Очень долго добирался до второй части, причем в основном из страха. Первая часть оставила во мне много теплых чувств, а шанс на то, что история будет слабее, был весьма велик. Авторы легко могли вломиться в мой прекрасный манямирок и грязными сапогами испачкать и затоптать ту чистую белую скатерть повествования, что оставила первая часть. Сиквел всегда хуже оригинала, да? Слава богам Олимпа, нет.
Но при этом, алилуйя, авторы и не ушли в другую крайность. Могли бы сделать все как в первой части полностью, а что, людям же понравилось. Боруту же смотрят, мы чем хуже? Слепить пару клонов персонажей из первой части, чуть осовременить декорации и та-дааам, готовы похождения восьмого Хока... Якумэ. Но при всей внешней похожести атмосфера кардинально изменилась.
Далее возможны спойлеры.
Первая часть была историей роста, взросления. Сначала история молодых Якумэ и Сукероку, затем история Ётаро, все это именно про взросление, рост, познание того ракуго, которое каждый из них хотел показывать. И эту тему успешно раскрыли, в конце первой части доведя каждого из героев до пика творческих сил. Что нас ждет во второй части- правильно, увядание.
Именно этот символ, по моему мнению, стал лейтмотивом второго сезона. Мастер Якумо борется с печальной для него мыслью, что он последний из тех, кто жил ракуго и грозится забрать с собой искусство в могилу. Именно он главный персонаж второго сезона, Ётаро, Конацу и прочие дети, внуки и друзья детства только оттеняют его движение в могилу. Авторы манги наверняка пытались популяризировать хоть немного искусство ракуго, но атмосфера и стиль повествования непреклонны- это некролог. В манге можно завершить все красивым жестом: в отстроенном заново сгоревшем театре ракуго на сцену выходит внук почти сгоревшего там мастера Якумэ, продолжая династию, но говоря начистоту, каковы шансы, что там театр снова бы отстроили? Что внук займется призванием отца и деда? Мир меняется, интересы детей меняются, а без детей любая традиция и искусство вырождается и умирает очень быстро. Скорее всего, на месте театра построили бы торговый центр, кинотеатр или бар, где современная молодежь прославляла бы современных идолов, а на вопрос о ракуго только недоуменно хмурила бы брови. Посему, авторы атмосферой, самим духом произведения сказали даже больше, чем сценарием, и это даже хорошо. Честно. В этом мире все умирает, и даже идеи, опровергая классиков, говорящих об их бессмертии, не выдерживают пресса времени. Что остается нам? Наслаждаться моментом, история рассудит всех.
Это произведение закончено, надеюсь, насилия над трупом в виде историй о внуках и прочей лаже не будет. Та самая точка, что подчеркивает красоту и цельность истории, которую я всем рекомендую посмотреть. 9/10
|