Тем, кому не интересно, тем, кто счел FLCL чистым стёбом, могу сказать только одно: "Прощайте, жители Мобасэ! " Не вам смотреть его и пересматривать, жмурясь от удовольствия, в пятый раз, вот и все. Не волнуйтесь, ничего не происходит. Все как обычно. Позитив хорошо расписали unin и dryoldsholar, но хочу кое в чем их поправить. Да, гайнаксовцы не курили. Нет, делая FLCL, не читали они толстых книжек по фрейдизму. У них не было на это времени. Они работали над своей удачей. Есть такой анекдот, как американский магнат принес в авиационное КБ непростое задание. Было сложно, но инженеры определили напряжения в материале для открытого вечернего платья без бретелек. Потому что понимали, что делают. И FLCL делали профессионалы. Посмотрите, как гитарные атаки, раскалившиеся добела от драйва, сменяет мотороллерная лирика. Как выпуклы характеры, как отличаются они у персонажей. Оцените, как сочетаются любовь и, (пусть справедливо осужденный Nassie, но все же существующий) "сексуальный контекст". Как хмурые комментарии Наоты притягивают сорвавшееся в фантасмагорию действие обратно в реальность эпилога. Язык Фури-Кури стильный, отнюдь не бредовый. Бред, даже если от него люди из окон выпрыгивают, обладает нулевой ценностью, в отличие от психологии персонажей. Когда кругом тоска и серость окружающих невыносима настолько, что порождают желание жечь и крушить, когда любовь запускает из розовых лапок под кожу остроту черных когтей собственника, проблемы неразрешимы, выборы подтасовываются, а котенок под бетоном эстакады роднее родных - разве это бред? Начальные условия аниме чётки, честны, логичны, и, сказал бы, традиционны. И прямые, и закулисные. Приезд в провинциальный городок таинственного лица женского пола, идущего служанкой в дом своего интереса имеет аналог. Можно считать это пародией, да, но обряжение героини в наряд "французской горничной", пираты, корпорации и тайные общества давно как мейнстрим. Если подумать, то даже то, что инопланетный квазимеханизм жрет мобильные телефоны, имеет смысл. Продолжение и развитие идет черезвычайно мягко для "Гайнакс", который славится сложностью повествовательных структур. Они даже вроде никого не убили. Только сделали взрослей. Зато больший отвлекающий момент встречал только в "Языке воды". В отсылках к пиджакам Люпена, мангам, региональному журнализму, помешательству на Нострадамусе и игрушечным мехам мерещится многое, но это маловажно. "Эксель-сагу" они не спасли от занудства, да и "Магический торговый округ Абенобаси" смотреть нелегко. Сюр - по сравнению с сюрреализмом "В джунглях все было хорошо, пока не появилась Гуу" Фури-Кури реализм. Впрочем, хотя нельзя объять необъятное, кое-что знать следует. Вот сцена дуэли. Даже боюсь думать, чем кажется она не опознавшему эйрсофт. "Аirsoft", он же страйкбол, изобрели в 1970-х. Используют точные реплики оружия, как современного, так и старинного, по весу и размерам. Пуляют из него пневматикой пластмассовые шарики массой в долю грамма. Одежда не пачкается, синяков с кофейное блюдце, как в пейнтболе, не остается. Что и позволяет игрокам использовать (или не использовать) соответствующие оружию костюмы. Вот откуда маузер, мундир отца Наоты и предложение снять стресс в поединке. И именно поэтому его не удивляет присутствие на "поле боя" девушки с противотанковым ружьем в руках и папахой на голове. Это - абсолютно нормально и естественно, только нам непривычно пока. Помимо всего этого, помните, что "FLCL - это и fooly и cooly"[unin]. Сие - чистая правда. Без изрядной доли кромешного постмодерного скоморошничества было бы не так убийственно хорошо и светло.
|