В моем представлении аниме про волшебных девочек-зефирок и их нежную дружбу снимается в основном для страдающих от акне одиноких мальчиков и лысеющих дяденек с волосатыми ладонями. Обычно любое произведение с преимущественно женским кастом, состоящим из нарочито милых персонажей, я обхожу по широкой дуге, в случае Мадоки игнор затянулся на десять лет. Ненавистная моэ-стилистика, сёдзе-ай, безумный хайп, отголоски которого раздаются и сейчас стоит выйти очередному мадока-клону - у меня были тысячи причин, чтобы не смотреть. И ровно одна, чтобы все же дать Мадоке шанс - имя сценариста.
Каким же оказался ящик Пандоры, в котором могла оказаться, как душевная порнография в худших традициях Эльфийской Песни, так и действительно сильная, пробирающая до дрожи драма? Звучит - как волшебная музыкальная шкатулка: мелодии чаруют и увлекают, скрипка оттеняет жутковатые напевы ведьм, по всей вероятности потом заимствованные в Re:Zero. Эндинг - особенно сладкая конфетка. Вид у коробки с секретом оригинальный - воздушная повседневность мира прекрасного далеко, магический сюрреализм ночного города с ломаной перспективой, атмосфера, отдающая театром теней, прекрасно-упоротые реальности ведьм, наполнение образами на грани больного воображения и детских наивных каракуль. Каждый кадр можно в рамку и разбирать под микроскопом, что я уверена успели сделать уже и не раз, ссылаясь то на Евангелион, то на Библию, благо главная героиня есть Иисус, что вплоть до финала никак не может влезть в грёбаного робота, простите, костюм волшебницы. Внутренний механизм отлажен как дорогие швейцарские часы, которые будут идеально работать хоть через 10 лет, хоть через 100, - сюжет разыгрывается как по нотам, характеры девочек разобраны по кирпичикам, прям не деконструкция жанра махо-сёдзе, а отшлифованный до блеска образец сценарного мастерства. Чего только стоит одна ломка шаблона про неуверенность в себе, вызванную травмой детства, ах, как же смачно по этому стереотипу прошлись
Только вот есть одно “но”.
Смотрится вся эта красота с эмоциональной вовлечённостью Кьюбея.
Доктор, меня еще можно вылечить, если самыми relatable персонажем стал инопланетный кот с уровнем эмпатии ниже абсолютного нуля?
Настолько странного послевкусия от аниме у меня давно не было. Как правило, подобный диссонанс возникает, когда в хорошем произведении есть явные и грубые ошибки или наоборот - роскошная идея находит свое последнее пристанище в посредственности или гниет на помойке слитых тайтлов. А с Мадокой, как в анекдоте - я бежала за вами 10 лет, чтобы выразить свое равнодушие. Объективно - хорошо, а сердцу - ничего. И ведь даже коммерческой, расчетливой поделкой не назвать - видно, что Мадока делалась с искренней любовью и обожанием авторов к своему детищу, воистину opus magnum. Даже к горячо любимому Fate/Zero у меня возникало больше нареканий, хоть в основном они и касалась принадлежности Zero к Fate, про ворох проблем Psycho-Pass и говорить не стоит, но оба сериала вызвали ураган эмоций: интерес героями, напряжение, радость, отвращение, удивление, смех, горечь и учащенный пульс. На волне ностальгии и брат-дебил Lord El-Melloi II умудрился вышибить слезу появлением Македонского.
Можно ли оценивать произведение, к которому нет эмоциональной привязанности? Как быть, когда картинка - произведение искусства, музыка - искусство, сюжет - objet d'art, а свою задачу как художественного произведения аниме выполнить не удалось в случае одного конкретного зрителя? И что делать зрителю? Пытаясь проанализировать свои ощущения, я написала около двух страниц с разбором отдельных моментов, но на третьей поняла, что шутка про 10 лет и равнодушие ощутимо затянулась. Ответ оказался простым и лежал на поверхности - Мадока не история про девочек-подростков, Мадока - препарирование жанра про девочек-подростков с чуждыми мне тропами и культурным кодом. И просмотренная в детстве Сейлор Мун тоже не помогла, она все таки - про девочек, а не про их архетипы; создавалась еще в тем времена, когда аниме про девочек выпускались для девочек. Проще говоря, все нелюбимые мной штампы и темы - на месте, сценарист и остальная команда - талантливы как никогда, вместе сошлись сила действия и сила противодействия, и на дне ящика Пандоры оказалась пустота.
|