Приятно, когда ничего не ждешь от произведения, а оно при этом сильно удивляет. Но еще приятнее, когда возлагаешь на него определенные ожидание, и они сполна оправдываются. Именно так у меня случилось с аниме “Boku dake ga inai machi”. Я заранее знал, что это нечто неординарное и качественное, поскольку даже место в первой сотне нынешним онгоингам заработать крайней сложно, что уж говорить о первой двадцатке.
В Городе одна из лучших первых серий, что мне приходилось видеть. Композиция этой серии просто превосходна, я бы даже сказал идеальна. Обычно мне требуется минимум 2-3 эпизода, чтобы настроиться на нужную волну и полностью погрузиться в историю. Тут же мне хватило и одного.
В плане сюжета Город хорош. Хорош настолько, что в тройку лучших сюжетных линий года входит без вопросов. Но вся фишка тут именно в режиссерской работе (или в работе сценариста, на самом деле я не знаю, кто за это ответственен). Каждая серия заканчивается именно на том моменте, на котором должна закончиться. Кол-во событий на серию как раз такое, чтобы успевать все схватить и переварить, но при этом не скучать. И так в каждой серии. Вот знаете, обычно в аниме качество серий и их наполнение неравномерно. И если попытаться мысленно изобразить график насыщенности серий всего аниме, то получится некая кривая с постоянно изменяющейся амплитудой. В Городе же это просто прямая линия. Аниме получилось невероятно ровным, без перепадов и его очень легко смотреть. Для меня огромная редкость сесть за просмотр и закончить его в тот же день.
Еще один жирный плюс – это ламповая и уютная атмосфера событий начальной школы. Эта атмосфера получилась очень необычной, словно зритель вместе с Сатору вернулся в прошлое и наблюдал за всем изнутри главного героя. Слишком уж все чувствовалось родным, как будто ты сам в этой школе когда-то учился и знал всех этих ребят. За всей этой детской возней было невероятно приятно наблюдать: за тем, как Сатору пытался сблизиться с Каё, как они с друзьями строили всякие планы, прятались в старом автобусе и праздновали День Рождения. Не интересно, а именно приятно. Это сравнимо с тем чувством, когда ты возвращаешься в то место, в котором в детстве проводил много времени, и на тебя накатывают приятные ностальгические воспоминания. В этом плане Город оказался для меня уникальным и очень сильно удивил.
Сделаю небольшое лирическое отступление касательно названия аниме, а точнее его перевода на русский язык. Все дело в том, что оно немного некорректно переведено. Если перевести дословно, то получится “Город, в котором нет лишь меня”. Быть может, “Город, в котором меня нет” выглядит литературно более привлекательным названием, но смысл слегка искажается.
Сначала я не планировал ничего писать о музыкальной составляющей, так как она не особо выделялась во время просмотра, но прослушав саундтреки потом отдельно, я понял, что все же хочу выделить этот аспект. Есть такие композиторы, как Хироюки Савано, чьи треки я узнаю практически сразу ввиду их однотипности, что обусловлено определенной стилистикой композитора. При этом почти всегда его саундтрек действительно хорош и в тему. А есть такие, как Юки Каджиура, чей саунд распознать далеко не всегда представляется возможным, потому что он разный. И вот сейчас, прослушивая треки и прокручивая в голове кадры из аниме, я могу сказать, что очередная работа маэстро удалась. Для таких аниме, как Город, идеальным саундтреком является тот, который не акцентирует на себе внимание и не ощущается во время просмотра. Хочу сразу сказать, что такой стиль саундтрека нужен очень немногим произведениям. В том же Наруто, например, такой неприметный саунд был бы совсем не к месту. Там саундтрек служит неким индикатором и катализатором тех или иных эмоциональных моментов, поэтому он должен выделяться: печальный флешбек из прошлого – грустная мелодия, динамичная схватка – драйвовая и энергичная. В чем же задача музыки здесь? Тут музыка выступает в роли связующего звена между двумя чувствами восприятия: зрением и слухом. Именно поэтому она такая ненавязчивая и незаметная. И, несмотря на то, что сразу же после просмотра я не мог вспомнить ни одного трека, прослушивая их на следующий день, у меня в голове начали возникать определенные кадры из аниме, причем для разных треков разные. Это как раз свидетельствует о том, что саундтрек со своей задачей справился.
Финал Города меня немного удивил. Я ожидал, что Сатору разрешит проблему классическим методом множественного переигрывания определенного промежутка времени, но все оказалось немного интереснее. На мой взгляд, финальный эпизод удался, хоть и не все это разделяют. Удался хотя бы потому, что подарил зрителю нестандартный вариант развязки аниме с пространственно-временными манипуляциями.
Еще одна отличительная особенность Города – это невероятно огромный охват аудитории, сравнимый с такими аниме, как Fullmetal Alchemist, Death Note и им подобными. Это как раз то произведение, которое можно смотреть кому угодно и даже тем, кто не знаком с японской анимацией вовсе.
До этого фаворитом 2016 года у меня было аниме 91 день, но Городу удалось его подвинуть. В плане качества они практически идентичны, но Городу удалось проникнуть глубже и нащупать больше тех самых потаённых ниточек.
10/10
|