Фантастическое аниме - далеко не редкость, большинство из них в какой являются таковыми. Аниме про космос и звездные корабли попадается уже реже, но их все равно достаточно много. Настоящее научно-фантастическое аниме подобно бриллианту в навозной куче - оно встречается настолько редко, что я могу сказать навскидку всего пару названий. Ну, Акира, например - да, настоящая н\ф, Гиперпространственная крепость Макросс с некоторой натяжкой да еще, наверное, Кайба в какой-то степени. Говорят, конечно, что PlanetES - чистейший скай-фай, но я не видел, поэтому врать не буду. Честно говоря, жанр научной фантастики пришел в упадок. Последнее значимое произведение - это Гипперион Симмонса, а из нового на ум приходят только джедаи на телеэкране и бесконечно продолжающийся цикл книг, в котором 350-летний Люк Скайуокер вместе с прапрапрапрапраправнуками Хана Соло и Лейи Органы в очередной раз спасает Республику, а заодно и всю галактику, от какой-нибудь ужасной напасти. По сути вполне логично: многие технологии и идеи, описанные старыми фантастами либо претворены в жизнь, либо покажутся банальностями. Да, 40-50 лет назад было интересно читать про гипперскоростной двигатель, марсиан и прочее, но сейчас это уже далеко не в новинку. Плюс классический стиль изложения взорвет многим мозг, это вам не Донцова, даже в откровенно комедийной Стальной крысе иногда мелькали такие научные моменты, в которых с наскоку не разберешься, чего уж говорить о Херберте или Азимове. Однако, как бы то ни было, есть одна вещь, за которую научную фантастику нужно любить и лелеять - она умеет (умела по крайней мере) ставить вопросы. Вопросы разные - о прогрессе, о эволюции, о предназначении человека, о морали, смысле жизни в конце концов. В настоящей н\ф главным было не описание новой модели ракетомобиля, не межгалактичекая битва с представителями расы Убгд'жтук, а попытка найти ответ на какую-либо диллему, которая стоит (может встать) перед человеком.
К чему я начал эту бездарную писанину? Дело в том, что мне в кои-то веки попалось действительно хорошее аниме да еще и в жанре чистого скай-фая. Toward the Terra, снятое по одноименной манге, написанной в 70-х годах прошлого века, когда люди еще знали толк во всех этих делах. Скажу сразу, что есть две экранизации. Первая - это полнометражный фильм, сделанный где-то в 80-х, вторая - современный сериал. Я смотрел именно сериал, потому что историю длиной в 20 лет в 120 минут, на мой взгляд, уложить нереально. Скажу честно, комментировать данное произведение довольно тяжело. С каким-нибудь NGE или Elfen Lied все проще, т.к. там проблема там по сути одна и лежит на поверхности, а тут затронут довольно обширный спектр вопросов и не настолько явно. Ладно, может быть, я где-то и ошибусь, но...
Начну сперва с небольшого описания. Значит, будущее. Земля, называемая здесь Террой, как оно обычно и водится, была вконец засрана человечеством. Люди переселились на другие планеты. Они поняли, что человечество засирает все, к чему только не прикоснется, поэтому было создано общество Тотального контроля, во главе которого стоял суперкомпьютер. Для управления рождаемостью были упразднены живые роды, как в принципе и сам институт семьи. Новое поколение выращивали в пробирках из специально подобранных сперматозоидов и яйцеклеток, что обеспечивало здоровую популяцию. Детей отдавали на воспитание в так же специально подобранные родительские пары, некое подобие идеальной семьи. Жила такая семья на Артемизии - образовательной планете, где эти дети ходили в школы. В общем, воспитание достойных членов системы. При достижении ребенком 14-летнего возраста, ему стирали различные ненужные воспоминания - в частности о семье, после чего подросток представлял собой чистый лист, из которого в Академии формировали то, что нужно. Не забывая браковать негодных, конечно. Что подразумевается под негодными? Дело в том, что человеский вид не забывал эволюционировать, в результате чего появились люди с псионическими (?) способностями. Таких называли Мью и старались ликвидировать. Не всегда получалось, Мью соединялись между собой... И так далее. Дальше рассказывать не буду. Скажу только, что противостояние Мью и человечества - это основа повествования. Вообще, Мью - это такие идеализированные люди. Возможно, роль в этом играет телепатия - читая чужие мысли, чувствуя боль или радость другого существа, лучше его понимаешь и, возможно, перестаешь быть таким дерьмом, каким является большая часть человечества.
Что же все таки затронули в этом аниме? Ну, во-первых, описанная система достаточно актуальна. Если подумать про перенаселение и генофонды, насыщенные ягуаром, то можно предположить, что недалек тот день, когда детей будут выращивать в пробирках и строго по квотам. Светлое будущее же прет со всех сторон. Во-вторых, в очередной раз коснулись взаимоотношений двух различных рас и, соответственно, непонимания между ними. Вообще, это универсальный вопрос, который можно рассматривать, применяя не только к данной ситуации, а вообще. Среди людей всегда одни других не понимают и, самое главное, не хотят понимать, оставаясь какими-то взаимочужеродными элементами. Опять все тот же самый забитый и банальный вопрос, который до сих пор не разрешен практически. В-третьих, контроль. Дело в том, что, например, Киту Аниану существующая система очень даже не нравилась, но он понимал необходимость контроля. Люди ведь "злы и жадны". А действительно, может ли человечество нормально существовать без подобного контроля или без намордника с ошейником и пары цепей никуда? В-четвертых, детство и взросление. Стирка памяти появилась, я думаю, не просто так. Как в сериале, так и в реальной жизни, люди, становясь старше, забывают десткие годы и то, что с ними связано, забывают все эти приятные моменты, забывают даже родителей. Это правильно? Я не знаю. Продолжая дальше: меняется система ценностей, мировоззрение, характер - да почти все. Мы готовимся стать полноправными членами общества, этой системы, и ломаем себя под ее стандарты. В сериале один парнишка не зря таскал с собой книжку про Питера Пэна - мальчика, который не хотел взрослеть. Это основа Мью - они не хотели ломаться, они все остались немного детьми с такой же детской мечтой достичь Терры.
Я не знаю, какой в этом произведении основной посыл - сохранить в себе то самое, детское или уметь принимать тех, кто не соответствует привычной системе. Может, и то, и то, а может, даже что-то другое. Кому интересно - посмотрите сами и подумайте.
|