С творчеством Миядзаки я познакомился уже будучи подростком. И это меня радует, ибо такую тонкую вещь, как "Унесённые призраками" надо оценивать, только имея определённый культурный запас. В детстве я бы вряд ли смог оценить этот шедевр по- достоинству. Его необходимо прочувствовать, проникнуться. Я не буду пересказывать сюжет, поскольку он уже многим известен, да и другие участники форума неоднократно делали это. Я постараюсь поговорить о смысле и значении данной картины. Данное аниме многие считают детским, но это не совсем верно. "Унесённые призраками" сняты в жанре притчи. Здесь множество необычных образов, тайных символов и прочего. С первого раза разобраться очень сложно, а потому я настаиваю - данное аниме надо пересматривать. Миядзаки представляет нам, зрителям, полную галерею японской мифологии. Религия японцев - синтоизм (вера в духов). Они уверены, что духи есть у всего. Что любой камень, дерево или уголёк - живые! Это важно знать при просмотре данной картины. Есть здесь метафоры явные, как например золото, превратившееся в глину или родители девочки, ставшие свиньями из-за своей жадности, самоуверенности и наглости! Но есть и скрытые символы, значения которых понятно не сразу. Например, горький пирожок. Учитывая всё это, я не могу назвать аниме детским. Ну, или японские дети имеют более высокий культурный уровень, чем у меня, если хотите! Сюжет нельзя назвать захватывающим, здесь нет экшена, эротики и тому подобного, что обычно сопровождает работы, имеющие успех у широкой публики. Миядзаки элитарен. Его работы - настоящее авторское кино, но при этом в прокате они собирают хорошую кассу! Наверное, потому что Мастер не заигрывает со зрителем, не пытается подстраиваться под него, быть проще, понятнее. Нет. Он делится своими мыслями и создаёт кино для умной публики, которая не ждёт от него моря крови и захватывающие бои. Его зритель - это человек высокодуховный, образованный и терпеливый. Он умеет смотреть в глубь и читать между строк, он трудолюбив, честен и умеет отделять зёрна от плевел, а точнее масскульт от истинного искусства! Именно для таких людей работает Миядзаки. Он и сам подходит под данное описание. "Унесённые призраками" - очень интересная и увлекательная картина. Для тех, кто умеет и любит находить потайной смысл. Ну и конечно, главный посыл этого аниме. Главная героиня в начале капризная и бестолковая, она ничего не умеет. В финале -она уже многое может делать сама, проявляет волю и упорство! Путешествие в мир духов меняет её. А вот как это происходит? В чём дело? Если хотите узнать - посмотрите аниме! 9/10. Мультфильм заслуживает похвалу и высокую оценку, но я ставлю девятку.
+0
Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.
[Ну, или японские дети имеют более высокий культурный уровень, чем у меня, если хотите! ] Не уничижайтесь, всё, естественно, ровно наоборот, ибо какие же тупые кодомо, сёдзе и сёнены они смотрят! [Они уверены, что духи есть у всего.] Наверное, вы про их предков в 4-5 колене?) Хотя до сих пор частично сохраняются верования, по крайней мере, в духов умерших старших членов семьи, это да. И это в определённой степени внушает уважение. [Миядзаки элитарен.] Пожалуйста, не говорите таких глупых вещей. Работы Миядзаки — это чистая попса, за исключением, может быть, нескольких. Разница между творчеством метра и мусором, составляющим 99% аниме, — то, что Миядзаки сам человек давно ушедшего времени, когда уродливое, пошлое и/или тупое клеймилось своими настоящими именами, а не выпячивалось так нагло на экран. При этом ещё и не последний художник, и человек эрудированный. Вот, собственно, и всё. Да, такие выдающиеся аниме, как Porco Rosso, Laputa и некоторые другие есть его авторства, но большинство — всего лишь хорошие, добрые детские мультфильмы, а есть и явно до глупости наивные, вроде Nausicaa, где всем известная грудастая Навсикая оживает (!) после смерти, или просто провальное в плане логики и смысла Mononoke, где ГГ рассуждает о вреде ненависти, но сам убивает направо и налево, а также предлагается проникнуться экологическим пафосом на фоне кровожадных воплощений зла, представляющих тамошнюю природу. Ирония заключается в том, что данный отнюдь не Толстой от аниме сегодня, в меру своих творческих и физических (уже ведь девятый десяток лет человеку идёт), практически в одиночку среди режиссёров противостоит тому потоку дерьма, который ежегодно производит аниме-индустрия. Он один, наверное, не запятнал себя участием в чисто коммерческих сомнительных проектах. К примеру, такие большие режиссёры, как Синъитиро Ватанабе и Такаса Накамура, имеют в своём активе не просто крайне убогие, но и в моральном плане сомнительные Space Dandy и Harmony соответственно. А на учащие хорошему, притом в абсолютно непринуждённой форме, мульфильмы Миядзаки родители могут не опасаться водить своих детей, да и сами могут смотреть не без удовольствия. Не меньшая ирония заключается в том, что у меня почему-то до сих пор не доходят руки до просмотра "Унесённых"!)
Мне кажется, что в Мононоке автор просто не вывез этику. Самое страшное там - не кровькишки и похожее на мерзких червей проклятие, а малая ценность жизни (не только человеческой, ведь там и другие разумные существа). Семнадцатый век, фигле. Полномасштабная война людей и леса - а на войне ведь не станешь разбираться, что вот этот конкретный враг еще не безнадёжен, а тот - вообще мирный житель. Хотя автор мог показать главную героиню щепетильной в таких вопросах - не стал. В результате средства не соответствуют цели, и вместо "экологического пафоса" исподволь толкается мысль, что чтобы выжить, все равно придется применять насилие и, может быть, убивать
Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура