«Ох, чую – неспроста у витязя этого сразу шесть восточных сабель! -Ни слова больше! Где моя рогатина – подавай сюда медведя! »
(слово о полку «Сражающихся царств»)
Хотя история вещь упрямая – постмодернизм тоже себе твердолоб и своенравен! «Эпоха смут», кроме этого лихого товарища за плечами, имеет в качестве спонсора еще и игру-слэшер в виде прародителя. Так, что удивляться вольности, с которой авторы соизволили адаптировать под нужды и запросы ТВ аудитории, некоторые реалии Японии эпохи раздробленности, в своем сериале, весьма наивно.
Не рекомендуется показывать «Эпоху смут» историкам и востоковедам т.к. убитые критикой нервные клетки не восстанавливаются, даже в былинах. Ибо эпичность плохо сочетается трэшем, где харизматичность экранная не в ладах с лиходейством историческим, зато отлично идет бок обок, со спецификой «исторические параллели альтернативной Сенгоку Басара».
А то, что создателям глубоко параллельна и история, и законы всемирного тяготения, они ясно дают понять уже в первой серии. И хотя магии как бы, напрямую нет в мире смут, – персонажи подчас творят настоящие чудеса. Потому прыжки и наскоки, выполняемые героями сериала, высоки до неприличия пародийного, и скорее театрально эффектны, чем фехтовально-вероятны.
И, как ни поэтизируй богатырей народа японского и их ратные подвиги, превышающие любые допустимые прозой реалии средневековья – на поверку сквозь золотой лак эпоса и алую мастику драматизма, все равно вылезет фирменное качество «I.G» с которым мало кто может конкурировать, и редкий по эксплуатации былинный стиль и на этом, пожалуй…всё.
Ибо графическая красота эпического полотна «Эпохи Смут» видна не вооруженным моноклем глазом, а вот сопоставимость фактам и персонам-прототипам суровой действительности гражданской войны, вновь соизволила опочивать где-то вдали за 25 кадром. Хитроумное искажение перспектив исторических, и модернизация реалий батальных, очернение властителей объединяющих, и отбеливание имен сепаратистских – японцы видят каждый подвох и передергивание, гайдзины нервно роются в справках и пояснениях. Впрочем, подобные вольности неудивительны учитывая прохладность интернациональных масс, к брутальности иных подлинно исторических лент, и не менее стойкое аллергическое отношение к пыльному слогу летописей и легенд.
Можно долго и упорно с упорством доказывать – мол, одноглазый Дракон Датэ Масамуне неспроста, изображен в сериале прожженным байкером, Кенсин трависти-бисёненом, а отсылки на «Гандамов» и прочие художественные подвывихи - несут потаенный смысл.
Однако, кони, взлетающие по отвесной стене яко по ровной глади земной, уже в начале саги о борьбе за народно-самурайский радикализм и вольнодумство - все расставляют по ранжиру. Распределяют по весу – и по жиру, узурпаторов на троны, пушечное мясо под пули мушкетов с голливудским боезапасом. Князь тьмы с дрессированными черными облаками, злодейка с шестиствольной мортирой, и синоби с бесконечным, как чувство долга, декольте - на своем законном, прописанные ритуалами и традициями, месте. Кесарю – кесарево, а гиперболизации героических устремлений: «рукой махну - средь врагов улица, ногой - уже проулочек», и лазутчику бегущему наравне с пущенным галопом скакуном - плюшку с маком, и другими подручными психотропными средствами.
Если вам не доводилось прежде наблюдать «японское кунг-фу» с безбатутной акробатикой (всех и вся, в общем), оружейной эквилибристикой (шестью мечами одновременно, в частности), и неуязвимости, не свойственной гуманоидным организмам - обязательно обратите внимание на это достижения аниматоров от «Production I.G». С течением времени вы привыкните и к полетам не во сне, а наяву, взрывам без пороха, и прочим фейерверкам сейдзин-жанра средней смертоносности, и фэнтазийного кемпо повышенной разнузданности.
Высокий слог и верность своему слову, мужественность и величавость, неудержимость на поле брани, и мудрость в монологах в дни затишья – все эти качества близки героям «Эпохи Смут», ибо другие персонажи саг обречены на безвестность «соломенной» смерти, презираемой викингами и азиатскими аниматорами.
И, как в любом эпосе – все герои важны, хотя и не равноценны, и лидеры, и верные исполнители их крамольных и оппортунистических планов. Государя делает окружение, а главаря – верная бандитская свита. И тут необходим скорее панорамный облет, чем пристальное внимание к кому-то конкретно. Пафос уместен, ибо оплачен кровью, не рафинирован максимализмом подростков, но замутнен головокружением от успехов, чуть-чуть подкреплен в меру трагическими ситуациями, и самую малость расшатан комичными положениями.
Был ли они хоть когда-то такими, эти смутные периоды в становлении японской государственности, или их раскрасили сусальным золотом поколения почитателей и жизнеописателей?! – на эту тему было сломано немало копий историков, и мечей библиографов. Верить в таких цельнометаллических и глыбомонолитных героев в наше циничное время давно не модно - но согласитесь, так порой хочется.
|