«Монстрассказы» (Bakemonogatari) посвящены той, в сущности, простой идее, что все сверхъестественные чудовища есть феномены человеческой психики. Нет, по сюжету они вечно приползают откуда-то извне, но в каждой истории расправа над ними идёт путём психоанализа и урегулирования душевных проблем, так что совершенно несомненна их порождённость страстями персонажей. В изрядной мере — главного героя, даже если поначалу кажется не так, так что не удивительно, что ему приходится взваливать на себя основную тяжесть борьбы.
Некоторый недочёт допущен лишь в последнем эпизоде, где демон изгоняется силой другого демона, занимающего в сюжете неясное место. Но возможно это я не разобрался, отчасти из-за того, что последние два эпизода мне пришлось смотреть в эпической борьбе с техническими трудностями, а отчасти из-за того, что экранизированы только четыре истории, а книжки-ранобэ включают предысторию, да и продолжают ещё выходить. Хотелось бы надеяться на второй сезон.
Персонажи рассказов любопытны. Прежде всего упомяну Маёй Хатикудзи, эту звезду кавая, очаровательный и боевитый блуждающий дух зреющей лоли. В её образе я загадки не увидел, но тут-то и может крыться подвох, ибо у всех остальных тут заметно второе, а то и третье дно.
Вот, Хитаги Сендзёгахара — действительно ли она цундере, как сама заявляет? Её бодро держащаяся жертва, собственно, главный герой Коёми Арараги, сразу скептически хмыкнул на этот счёт. И действительно: ей больше подходит определение вроде «та ещё язва». Она не чередует вспыльчивую и ласковую манеру обращения, она одновременно цедит оскорбления и взыскует любви. Но и это — есть ли устойчивая черта её натуры или постепенно проходящее последствие стресса, представленного как одержимость призрачным крабом?
А влюблённая в неё кохай Суруга Канбару — действительно ли лесбиянка или «любит юри», как поправляется с ироничным стремлением к такту? Собственное признание и эмансипированное поведение (которое японцам с их неизжитым пристрастием к патриархату должно казаться ещё более маскулинным, чем нам) скорее создают иллюзию, нежели предоставляют доводы последней инстанции. Почему у неё тогда дом набит не юри, а яоем, что вполне обычно для гетеросексуальных девушек? Или то мистификация переводчика субтитров? Почему она так льнёт к Арараги-куну, не скрывая готовности к близкому контакту? Ой, не до конца она раскрылась в «Обезьяне Суруге»!
Что касается графического решения сериала, то оно… своеобразно. Местами просто качественно, а местами восхитительно. Недешёвая, должно быть, работа — что, возможно, и побудило сэкономить вставкой слайдов с текстом. Итого: сильный сериал, настоящее аниме-событие прошлого года, но малость незавершённый.
|