- А не снять ли нам аниме? - А снять! А о чем? - О путешествиях во времени – это не ново, но не затерто! - Точно! И, чтоб герои такие были, ну, знакомые, помните, как раньше, семпай? - О, да! Эти длинные школьные юбки ниже колена, главные герои с носом-картошкой, военное время…. - Стоп-стоп-стоп, семпай, а военное время – вы думаете о том же, о чем и я? Тут уважаемый Акиюки Шимбо впервые осмысленно посмотрел на своего ассистента поверх стакана с саке: - Ты, что?! Молчи, идиот! – и нервно оглянулся, проверяя, не подслушивает ли кто. – Это тебе не суперплоскость! Это аниме! И что б никому ни звука! Ни слова! Ни знака, понял? Но делать будем, как условились – чтобы и косплей, и цитаты, и прошлое, и будущее, настоящее – все было перепутанным! Вот так и получилась нарочито бессюжетное, немного ностальгичное и слегка юмористичное аниме как бы про путешествия во времени. Обошлось, почему-то без пришельцев, невыносимых трагедий, гигантских боевых роботов, мальчиков-Героев и девочек-цундере. Не знаю, как так получилось, но оказалось, что в Летней буре нет почти ничего из того, во что можно было бы обличающее ткнуть пальцем и брезгливо прошипеть: «Штамп! Диклофосом его! » при явной вторичности поданного материала. В чем секрет – в грамотном цитировании оригинала ли, в мастерстве режиссера, мангаки, или дизайнера ли понять, по крайней мере, мне, трудно. Но отвергать того, что режиссер – тот, кто снял Сенсея, МариюХолик и адские Монстроистории, я не могу. А остальное говорит само за себя. В Летней буре меня мало интересовал сюжет, а в каждой новой серии я с нетерпением ждала, когда же безымянному посетителю подадут, наконец, соль! , чтобы по окончанию безмолвно страдать вместе с ним. Вместо того, чтобы думать «почему именно эта школа?», «где раскрытие персонажей?», «где вообще сюжет?» и «к чему эти безымянные люди, разговаривающие по телефону?» и по окончании сказать «Слив! », я, вспомнив содержание первой и последней серии, с восторгом кричала «А настоящее-то изменяется! ». Основа Летней бури – не сюжет, а фон: и поэтому постеры персонажей, непрерывный косплей всего и вся, цитирование, жара и звон цикад здесь оказываются важнее набивших оскомину перипетий. Еще один визуальный акцент – освещение. Затемнение краев почти в каждом кадре создает странный эффект псевдосостаренной фотографии, такой, знаете, с пожелтевшими краями. Нечастые вставки реальных, а не нарисованных городских пейзажей, постоянные сцены-повторения залитого солнцем кафе и панорамы города с верха склона добавляют очередную ложку меда в общий котел концептуальности. Где такое уже было, что-то такое я припоминаю: гудящие провода, пустынные улицы… Нет, не помню. Опенинг и эндинг чудо как хороши – исполнители песен так же были восприняты мною, как герои. Словом, аниме оказывается очень цельным, и очень, от этого, многоплановым. Трактовать его можно как угодно. Ну так это коронная «фишка» указного выше стиля. Шафту снова удалось создать новое с помощью не очень хорошо и совсем не забытого старого, как обычно, мастерски балансируя на грани бреда и экзистенциального откровения. Ps: лучшая шутка, это, конечно, «Достоевский». 9/10
|