-- Чего грустим, декабрист Ржевский? Ну да, мы по царскому указу сосланы каторжанами в Сибирь, но это ещё не повод для уныния! -- Да как же не грустить: ко мне вчера жена из Петербурга прикатила. Всю злую каторгу, дура, мне испортила! (Советский анекдот).
Извините за грубоватый юмор... но иначе я не могу выразить своего отношения к появлению в самом конце действия невразумительного существа по имени Хосимия Ясиро. Которое едва не погубило полноценность весьма любопытного и неоднозначного сериала.
...После пасквиля на японскую религию под претенциозным названием "Sasami-san at Ganbaranai" я начал относиться к творчеству Акиюки Симбо с большой долей настороженности (эйфория от клёвого "Bakemonogatari" давно прошла). Однако "Denpa Onna..." меня заинтересовала сразу и не на шутку. Вплоть до злосчастной девятой серии, в которой "возник скафандр". Можно было сделать гендерную скидку на то, что автор оригинала (Хитомо Ирумэ) -- мужчина, а сам сценарий почему-то писала женщина (Юнико Аяна), но это мало что объясняло. Хотя, возможно, и объясняет всё, если Акиюки Симбо в качестве режиссёра играет лишь главную техническую роль. Кто их, потомков самураев, разберёт...
Ладно. Я сам неоднократно писал, что аниме требует от зрителя Полного Доверия. И поэтому закрывал глаза на непринуждённые поездки на велике Макото (отнюдь не атлета! ) с девочкой в продуктовой корзинке ("Ой! Попа застряла! "); и на двухчасовой (! ) ночной (! ) пробег, минуя другой город, перед прыжком с обрыва; и на последующее возвращение вместе с Эрио, взявшись за руки (правая сломана в двух местах)... И на многие другие нелепости, например, на "тренировки Рюко с 50-килограммовыми утяжелителями" -- такое мог ляпнуть лишь тот, кто тяжелее банки с пивом никогда не поднимал. Или на бейсбол в скафандре. Или на "жизнь в футоне" -- попробуйте жарким, влажным летом завернуться с головой в матрас, посидеть полдня да ещё пиццу при этом кушать! Разумеется, сразу выстроилась связка: "футон" -- это образ. Хорошо, но чего именно?
Первое и напрашивающее: "защита хикки от действительности" не работает, по вышеуказанной причине. Но тогда остаётся только "эпатирующее привлечение внимания"!
Оно самое и есть! Без всяких образов, вполне конкретно. Как и тётушка Йо-Йо в холодильнике (если б вместо липучки на дверце стояла защёлка, то задохнулась бы, дура...); как и Рюко, категорически не приемлющая обращение "Рюси" (в каждой серии по пять раз); как и Маэкава, ежедневно рискующая жизнью в своём "косплее"; как и "Ямомото" со своими бутылочными ракетами... Провинциальный японский городок с насквозь надуманным "торговым" и "городским" разделением бездушно равнодушен к любым личностям. И податься от него, видимо, некуда. Можно поэтому сказать, что все герои сериала откровенно дурью маются от лютого безделья и тоски. От жизненной безнадёги. В обычном захолустье, несмотря на гладкие шоссе и обилие проводов на столбах. Баскетбольный зал, где зрителям негде присесть... Бейсбольное поле у самого откоса дороги... Глушь, грустная обманка цивилизации.
Господи, знакомо-то как! Типично российская проблема со времен Чингиза. Вообще, чем больше гляжу, тем вернее убеждаюсь, что русские и японцы -- ментально самые близкие народы. А уж эмоционально почти неотличимы!
И герои очень уж мне близки. Даже Макото -- с его слишком уж взрослыми рассуждениями, совсем не характерными для провинциала из глухой деревушки; с его почти открытым хамством в ответ на провокационные заигрывания тёти; с его грубой бессердечностью по отношению к Рюко на фестивале; с его отнюдь не японской сентенцией "...можно подумать, что у вещей есть душа! ". Ну вот такой он... не притворяется и не рисуется нисколечко. Но вся его "теория", все плюсы-минусы юности -- не более чем юношеское торможение перед реальностью. Перед поступком, когда перед тобой интересное (и непонятное одновременно) существо прекрасного противоположного пола.
Рюко Мифунэ (фамилия-то какая! ) Люблю вот таких девчонок, и всё тут! Она удивительно похожа на Ханэ Сакуру из "Bakuon! ": та же круглая, забавная мордашка с хохолком на темечке, тот же мотошлем, та же страсть к звукоподражаниям ("Бумм! Чуфф! Вж-жик! ") И ровно та же незащищённость и открытость ("Я отказала одному парню... вот если бы мне признался ты...", "Спрячусь в засаде, а как он появится -- сразу и нападу! "). В последней серии я отчаянно за неё переживал -- как чувствовал, что наш внутренне чуткий к себе (но внешне глухой к другим) ГГ испортит долгожданное свидание самым хамским образом. Не впервой ей такое (в копилке личных отношений два отказа), надеюсь, что справится...
Тётушка Мэмэ (Йо-Йо) Това. Наверное, самый психологически сложный персонаж. Первое впечатление (стареющая, скучающая холёная стервочка) насквозь обманчиво: перед нами, действительно, немолодая, но отлично понимающая жизнь, умная красивая женщина. Казалось бы, мужика ищет да эпатирует ("Моси-моси! Это героин! Это кокаин! "), ан нет -- лишь пытается хоть как-то словесно разнообразить скучнейшую действительность. Честно говоря, подобная бальзаковская любовница -- самая волшебная находка для неопытного подростка... но Макото по вполне понятным причинам не способен даже на вежливый флирт. Тётя это прекрасно понимает и ограничивается лишь озорным поддразниванием. Но пределы она знает чётко и никогда их не переступает. Воистину мечта и для взрослого мужчины -- вот только ей самой лишнее существо в семье не нужно. Комфорт есть, ну а 40 лет может длиться не меньше, чем 39. Помните фильм Аллы Суриковой "Ищите женщину"? -- "В промежутке между тридцатью девятью и сорока годами я прожила замечательные десять лет жизни! " :-) Пока оно так, да.
Эрио... Та, которая вечно в футонах с разнообразным рисунком. Предельно простая и понятная героиня. Типа, ну приглянитесь, ведь я такая вся особенная! Ах, не хотите? Тогда я в матрасике кручусь-верчусь-завязываюсь... Неужели и теперь не интересно?!
Не-а. Нисколько. Никому, кроме бывших школьных подружек, завидовавших внешности и длинным волосам, да малость поначалу шокированному кузену. Который по своему подростковому примитивизму возомнил себя спасителем фальшивой инопланетянки и возвращением её в действительность. Всё могло бы кончиться очень печально для всех, если бы не сломанная рука. Это подействовало сильнейшим образом (жертвенность, как ни крути! ) -- и Эрио постепенно стала пробуждаться. Минимум футона, работа (ага, ра-бо-та :-), бейсбол, астрономия... Ей больше ничто не грозит, я уверен. Тем более, что теперь "...я буду во всём полагаться на кузена! ". Противное европейское слово, кстати, -- "сводный брат" звучит куда лучше.
Ну и, наконец, Маэкава. Которая, по сути, и держит весь глубинный слой "Denpa Onna..." Один из самых значительных реальных персонажей, виденных мной в аниме. Девочка анормальных шести футов роста и хронически очень серьёзно больная. Пережившая страдания и от того, и от другого -- и не подающая виду. Авторы показывают её проблемы ненавязчиво, но так недвусмысленно, что сердце щемит.
Вы знаете, как умерла в 17 лет наша талантливейшая художница Надя Рушева? Она, собираясь в школу, просто резко наклонилась, чтобы завязать шнурки на туфельках. И вдруг упала и больше не поднялась: острый инсульт, мгновенный разрыв сосудов головного мозга... Были предупреждающие признаки, да кто ж на них по юности обращает внимание?
У Маэкавы практически то же самое: явная проблема с сердечно-сосудистой системой. Поднять руки вверх -- уже головокружение, а горячая ванна может привести к глубокому обмороку. Или как при торжественном построении в актовом зале: стройные ряды учащихся -- и вдруг одна из них беззвучно падает наискосок. Страшная сцена в своей простоте, меня аж передёрнуло.
Какие, там, косплеи, какие сценические наряды для привлечения покупателей! Какая ночная переработка! Маэкаве режим и покой нужен! Прохладный климат! А менеджер ей: "Иди и подмети перед входом! " -- "Что, в этом костюме?" -- "Да". Молча идёт и подметает. Деньги нужны, на мопед копит, ага, так я и поверил... Самостоятельность ей нужна, финансовая опора, ибо папаша -- трус по жизни ("Чуть что -- и я сразу убегаю...") Такой расклад.
Никто так не умеет владеть собой, как люди, изведавшие вкус Смерти (пусть и в самой минимальной дозе). Маэкава одновременно и очень взрослая -- и очень юная, но в любом случае её общение безукоризненно. В любой фразе сквозит иронический, умный подтекст, но тончайший, уловить который удаётся далеко не сразу. У Макото это не получается, ему приходится всё разжёвывать. Что поделать: обычный пацан против "дивчины дай Боже"...
И вот тут бы на этом сконцентрироваться авторам! Здесь бы и поставить многозначительное многоточие! Но нет: неудачно заявленная вначале тема "инопланетности" не давала им покоя. А для завершения сериала в этом ключе (не нужном, совсем не нужном! ) материала и не хватало! И тогда они, ничтожно сумяшеся, добавили новую, совершенно лишнюю сущность.
Цитирую: "Отбросив в сторону закрывающийся занавес, из-под храма выползло белобрысое нечто..." Ну да, оно самое! Или Хосимия Ясиро звать, по принудительной воле сценаристов.
И Макото вдруг неожиданно разорался, несмотря на свою природную сдержанность: "Рюси! Порви их всех! " -- это во время обыденного школьного матча... И потоком тупая мораль хлынула: дескать, лучше упорно стоять на своём и тренироваться, чем отступить... И метеорит размером с горошину ударил с точностью оптического прицела...
И умный, тонкий жизненный сериал "Denpa Onna..." оказался испорченным. Насквозь надуманной и абсолютно не нужной "мистической" составляющей. Явный непрофессионализм, не знаю кого (сценариста? режиссёра? продюсера?). Не понимавших, что в их работе, сказав "А-а! ", говорить далее "Бе-э! " отнюдь не обязательно.
И всё же это верная оценочная "восьмёрка"! Вещь, неожиданно и сильно хватающая за душу, не известно, чем.
Ну, лично мне, конечно, известно. Маэкава, в первую очередь. И Рюко. Очередные "простые девочки", которые почему-то запоминаются надолго...
Р.S. Всем фанатам сериала очень рекомендую скачать "Комментарии" от группы переводчиков "Dreamers Team". Масса тонкостей и многозначительных параллелей.
|