Не обойтись юности без цветов. Но пуще того — без самого процесса расцветания. А оно, расцветание это, у разных людей проходит по-разному. И показать его тоже можно очень по-разному.
У второстепенных героинь процесса мы может особо и не увидим, тут скорее намётки, лёгкие штрихи. Одна подробная серия про Томоэ, «старшую сестру»: с какой забавной снисходительностью вздыхает та при виде «молодёжи»... в свои двадцать с небольшим! Одна серия про скромную и стеснительную Нако, этакую русалочку, что в непривычной среде чувствует себя так неуютно. Зато сосредоточенную и целеустремлённую Минко, будущего шеф-повара, раскрыли пожалуй не хуже, чем главную героиню, хоть в силу внешней суровости Минко и нелегко воспринимать как цветущую.
Но ценнее всего увидеть, что в старости тоже есть куда цвести. Особенно если кто-то когда-то хотел, а кто-то хочет и сейчас для тебя весь мир превратить в цветы. Хоть с бабушкой Оханы всё в общем-то с самого начала было ясно, но если в аниме старушку делают более-менее значимым героем, тут хоть стой, хоть падай. И такая вся из себя командирша, но в душе сентиментальная Суи тому пример.
Но именно главная героиня, Охана, привносит во всё остальное здесь дыхание и жизнь, с ней никому не сравниться по вихрю бушующих эмоций, который неизбежно ей сопутствует. Никто не умеет с такой космической скоростью сверкать пятками, моя пол на веранде, как эта крошка. И будоражить мир своей пока ещё не растраченной детскостью, незашоренным взглядом на мир и своей неизбывной, трогательно невинной наивностью.
Наивность — это большая роскошь на самом-то деле. Потому-то так часто за наивность и высмеивают, и преследуют, потому что просто-напросто завидуют тем, кто может себе её позволить. Вот если честно, положа руку на сердце, многие ли на свете могут позволить себе быть наивными и открытыми, даже в возрасте Оханы? То-то же. А ведь как порой, признаемся, хочется. И если творящееся на экране будет способно вызывать не зависть, а неприкрытое умиление и, может быть, ностальгию ( по тем временам, когда ещё...), то это — безусловная победа этой шумливой и такой вроде непутёвой обаяшки с цветками сакуры в волнистых волосах.
Наивность — это страшная сила. Мир может и не спасёт, зато может его порой обезоружить против себя. Миру легче после энного раза сдаться, чем продолжать огрызаться в ответ на такую солнечную простодушную непосредственность. Точно так же как подруга, которую наша наивняшка то и дело пытает нескромными расспросами по поводу её сердечных и прочих дел, уже устаёт отвечать героине нежными пожеланиями типа «Умри» и только разве что ещё хмурится.
Наивность — это двигатель прогресса. То есть сюжета. Куда бы делись многие забавные повороты, хитрые исподвыверты и даже драматические коллизии, если бы опять-таки не горячность, неопытность и вытекающая отсюда инициативность нашей милашки Оханы. Куда уж без её стремления всегда, везде и всюду совать свой нос, пардон, такой очаровательнейший анимешный носик. Вплоть до демонстраций протеста с плакатами. То и дело бежать куда-то в поисках чего-то или кого-то даже не ей лично нужного — и таки находить, жертвуя временем, которое могла бы потратить на устройство своей частной жизни, и сандалиями, порванными в горячке квеста. Не принимать солидной, важной, прагматичной аргументации взрослого мира, если аргументация эта прикрывает, мягко говоря, отход от фактов … ну а также угодливость по отношению к начальству и некую сумму в йенах, разумеется.
Немалый плюс Hanasaku Iroha в том, что мораль здесь не подаётся слишком однозначно, однобоко и консервативно. И это несмотря на всю самозабвенную традиционность, кимоно и гостиницы со сложившимися правилами. Разные ситуации нам покажут, разные, зачастую меняющиеся мнения о преемственности поколений и карьерном самоопределении. С одной стороны, юноша, согласный жениться на девушке, только если она посвятит себя гостиничному бизнесу, смотрится довольно эгоистичным и деспотичным типом. С другой стороны, старая бабушка может оказаться в состоянии понять, что её потомки не обязаны заниматься тем же, чем она, и что не стоит делать других людей заложниками своей мечты - пусть время даст им самим разобраться.
А в конце концов, когда юная Охана уже столько расцветала, расцветала и кажись давно должна была расцвести в полную силу, к какому выводу придёт героиня относительно себя самой? Правильно, к тому, что пока так и остаётся бутоном. Это же можно сказать и про отношения Оханы с тихим и женственным Ко, которым уготована полная мера комедийных или лирических обломов и неразберихи.
Безусловно, с некоторыми вещами, в отличие от очередных гостиничных хлопот, повременить не только можно, но и нужно. Другое дело, что для неяпонского зрителя чудодейственное умение японцев зависать над красотой мгновения и растягивать его на целую серию может требовать поистине самурайской выдержки... либо выдержки услужливой японской официантки или горничной. Но направление создатели героям дали такое, что при своём дальнейшем развитии им легко будет перейти от букв... или, чтоб уж по-японски, слогов азбуки жизни к иероглифам!
|