Мне всегда казалось, что триллер — лёгкий жанр, легче трагикомедии или драмы. Потому что всё, что в нём нужно сделать — это напугать зрителя, заставить его ждать абстрактного чего-то... вот, собственно, и вся схема-то. Человек по природе своей пугается просто. Всего-то и надо — исказить то, что обычно его окружает, и оно начнёт выглядеть как надо — дико и страшно.
На фоне всего этого остаётся один вопрос. Ну и где вы все, хорошие триллеры? Вернитесь, я всё прощу!
"Идеальная синева" — триллер. Хороший, правильный, параноидальный, как всегда у Кона — про кинематограф и про запутывание между реальностью и бредом. Только здесь, в отличие от прочих, он выруливает на чёткий ответ — что было галлюцинацией, а что — правдой. По-моему, зря.
Там есть совершенно гениальный момент, когда зрителю вдруг начинает казаться, что всё, что было до сих пор — завязка истории — иллюзия, а снимаемое кино — реальность, в этот момент мой рот открылся, а тело совсем уж было затрепетало в восторге, но... нас снова вывели в реальность. Таким образом, "Идеальная синева" так и осталась всего лишь триллером. Отличным, страшным, напряжённым, психологичным, но с неприятно однозначной концовкой (последний кадр меня прямо-таки даже возмутил! ). В остальных своих работах Кон всё рассказывает о монстрах (или, кстати, наоборот), сотворённых нашим сознанием, здесь же — монстр реален, а искажения сознания — результат его работы.
В целом же сценарий — довольно типичный для триллера. Это ничуть не умаляет его достоинств (повторяю, покажите мне ещё хоть один! ), это... просто делает его несколько проще, чем он мог бы быть.
Рассказывать о том, что это отлично снято, я уже даже как-то подустала. Это Кон. У него всё и всегда снято безупречно. в "Синеве" ещё не так остро ощущается авторский стиль (хотя бы в плане рисовки мимики), но это, в свою очередь, даёт автору больше свободы: все эти жуткие безликие люди, окружающие Миму, и правда пугают. Отдельный припадок молений — за комнату Мимы. Я вообще уже свыклась с тем, что нормальные интерьеры рисуют только там, где хотят поэстетствовать, а просто так — никто не заморачивается тем, что же должно быть у девушки в комнате.
И всё же я рада, что Кон вырулил от подобного к тому, что он делает сейчас. Я люблю произведения про тёмную сторону человека, это правда. Но снимать их — гораздо легче, чем те, что про светлую сторону. Показать натуральное просветление, по-моему, способны единицы, а то и единица, в "Синеве" же нет места для этого самого просветления, ибо здесь мысли являются следствием реальности, а не наоборот. Реальность сама "приходит в себя", не оставляя героине места для переосмысления. Как раз тогда, когда для неё могло бы всё измениться, находится более простое и лёгкое решение. Парадоксально, но того самого пере-живания, катарсиса, перелома реальности изнутри, а не снаружи, — попросту нет.
И в итоге выходит, что "Идеальная синева" — отличный психологический триллер, :напряжённый, драматичный, с классным сценарием и отрисовкой, и... не более того. 9/10.
|