World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (82)
 - компании (2)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - syoboi
 - allcinema
 - seesaa


 Сайты (рус)
 - fansubs


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Shadowserg
irenika
I am just a shadow
Noun
Contributor
Chitsa



вернуться на страницу аниме «Грехи Кассяна» | вернуться на страницу комментариев



Keytee | СА?: 8 лет 8 месяцев | отзывов 40, их сочли полезными 833 раз 2009.05.08

ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ
Кроме «Casshern Sins», нет иного аниме, к которому я относилась бы с таким трепетом и даже благоговением. Просмотр каждой серии превращался едва ли не в ритуал, и я обязательно должна была избрать для него особое время, когда не грозит постороннее вмешательство, и когда я способна настроиться на нужный лад, на восприятие. Потому что жертвовать тем невероятным погружением в атмосферу, которое даёт это аниме, никоим образом не хотелось.

Здесь глубина содержания подкрепляется совершенством формы, а эстетическая красота выразительных средств удивительно осмысленна. Я не видела ни одного аниме, за исключением, может быть, «Мононоке», где рисовка находилась бы на таком уровне. Мрачные постапокалиптические строения, разрушенные и коррозирующие, сменяются ржавыми пустынями, где ветер метёт чёрную пыль. Безмятежная лазурь безжизненных морей ярко контрастирует с белыми песчаными пляжами, где памятниками когда-то исчезнувшей жизни остались лишь россыпи разноцветных ракушек, а ещё – гигантские каменные глыбы правильной формы – сооружение древней цивилизации или работа природы? Здесь мертвенная прелесть кристаллических долин, словно выстланных слоем драгоценных камней, соседствует с оазисами, островками зелени среди агонизирующего мира. Это умиротворённые лужайки, покрытые ромашками и иными полевыми растениями, - и тревожные, почти сюрреалистические пространства, заполненные кислотными цветками неизвестной природы. Последние клочки плодородной земли близ Светоча поросли странными синими цветами – одним из главных символов этого аниме. Постройки здесь временами грешат против законов физики, но они, как и пейзажи, прорисованы с удивительной тщательностью и вниманием к деталям – как и всё остальное, впрочем. Вид десятка подобных пейзажей в какой-нибудь картинной галерее способен привести эстета в экстаз, а тут мы можем наблюдать подобное на протяжении 24 серий.

В первой половине этого аниме реалистичность рисунка относительно сохранялась, хотя тогда уже было видно, что это чужеродный, фантастический мир, невыразимо прекрасный. Во второй же половине рисовка приобретает откровенно сюрреалистические формы, мы видим необыкновенную игру цвета и света, привычный тип рисовки прерывается моментами, когда остаются лишь почти бесцветные контуры тел, или вставками чёрно-белого фильма – во сне одного из персонажей. Событиями завладевают странные смены цветовой гаммы, а временами невидимое светило отбрасывает сияющие блики на тело и лица персонажей. Вместе с музыкальным сопровождением, состоящим из тревожных и очаровывающих мелодий, это создаёт совершенно психоделический эффект, когда завороженно следишь за происходящим на экране и без остатка погружаешься в этот странный, но столь притягательный и проработанный мир.

Сам сериал состоит как бы из двух частей. В первой половине нас знакомят с миром, и каждая серия является практически отдельной историей, посвящённой встреченному на пути главного героя персонажу. Тем не менее, сюжет отнюдь не топчется на месте, поскольку, пережив каждую из историй, Къяшан (подобное написание его имени ничем не хуже остальных, а для меня намного привычнее, так что буду называть главного героя именно так) выходит из неё уже изменённым. Да и первичное представление самых значимых персонажей даётся также в первых 12 сериях этого аниме. Дальнейшие 12 серий повествуют уже непосредственно о сюжетной линии, и стиль их несколько изменён, но я не могу сказать, что он стал хуже или лучше – обе части по-своему прекрасны.

Первая часть аниме рассказывает о людях и роботах, населяющих умирающий, разрушающийся мир. Об их жизнях, поставленных перед фактом скорого разрушения. Кто-то безропотно принимает свою участь, кто-то не хочет смириться с ужасающей неизбежностью, а кто-то хочет дарить надежду, созидать – посреди всеобщего морального и физического разложения. Красота в первой части «Грехов Къяшана» - это основная категория. Женщина, сотворённая, чтобы петь, дарит своей песней надежду отчаявшимся существам. Художник раскрашивает город в свой собственный цвет – мыслимо ли заниматься этим, когда подобные вещи давно потеряли значение, и для большинства жителей единственной целью осталось мародёрство, поиск ещё рабочих деталей, дабы продлить ещё ненадолго своё бренное существование? И даже остов металлического тела, засыпаемый снегом, вызывает не только грусть, но и мысль о том, как же это всё-таки красиво… И предварением к восприятию всего этого будет история о женщине, которая хотела создать колокол, звоном своим возвещавший о том, что этот умирающий мир до сих пор ещё прекрасен.

Даже отношение к главному герою остальных жителей этого мира, которых он обрёк на неизбежное разрушение, происходит через категорию красоты. Двумя полюсами, знаменующими отторжение и приятие, во многих случаях будут являться не противоположности, а «виновен» и «красив». Впрочем, как мы увидим дальше, эти понятия нерасторжимы. Красота его хищных, стремительных очертаний будет следствием совершенства его, как машины для убийства, что запятнает его грехом и приведёт к разрушению мира… И его грех – убийство Луны – будет причиной новой красоты, - бессмертное, лишенное изъянов тело в мире, где каждый обезображен коррозией и ржавчиной.

Во второй части сериала категория красоты отходит далеко на второй план, и на сцену выходят такие понятия, как жизнь и смерть. А также, как следствие – бессмертие, и самое интересное, безжизненность – при фактическом наличии жизни, если её понимать как возможность передвигаться, мыслить, говорить. Здесь Къяшан и Луна будут воплощениями двух противоборствующих идей и стремлений, двумя полюсами сложной системы, на которой я сейчас подробно останавливаться не буду. Впрочем, тема жизни и смерти – не единственная из «вечных» человеческих тем, которая поднята в этом произведении японской анимации.

При первоначальном знакомстве с Дио и Ледой, имеющими то же происхождение, что и Къяшан, я не могла избавиться от ощущения, что они в аниме позиционируются как Мужчина и Женщина, а не как-либо иначе. Как потом оказалось, первое впечатление не подвело меня. И впрямь, они создавались именно в этом качестве… Но в расчёты вкралась ошибка, и это определило их дальнейшую судьбу. Дио и Леда являются воплощениями типично мужских и женских качеств соответственно (я бы даже сказала, архетипов). Вообще, я считаю, что женщины – существа гораздо более приземлённые, чем мужчины, что следует из самой их природы. Женщины порождают новую жизнь, поэтому крепко повязаны с плотским миром. Мысль мужчин, не связанных подобным предназначением, а также материнским инстинктом, направлена на менее материальные предметы и более прямолинейна. Продолжение рода играет совсем незначительную роль в смысле их жизни, в отличие от женщин – такова уж природа, которую никаким феминизмом не избыть. Женщина, которая в первую очередь предназначена для созидания новой жизни, и которая лишена этой возможности – это страшное дело. И Леда именно такова, и в этом причина её сумасшествия. Вообще говоря, морально она является куда более зрелой, чем Дио, но изъян, скрытый в ней, мешает обрести истинную зрелость, оправдать смысл своего существования как женщины, - вот она и мучается, бесится, использует как коварство, так и силу. Дио же далёк от всего этого – у него другие проблемы. В первую очередь, уязвлённая гордость. Когда мужчинам кажется, что кто-то покушается на их мужское достоинство и гордость – это тоже страшно, поскольку инстинкт победителя заложен в их подсознание также крепко, как и материнский инстинкт у женщин. Как для Леды смыслом жизни является завершить своё предназначение как женщины, так для Дио - завершить мужское предназначение - быть абсолютным победителем, быть первым, - доведённое до абсурда. И трагедия их в том, что они появились на свет уже такими – не способными сделать то, что для чего рождены.

Любили ли они друг друга? Сильным личностям сложно любить, потому что это значит – попадать под влияние, а сильные желают лишь влиять, но никак не наоборот. Но всё же… Наверное, любили. Но любовь их была столь же искажённой, как и полны изъянов сами их сущности.

Вообще, несмотря на то, что практически всеми персонажами являются роботы, пусть созданные по человеческому образу и подобию или даже имеющие в своём строении что-то от людей, - их эмоциональность и способность переживать, смеяться и плакать находится на достаточно высоком уровне, уже не машинном, а человеческом. И чем сложнее и более развит духовно персонаж, тем глубже его эмоции и переживания. Более того, у наиболее развитых из них, которые ближе всего подошли к человечности, даже просыпается чувственность плотская, как у Люз или, в меньшей степени, у девушки с колоколом из первой части аниме, - даже если по рождению они лишь роботы, и в их телах нет ничего от человека, в отличие от Къяшана, Дио или Леды.

Внимание же самого Къяшана в первую очередь сосредоточено на плане морально-этическом. Ранее не знавший сомнений и противоречий, он не умел задумываться о том, что есть плохо, а что хорошо, что есть он сам, а что есть окружающий мир. Но его грех – убийство Луны – было для него своеобразным вкушением плода с Дерева познания Добра и Зла. Къяшан, с этого момента обретший возможность мыслить подобными категориями, погружается в пучины мучительной рефлексии, раздирается противоречиями и пытается осознать себя, своё место в мире и свою цель. А также – что хорошо, а что плохо, что является злом, а что – добром. И те истории, чьим свидетелем он был в первой части своего пути, стали для него бесценным опытом, сквозь призму которого он будет рассматривать окружающий мир, и на основе которого начнёт строить свои рассуждения.
Вообще говоря, это аниме удивительно продуманно. Если нам что-либо показывают здесь, то, скорее всего, это имеет некий смысл, пусть с первого раза и не всегда ясный. Можно возразить, что «истина – в глазах смотрящего», и уже зритель пытается найти смысл там, куда его не заложено (и что самое интересное, находит же! ), но здесь, по-моему, не тот случай, поскольку все находки, которые обретаешь в поисках скрытого значения, складываются в единую картину, части которой не противоречат друг другу. Изъянов в этой картине очень мало. Я могу вспомнить только несколько мелочей, которые мне показались минусами – например, зачем нужна была в первой части история о Софите, которая жила лишь сражениями, если в основном сюжете один из самых главных персонажей, Дио, является воплощением этой же идеи? Или – почему во второй части появилось такой пренебрежение к Френде, механическому псу, которого из полноценного персонажа, пусть и не говорящего, превратили в некое приложение, которое появляется сюжете, когда это удобно создателям аниме, а когда не вписывается в кадр, таинственным образом исчезает? Впрочем, как я уже сказала, подобных недостатков очень немного, и они глобально ни на что не влияют.

«Грехи Къяшана» - очень необычное аниме, во многом – фантастическое (в первую очередь противопоставлением повседневности, а не жанром), полное условностей – большинство идей и проблем здесь находятся в рафинированном виде, свободном от подробностей и лишних деталей, - и является скорее философской притчей, нежели чем-либо иным. Из-за этих особенностей круг зрителей, которые могут оценить его по заслугам именно в этом качестве, оказывается весьма ограниченным. Но те, кто находятся в их числе, получат ни с чем не сравнимое удовольствие от просмотра.


+23Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.






обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура