ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ
Я ненавижу пафос. Люто. Но представить себе «Код Гиасс» и его главного героя Лелуша Ламперужа без пафоса я не в состоянии. Без пафоса они не будут так органичны, ибо «Код Гиасс» это аниме о революции и переделе мира, а Лелуш – бунтарь и революционер. Здесь просто необходим пафос, только в самом лучшем смысле этого слова. Ведь что такое пафос? Это воодушевление, подъем, энтузиазм. Какая же это будет революция без поднятия духа? Для меня невозможно представить себе Лелуша благоразумным юношей, делающим карьеру на ниве бизнеса, к примеру. Лелуша, устраивающего себе комфортную жизнь с виллами и яхтами. Лелуша-семьянина с женой-фотомоделью и кучкой благополучных детишек. И слава Богу, что я не могу этого представить, ибо такой, какой он есть – Зеро, принц Британский, Дьявольский Лелуш, или просто Лулу, – он мне нравится намного больше )). Да, мне хочется говорить именно о главном герое, потому что он здесь – стержень сюжета, ключ к пониманию основного замысла и то «чудо», которое превращает так нелюбимый мною пафос во что-то поистине величественное.
Лелуш в самом начале истории – это отверженный принц, чья мать была убита еще в пору его детства, чья сестра лишилась возможности ходить и ослепла, чей отец отверг собственного сына – так, словно всего лишь отбросил носком сапога камешек, лежавший на дороге. Вопрос Лелуша «Почему отец не защитил мою мать?» еще не получил ответа, превратившись в навязчивую мысль. Жизнь, в которой ради безопасности сестры и своей собственной, приходится скрывать свое происхождение. Лелуш, каким он сам себя ощущает, это Лелуш отвергнутый и несвободный. Это чувства, с которыми он живет – живет изо дня в день. А при таком раскладе у человеческого существа есть только два выбора – смириться или бунтовать. Закономерно, что Лелуш выбирает бунт, как только ему предоставляется такая возможность – случайный дар Гиасс, дающий способность управлять другими людьми. Гиасс, как сказала Сицу, ставшая дарителем Лелуша, наделяет человека способностями в соответствии с его желаниями. Уже тот факт, что Лелушу достался именно такой Гиасс, говорит о том, что смириться для него неприемлемо. Он был рожден, чтобы повелевать. И вот тогда появляется Зеро – человек под маской. Для британских завоевателей – террорист. Для одиннадцатых или японцев – лидер, который может вернуть им свободу. И таким главный герой был до конца первого сезона, пока с него впервые не сняли маску.
Но любая революция это своего рода стихия. А стихия не терпит постоянства, поэтому в процессе борьбы Лелуша меняются обстоятельства, меняются враги и союзники, меняется сам Лелуш. В итоге – маска сброшена с Зеро окончательно, и тот, кто скрывал свое происхождение, открыто заявил о себе. В итоге – пролиты моря крови, принесены тысячи жертв, а вкус предательства узнали все, кто был ввязан в эту революцию. Предавал Лелуш, потому что использовал людей, как шахматные фигуры, потому что обманывал, и тут легче назвать имена тех, кому он не солгал хотя бы раз. Предавали Лелуша, потому что люди не при любых обстоятельствах способны слепо в кого-то верить, сохранять верность до конца, и не всегда способны прощать. И, кажется, что только одного предательства не было – Лелуш ни разу не предал сам себя, хотя были моменты, когда он был близок к этому. По собственной воле возведя все свои поступки в абсолют зла, он остался верен своей цели – переделать мир. Он стал плохим для всех, но он остался честен с собой.
Зеро – как воплощение людской надежды. Лелуш – как воплощение людской ненависти. Если взять на себя смелость и заговорить устами главного героя, пытаясь в двух предложениях объяснить мотивы его финального поступка и даже всего реализованного в финале плана «Реквием по Зеро», то, по-моему, это прозвучит так: «Вы не будете ненавидеть друг друга, пока вы ненавидите меня. Вы не будете желать войны, пока вы помните обо мне». Конечно, если подвести события аниме к порядку вещей реального мира, то Лелуша Британского обязательно забудут – всех без исключения кровавых завоевателей забывают. Нет, по факту, мол, был такой в истории, разумеется, помнят. Но эмоциональная память, затрагивающая настоящий, на уровне животного, страх перед войной, со временем, если оно мирное, стирается. Так что символом ненависти мира «Кода Гиасс» Лелуш станет лишь на время. Но это будет спокойное время.
Однако «принять весь огонь людской ненависти на себя» - это не все, что сделал Лелуш. По большому счету он остановил умирание мира. В реальном мире, где одни страны находятся на нелегком пути к развитию или ввязаны в войны, а другие экономически стабильны, сложно представить себе всеобщее благо в действии. В мире «Кода Гиасс» нашелся человек (император Чарльз, отец Лелуша), который решил это всеобщее благо воплотить в жизнь, т.е. осчастливить сразу всех... Я когда-то, будучи совсем еще зеленым подростком, читала «Пикник» Стругацких и плакала в финале на фразе «Счастье для всех и пусть никто не уйдет обиженным». Хотелось этого. Вот даже до слез. Однако... Это исключительно личное мнение, конечно, но по-моему, когда человек во всем благополучен, когда ему не приходится достигать всего тяжелым трудом, он становится ленив и слаб. Тот, кто знает, что такое голодать, болеть и пробиваться «через тернии к звездам» (ключевое слово здесь «тернии»), тот не будет делать трагедию из безответной юношеской любви – он уже познал плохое и через это научился ценить хорошее, даже если его мало. Тот, кто не привык бороться, возведет безответную любовь в ранг великой трагедии. Мир, где у всех есть все для счастья, – это мир слабых, мир потерявших интерес к жизни, ибо нет жизни без цели и движения к этой цели. «Тот, кто знает для чего жить, всегда найдет ответ на вопрос – как жить». Для чего жило бы человечество того мира, который хотел создать император Чарльз? Как бы кощунственно это не звучало, но как верно то, что за бурей следует затишье, верно и то, что каким бы долгим ни было затишье, буря рано или поздно заявит о себе. Фиг его знает, может быть, это высший замысел Творца, его же просто так не спросишь, а он просто так не ответит )). Но – имхо-имхо! – буря под названием «Лелуш» была неизбежностью для этого мира, очередным витком по спирали. Мир, который катится к абсолютной тирании, где свобода существует только для избранных, а сильный подминает под себя слабого, - это мир, с которым Лелуш – нет, все-таки Зеро – начал бороться. Мир, который грозит стать счастливой утопией по красоте замысла, но бесцельностью и умиранием по сути, - мир, который Зеро – нет, уже Лелуш, - предотвратил. Или победил, что здесь одно и то же. Собственно, он победил их оба, если еще вспомнить Шнайзеля.
Это аниме не из тех, о которых можно сказать «Оно чему-то научило меня в жизни: как преодолевать трудности, как исправлять ошибки, как добиваться цели и т.д.». «Код Гиасс» нечто совершенно иного плана, нечто эпическое и глобальное – эдакий сравнительный и упрощенный аниме-анализ различных философий мироустройства по простому разделению «Мир Прошлого – Мир Настоящего – Мир Будущего». А еще это история одной неординарной и выдающейся личности, которую сначала боготворили, а потом ненавидели. Но те, кто переделывает мир, и не могут нравиться всем, ибо идеальный мир для каждого свой. Те, кто переделывает мир, не смогут обойтись без жертв – в ином случае они попросту ничего не переделают, ибо «Жить, не причиняя боли другим, – это несбыточная мечта». Но, с другой стороны, переделом не могут заниматься все сразу, чтобы каждый создал угодный только для него мир, ибо это будет уже не передел, а хаос. Для передела мироустройства нужна не толпа, а личность. И в этом контексте имхо Лелуш не был ни врагом своего мира, ни его героем. Он был неизбежностью. По сути, он разрушил не мир, он разрушил остановку мира на очередном витке спирали бесконечности, чтобы этот мир смог двигаться дальше, ибо без движения нет жизни.
P.S. Финал – один из лучших, что я видела в аниме. Он нескучен, он интригует до последнего, он держит на нерве. В нем все великолепно. Но, пусть это немного пристрастно, однако мне не хватает в нем только одного: чтобы в самом-самом конце мелькнула в кадре знакомая паукообразная лапка (рука, в смысле, привет художникам CLAMP’а), узнаваемая такая, и чтоб на внутренней стороне ладони там была красная птичка )). Но это не обязательно и не принципиально. Может же рядовой зритель, вроде меня, позволить себе такое маленькое неисполнимое желание? ))
|