Когда-то эту землю укрывал лес, где с незапамятных времен обитали древние боги.
Анимационная студия «Ghibli», под руководством Хайяо Миядзаки, напоминала период расцвета и кульминации аниме, как отдельного течения в индустрии кинематографа. В ходе развития она усовершенствовала понятие анимационного фильма, тем самым ломая стереотипы диснеевских работ, которые долгое время считались эталоном для детского просмотра. Не секрет, что заядлые поклонники «Ghibli», считают ранний период работы студии более плодотворным, в отличие от нынешнего. Ведь после ошеломляющего успеха «Навсикая из долины ветров», можно было смело заявить о студии, как о серьезном конкуренте на рынке анимации. Работы Миядзаки не всегда сориентированы на детскую аудиторию, если европейские мультфильмы принято считать за некое пособие в воспитании детей, то работы японского маэстро отдельно зашифрованное послание подрастающему поколению. Одним из таких посланий была ошеломляющая полнометражная картина «Принцесса Мононокэ». Провокационный и неоднозначный проект режиссера затрагивает глубокие гуманистические идеи, возможно, только поэтому его сюжет кажется запутанным и тяжелым. Как и в предыдущей работе «Навсикая…», режиссер касается экологических проблем человечества, но в этот раз он отходит от футуризма, и погружает нас в мир дикой природы, населенной фольклорными духами.
Сюжет «Принцессы…», повествует о древних временах, когда на земле обитали боги, а царство природы граничило с человеческими желаниями обуздать и покорить все живое. Так в древней Японии появляется огнестрельное оружие, а с ним и сила человеческих возможностей. Природа как единственный живой организм пытается защитить себя от людей, тем самым насылая на их селения жутковатых демонов и духов леса. Главному герою принцу Аситаки, приходится сражаться с чудовищами, однако в отместку за свою храбрость, он получил проклятие, и был вынужден покинуть деревню. На своем пути ему приходится сталкиваться с неприятностями и несправедливостью, стремлением людей во всем быть первыми и лучшими. Так он достигает пределов Железного Города, где под руководством госпожи Эбоси население уничтожает лес, и добывает полезные ископаемые. Главный противник Эбоси священная волчица Моро, ее дети, и приемный человеческий детеныш. Знакомство с Мононокэ, напоминает зрителю давно знакомого Маугли, девочка воспитанная волчицей, считает себя частью природы, от чего и ненавидит людей за их поступки. Однако, волчьей принцессе все, же приходится бороться бок обок с людьми, ведь в конечном итоге, Мононкэ и Аситаки преследуют общую цель – сохранение равновесия в природе. Отдельные роли в картине отведены животным, они символизируют мощь и силу природы, но в тоже время, через некоторых представителей фауны режиссер пытается показать нам ненависть и страх. Через подобную аллегорию зритель наблюдает борьбу между добром и злом. Главными героями у Миядзаки всегда выступают дети, чьи образы далеко не те, к которым привык европейский зритель. В большинстве историй, это сформировавшиеся личности, сильные, уверенные и целеустремленные. Из-за любви и уважения к женщинам, режиссер всегда выводит женскую персону на первый план, и только потом спутника, немного уступающего в силе.
Пропитанные романтикой и чудесами, предыдущие работы «Ghibli», ничто по сравнению с Мононокэ, она выделяется из ряда вышедших картин, из-за своей жестокости и реалистичности. Но ее удается скрыть при помощи толкового сюжета и удачно подобранной музыки. Настроение фильма очень четко подчеркивает музыкальное оформление Джо Хисаиси. До «Унесенных призраками», это была его сильнейшая работа, в частности такие композиции как «Ashitaka and San», и «Mononoke Hime», создают неимоверные образы и ассоциации, и в некотором роде они даже преобладают над самой картинкой. Дует Миядзаки-Хисаиси, показывает нам, как в одном унисоне могут гармонично сочетаться анимация и музыка. Это касается не только « Принцессы…», но и всех остальных фильмов, которые невозможно представить без оформления Хисаиси. Художественное оформление «Ghibli» довольно сильно отличается от большинства аниматоров. Черты их персонажей более европеизированы, нет сильного акцента на глазах, а так же придание точности мелким деталям. Ведь, прежде всего аниматоры хотят донести до зрителя смысл картины, а не ее визуальный ряд. «Принцесса Мононокэ», в послужном списке работ Миядзаки, самая тяжелая и кровавая история о битве человека с силами природы, и, по сути, о битве с самим собой. Хороший детский фильм нужно снимать с расчетом на взрослых, что в принципе доказал режиссера. В будущем я бы хотела воспитать собственных детей на сказках Миядзаки.
Гению анимационного ремесла и всей творческой команде «Ghibli», наивысший бал за удовольствие.
|