World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (38)
 - компании (7)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - allcinema
 - seesaa


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры
 - саундтрек


 Для читателей
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Prostak
ANdY13
Arahna777
Contributor
mortezuboskal
XjSys
step
Galaxy road
mankind
192005
Marshal WA



вернуться на страницу аниме «Унесённые призраками» | вернуться на страницу комментариев



mankind | СА?: 2 года 12 месяцев | отзывов 8, их сочли полезными 11 раз 2016.12.22

ВНИМАНИЕ, СПОЙЛЕРЫ!
Хаяо Миядзаки - "Великий сказочник". Настолько его произведения "детские", что за внешней простотой даже взрослому порой сложно разглядеть мысль, вложенную в произведение. "Унесенные призраками" - именно такое произведение. Приключения маленькой девочки в мире духов оставляют после себя лишь чувство хорошего, красиво нарисованного фэнтэзи, сказки для детей. Но так ли это на самом деле? Попробуем разобраться.
Начну с того, что данное аниме я посмотрел, когда мне было лет 12. Тогда я толком ничего не понял из сюжета. Спустя несколько лет удалось пересмотреть "Унесенных Призраками". Тогда мне тоже пришла мысль о том, что это лишь хорошо продуманное фэнтэзи. Но именно продуманность и законченность произведения оставили после себя ощущение, что что-то упущено. В таком продуманном произведении некоторые сцены мне показались несколько топорными, некоторые вопросы оставались без толкового ответа, а именно:
1) Почему Тихиро отказалась присоединиться к трапезе? Вопрос, больше всего меня беспокоивший. Конечно, всё можно списать на капризы, на испуг девочки ("Люди в парке могут быть плохими"), на отсутствие голода или её вкусы в еде и т.п. С капризами и отсутствием голода ещё можно кое-как согласиться. С испугом же немного сложнее. Ведь девочка чувствовала себя в безопасности возле родителей? Тогда почему тут же отходит от них довольно далеко. А потом почему-то принимает пищу от незнакомца Хаку (пусть они были знакомы, но она этого не помнила). Также героиня не могла знать наверняка, что в старом парке опасно.
2) Почему родители Тихиро никак не раскрыты? Если отношение Тихиро к родителям ещё можно увидеть в том, что она желает их спасти на протяжении всего фильма, то отношение родителей никак не отображено. Так же, как в дешёвом фильме ужасов вставляют ненужных персонажей на мясо, создаётся ощущение, что родителей героини тут вставили, как ненужную массовку, просто чтобы как-то начать и закончить произведение.
3) Как обычная девочка могла узнать своих родителей в свиньях? Тогда как могущественная ведьма не смогла узнать своего чада в хомячке? Конечно, можно это объяснить тем, что девочка питала искренние чувства к своим родителям, поэтому могла их узнать в любом обличии, а ведьма была ослеплена заботой о своём материальном состоянии. Но в начале, когда родители только превратились в свиней, нам дают подсказку, что Тихиро не узнала родителей в свиньях ("Папа, мама, где вы?" кричит она после того как покинула лавку). То же самое в сцене с посещением свиной фермы утром - Тихиро явно сомневаясь, взглядом вопрошает Хаку. Тихиро не может узнать своих родителей в свиньях. Можно также объяснить это тем, что магия Дзенибы сильнее магии Юбабы. А в последней сцене на самом деле Хаку подсказал Тихиро, что её родителей не будет среди свиней. Однако такое объяснение тоже не совсем подходит, поскольку вряд ли магические способности Хаку выше, чем у Юбабы.
4) Также вызывает вопросы ужасно скомканный конец. В отличие от "Тоторо", "Ведьминой службы доставки", в которых в титрах нам показывают что было с героями после окончания аниме, в отличие от других фильмов Миядзаки, где присутствует какой-никакой конец, заключение, в "Унесённые призраками" появляется чувство, что аниме просто обрывается. Конечно это спорный вопрос, ведь заключение было - девочка вернула родителей, вернулась домой. Конец. Хэппи энд. Можно всё списать на некий режиссёрский сценарный ход, на то, что так было задумано. Я вам отвечу: "Да-да, все так было задумано:)". Но не так всё однозначно просто.
Итак, я отметил четыре вопроса, которые с каждым пересмотром "Унесенных" раз за разом задавал себе. Если читающие данный отзыв, уже догадались до всего сами, можете не читать далее, вряд ли откроете что-то новое. Если же вы НЕ знаете и НЕ желаете знать, либо НЕ знаете и желаете догадаться до всего сами, как сделал я, то настоятельно рекомендую прекратить дальнейшее чтение. В противном случае ВОЗМОЖНО полное исчезновение желания пересматривать данное аниме. Да, оно как загадка, которую разгадывать одно удовольствие. И если знаешь ответ, может стать совсем не интересно. Однако аниме настолько неоднозначно, что каждый может найти себе ответ по душе. Потому тех, кто решил читать дальше, заранее прошу прощения за категоричность моих измышлений, кои отнюдь не являются единственно верной догмой. Итак, начнём же разбор полётов, то есть поездов:) Начнём же разбор аниме "Унесённые призраками" - красивой сказки "для детей", удивительно неоднозначной притчи, на деле лучшего произведения Хаяо Миядзаки.
------
Наверняка у многих людей, не только у меня, сцена с поездом является самой любимой сценой в этом аниме. Прекрасные фантасмогорические пейзажи и самая красивая музыка во всём фильме. Являясь главным лейтмотивом, поезд в этом аниме также играет особую роль. Роль главной подсказки. Какие же мысли должны первыми приходить в голову в сцене с поездом? Конечно же, о человеческой Жизни. "Поезда идут только в одну сторону. Порой поезда едут не туда, но в этот раз я уверен, поезд пойдет правильным путём" - говорит Камадзи. Поезд, как и Жизнь - может завести не туда. Люди садятся в поезд - "рождаются", люди сходят с поезда - "умирают". Кому-то ехать дальше, кому-то сойти раньше. Каждому своя станция. Зная, что сцена с поездом - ключ ко всему аниме, уже можно додумать остальное самим. Итак, сцена с поездом намекает на Жизнь. "А что, если нам показывают целую жизнь?" - подумалось мне. Что, если всё аниме - на самом деле не праздные приключения девчушки в мире духов? Что, если мир духов, так похожий на наш, на самом деле им и является? Стоило задать себе такой вопрос, и все остальные вопросы к аниме сразу получали объяснение. Ну обо всём по порядку:
Маленькая девочка Тихиро переезжает с родителями в новый дом. По дороге они теряются и забредают в заброшенный парк аттракционов. Там родители находят лавку с едой и с жадностью набрасываются на пищу. Девочка отказывается и отходит от родителей. Почему же? Не просто так же она, напуганная, почти всю дорогу цеплявшаяся за рукав матери, вдруг ни с того ни с сего бросает родителей и уходит восвояси. А что, если сюда добавить ключевое слово "Жизнь"? Трое суток Тихиро предстоит прожить в мире духов. Если аниме являет собой жизнь, то первый день являет собой начало жизни, второй - середину, третий - конец. "Мама, этот дом стонет", "Это всего лишь ветер". Ох уж эти детские страхи - данный диалог, происходящий между мамой и Тихиро направлен на то, чтобы подсказать нам о том, что перед нами ребёнок, а не взрослый. Однако так же, как день неожиданно становится ночью, ближе к концу дня нам уже показывают не ребёнка, а пожалуй взрослого. Или подростка, выбравшего свой путь, не желающего идти по стопам родителей. Подростка, который не приемлет ценностей родителей. А каких же это ценностей? Родители Тихиро превращаются в свиней - а не является ли это неким посылом? Люди-свиньи - популярная тема у Миядзаки. Люди, достигшие определённого материального положения, и далее живущих только тем, чтобы поесть-поспать - вот что это такое. Таким образом автор выражается также о важности самоопределения в становлении личности Человека (с большой буквы). Тихиро несомненно олицетворяет такого человека - выбирающего собственный путь. Теперь можно по другому взглянуть на её капризы. "Старая школа была лучше", "не хочу туда идти", "не буду есть эту пищу". Пока Тихиро была ребёнком, она ничего не может сделать и покорно следует за родителями, однако став взрослее она уже может иметь свои взгляды на жизнь (не принимает пищу и уходит от родителей). Далее Тихиро теряет опеку родителей - также важный момент в становлении личности. Родители Тихиро превращаются в свиней. С этого момента начинается взрослая жизнь.
Далее Хаку объясняет правила - "Не будешь есть пищу этого мира - исчезнешь" и "Тебе нужно найти работу". Не правда ли похоже на наш мир:) Тихиро отправляется к Юбабе, получает работу и работает - середина жизни. С этого момента становится ясно, что мир духов - есть отражение нашего мира. Соответственно духи не являют собой духов, а являют реальных типажей (людей).
Ведьма Юбаба - типичный представитель "высшего класса", людей, которые заботятся о "ложных ценностях" - власть и деньги. Её совершенно не заботит воспитание своего главного сокровища - чада, всё воспитание - это балование в перерывах между работой. Нетрудно представить в кого превратится такой ребёнок (а тут и представлять не надо, нам всё покажут:).
Хаку - человек, понимающий "истинные ценности", однако идущий по стопам Юбабы, человек, забывшый своё настоящее имя. Имя в данном аниме есть ни что иное, как способность к самоопределению, определению собственного взгляда на жизненные ценности. Хаку олицетворяет человека, потерявшего способность решать для себя, что ему важно, он следует жизненным ценностям Юбабы (чужим жизненным ценностям). Также как, например, многие люди нашего мира видя, что некоторые купаются в славе и роскоши, пытаются достичь того же, не задумываясь о том, нужно ли им самим это.
Каонаши - человек, заработавший большое состояние (вероятно мошенничеством), но не познавший от этого счастья, человек потерявший лицо (честь).
Камадзи - являет собой человека-паука :) Человека-трудягу, который работает, чтобы работать. Такие люди становятся незаменимым профессионалом в своём деле, но не могут сделать того, чего не могут другие (главное отличие Тихиро от Камадзи (да и вообще всех персонажей
Жабы и лягушки - люди, которые работают, чтобы заработать. Типичные представители расы людей :)
Сасаватари - очевидно люди, работающие "за еду". Таких полно в нашем мире.
Родители Тихиро - люди-свиньи. Таких тоже немало.
Три головешки - возможно неявная отсылка к известной пословице с небольшим уточнением - "Неважно сколько голов - две или три, если они тупы, как пробки" :)
Про воронёнка к сожалению ничего сказать не могу.
И наконец Тихиро.
-------
Итак, что же происходит на второй день пребывания Тихиро в мире духов (середина жизни). Тихиро навещает родителей (эта сцена может расцениваться по разному. Моё мнение, что сцена посещения родителей есть не что иное, как намёк на нежелание смириться со смертью близких), трудится, совершает бескорыстное доброе дело незнакомцу Каонаши (чем заслуживает его доверие), а также (к концу дня) совершает то, что не могут сделать другие - спасает духа рек. Способность делать то, что не могут другие - важное отличие Тихиро от остальных персонажей, а то что это происходит в конце второго дня - желание автора сказать, что хорошим наставником способен быть лишь тот, кто честно прожил большую часть жизни. За это Тихиро получает лечебный пирожок - авторитет или праведное слово, дающее возможность и право наставлять других людей.
Третий день. Этим лекарством она спасает своего друга, ступившего на неверный путь (казалось бы так всё просто - верни то, что украл и попроси прощения. Но Хаку явно не может этого сделать сам. Намёк на то, что люди заблудшие в своих жизненных взглядах не могут спасти себя сами, им нужна помощь близких). Также Тихиро спасает Каонаши. Однако не смогла бы спасти Юбабу (так как для этого необходимо доверие). Затем уже старушка Тихиро (как бы это глупо ни звучало) отправляется на пенсию :) В сцене с поездом на это тоже есть подсказка - Тихиро едет в деревенскую местность, что напоминает склонность многих пожилых людей к старости уезжать жить в деревню. Далее Тихиро угадывает, что её родителей нет среди свиней - возможно трактовать как смирение со смертью, с неизбежностью. Поскольку это конец жизни, возможно героиня приняла, что её родителей уже нет в этом мире. Что говорит Хаку - "Иди вперёд и не оглядывайся". Не сожалей о своей жизни, ты столько всего сделала для этого мира. Здесь имеет место мотив о человеке, оставляющем след после себя. Тихиро встречает своих родителей в конце своей жизни и покидает мир духов через туннель. Повторяется сцена вначале фильма - явный намёк на смену поколений ("Времена меняются, люди остаются теми же" (действительно люди не меняются же! Или становятся хуже?. Но вот свет в конце туннеля, машина уезжает. Всё, конец. Именно что конец жизни. Возможно дальше будет другая жизнь в другом мире? Возможно. Никто не знает. Этим вот и объясняется такой обрывающийся конец.
Как-то в интернете я прочитал о том, какого персонажа отождествляют с Миядзаки. Ответом был добрый дедушка Камадзи (действительно самый подходящий на первый взгляд персонаж). Однако с учётом вышеперечисленного, Миядзаки однозначно отразил себя в Тихиро. Почему? Миядзаки - человек, в раннем возрасте потерявший одного из родителей (что находит свой отклик и в "Тоторо"), самоопределившийся в аниматора, прошедший долгий труд, сделавший то, чего не могут другие (согласитесь, подобным его работ мало, если не сказать что нет), заслуживший авторитет и уважение в мире японской анимации и теперь на склоне жизни раз за разом своим искусством, своим "добрым словом" пытающийся донести до зрителей "лекарство от ожирения", наставить на путь истинный. Не правда ли, похоже на то, что мы видим в "Унесённых призраками"? Прямо таки автобиографическая повесть :) Родители Тихиро превращаются в животных - это также можно растолковать как упрямость взрослых в собственных взглядах и заблуждениях. Также как и животным, взрослым людям трудно втолковать их ошибки - они всё равно остаются при своём мнении. Автор это прекрасно понимает. Так что же делает Тихиро для Юбабы, которую не смогла бы "вылечить"? Она берёт Бо, ребёнка Юбабы, в приключение. И Бо становится самостоятельным (вспомните его возражение Юбабе). То же самое делает и Миядзаки - он творит приключения не для взрослых, для детей - зрителей, которые, в отличие от взрослых, способны внимать, дабы те были по жизни самостоятельны в своих решениях, не следовали вслепую "ложным ценностям", даже если это взгляды родителей. Однако с большой надеждой на то, что те взрослые, что сохранили в душе частицу детской непосредственности, тоже поймут. К чести автора, некоторые моменты из его биографии (такие как нежелание участвовать в церемониях награждений или попытка отговорить своего сына от режиссирования аниме) позволяют понять, что сам Миядзаки не отступает от своих идеалов и в жизни.
Так в чём же главная (но совсем не единственная) мысль данного аниме? Ответ очевиден - в мире людей будь Человеком. Жизнь - она одна, проживи её не свиньёй, не жабой, не ведьмой - Человеком. Как Тихиро. Таким, что оставляет после себя след, идущим по праведному пути и наставляющим других на этот путь. Жить не только ради себя, но и ради тех, кто будет жить после тебя, работать не только для того, чтобы работать или заработать, но и для того, чтобы сотворить то, чего не могут другие. Однако такая простая и правильная мысль - она как горький пирожок, не всякий станет глотать. Уверен, Юбаба не стала бы принимать лекарства. Тихиро же удалось вылечить из взрослых лишь друга и того, кто ей доверился, принял пилюлю. Удалось ли Миядзаки вылечить кого-нибудь? Ответить на этот вопрос может только зритель.
Такая вот сказка для детей.


+5Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.




ответ №1 | mankind2016.12.23

Хотелось бы также отметить то, что Тихиро вначале с трудом пытается работать как сасаватари, затем работает уборщицей и наконец банщицей достигает успеха. То же и Миядзаки прошел долгий путь от художника-аниматора до сценариста-режиссера.





ответ №2 | mankind2016.12.23

После осознания того, что на самом деле представляет собой этот фильм все, даже незначительные фразы обретают иной смысл. "Посмотри, какая красивая и современная школа" - "Старая была лучше". Вспоминаем какой Миядзаки консерватор и как он печется о старой Японии :)





ответ №3 | mankind2016.12.23

Кстати, то что родители Тихиро заблудились также символизирует их заблуждение во взглядах. А превращение в людей - надежду на исправление. (А может, учитывая то, что превращаются они в конце фильма - на то что "горбатого могила исправит":)





ответ №4 | komok2016.12.24

Думается мне волшебный пирожок обладает куда более широким спектром действия не только очищая организм, но и помогая видеть вещи правильно, т.к. и Хаку и Чихиро употребляли его и смогли увидеть подделки.
В конце Чихиро с родителями возвращается совсем через другой портал, интересно а в какой мир они попали всё же.





ответ №5 | komok2016.12.24

И ещё можно предположить горошина которую Хаку даёт Чихиро есть его собственный волшебный пирожок, т.к. он всё же мелкий речной дух то и пирожок поменьше.





ответ №6 | Taulan --> mankind2017.04.16

[Настолько его произведения "детские", что за внешней простотой даже взрослому порой сложно разглядеть мысль, вложенную в произведение.]
Потому что абсолютное большинство их исключительно детские (ничего не говорю сейчас про "Унесённых", ибо не смотрел).





ответ №7 | mankind --> Taulan2017.06.18

"Детские" в кавычках. Я все же считаю, что Миядзаки снимает не столько для детей, сколько для взрослых. К примеру, "Унесенные Призраками" пересматривал много раз и в 12, и в 16, и позже, и так и не мог понять до определенного момента, что за пирожки, лягушки, безликие какие-то. Не понимал, почему Тихиро нельзя оглядываться назад, зачем Юбабе нужна была печать и т.п. Такие аниме, как "Порко Россо", "Ходячий Замок", "Унесенные призраками", "Наусика", а теперь еще и "Ветер крепчает" и тем более "Принцесса Мононоке" - про эти аниме не скажешь "однозначно для детей", даже наоборот.



обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура