World Art - сайт о кино, сериалах, литературе, аниме, играх, живописи и архитектуре.
         поиск:
в разделе:
  Кино     Аниме     Видеоигры     Литература     Живопись     Архитектура   Вход в систему    Регистрация  
  Рейтинг аниме | Ролики | Манга: алфавит, жанры | База данных по аниме | Теги | Онгоинги | Сезоны аниме   
тип аккаунта: гостевой  

 Основное
 - авторы (68)
 - компании (8)
 - связки


 Сайты
 - ann
 - anidb
 - mal
 - syoboi
 - allcinema
 - seesaa


 Сайты (рус)
 - fansubs
 - kinopoisk


 Википедия
 - википедия (en)
 - википедия (ja)
 - википедия (ru)


 Промо
 - трейлеры
 - постеры
 - кадры


 Для читателей
 - рецензии
 - болталка
 - написать отзыв

Над страницей работали:
Цикада
irenika
starski2
ewgenia
I am just a shadow
Contributor
MefrIll
diadianatorin



вернуться на страницу аниме «Волчица и пряности (первый сезон)» | вернуться на страницу комментариев



Karasu-san | СА?: 16 лет 11 месяцев | отзывов 47, их сочли полезными 614 раз 2009.01.27

"Видишь, как безжизненно
Тих ее зрачок?
Кто ты есть без женщины?
Помни, дурачок! "

В. Долина

---------------------

Попав в очередной раз в виртуальные гости к фирме "Kotobukiya", я с восхищением обнаружил две великолепные фигурки редкой "зверской" тематики: веселую нэку Мао из "Shining Tears X Wind" и ехидную волчичку Хоро из "Spice and Wolf". Впечатление было слишком сильным – значит...

Все же прерывать созерцание очередного сезона любимой "Арии" не слишком хотелось, и поэтому я наведался на "World-Art" поглазеть на комменты. Они оказались абсолютно полярными: в случае с "Shining Tears X Wind" ключевыми словами были: "Полный бред! ", тогда как "Spice and Wolf" величали не иначе как "открытие сезона". Стало ясно, что смотреть придется.

От "Shining Tears X Wind" я ничего особенного и не ждал – снято по играм, значит, стандарт (маленькие шедевры типа "Disgaea" встречаются там редко). Так и вышло, но резкое зрительское неприятие меня озадачило: а почему, собственно? Классическое "fantasy", добротная постановка. Прекрасные эльфийки, мрачные злодеи, романтические отношения героев – все на уровне. И Мао оказалась прехорошенькой девушкой-кошкой, загляденье просто...

И вот "Spice and Wolf" ("Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу...") Там и пришлось остановиться – в районе девятой серии. В совершеннейшем недоумении.

Как человек, имеющий отношение к сочинительству, с огорчением заявляю: я давно не сталкивался со столь безобразным подходом к сценарию.

Вообще-то, на языке у меня вертится словечко покруче, но я не знаю подробностей происшедшего. Что именно купила "IMAGIN"? Полные права на экранизацию или только саму идею? Как далеко разрешено менять сюжет и характеры персонажей? Позволительно ли автору ранобэ (или манги) хоть как-то влиять на творческий процесс? Или же режиссер – сам царь и Бог: что хочу, то и ворочу?

Вопросы не праздные: на Западе, когда дело касается экранизаций, оговаривается и учитывается абсолютно все (вряд ли в Японии слишком уж иначе – чьи ученики-то?) Например, Джоан Роулинг, продавая права на "Гарри Поттера" американам, в специальном пункте договора уточнила роли, которые должны играть только английские актеры и никакие иные. Это было прямое вмешательство в святая святых Голливуда (кастинг), но прибыли маячили колоссальные – дельцы от кино поворчали, но согласились.

Но в любом случае сценарист, в конце концов, получает все необходимое для работы. Конечно, авторов хода игры может быть и много, как, скажем, в "Air" (шестеро по числу режиссеров – и уж они отвели душу! Правда, по мнению многих, пасьянс все же сошелся, но это отдельная тема). Важно лишь то, что Внятный Сюжет в итоге обязан быть выстроен! Или Невнятно-Абсурдный с виду ("Фури-Кури"), но логически верный. Иначе получится то, что называется неприятным словом "халтура". Или же "творческая неудача" – звучит приятнее, но сути не меняет: сценарист работает не на себя, любимого, а на команду.

В "Spice and Wolf" связный сюжет отсутствует напрочь. Было полное впечатление, что мне показывают лишь демонстрационные куски из большого проекта – серий на тридцать с гаком. Причем выбранные практически наугад.

(Сразу хочу уточнить: я ни в коей мере не грешу на переводчика. Поскольку им был ТехноМаг – имя в переводе аниме. Столь же классного уровня, как Nomad, PraDed, Xander, Pelikan. Или даже как Redbull. ТехноМаг отлично работал с такой махиной, как "Juuni Kokki" – одно это говорит о его квалификации).

Я без конца тормозил просмотр, вчитываясь в сабы до боли в глазах (и в "ass", и в дополнительно поставленные "srt"), стараясь хоть как-то увязать поток неуклюжих разглагольствований с полумистическим экранным действом, но не мог. Что скрывается за путешествием Хоро на север? Что конкретно за страна, где происходят события? Почему столько злобы выплеснуто на церковь? Откуда взялись страшные волки, которыми буквально кишит свободное пространство между городами? Кто они по сути – неужели всего лишь бесшабашный "молодняк"? Является ли золото в этом мире главным торговым эквивалентом, и если да, то о какой его контрабанде может идти речь? Что из себя представляют упомянутые наемники? Почему Хоро для перевоплощения может использовать не только классическую кровь, но и особую пшеницу? Отчего цена на мех должна непременно возрасти, если он вдруг пахнет яблоками (а не красной икрой, допустим)? И так далее.

А тут еще прелестный эндинг. Который, однако же, действует, как серпом по абрикосам. Прямо-таки намек: да не заморачивайтесь – перед вами легкое зрелище типа "Луизы-Нулизы" и не больше! Ах, опенинг вас уже настроил на фильм с оттенком трагизма, как минимум? Ну, это надо уточнить у сценариста. Спешка, неувязки – бывает...

(Разумеется, бывает. В умную, стильную и необыкновенно мощную по воздействию "Scrapped Princess" всобачили рекламу под столь попсовую музычку, что уши вянут и мечтают отвалиться. И кошачьи, и волчьи, и человечьи).

Боюсь, что сценаристу задавать вопросы бессмысленно. Ибо его работа или же откровенно не профессиональна, или, действительно, спешка была такая, что ему разрешили халтурить – мол, зритель как-нибудь домыслит сам. И вообще, "сойдет за мировоззрение"...

Пример. Героя и героиню в подземелье настигают преследователи – и тут выясняется, что ими командует невинная с виду Кроя (кстати, не пойму, с какого переляку ее называют "Хлоей"? Дафнисом в сериале и не пахнет...) После неудачных переговоров она бросает ледяным тоном: "Женщина нужна живой, мужчину можете убить..."

Вот это да! По мысли создателей, у зрителя мурашки должны по коже бегать туда-сюда при виде столь хладнокровной мерзавки. Которая цинично много лет притворялась обычной пейзаночкой. Какой эффектный ход!

И какой дешевый, если подумать здраво. Любой мало-мальски профессиональный литератор знает: экстраординарные поступки вменяемых героев должны мотивироваться за-ра-не-е. И по возможности незаметно. Дабы у зрителя не возникала мысль, что с ним играют в поддавки. Делается в данном случае это очень просто: при желании выставить Крою тайной злодейкой, достаточно было показать в первой серии, как она мимоходом пинает ногой, допустим, спящую кошку. И весело смеется при этом. Все – характер намечен, дальше логичное развитие.

А что происходит еще? Лоренса пытаются убить, причем бьют расчетливо и наверняка. И тут наш герой – простоватый с виду парень и добряк – показывает такий класс рукопашного боя, что только руками разводишь. Прямо спецназовец в отставке. Поневоле на ум приходит известная байка о том, как некий граф с женой гулял по лесу, и графине вдруг захотелось послушать вальсы Шопена. Граф раздвинул кусты и воскликнул: "Сейчас сыграю! Тут рояль случайно нашелся! .." Но "случайно" в искусстве – это для дилетантов.

Восьмая и девятая серии добили меня окончательно. Сорок с лишним минут там неторопливо переливали из пустого в порожнее – и это в сериале действия, как-никак! И всего при 12 сериях! Стало ясно, что ничего ожидать не приходится и от таинственной с виду Норы, ибо ее образ так же не додуман, как, собственно, и сам каркас сюжета. Так и вышло: "пастушка со знанием языческой магии" осталась заурядной статисткой. Уберите ее из фильма – ровным счетом ничего не изменится.

Удивительное дело: в "Shining Tears X Wind" банальность сидит на тривиальности и штампом погоняет, а вещь смотрится лучше. Потому что задействована беспроигрышная, проверенная схема от "fantasy", которая работала и будет работать веками. Да, для искушенных зрителей это "бре-е-еед! ..", а как быть с неискушенными? То бишь, с не искусанными еще до крови цинизмом жизни? Ведь их немало! И они смотрят и будут смотреть наивное, возвышенное зрелище, где главные герои (он и она) лишь в финале вдруг понимают, что не могут друг без друга. И успевают соединиться – в самый последний миг. В этом ведь и скрыта главная сила аниме – только оно сейчас так или иначе, но дарит человеку Надежду. Разумеется, тому, кому она нужна. (Остальным не до того – надо за валютным курсом следить. Пардон: за процентным соотношением драгметалла в золотых румионах и серебряных тренниях... Люди словно позабыли, что в гробу карманов нет).

А что же "Spice and Wolf"? Неужели с ним все так и безнадежно?
Не совсем. Ведь там правит бал Хоро Мудрая. А если честно, то Хоро Сумасбродная, Хоро Капризная, Хоро Нахальная и Хоро Любительница Выпить И Закусить. Но в любом случае, она великолепна!

Когда я впервые пришел в мир аниме, то был убежден, что запросто найду много сериалов про лис-оборотней. Классическая восточная история, как-никак. Но – увы – за несколько лет не нашел ничего. Попадались симпатичные лисятки в "Inuyasha" и в "Urusei Yatsura", была необычная "Гиперполиция", где лису-девятихвостку Сакуру озвучивала лучшая, на мой пристрастный вкус, сейю всех времен и народов Тиако Сибахара – но все это немножко не то. И вот мечта моя сбылась в неуклюжем сериале с совершенно абсурдным названием. "Волчица и пряности", видите ли... "Лисица и неприятности" – вот как надо!

И, право, не стоит ссылаться на волков серых, волков красных, волков степных, пустынных, северных и прочих. Перефразирую Козьму Пруткова: если на клетке с типичнейшей лисой висит надпись "Волчина позорный", то не верьте глазам своим. Врет надпись, ярлык, а не само существо. И пусть хоть сто раз будет произнесено "okami" – в душе непременно отзовется "kitsune". Хоро именно такая, какой изображены лисы в "Лисьих чарах" китайца Пу Сун-Лина и в японских "Хромой лисичке" и "Благодарности лисички" – перечитайте, если не верите. Ну а главный аргумент – это, разумеется, шикарный, роскошный, восхитительный рыжий хвостище с нежнейшим белым пятном на самом кончике. И то, как трогательно и бережно хозяйка с ним обходится – вы в сказках про волков встречали хоть что-нибудь похожее? ("Слышен треск берез, Не щадит мороз, На ходу ко льду Волчий хвост примёрз..." – ага?) Какая там "Википедия", чего вам еще?

Больше того – по тому, как относится Лоренс к ее хвосту (оценил таки, мальчик! ), Хоро судит о нем как о человеке вообще. Подход, безусловно, интересный. Я всегда считал, что наша цивилизация была бы гораздо более гуманной и осмотрительной, если бы в процессе эволюции Человек сохранил бы Хвост. Желательно, большой и пушистый, но сойдет и как в "Utawarerumono". Сей чувствительный к рывкам и постоянно путающийся под ногами (в буквальном смысле) предмет очень мешал бы активно делать гадости.

Ума не приложу, зачем авторам "Spice and Wolf" (всем! ) вздумалось ломать прочно сложившийся литературно-художественный стереотип, имеющий к тому же архетипические корни? Ведь ясно, что затея безнадежная. Или, по их мнению, стая волков много страшнее? Недооценочка: рыженькая хитруша способна не только курочек душить, но и валить овечек. Вспомните жуткую лисицу долины Монсалдэл из рассказа Э. Сетон-Томпсона.

И такой еще момент. Насчет заботливых волчиц в мировом искусстве мне ничего не известно (Ракша-Демон из "Маугли" не в счет), а вот лисы-оборотни в некоторых случаях выступают для мужчин в роли фей-охранительниц. Как в упомянутой "Хромой лисичке". Как в данном сериале. Это ведь только кажется, что в повозке вдруг очутился всего-навсего капризный зверолюд женского пола – на самом деле, это было спасение для Лоренса-человека от Лоренса-торгаша. Ведь у парня отличные задатки оптово-розничного бизнесмена, но еще не вытравлено этой безжалостной профессией чувство порядочности и меры. И если бы не Хоро, то достался бы он Крое, никуда бы не делся. И вот эта милая дивчина отшлифовала бы его характер до абсолютной безжалостности. По образу и подобию представителя Торговой Гильдии – благодетеля с хорошим аппетитом. Кому живется весело-вольготно в аниме? – "Купчине толстопузому! – сказали братья Губины, Иван и Митродор"...

Как было бы славно, если б и "человеческие самки" (термин незабвенной пелевинской А-Хули) хоть изредка вели себя в манере Хоро! То есть, строили бы мужчину во имя его спасения от безудержных амбиций, а не только для собственной выгоды и капризов. И Хоро действительно мудра именно этим: она не стервозничает, а постоянно "встряхивает" небезразличного ей паренька. Да-да, та самая знаменитая женская реакция: ты ей – об особенностях чеканки монет, а она в ответ: "А я хочу хурмы! " (яблок... пирожка с мясом... персиков в меду...) Чтобы много думающий о себе "человеческий самец" не зацикливался окончательно на своих великих планах и прожектах (знаем-знаем: сперва небольшой магазинчик, затем небольшая сеть торговых точек, потом небольшая торговая империя...) А то ведь Лоренс уже дошел до того, что говорит Норе: "Я сделал в тебя хорошие инвестиции! " Это юноша – девушке! Умереть не встать...

А посему лисичке Хоро нечего делать в пантеоне анимешных богинь и прелестниц – для этого она слишком земная и суровая (спокойно говорит, как о чем-то обычном: "Отгрызать попавшую в капкан лапу – дело нормальное"). О ней просто всегда следует помнить в реальной жизни нам, самонадеянным мужчинам. Чтобы не уподобляться в натуре "чутким и отзывчивым" торговцам из сериала. Помните, как они "помогали" Лоренсу? Вот так-то.

А тот самый "элемент моэ", о котором упоминала Коната Идзуми из "Lucky Star", в образе Хоро, разумеется, присутствует. И в большом количестве. Но ведь "только этого мало", как сказал Арсений Тарковский...


+37Если Вы считаете этот комментарий полезным, то проголосуйте за него.






обсуждение закрыто




Ответы на вопросы | Написать сообщение администрации

Работаем для вас с 2003 года. Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше.
Права на оригинальные тексты, а также на подбор и расположение материалов принадлежат www.world-art.ru
Основные темы сайта World Art: фильмы и сериалы | видеоигры | аниме и манга | литература | живопись | архитектура