Хорошее аниме, как и хорошую книгу, очень тяжело принимать в себя. Я помню, как переворачивал мне душу страница за страницей одолеваемый "Идиот". Со сбитым дыханием я откладывал в сторону книгу, ходил по комнате, успокаивался и только потом возобновлял чтение. С Ра было также. Я не предпринимаю никакой попытки противопоставления этой вещи творению Достоевского, просто констатирую - было так же. Еще ничто и никогда из весьма большого количества отсмотренного аниме не вызывало такой бури эмоций. В тех, иных картинах было всякое - скупые слезы, тихая радость, глухой удар обухом по голове после финальных титров, терпкий осадок на душе. Но чтобы столько, так сильно, так здорово...Одноврменно я понял кое-что еще. Аниме есть куда расти. Оставив позади малейшую детскость, мыльность, искусственность - расти. На этом инструменте можно исполнить поистине божественную мелодию. Стучалась в голову и такая мысль: авторам захотелось переписать Евангелион. Но сделать это надо было так, чтобы поверили все - чтобы невысказанное стало высказанным, а из дерева вариантов в финале избирались иные пути. В итоге Ра уступает Еве по глубине подтекстов и изящности смыслового пространства, хотя и зиждется на тех же краеугольных камнях - проблеме дикобразов, предательстве, общей модели несовершенства мира и, как следствие, желания перекроить его на свой манер. Но в Ра эта панорама не является основной в отличие от Евы, здесь она - только фон. Фон для любви. Уж так затаскали это слово, что его стало стыдно и пошло поминать в письменной речи. А жаль, заслоняем целый мир. Картины Ра, нарисованные с участием этого чувства, буквально вынули из меня душу: девочка-долем, пишущая на огромных электронных табло последние слова, наломавшая дров ассистентка, с ножом кидающаяся на своего возлюбленного, двое на палубе гигантского корабля, открывающие сердца друг другу. Всю первую часть сериала я ждал, что меня в очередной раз будут кормить жвачкой любовных треугольников, так и не получающих развития. Максимум, на что я надеялся -объятия в самом последнем кадре, дающие намек на продолжение лав стори где-то там, уже далеко за финальными титрами в волшебной стране Нетинебудет. И уж точно не ждал объяснений в любви. Поэтому описать мой восторг, мои эмоции, мою радость, когда я дважды, целых два! раза ощутил катарсис, идею, обретающую сущее, абсолют - на это просто не хватит моего бедного языка. Полторы секунды я был просто счастлив. Да, любовные истории - не редкость ни в аниме, ни в кинематографе. Да, сцен признания можно получить сполна, не просмотрев и малой толики этих океанов. Но одно - объятия и поцелуи главных героев в мелодраме, которая и без того на них щедра, а совсем, совсем иное - они же, но в картине, изначально вращающейся вокруг вроде бы совершенно других вещей - экшна, местечковой философии, войны, приключенчества, фантастики, и склонной к некоторой сенэнистости. В такой картине любовную линию ведь чаще использует лишь на правах запасного моторчика, дополнительного подогрева для зрителя, а потому редко выдвигают на первый план, довольствуясь первым и единственным поцелуем в финальном кадре. Здесь не так, за это благодарен, невыразимо благодарен создателям. Надеюсь, хоть немного смог объяснить свои чувства...
|