Были времена, когда средневековые алхимики в своих пыльных башнях отчаянно пытались синтезировать философский камень, дабы обращать в золото всё сущее, а их рациональные коллеги из более поздних времён озадачились созданием не менее вундервафельного, по сути своей, агрегата, такого как машина времени - дабы шастать между этапами истории, как шастают дети по огромному коридору советской коммуналки при игре в прятки.
Вестимо, что и те, и другие напрягались чересчур много и слишком самозабвенно, чтобы преуспеть. Заменяли разумом и торжеством науки всю свою недолгую человечью жизнь, начисто изгнав из неё такую элементарную вещь, как радость, непосредственно, жизни. А тем временем простой (что, вообще-то, ещё более усиливает его гениальность) японский режиссёр Хайяо Миядзаки, отнюдь не преследуя цели возобладать таким вот камнем, равно как и не стремясь к путешествиям во времени, соединил эти два, казалось бы, невозможных изобретения во вполне осязаемую плёночную ленту с мультфильмом "Красный свин".
Название призвано сбить вас с толку, дамы и господа, поскольку всем гениям свойственны эдакие тонкие шуточки и пасхальные яйца для посвящённых и особо фанатичных последователей. Поскольку на самом деле "Свин" - тот самый философский камень, интегрированный в машину времени. Но превращает он всё своё окружение вовсе не в золото, к счастью, а в концентрированную романтику. И возвращает радость жизни тем, кому казалось, что потерял её.
Как зеркало "Еиналеж" (Джей Кей Роулинг, привет! ), "PR" отображает все самые сокровенные желания - не только каждого из нас, но и всего человечества. Желания вернуться во время, когда романтика была фактически осязаемой: все мужчины - высокими, стройными, и непременно - джентльменами (даже если они пираты или американцы), а все женщины - хрупкими, фарфорово-красивыми и беззаветно-преданно любящими. Когда честь и дружба ещё не стали пустыми словами, а благородство и честность не воспринимались как пережитки прошлого.
Если в пасмурный день развести в мониторе немножко этого мультфильма, дать ему настояться под приветливым отсветом большого рыжего абажура, - то можно забыть решительно обо всех невзгодах, или хотя бы - почувствовать их незначительность перед огромностью Неба. Можно снова стать романтиками - не циничными, а самыми что ни на есть романтичными. Можно найти, наконец, всё то, что мы потеряли.
То, что потеряли в глобальном смысле - всю эту неудержимую, через край хлещущую, молодецкую и искреннюю романтику 20х годов 20го же века, смытую Второй Мировой, которая, словно цунами, уничтожала не только жизни и души, но и весь культурный контекст, всю эту непередаваемо тонкую и нежную атмосферу свободы и юности, которая была _тогда_.
А "PR" поможет нам вернуться. Забывшим - вспомнить. Не знавшим - узнать, что были у человечества и по-настоящему золотые годы. Это аниме не только про авиацию, господа; хотя, безусловно, это её гимн и осанна тем сорвиголовам, кто впервые разрушил своим примером идею о том, что люди не летают. Вообразите, прочувствуйте, каково это - узнать, что ты можешь не только ходить по земле, но и властвовать надо всем небом? - это ярчайшее ощущение _нового_, удивительного и, да-да, волшебного, ставшего реальным - когда ещё люди, всё человечество - чувствовали себя столь счастливыми от покорения стихии?
Это аниме-воспоминание, аниме-сон - о самом лучшем, самом дорогом и самом сокровенном, что есть у человека (даже если он вдруг, по прихоти режиссёра, оказался в теле гигантского кабана) - о дружбе равных, о чести проигравших, о любви, сметающей все преграды и о смелости, способной покорить любую стихию. И о людях, умевших устроить свою жизнь со вкусом, удобством и таким уютом, какой непреодолимо напоминает детство, его беззаботность и наивную красоту всего и вся.
Уж сколь бы мудрёно-магичными и фантастическими ни были бы остальные произведения Маэстро, "PR" стоит отдельно - ибо он не о фэнтэзийных широтах, а о нашей планете. И даже об европейской её части. О Средиземноморье - колыбели цивилизации.
О бедных и богатых, кочевниках и домоседах, крылатых и пешеходах, которым всем одинаково светит мирное солнце, приоткрывая занавесь над раем лишь отчаянно смелым и безнадёжно влюблённым. И нам, если посмотрим "Porco Rosso".
|