Писать рецензию на блестящий сериал, который к тому ж ещё и вышел больше десяти лет назад, находится в первой тройке рейтинга и был отрецензирован многократно и, главное, давно - довольно тяжёлое занятие. И, быть может, то, что хочу сказать я, уже было ранее кем-то сказано. Но я всё же напишу эту рецензию. Просто потому, что душа требует. Быть может, и это тоже показатель того, что сериал, как минимум, хороши. Равнодушным он не оставляет вообще ни разу. Но вот только хвалить я его почти не стану. Уж извините. Даже не смотря на то, что поставлю ему оценку 9. Почти что высший балл. И писать я буду, в общем-то, о том, почему не 10. Такая вот парадоксальная ситуация.
Так сложилось, что я посмотрел подряд оба сериала - и первый, и второй. Вероятно, это было моей ошибкой. Потому, что впечатления от этих двух по факту совершенно разных сериалов наложились. И общее впечатление сложилось отнюдь не в пользу второго. Нет, второй сериал хорош. Но невероятно хорош. Но на контрасте с первым откровенно теряется. И то, что это именно он попал в первую тройку рейтинга, на мой взгляд, несправедливо. Должно было быть наоборот. В чём же та разница, которая так резко разделила их? В сюжете. В сценарии. В самой истории. Эта разница в том, что создатели второго сериала не просто изменили лор первого. Не просто переработали сценарий, историю и сюжет. Они убрали из них глубину и драматизм, которые лично меня просто ошеломили в первом сериале. И если в "Стальном алхимике" 2003 года я увидел огромную, красочную, невероятно многогранную и одновременно глубокую философскую историю, то в сериале 2009 года - просто красивый комикс. Который не трогает. На всём своём протяжении. Лишь на последних сериях количество всё же насинает переходить в качество. Но с первым, который держал практически с самого начала, это всё равно не сравнить. Из второго сериала оказались практически полностью изъяты все действительно драматические и трогательные линии сюжета, заставлявшие ошеломлённо смотреть в экран:
- убрана оказалась тема гомункулов, мечтавших стать людьми. А ведь именно это их страстное желание во многом определяло драму и трагизм повествования. И личностный надлом Страсти в финале, когда она перешла на сторону Эдварда и полковника Мустанга, тому доказательство. В первом сериале эту дугу откровенно недотянули, но вместо того, чтобы сделать это во втором, они её просто выпилили. Более того, они просто убили Страсть в самом начале, превратив одного из ключевых персонажей в проходной расходный материал. - убрана оказалась тема личной вины алхимиков за создание гомункулов. То, что объясняло и мотивировало сюжет, привносило в него невероятный эмоциональный накал и делало противостояние чем-то глубоко личным. Как ненависть нежеланных детей к родителям. В этом конфликте было что-то библейское. А ещё это давало дополнительный уровень смысла: поднимало вопрос ответственности учёного за то, что он делает. Вопрос цены познания. И всё это оказалось не просто убрано, а вырвано под корень. - практически полностью удалена оказалась тема химер. Они стали ещё одними второстепенными, проходными персонажами. Мелкой подтанцовкой и подпоркой сюжета. Даже жуткую тему доктора Такера просто слили, элементарно его убив. В итоге эта душераздирающая арка просто растворилась в сюжете и не вспоминалась. В первом же сериале она шла до последней серии. Там было чётко показано, как Такер сначала сотворил просто чудовищное зло со своей маленькой дочерью, превратив её в химеру ради собственных научных и карьерных амбиций, а потом на протяжении всего сериала медленно сходил с ума, раздавленный виной. Ещё один вопрос о цене науки и вообще всего того, что мы делаем в этой жизни. Но нет, и это оказалось отброшено в сторону. - была как-то незаметно даже не удалена, а задвинута на второй план, сведена к минимуму тема равноценного обмена, бывшая чуть ли не главным стержневым моментом первого сериала. Её просто кастрировали и упоминали фактически просто чтоб не забыли. Просто ради заполнения дыр в диалогах. - даже откровенно душераздирающая история гибели подполковника Хьюза оказалась настолько "оптимизирована", что от неё, по факту, осталась одна лишь сцена похорон. И я вдруг обнаружил, что этот эпизод, на котором в первом сериале реально обрывалось сердце, во втором абсолютно не трогает. Ты просто смотришь её и никак эмоционально не включаешься. Ну, хоронят и хоронят. Почему? Да потому, что вся предыстория была изуродована таким образом, что включаться не было причин. Не было показано ничего: ни как жена подполковника рожала и братья алхимики помогали принимать роды, ни как Хьюз до шизоидности любил свою дочку, ни как он трогательно заботился о ней. Ну, и чему было лично сопереживать в эпизоде его похорон? - то же самое они сделали с сюжетной линией об Эде, Але и их матери. Которая стала просто никакой. - то же самое они сделали с сюжетной линией Изуми, учителя Эда и Ала, которая хотела воскресить мёртвого ребёнка и нарушила правило точно так же, как они. Вместо мощного сюжета с зашкаливающими эмоциями в первом сериале мы получили бесцветное изложение во втором. Не затрагивающее вообще ничего в душе и моментально забывающееся.
Да, вместо всего этого они ввели много новых героев. Но без глубины эти герои получились такими же абсолютно никакими - словно вырезными из фанеры. Эдакими деревянными Буратинами. Не более. А ведь за каждым из них была в общем-то интересная история.
В итоге драматизм оказался выпилен до такой степени, что когда во втором сериале начинали происходить, казалось бы, драматические события, хочется просто сказать известную фразу Станиславского: "Не верю". Ну, вот просто не верю и всё.
Да, повествование прибавило яркости и динамизма. Но при этом оно стало плоским, прямолинейным и однобоким. Из него полностью ушёл психологизм. История утратила глубину. Если в первом сериале ты ярко и искренне сопереживал героям и волновался за них, то во втором они воспринимаются всего лишь как движущиеся силуэты из театра теней. Такие же безликие. Такие же двуцветные. Такие же одномерные.
В сюжет добавилась нуарность. В сюжет добавился драйв. В сюжет добавился экшн. И это стало огромным плюсом. Но из сюжета ушла душа. Психологизм заменили трэшем. Монументальная картина была заменена вырвиглазным комиксом. А большое количество экшена в нём без этой глубины ближе к концу даже стало казаться каким-то избыточным и утомляющим.
Что самое парадоксальное - второй сериал мне в целом понравился. И то, что я сейчас высказал, конечно не перестаёт делать его выдающимся тайтлом. Но статус шедевра всё же ставит под вопрос.
Впрочем, есть у него и преимущество. Огромное. Почти уравновешивающее всё сказанное выше. Точнее даже целых два.
Во-первых, это эпичный финал. Огромный, панорамный, клокочущий от событий. По размаху чем-то даже напоминающий "Властелина колец". Длящийся едва ли не на протяжении полутора десятков эпизодов. Финал размером со средний анимэ-сериал. От него местами даже дух захватывает. И здесь можно сказать только одно: браво.
Но главное не это. Главное то, что во-вторых.
Главное в этом сериале - эго хэппи-энд. Потрясающий. Шикарный. То единственное, чего так не хватало первому сериалу с его неопределённым финалом. И вот это реально почти искупает все грехи и недостатки второго "Стального алхимика".
Но подводя черту я скажу вот что. Второй сериал не просто хорош. Он великолепен. Он недосягаем. Он роскошен... А первый был гениален. Вот и вся разница между ними.
9 из 10
Добавить мне нечего.
|