В "Унесённых призраками" есть одна особенность, которая мне особенно нравится.
Не только не могу найти темы, которую можно было бы ухватить за хвост и приклеить ярлык "главной мысли". Даже когда, поймав хотя бы одну мысль, приходящую в голову при просмотре, я хочу изучить её под микроскопом со всех углов, сторон и т.п., препарировать, то... Облом. Ибо то, что было в фокусе секунду назад, расплывается, преображается - и опять становится чётким, но уже чем-то другим! Кажется, все темы этого аниме переплетены так тесно, как нити в полотне, перетекают друг в друга так плавно, как струи одного потока. Попытаюсь изложить хотя бы некоторое.
Начало как будто стандартное: пролог к действию - проход между мирами, нарушение запретов другого мира( незнание законов от ответственности не освобождает ), испытания в этой своеобразной обстановке, с правилами игры, узнаваемыми только по ходу дела. Изнанка нашего мира? Или же нет?
По крайней мере, в мире духов нашлось место и тем, кому в нашем мире отказали в месте под солнцем. Сколько речек засыпали с тех пор, как человечество начало строить себе города, подсчитать, наверное, никому не под силу. У каждого из нас, возможно, была в детстве такая утрата, воспрининимавшаяся особенно остро: спилили дерево, замусорили ручеёк, поляну переделали в автостоянку. Предвижу укоризненные взгляды: а как же иначе-то? Эка невидаль, речушка, одной больше, одной меньше. Тихий зелёный городок? К чёрту такое захолустье, будем современными, даёшь стройку ударными темпами... ура, граждане.
Не подумайте, что утрирую - примерно такими фразами в городе, где прощла большая часть моей жизни, в газетах высмеивали тех, кто хотел сохранить для себя и своих близких клочок леса и глоток свежего воздуха...ладно, это уже политика, в то время как аниме - искусство. Но надеюсь, теперь-то никто не скажет, что "Унесённые призраками" вовсе никак не связаны с реальным миром и его насущными проблемами.
Конечно, здесь экологическая тема подаётся метафорически, завуалированно, иначе бы и не получилось - по форме сказка, вот только сказка ли по сути? Кто-то мог бы смириться с загрязнением рек - но не автор "Принцессы Мононоке" и "Навсикаи". И речь не о том, чтобы люди совсем перестали воздействовать на природу - есть ведь что-то надо. Но, возможно, были бы лучше наши с природой отношения, если бы мы все сохранили в себе хоть частичку взгляда ребёнка. Когда речка для тебя - не просто масса куда-то льющейся воды, а охраняется духом, а в каждом дереве, не исключено, обитают дриады.
Тихиро не забыла Янтарную речку - и встретилась с её духом. Вот, может быть, ещё один мотив аниме - всё, что мы смогли сберечь в своём сердце и памяти, мы можем не бояться потерять. Не потеряем мы и то, что ради нас сохранил кто-то. Ведь иногда ( а особенно если вдруг так, ненароком забредёшь в чужой мир ) нереально справиться в одиночку. И поэтому, чтоб не превратилась девочка в Сэн, не утратила воспоминания и личность, Хаку сохраняет для неё одежду и имя. Это не будет нас удивлять, если вспомнить, какое значение в древности придавалось имени человека и принадлежащим ему вещам. Древние представления - неиссякаемый источник для современных книг и фильмов. Вспомнить хоть Урсулу Ле Гуин - сюжет "Волшебника Земноморья" строится на утратах и поисках имён.(Не случайно, видимо, Гибли его экранизировали.)
Но неважно, откуда заимствовать, важно, как это подать. Можно - сырым плагиатом.
А можно как пчела, которая берёт понемножку отовсюду, перерабатывает, и получается мёд. Миядзаки же преподносит ещё всё так, что ищешь скрытые смыслы, примеряешь на свою жизнь. Вдруг имя в данном случае - аллегория всех качеств, при потере которых перестаёшь быть самим собой? А мир призраков - аналог незнакомого места или сложной жизненной ситуации? Ведь для ребёнка переезд может быть не меньшим потрясением, чем встреча с волшебством. А доброта - она и в Африке доброта, но не становится от этого менее чудесной.
Имел ли Миядзаки в виду именно это? По крайней мере, если произведение вызывает множество ассоциаций и толкований, это уже показатель качества. "Унесённых призраками" не получится рассмотреть как что-то статическое. Нет того, что подразумевают под драйвом и экшном - есть внутренняя динамика сущего, дыхание всего живого. Это ведь и путешествие - опасное, как путь по заколдованному мосту, по которому Хаку проводит Тихиро. Невероятное, как путь поезда по глади вод. Прекрасное, как полёт в ночном небе среди разноцветных звёздных брызг. Вы ещё там не бывали? В добрый час!
|