В кинематографе тема преодоления самой тяжелой утраты в жизни каждого - одна из наиболее сложных в исполнении. Слишком легко опуститься до банального повторения наставлений древних мудрецов, а то и просто сфальшивить, лишив зрителя не то, что ответов, но даже простого сопереживания героям. Неудивительно, что и в игровом, и в анимационном мире мало кто осмеливается даже приблизиться к ней. В "Ловцах" Макото Синкай этой темой продолжает свои предыдущие фильмы, посвященные расставанию любящих сердец, но делает это в неожиданном сеттинге, до боли напоминающем "взрослые сказки" Хаяо Миядзаки.
Первое, что хочется сказать о фильме - от его визуальной составляющей просто перехватывает дыхание. Причем касается это как качества исполнения, так и самого дизайна. Предыдущие фильмы этого режиссера также были щедры на детали, а здесь, в фантастической Агарте, это производит ошеломляющий эффект. Фильм ежесекундно играет светом, красками, формами, очень умело используя трехмерную анимацию там, где это нужно, и создавая полный эффект присутствия. И пусть истоки дизайна многих элементов легко угадываются, в таком исполнении они обретают новое очарование, благодаря чему взгляд приковывает к экрану до самого конца.
Остальные сторона фильма оцениваются не столь однозначно. Сюжет берет быстрый старт, галопом перескакивая от сцены к сцене. В течении первых 20 минут выдерживается приблизительно такой же темп событий, как на протяжении всего остального фильма. И здесь проявляется одна из слабостей Макото Синкая, которую, очевидно, ему так и не удалось до конца преодолеть - неумение связывать отдельные нагруженные событиями эпизоды в гладкую и цельную картину. И, несмотря на то, что формально начало фильма нам показывает все то, что и должно быть в завязке - быт Асуны, ее знакомство с другими главными героями и последующие события, дающие толчок основному сюжету, отсутствие переходов не только вызывает ощущение театральности, постановочности происходящего, но и ставит под вопрос достоверность переживаний и мотивации Асуны, отправившейся в столь нелегкое путешествие. Слишком мало времени занимает развитие отношений персонажей, чтобы поверить в такую крепкую их привязанность друг к другу, красной нитью проходящую через все произведение. Музыка только усиливает это ощущение. Постоянный композитор Синкая, Тенмон, решил в этот раз отойти от спокойных и проникновенных мелодий, свойственных предыдущим фильмам, в результате чего каждую вторую сцену сопровождает громогласная эпическая композиция. Такой пафос действительно производит впечатление, когда он используется к месту и в меру, здесь же эмоциональный настрой саундтрека зачастую не соответствует происходящему на экране, и восприятие музыки уходит на второй план, не подчеркивая по-настоящему важных моментов в кульминации.
По мере того, как развивается сюжет, становится все более очевидно, насколько слабо использован потенциал заявленного поначалу сеттинга. Информация о жизни и истории Агарты дается сухо и очень схематично, то же можно сказать о прошлом главных героев: соответствующие сцены и слова, хотя и оформлены подчас, как воспоминания, скорее смахивают на примечание в обыденном разговоре, тема которого касается чего-то совсем другого. Великолепная сцена в родной деревне Сина так и осталась единственной, где люди и поселения Агарты изображаются не виде декораций, введенных режиссером лишь для развития сюжета. То же можно сказать об идзоку, племени, играющем одну из ключевых ролей в сюжетной линии - несмотря на всю их загадочность, происхождение и мотивы столь чуждых, на первый взгляд, существ в мире Кетцалькоатлей оставлены за кадром.
Тем не менее, фильм позволяет до некоторой степени сопереживать героям, ведь их мотивы понятны и близки. Следуя вместе с ними до самого финала, мы подходим к месседжу фильма. И здесь, честно признаюсь, я ожидал нечто большего. Безусловно, в заданных условиях действия ведомых рукой режиссера персонажей легко можно разделить на правильные и неправильные. Однако, стоило ли городить весь огород для демонстрации чего-то настолько очевидного, не дав при этом ответа на главный вопрос? «Ты настолько же наивный, как и тот пришелец из Верхнего Мира» - упрекает Сина старейшина деревни. В свою очередь, можно упрекнуть в наивности самого старейшину и, далее, маэстро Синкая, поставившего глобальную проблему, но, вместо хотя бы попытки ее решения, ударившегося в этические частности. Если говорить об аналогах, вспоминается фильм Аранофски «Фонтан», очень сходный во многих аспектах с «Ловцами», однако лишенный кучи условностей последних и показывающий реальную духовную эволюцию человека, посвятившего свою жизнь возвращению любимой.
Подводя итоги, безусловным плюсом «Ловцов забытых голосов» можно назвать графику и концепцию. На этой основе Синкай мог бы создать шедевр, но не вышло. Вместо этого у него получился «всего лишь» хороший приключенческий фильм, который, безусловно, может занять свое место в коллекции каждого любителя анимации. Это ведь уже замечательно, не так ли?
|