Трижды руководство «Mad House» делало ставку на мастерство Сато Юдзо, сдавало ему и деньги и карты планов экранизации, или даже скажем так, воплощения in vivo человеческого азарта, смекалки и жесткого, как зубья капкана расчета. И каждый раз выше обозначенные темы были воспеты, увековечены и ловко шли «на ура» у любителей психологических триллеров и остросюжетных приключений. И годы, уходящие с момента выхода в свет историй ментальных противоборств, ловушек и уловок, только наращивают отрыв между сериалами входящими в триптих, и всеми другими аниме, посвященных теме всевозможных битв умов и сражений ради своих принципов.
И хотя ключевой темой трилогии японского режиссера всегда была игра, во всех ее разновидностях – в маджонг, смертельно опасная и противозаконная, или как в случае «Одного на вылет» в традиционный американский бейсбол – однозначно всегда, интрига была всегда интереснее сюжета. И козырной туз в рукаве был именно, что с человеческим лицом (искаженным внутренним напряжением или застывшим и холодным как ледяная глыба), и всегда напряжен, как нервы у падающего решающий бросок, в последнем ининге, игрока.
Во всех трех случаях было сделано провокационное, запретное в мире развлекательного, действо по стимуляции у зрителя желания думать, испытать напряжение высоких ставок, яростно пытаться вывихнуть извилины мозга на крутых поворотах сюжета. Как не был бы мало знаком маджонг, или чужероден бейсбол – можно сказать с уверенностью ни один зритель не пожалеет времени потраченное на поиск объяснение и раскрытия тактик выигрышных комбинаций, всех этих курвболов, краж баз и методов подачи тайных сигналов.
В этом талант мастера - уметь привлечь внимания, затянуть в тенета хитрых ходов, продуманных мер и стремительных, экспромтом, противодействий Акаги, Кайдзи или ехидного худощавого блондина Токучи до тех пор, пока у вас уже не осталось ни копейки в кармане, или не одного не просмотренного эпизода на диске. Можно долго спорить о снижении градуса подогрева по сравнению с «Кайдзи», ведь «Один на вылет» более бескровен, чем предыдущая работа Юдзо, важнее заметить другой малозаметный, но далеко не малозначимый аспект сериала.
Главная обманка сериала притаилась в развенчании принципов построения аниме в стиле «спокон», к которому словно бы относиться и данный сериал. На первый, и обманчивый взгляд схема проста: «есть команда второго дивизиона, и есть жутко одаренный новичок, который проходя путь через напряженные тренировки, ожидаемые поражения и необязательные победы и приводит себя, и сотоварищей к триумфальному финалу». При этом зрителя традиционно, пытаются заставить, если не полюбить, то, по крайней мере, подвигнуться на личное изучение бокса или, скажем Го.
В случае «Одного на вылет» чарующий ореол романтики спорта жестоко развеян, игрокам не в силах помочь ни тренировки, ни командная поддержка, ни пример лидера, если все это не закреплено продуманной стратегией «выиграть любой ценой». Думаю, у этого сериала есть реальные шансы отбить у некоторых потенциально симпатизирующих бейсболу зрителей, желание самому профессионально выходить на поле. Вы только представите сериал о футболе, где победа достигается отработкой ударов не по воротам, а по ногам форвардов, или в попытках подлить слабительное в питье баскетболисту. Этот реалистичный способ сказать о теневой стороне спорта может отчасти реабилитировать некоторые наигранные красивости сериала, и плоскость характеров, словно придавленных стереотипностью персонажей второго плана, коих львиная доля, и главная заслуга которых – не мешать проворачивать логические шарады и взламывать вражеские головоломки Токучи Тоа.
В сериале бейсбол вовсе не метод достижения успеха с помощью отбивания битой мяча, а способ выбить деньги, заработать даже на проигрыше. Если хозяин команды финансового заинтересован в том, чтоб его команда не стала чемпионами, то и для настоящего победителя должно войти в привычку регулярно прыгать выше головы. И делать невозможное возможным, вовремя перехватывая палки, вставляемые в колеса и результативно отбиваясь ими сразу на два фронта. Как бы ни был быстр игрок, или же хорош в отражении летящих мечей, подчас именно неспортивный способ запечатать его сильную сторону приведут к положительной динамике в турнирной таблице.
«Один на вылет» - игра в одни ворота, он держаться на одном ловком пинчере, и это, несомненно, театр одного актера и многочисленных и восхищенных зрителей. Сцена на отрытом воздухе, на ковре газона и в ложах тренерских скамеек, где всем другим только приходиться по указке «серых кардиналов» жестами сигналит архиклассическое «кушать подано». И попутно народно-массово безмолвствовать с перекошенными лицами, и «100%», как любит говорить прима сериала, озадаченно суетиться развешивать ружья по стенам, не зная когда и как они бабахнут. Если главные герои предыдущих сериалов боролись против системы, и бились против мира цинизма и бездушного расчета, то Токучи просто научился хитро лавировать, и обращать силу врага против него самого.
А борьба прогнившего общества и отчаянного одиночки превратилась в способ одурачить мошенников теми же способами, что используют и они сами. Острота конфликта смягченна безразмерной личной харизмой, и ситуациями переменного плутовства, ушли грубые черты лиц персонажей, срезаны углы подоплеки, смягчены шипы безумия и отчаянья. Да и музыкальные темы уже не так цепко врезаются в память, заставляя искать ОСТ и не придавая нужные акценты драматичным и почти рискованным инцидентам.
И напоследок, быть может, вы думаете, что представленные авторские мотивы вызвали у меня желания отговаривать кого-нибудь от просмотра, тогда вы ошибаетесь! Дьявольски расчетливый игрок с желтыми волосами не даст вам опомниться и бросить сериал, и только к финалу придет понимание – нас всех безжалостно обманули! Спасибо, дайте нам еще такой же артистичный способ вводить себя в заблуждения, и мы Вас не обманем, и снова будет заворожено любоваться на «команду одного игрока».
|