сердцем.

В «Достичь Терры» много от литературного произведения, причём от хорошего литературного произведения. Возможно, такое впечатление создаёт большое количество мысленной речи персонажей, как телепатической, так и просто размышлений. Я редко видела даже в книгах, чтобы взгляды столь большого количества персонажей периодически подавались в виде размышлений от первого лица – а здесь подобное случается довольно часто, со всеми более-менее значимыми персонажами. Это важно, поскольку всё держится на взаимодействии взглядов тех, кто находится по разные стороны баррикад, и тех, кто вроде как одной крови, но это не исключает разногласий, и на внутренних конфликтах. По части психологии тут копали глубоко-о… Правда, выборочно и не всегда удачно, к сожалению. Но может действительно лучше что-то одно довести до конца, чем взяться за многое и ни одно не раскрыть толком?

Нет «волков» и нет «овец». Нет «жертв» и нет «хищников». По обе стороны собрались, в сущности, неплохие личности – никаких злостных маньяков, получающих удовольствие от уничтожения себе подобных. По-настоящему никто не хочет убивать. И всё-таки происходит кровавая резня, тысячи и тысячи жертв с обеих сторон, взаимная ненависть, непонимание, смесь страха, отвращения и презрения. И даже не в том дело, про что объяснялось в последней серии. Ведь ситуация удивительно реалистичная – на тех войнах, которые имели место в нашей истории, происходили подобные же вещи, и об этом написано немало антимилитаристических книг начала XX века. Почему же всё так оборачивается, что незлые, в общем-то, люди (и мью) уничтожают друг друга? Ответ отчасти дан в аниме, и дан неплохо. Но рецепт идеального лидера, лидера, который делает всё правильно – его нет в этом аниме. Не уверена, что он вообще существует.

Блю, первый лидер Мью, был единственным персонажем, который вызывал у меня безоговорочную симпатию. Он из той породы людей, которые если в чём-то винят, то обычно себя, а не других, и склонны болезненно переживать последствия каждого своего поступка, при этом ему хватило характера и сил тащить на себе 300 лет ответственность, к которой он абсолютно не был приспособлен. Обо всех заботился, всех пытался спасти. Тихий, совестливый, трогательно наивный, несмотря на всё то, что ему пришлось пережить. Приказы такого – скорее просьбы, а подчинённые боятся не его, а за него, стараются не огорчать, не расстраивать. Мягко- но не слабохарактерный. Очень хороший как личность, но так ли он хорош в качестве лидера? Как справедливо заметили выше, за все 300 лет Блю практически ничего не сделал, чтобы изменить ситуацию коренным образом. Потихоньку старался помогать собратьям-мью, достаточно мудро управлял общиной, никому не вредил, и в мирное время цены бы ему не было. Вот только он и сам, наверное, сознавал, что для великих свершений не годится. Потому что для того, чтобы чего-то действительно серьёзного достичь, нужно было быть куда более жёстким, чем был он, не умевший жертвовать никем, кроме себя. Может, виноватым себя чувствовал, что не мог переступить через собственную совесть и взять на себя жестокую ответственность не только за жизни, но и за смерти, и потому выбрал Джоми. Может, нет – но в результате всё равно чувствовал себя виноватым. Одно ясно – то, что позже творил его последователь, Блю вряд ли бы одобрил. И он, к сожалению, забыл тому объяснить, что не всегда цель оправдывает средства, и что не нужна Терра на костях товарищей и невинных людей.

Второй лидер Мью, Джоми, в отличие от первого, жертвовать людьми умеет. Даже если жертвы можно было избежать, но с ней удобнее и вернее достичь цели. Потому что Блю возложил на него ответственность этой цели достичь, Джоми всеми силами пытается сию ответственность оправдать, насилуя собственную совесть. Почему он не принял во внимание то, что Блю не понравились бы его средства? Может, по причине моральной незрелости поставил цель выше судеб отдельных людей\мью. Может, наушники, переданные ему по наследству, были полны чувства вины прежнего лидера, который не мог никем жертвовать и оттого не мог ничего достичь.
А ещё в самом аниме был диалог, где шла речь о том, что Джоми так ведёт себя, чтобы искупить вину за произошедшую резню на планете, которая чуть не стала домом для мью. Чувство вины => желание искупить вину => желание быть наказанным, получить по заслугам => больнее и невыносимее всего – убивать других => быть наказанным - значит, убивать других => убивать других – значит, искупить вину и не ощущать чувство вины. Парадоксальная логическая цепочка, но иногда так бывает. Правда, кажется, Джоми – не тот случай.
А ещё он эгоист, и для него убийство не является чем-то значимым, вот, может, и всё объяснение. На Назке у него не было времени и желания заняться кораблём, мысли были о других вещах и потому:
- Сбей его.
- Но был отклик, он наверняка мью, наш товарищ!
- Сбей, вот и всё.
И никаких моральных терзаний, равнодушно, походя. Часто абсолютно не задумываясь над тем, что возможен выход, при котором количество жертв окажется меньше. А иногда и просто казня, когда можно помиловать. Ну… Зато действительно чего-то добился.

Лидер людей – Кит Аниан - довёл до логического завершения постулат «Система превыше судеб отдельных людей». Долго и упорно гробил в себе всё человеческое, что могло бы заставить его колебаться и тем самым поставить под угрозу будущее общества в целом. Жертвовал фигурами, чтобы выиграть партию. Принёс в жертву и себя - лучшее, что могло бы развиться в нём - чтобы стать идеальным, безупречным, и тем самым эффективнее служить делу мирового порядка. Превратил себя в машину для регулирования жизненных процессов и функций того организма, что является человечеством, отлично справлялся со своей задачей – и принёс себе и другим кучу страданий.

Такие разные – и все трое по-своему правы, но в тоже время в действиях каждого из них были изъяны. У кого-то с этической точки зрения, у кого-то – со стратегической… А единого рецепта, как я уже говорила, нет. И финал его тоже не даёт, по-моему. Но уже хотя бы показать, уравноправить различные точки зрения – это ценно и важно, и большая заслуга этого аниме.

Были, конечно, и недоработки, причём довольно серьёзные. Например, сами мью. Исходя из того, что сказано о них в аниме, они не только обладают особыми возможностями, но и отличаются тонкой душевной организацией, повышенной эмоциональностью («ранимая душа мью», ага). И вот представьте, большое количество психологически нестабильных, морально травмированных и ранимых личностей в одном месте пытаются строить общество, при том, что они не обладают никакими навыками общения, моделями поведения, помнят толком лишь кошмары и опыты над собой. Они асоциальны по сути, и дело усугубляется тем, что эмоционально влияют друг на друга. Очевидно, что несмотря на всю их телепатию и эмпатию, каждый будет сосредоточен на своих переживаниях, и переживаниях в первую очередь негативного плана. И за всё время существования этого общества ни одного суицида? И лишь пара истерик и нервных срывов? А, в общем и целом, покой и безмятежность? Даже в среде нормальных людей это было бы нереально и чересчур утопически. Неужто терпимость и повышенная любовь к ближнему своему заложена у них на генном уровне вместе с особыми способностями? Что-то непохоже, вспомнить хотя бы Широэ…

Зато инфантильность, которая практически всегда присутствует у «душевно ранимых», показана замечательно, вот только не знаю, заслуга ли это создателей. Община полагается на совет старейшин, совет старейшин перекладывает ответственность на лидера, а у лидера, как мы выяснили, в голове свои тараканы. «Мы должны верить в Джоми! » - вместо того, чтобы взять хоть часть ответственности на себя и самому попробовать разобраться, что плохо делать, а что делать хорошо. Единственный, кто активно попытался – белоусый старичок из совета старейшин. И он, благодаря своей инициативе, спас множество жизней, на которые благополучно наплевал Джоми. Иногда верность и преданность не имеет ничего общего со слепым послушанием и заключается в том, чтобы вовремя образумить.

Не только лидеры, но и остальные персонажи весьма неоднозначны. Но если у некоторых эта неоднозначность заложена в характере (все мы сочетаем в себе и положительные, и негативные черты, и кто разберёт, какие из них в какую категорию отнести), как у Широэ, то другие неоднозначны необоснованно. По крайней мере, мне так показалось. Высокомерие, самолюбование, жестокость, удовольствие от убийств других у Тони – и вдруг внезапно такая трогательная грусть по поводу роли, которую он на себя взял. Странно, мягко говоря. И всё-таки, психологически достоверных характеров куда больше. И они разные. И у каждого своя правда. И это перекрывает минусы.

А ещё тут удивительно добросовестно продуманы детали. Тех, кого мы видели детьми, даже если они были в толпе третьего плана, мы можем в этой самой толпе третьего плана и увидеть, но только уже повзрослевшим, после того, как пройдёт время. Практически ни один персонаж здесь не зря – большинство сыграют свои роли, пусть даже очень маленькие. За этими мелочами интересно наблюдать – и за взрослеющими третьестепенными персонажами, и за формой одежды, которая отражает статус того, кто её носит, и за прочими деталями, которые придают ощущение достоверности увиденному.
При этом, правда, постановка некоторых сцен слегка хромает. Моменты, которые задумывались драматичными, не должны вызывать нервных смешков, это уж точно. Зато графика хороша. Она красива, но как-то сдержанно, и это идёт ей на пользу. Глаза некоторых персонажей просто чудесны – напоминают полудрагоценные камни, особенно в этом плане отличилось новое поколение мью. Как уже упоминали не раз, в «Достичь Терры» много красивых мальчиков, и местами витает сёнен-айный дух, но во вред это не пошло.

И самое большое достоинство «Достичь Терры», возможно, в том, что это аниме очень насыщенно, насыщенно всем – и эмоциями, и интересными сюжетными ходами, и идеями. Персонажами и их взглядами, переживаниями, моральными травмами. Своими и чужими правдами, все из которых имеют право на жизнь. Судьбами – иногда от рождения до самой смерти. Болезненными темами, которые будут поднимать ещё раз и ещё раз, и по которым столько всего говорили и столько всего есть, что сказать. Конфликтами, желаниями, что приходят в столкновение. Идеалами, которые хорошо звучат в теории, и оборачиваются кошмаром на практике. И всё это реализовано на таком уровне, что относиться тем или иным образом начинаешь уже не к самому аниме, а к тем событиям, действиям, мыслям и персонажам, что в нём показаны. А это знак качества.


+37Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.




ответ №1 | Круцио2015.12.16

Подпишусь под каждым словом, и про героев в частности. Особенно про Блю. Не знаю, в чем секрет создателей этого аниме, но это первый раз, когда персонаж вызывает такую симпатию с самого же начала. Что это за магия? Им удалось создать такой образец милосердия и любви, что серия, где он защищал планету, - как ножом по сердцу. Просто до слез. (Кстати, может, из-за его присутствия, общество Мью обошлось без суицидов, как вы пишете, и царил покой, до поры до времени).

И насчет других героев - никто не вызывает ненависти, даже Кит, все они люди, и хочется, чтобы они уладили конфликты и жили в мире.



обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура