World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (92)
 - компании (2)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - syoboi
 - allcinema
 - seesaa


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
UNV
Gestalt
krig147
DarkFlux
Nick Unknown
AnriSonohara
barmenchick
GeksIT
Contributor
mortezuboskal
MefrIll
step
Galaxy road
mankind



вернуться на страницу аниме «Девочка-волшебница Мадока [ТВ]» | вернуться на страницу комментариев



NitaNever | СА?: 12 лет 12 месяцев | отзывов 42, их сочли полезными 274 раз 2011.09.04

ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ
Поймал «новый русский» золотую рыбку, а она молвит ему человеческим голосом:
-Отпусти меня, любое твое желание исполню!
«Новый русский» молчит. Рыбка ему опять:
- Что ни пожелаешь, все исполню! Только отпусти!
«Новый русский» опять в ответ ни слова.
Рыбка:
-Ну отпусти же меня! Любое заветное желание, все, что хочешь, все исполню!
«Новый русский» задумчиво:
-Отпустить на волю…Любое желание…Вот слушаю я тебя, золотая рыбка, и думаю: в чем тут кидалово?
(анекдот 1990-х гг.)

ГОРДОСТЬ И ПРЕДУБЕЖДЕНИЕ,
ИЛИ О ЖАНРЕ «МАХО-СЁДЗЁ»: ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

Я не большая поклонница жанра «махо-сёдзё» («девочки-волшебницы»). Истории про девочек-волшебниц твердо ассоциируются у меня с хрестоматийной «Сейлор Мун».

Эпопею о «воинах в матросках» я смотрела отрывками, впечатление они оставили благоприятное, но не более того. Мое знакомство с аниме началось с «Хеллсинг: война с нечистью» и «Slayers» («Рубаки»), а они все-таки задают совсем иную планку, нежели «муняшки».

Махо-сёдзё не плохой жанр. Просто он специфический и рассчитан на определенный возраст. Чем дальше ты удаляешься от 12–14 лет, тем ощутимее меняются твои приоритеты. Это как любовь. В первом классе подойти и заговорить с понравившимся тебе мальчиком — уже великий подвиг. В *-ндцать лет верхом мечтаний кажутся совместные прогулки и первые робкие поцелуи. Получив первый, второй, пятый и т.д. сексуальный опыт, понимаешь, что любовь — это нечто большее, чем совместное времяпрепровождение в одной постели. Хочется чего-то более осмысленного и серьезного, основанного не на простейших инстинктах, а на глубоких, сложных эмоциях.

Примерно тем же путем изменяется восприятие аниме (фильмов, книг и т.д.). Сначала интересна только фабула (ой, что будет дальше?! ), потом начинаешь обращать внимание на характеры персонажей и их взаимоотношения. Со временем этого «внешнего» слоя, лежащего на поверхности, становится уже мало. Хочется чего-то более изысканного, элегантного, сложного, скрытого, хочется не просто наблюдать, а исследовать, размышлять, анализировать, видеть то, что сокрыто от глаз менее искушенных и внимательных зрителей. Словом, хочется видеть в аниме мощный подтекст, интересные сюжетные ходы, отсылки к другим произведениям, «пасхалки» и прочие интересности.

Махо-сёдзё, в моем понимании, — типичный жанр периода «первых поцелуев», когда зрителя главным образом интересует развитие действия (что будет дальше?), а также характеры и взаимоотношения героев.

К чему такое длинное вступление?

Дело в том, что, несмотря на предубеждение против жанра «махо-сёдзё», аниме «Девочка-волшебница Мадока Магика» мне понравилось. Очень понравилось.

Честно признаюсь, я не собиралась его смотреть. Но о «Мадоке» так много писали на форумах, что я не удержалась. Мне стало интересно: а по какому поводу там все эти восторги и споры?

Я скачала первые три серии (мой личный оценочный минимум), чтобы посмотреть, сказать свое «фи» и черкануть уничижительную рецензию.

Сериал я отсмотрела за два дня: отсмотрела бы за один, но надо было работать.

Я, конечно, не эксперт в жанре махо-сёдзё, но «Мадока» показалась мне очень оригинальным, свежим и незашатампованным аниме.

РИСОВКА: СОПРИКОСНОВЕНИЕ ДВУХ МИРОВ

Не люблю обсуждать рисовку. Это вещь сугубо «вкусовая», субъективная: кому — Пикассо, кому — Шишкин. Но относительно «Мадоки» просто НЕОБХОДИМО сказать пару слов.

Во-первых, ошарашивает контраст абсолютно кавайных мордашек героинь и тех событий, которые разворачиваются на экране. Когда более-менее реалистично изображенным персонажам отрывают руки-ноги, это смотрится нормально. Но когда девочку-няшку с глазами в пол-лица сжирает жуткий монстр…это, мягко говоря, шокирует.

А уж изрешеченный пулями Кюбэй — это и вовсе нечто грандиозное с чисто визуальной точки зрения.

Великолепный ход, на мой взгляд! Дизайн персонажей соответствует канонам махо-сёдзё — историй про девочек-волшебниц, воплощений Добра, которые сражаются со Злом во имя справедливости.

Но в «Мадоке» эти девочки помещены в жестокий реальный мир, беспощадный, сложный, неоднозначный, противоречивый. Где Добро, а где Зло? Кто воин Света, а кто посланец Тьмы? Где тут «наши» и «не наши»? Ведьмы? Но ведь они не по собственной воле стали такими. Кёко Сакура? Но ее ожесточенность показная, это всего лишь «панцирь», которым она пытается защитить свою израненную душу. Да и кавайный Кюбэй с мордочкой, навсегда застывшей в улыбке, не более жесток, чем садовник, срезающий увядшие цветы.

Во-вторых, здОрово сделано «пространство ведьм». Совсем иной тип рисовки, совсем иная техника. Глядя на кавайных девочек, путешествующих по этому психоделическому пространству, веришь, что перед твоими глазами — совсем другой мир, другое пространство, не похожее на привычное для нас.

В фильме «Кто подставил кролика Роджера?» основная изюминка заключается в органичном, естественном, сосуществовании на экране живых актеров и нарисованных персонажей. В «Мадоке», напротив, прелесть заключается в контрасте, неестественности сочетания двух типов рисунка. Супер, нет слов!

Обратите внимание, насколько продуманно пространство каждой ведьмы. Они разные, они «населены» предметами и существами, знаковыми для каждой ведьмы, имеющими символическое значение. Бабочки, ножницы, ноты и т.п. — если проанализировать детали магнитного поля, можно предположить, почему ведьма стала ведьмой. Например, поле Саяки Мики наполнено музыкальными символами: думаю, не стоит объяснять, почему.

СЮЖЕТ: СИНДРОМ ГАМЛЕТА

Предугадать развитие сюжета в «Мадоке» практически невозможно (по крайней мере, так было для меня).

Сначала кажется, что все предельно просто: подружки одна за другой или обе одновременно заключат договор с Кюбэем и будут вовсю магичить, побеждая врага за врагом, пока не доберутся до главного ЗЛА.

Как бы ни так!

Время идет, а…

Сюжет «Мадоки» мне ужасно напомнил сюжет шекспировского «Гамлета».

Поясню. В обоих произведениях имя героев вынесено в заглавие, так что не остается сомнений, кто является центральной фигурой повествования.

И здесь — самое интересное. Функция главного героя — ДЕЙСТВОВАТЬ и своими действиями способствовать развитию сюжета.

Особенность пьесы «Гамлет» в том, что ее главный герой, то бишь датский принц, на протяжении большей части произведения всеми силами старается УКЛОНИТЬСЯ ОТ ДЕЙСТВИЯ, затормозить сюжет, не дать ему сдвинуться с мертвой точки. Вот только получается все не так, как он планирует.

Точно так же Мадока только и делает, что НЕ становится волшебницей.

И Гамлет, и Мадока совершенно случайно совершают поступок, который влечет за собой шквал последствий: Гамлет по ошибке убивает Полония, Мадока из лучших побуждений выбрасывает самоцвет души Саяки.

Но с 10-й серии, когда рассказывается история Хомуры Акэми, сюжет приобретает совершенно неожиданное звучание. Не будем спойлерить. Скажем так: становится ясно, что Мадока — действительно центральная фигура этой истории. Все крутится вокруг нее. Все, что происходит, происходит из-за нее и ради нее.

Поэтому совершенно закономерно, что робкая Мадока, большую часть сериала пробывшая на втором плане, в конце концов развязывает сюжет.

И Гамлет, и Мадока в конечном итоге оправдывают свое звание главного героя.

ЖАНР: РАЗРУШЕНИЕ КАНОНА

«Мадока» вопиющим образом выходит, нет, вырывается за рамки жанра махо-сёдзё. Ей в них тесно и душно. Но «несогласных» и «нестандартных» у нас, как известно, не любят. Большинству спокойнее жить и мыслить по шаблону. Поэтому «Мадоку» часто обвиняют в «заумности», «мутности».

Множество нареканий вызывает финал. Ах, махо-сёдзё превратили не то в «Lain», не то в «Evangelion»! Ах, разве так снимают аниме про девочек-волшебниц!

Мы не хотим думать — мы хотим развлекаться! А потому «Мадоку» на мыло!

Да, «Мадока» — это не «жвачка». Это изысканное блюдо, приправленное ПАПРИКОЙ (кто смотрел соответствующее аниме, поймет, о чем я).

Разрушение канона происходит не сразу. Хотя некоторые «тревожные симптомы» заметны уже в первых сериях, начинается «Мадока» вполне в рамках махо-сёдзё. В наличие имеются все атрибуты: магический зверек, девочки-волшебницы «старого» и «нового созыва» (в смысле, опытные и новички), самоцветы души, волшебные превращения, костюмчики, особое оружие и приемы, борьба «во имя справедливости». Очень трогательно видеть, как Мадока первым делом разрабатывает дизайн своего костюма волшебницы. Тогда, в самом начале, ей это кажется очень важным…

Постепенно жанровая «мишура» осыпается, а за ней открывается малоприятная действительность. Исполнение заветного желания — это не абстрактное чудо, не сказочное волшебство, а нарушение порядка вещей, аномалия, и за осуществление мечты, за магию приходится платить страшную цену.

Магия в «Мадоке» — это не доброе волшебство из сказок, а древняя Сила, стихия, наполняющая весь Мир, управляющая и воплощающая законы его существования и закономерности его изменений. Эта сила равнодушна к человеку. Человек же, получивший Силу, должен сполна за нее заплатить.

Оказывается, что жизнь девочки-волшебницы — это отнюдь не сплошное увлекательное приключение с волшебными превращениями, поиском артефактов и сражениями во имя Добра плечом к плечу с ротой подруг.

Жизнь девочки-волшебницы — это чертовски трудная и смертельно опасная работа. Это постоянный реальный риск. Это одиночество из-за необходимости соблюдать конспирацию. Это двойная жизнь, полная вынужденной лжи, утайки, недоговоренностей. Это конкуренция с другими девочками- волшебницами, отстаивание своей территории и, более того, своей жизни. Не убьет ведьма — убьют свои же, такие же девочки-волшебницы. А если избежишь смерти в бою, со временем твой самоцвет души все равно почернеет — и тогда…

ПЕРСОНАЖИ

1. МНОГОЦВЕТНЫЙ МИР

В «Мадоке» нет абсолютно отрицательных и абсолютно положительных персонажей. Есть несчастные люди, оказавшиеся в довольно жестоких обстоятельствах. И есть Кюбэй, который просто не понимает образа мыслей людей и человеческих ценностей.

Очень логично и рационально он объясняет Мадоке, почему инкубаторы — не зло. Рассуждение о сельскохозяйственных животных, помните? А у людей, в отличие от коров и свиней, даже берут согласие на …ммм…использование. Очень гуманно.

И, если абстрагироваться от эмоций, логика и мотивы Кюбэя ясны и справедливы. Представьте, что есть человек, который дорожит носовыми платками, считая их частью своей личности. Вы этого не знаете. Вы встречаете его и предлагаете сто миллиардов долларов взамен на право попользоваться его носовым платком. Естественно, когда вы высморкаетесь в платок, вытрите об него грязные руки и выкинете в мусорку, вы не поймете, почему хозяин платка, странный тип, так расстроился и взбесился. Вы же ему сто миллиардов отвалили!

Именно такая логика и движет инкубаторами. Они не злые и не добрые. Они просто другие. Они не люди.

2. ХАРАКТЕРЫ ГЛАВНЫХ ГЕРОИНЬ

В «Мадоке» характеры девочек-волшебниц сложны и многомерны. Это не шаблонные типажи, а живые, развивающиеся характеры.

Мами Томоэ, благородная, добрая, но невообразимо одинокая. Не чувствовала ли она вину за то, что выпросила у Кюбэя жизнь только для себя одной, в то время как все остальные погибли в той катастрофе?

Кёко Сакура, внешне циничная и ожесточенная, но внутренне ранимая и честная. У нее, как и у Хомуры, есть ОПЫТ, знание некоей истины, которую она безуспешно пытается донести до других, в первую очередь, до Саяки Мики, в которой видит вторую себя, еще не пережившую то, что пережила она.

Хомура Акэми с ее страшной тайной…Очень интересно наблюдать, как постепенно меняется ее характер (10-я серия), как она становится жестче, тверже, целостней и все более одинокой.

Саяки Мики, жертва собственного идеализма. Увы, Саяки, человек соткан из противоречий, и как бы благородны ни были его цели, в их основе всегда лежит эгоизм. Редко, очень редко рождаются люди подобные Мадоке. Но ты — не Мадока. Увы.

Мадока Канамэ, самая обычная девочка. Она боится умереть, и это совершенно нормально. Она еще совсем маленькая, и у нее, в отличие от Саяки, пока нет той Цели, Заветного Желания, ради которого она была бы готова поставить на кон собственную жизнь, собственное будущее. У нее есть только безгранично доброе сердце, но это гораздо больше, чем все желания Мира. На протяжении сериала мы наблюдаем, как вызревает то зерно, которое уже было заронено в душу Мадоки, как рождается то единственно верное желание, во имя которого можно даже отречься от самой себя.

3. ВЗАИМООТОШЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ: ЛАБИРИНТЫ ПСИХОЛОГИИ

Вопреки законам жанра, сражения волшебниц с ведьмами и волшебниц друг с другом занимают в «Мадоке» не так много времени. Боевые сцены — не цель этого аниме. Его цель — раскрыть характеры главных героинь, показать их развитие и привести к закономерному итогу.

Вот типичное трио школьных подружек: Мадока, Саика и Хитоми. После того как Мадока и Саика узают о волшебницах, они постепенно начинают отдаляться от Хитоми: просто они о многом теперь не могут ей рассказать. Вот Саика заключает договор с Кюбэем и тоже начинает отдаляться от Мадоки, ведь между теоретическим знанием и практическим опытом — целая пропасть.

Очень интересно показаны отношения Саики с Кёко. Сначала делается заявка на длительное противостояние двух волшебниц, противостояние не на жизнь, а насмерть, на нескончаемую борьбу двух противоположных точек зрения. Но очень быстро выясняется, что эти «точки зрения» не такие уж и противоположные. Скорее наоборот. «Воинствующий эгоизм» Кёко и «отчаянное благородство» Саики — это две стороны одной медали. Это всего лишь психологические защиты.

Обе волшебницы совершили одну и ту же ошибку: захотели «осчастливить» других. Просто Кёко спряталась под маской «разочарованного циника», а Саика — под маской бескорыстного борца за справедливость. Итог вы знаете. Ну, или узнаете.

Кёко лучше чем кто бы то ни было понимает Саику. Ее предложение переломать скрипачу Кёске Камидзё руки и ноги звучит, конечно, жестоко. Но самое ужасное в том, что именно этого, по сути, на самом деле хочет Саика. Она жаждет привязать Кёске к себе, сделать его своим. Благородство — это лишь самооправдание. Истинное желание Саики, как и большинство человеческих желаний, в корне своем эгоистично. И Кюбэй предупреждает ее об этом, хотя и несколько туманно. Сакура же честно, без обиняков формулирует это желание и предлагает способ его исполнения. Она не собирается причинять Камидзё вред. Она лишь хочет, чтобы Саика осознала истинные мотивы своих поступков.

Но Саика искренне ВЕРИТ, что хочет Камидзё счастья, независимо от того, будет ли он любить ее или нет. Лишь в глубине души Саика чувствует свои истинные желания, и это мучает ее. Когда надежда на исполнения ее настоящей заветной мечты рушится, Саика осознает существующее в ее душе противоречие, понимает разрыв, зазор между НАМЕРЕНИЕМ и ЖЕЛАНИЕМ, между тем, чего дОлжно хотеть, и тем, чего на самом деле хочется. И это ввергает ее, воина света и справедливости, в бездну отчаяния. Финал известен.

ФИНАЛ

((ВНИМАНИЕ! Этот раздел содержит спойлеры, которые совершенно ТОЧНО ИСПОРТЯТ вам впечатление от просмотра. Пожалуйста, если вы еще не смотрели «Мадоку», пропустите этот раздел! Следующий раздел — МУЗЫКА))

1.

Аниме в жанре махо-сёдзё обычно рассказывают, как хорошо быть девочкой волшебницей. В «Мадоке» жизнь девочек-волшебниц предстает в совсем ином свете. Кое-что об этом было сказано в разделе «Жанр: Разрушение канона». Обращу внимание еще на один момент, самый интересный и неожиданный.

Как выясняется, кавайные девочки-волшебницы, по сути, зомби, ходячие трупы. А значит, по всей видимости, они не растут, не стареют и внешне никак не меняются. Вопрос, как же они живут, ведь родители, друзья, одноклассники не могут не заметить этой аномалии? Получается, что девочки оказываются навеки выброшены из хода нормальной жизни.

Понятно, что ни о какой любви тут не может быть и речи. Вариант Сейлор Мун плюс Мамору здесь неосуществим. Отношения Саики с Камидзё бесперспективны. Он живет и будет жить обычной человеческой жизнь, а она… И Саика понимает это, она сама говорит, что не может прикоснуться своими руками — руками мертвеца — к горячо любимому Камидзё… Единственный способ сделать Камидзё счастливым — умереть, исчезнуть, и Саика идет на это. В измененной реальности ее уже нет. Причем Мадока делает так с согласия самой Саики.

2.

Может ли девочке-волшебнице, воину Добра и Света, непримиримому врагу Зла прийти в голову, что она сама и есть Зло?

А в «Мадоке» все обстоит именно так. Всем волшебницам суждено стать ведьмами. Если, конечно, ведьма не успеет убить волшебницу до того, как ее самоцвет души потемнеет. А значит, существование волшебниц, по человеческим меркам, бессмысленно. Пока будут появляться новые волшебницы, будут рождаться новые ведьмы. Это замкнутый круг. Да, эмоции ведьм и волшебниц — это «топливо» для Вселенной. Но для самих девочек, стремившихся к своей мечте и жестоко обманувшихся в своих надеждах, это дела не меняет.

Мадока нашла выход из замкнутого круга. И это выход был единственным. Полностью отказаться от самой себя во имя других. В европейской системе ценностей ЛИЧНОСТЬ стоит на первом месте, и тем грандиозней и величественней предстает поступок Мадоки.

На первый взгляд, финал напоминает развязку «Lain». Однако Лэйн переписала реальность, стерев из нее себя и полностью переселившись в сетевую реальность. Мадока, изменила реальность, стерев себя из людской памяти, но осталась частью этой реальности, частью неотъемлемой — богом нового мира, регулятором порядка вещей.

Кто-то пишет, что концовка «Мадоки» завалена, что финал слишком мрачен или, наоборот, слишком слащав.

Побойтесь kami-sama! Финал логичен как решение уравнения 2*2=4! Для Мадоки и для мира это было единственным выходом.

Мадока наконец-то отыскала свое истинное желание, свое предназначение. После того как ее желание было исполнено, она, по определению, не может стать ведьмой, ведь она знает, что победила всех ведьм и больше не даст ни одной волшебнице превратиться в ведьму. Это игра, в которую невозможно проиграть, а значит, Мадока никогда не погрузится в бездну отчаяния.

Продумано все! В измененной реальности сохранился баланс сил. Инкубаторы по-прежнему собирают энергию для Вселенной. Только вид топлива несколько изменился: вместо бензина — солярка…Волшебницы остались волшебницами, только теперь они не превращаются в ведьм, а просто «исчезают». А Зло этого мира приняло другую форму — стало воплощаться в демонов.

Баланс сохранился, но замкнутый круг, по которому раньше блуждали волшебницы, разорвался.

У волшебниц исчезли основания ненавидеть инкубаторов. А про Мадоку, ставшую богом, вернее, ангелом-хранителем и ангелом смерти волшебниц, все забыли. Ну, кроме Хомуры и, судя по всему, младшего брата Мадоки. Конечно, это такой утешительный аккорд. Но, согласитесь, Мадока этого заслужила своей великой жертвой.

МУЗЫКА

Опенинг, если честно, посредственный.

Фоновые композиции чудесные. Они создают соответствующую атмосферу, настроение.

Но отдельных слов заслуживает эндинг — песня «Magia» в исполнении «Kalafina». Что-то древнее, дикое, языческое звучит в этой музыке, затрагивая самые глубины души. Эта музыка словно пришла из тех времен, когда весь мир был наполнен Магией, а длинноволосые волшебницы в развевающихся одеждах выкрикивали заклинания, стоя на краю обрыва у самой пропасти, и слова их уносились вдаль на крыльях ветра.

ИТОГ

Если вы хотите посмотреть типичное аниме в жанре махо-сёдзё, отдохнуть и просто пережить увлекательные приключения с девочками-волшебницами, ни в коем случае не смотрите «Мадоку»: эффект обманутых ожиданий вам гарантирован.

Если же вы хотите посмотреть незаурядное, умное, интересное аниме, разрушающее жанровые штампы и стереотипы, «Мадока» создана специально для вас.


+22Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.




ответ №1 | b1acksou1 --> NitaNever2012.02.17

Вот он! - комментарий моей мечты..)
Идеально подходит к данному аниме; но напрашивается вопрос, сколько раз Вы, Уважаемая, его просмотрели? Я так его быстро "проглотил", что некоторые детали, описанные Вами, совершенно упустил во время просмотра. И да, это первое аниме жанра махо-сёдзе, просмотренное мною (т.к. Я не поклонник жанра, да и не фанат аниме в целом.. Просто смотрю всё, что понравится - будь то House M.D., либо Naruto. Главное, чтобы было интересным.)





ответ №2 | NitaNever --> b1acksou12012.03.14

Спасибо :-)
Отвечаю: смотрела один раз. Как и вы - на одном дыхании. И, кстати, наверняка есть вещи, которые я упустила. Но если пересматривать каждое аниме по несколько раз - ни времени, ни нервов не хватит ^_^. Так что анализирую, так сказать, "с листа".
(В скобках: Хаус, Хаус, Хаус!!!!!)



обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура